8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В каких произведениях встречаются почтовые лошади. Росинант и другие. Знаменитые лошади в мировой литературе

10 художественных произведений о лошадях, которые должен прочесть каждый лошадник!

Специально для читателей EquiLife.ru мы представляем список лучших художественных произведений о лошадях, которые должен прочесть каждый конник.

В нашем списке – произведения и классиков, и современных авторов; в центре всех этих рассказов и повестей – лошади, а зачастую и повествование в них идёт от лица лошади. Многие из этих историй основаны на реальных событиях, и большинство из них были экранизированы.

1. Дымка (Виль Джемс)

Виль Джемс (1892-1942) — американский художник и писатель франко-канадского происхождения. «Дымка» — повесть о ковбойском коне по имени Дымка, умном, храбром и гордом. Суровые испытания выпали на долю мышастого жеребца из американских прерий, но он смог с достоинством пройти через них. Книга была экранизирована в Голливуде.

2. Холстомер (Лев Толстой)

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – великий русский писатель, один из величайших писателей мира. «Холстомер» — рассказ старого пегого мерина о своей жизни. Рысак Мужик I-ый по прозвищу Холстомер был очень резвой лошадью, но был выбракован по причине пегости. Его жизнь была очень трудной, он сменил множество владельцев и попал под седло табунщика…

По рассказу был поставлен спектакль «История лошади» и опера «Холстомер».

3. Изумруд (Александр Куприн)

Александр Иванович Куприн (1870-1938) – русский писатель и переводчик. «Изумруд» — рассказ о сером рысаке, ставшем жертвой человеческой непорядочности и корыстолюбия. Рассказ основан на реальных событиях – истории серого якобы орловского рысака Рассвета, который на самом деле был американским рысаком по кличке Вильям С. К.

4. Внук Тальони (Петр Ширяев)

Петр Алексеевич Ширяев (1888-1935), русский писатель и переводчик, хорошо знал мир коннозаводства и бегов. «Внук Тальони» — рассказ о временах Гражданской войны; о том, как одному крестьянину попала в руки орловская кобыла Лесть, про её судьбу и судьбу её потомка, рысака по кличке Внук Тальони. Книга основана на реальной истории жеребца по кличке Милый (внук Барона Роджерса) и его матери Скоморошки; была дважды экранизирована.

5. Браслет II (Лев Брандт)

Лев Владимирович Брандт (1901-1949) — советский писатель. «Браслет II» — удивительная история призового рысака, ставшего по капризу судьбы обозным конём, подвозившим снаряды во время наступления Юденича на Петроград в 1919 году. В повести трагедия одного животного сплетается с трагедиями людей и показывает ужас эпохи, сломавшей жизни многих людей и животных и полностью изменившей судьбу огромной страны. Правдивая, тяжёлая и сильная повесть, которая была экранизирована в 1968 году.

6. Прощай, Гульсары! (Чингиз Айтматов)

Чингиз Айтматов (1928-2008) — русский и киргизский писатель, дипломат. В повести «Прощай, Гульсары!» — история киргизского крестьянина Тананбая и иноходца Гульсары, который сопровождал Тананбая и был ему другом на протяжении долгих лет. Критики отмечали, что образ Гульсары является метафорой сущности человеческой жизни, в которой неизбежно подавление личности, отказ от естественности бытия. Книга была экранизирована.

7. Боевой конь (Майкл Морпурго)

Майкл Морпурго (р. 1943) – английский писатель и сценарист. «Боевой конь» — трогательная история о дружбе между конём Джоуи и мальчиком Альбертом, рассказанная от лица коня, прошедшего через кровавую войну. Автор предлагает нам взглянуть на войну глазами лошади – смирного и преданного человеку существа, почувствовать абсурдность и жестокость войны, которая не щадит ни людей, ни животных. В 2011 году книга была экранизирована.

8. Мустанг-иноходец (Эрнест Сетон-Томпсон)

Эрнест Сетон-Томпсон (1860-1946) — канадский писатель, художник-анималист, натуралист. Он чрезвычайно правдиво и точно описывает действия, поступки и повадки животных. «Мустанг-иноходец» — красивая и жестокая история о гордом и свободном жеребце. Книга была экранизирована.

9. Чёрный Красавчик (Анна Сьюэлл)

Анна Сьюэлл (1820-1877) – знаменитая английская писательница. Её повесть – пожалуй, самая известная английская книга про лошадей, в Англии ее читают практически все дети и подростки. Эта книга заставила людей посмотреть на мир глазами лошади, научив их добру и сочувствию. «Черный Красавчик» — история жизни вороного коня, полная непредсказуемых поворотов и драматических событий. По мотивам этой знаменитой книги снято несколько фильмов, сериалов и мультфильмов.

10. Самый красивый конь (Борис Алмазов)

Борис Александрович Алмазов (р. 1944) – советский и российский бард и писатель. «Самый красивый конь» — добрая повесть про мальчика, который попал на конюшню и влюбился в лошадей. Перед читателем в этой книге открывается целый пласт советской истории, жизнь детской и юношеской конноспортивной школы. В 1977 году по книге был снят фильм.

Исследовательская работа»Образ лошади в произведениях литературы»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Муниципальная научно- практическая конференция

«Образ лошади в литературе как мерило нравственности человека».

ученица 5 класса

МОУ «СОШ п.Заволжский»

Руководитель: Ушакова О.В.-

учитель русского языка и

II Основная часть

Глава 2. Лошадь и современность…………………………. стр.4-5

Глава 4. Подбор произведений и их анализ…………………………..стр.6-8

Глава 5.Проблемы, которые ставят авторы в произведениях………стр.8-9

IV Используемые интернет ресурсы и литература…………………. стр.11

Господь, сотворив лошадь, сказал ей: «С тобой не сравнится ни одно животное; все земные сокровища лежат между твоими глазами. Ты будешь топтать моих врагов и возить моих друзей. С твоей спины будут произносить мне молитвы. Ты будешь счастлива на всей земле и тебя будут ценить дороже всех существ, потому что тебе будет принадлежать любовь властелина земли. Ты будешь летать без крыльев и разить без меча…» (Арабская легенда)

Читать еще:  Делаем живот красивым – как избавиться от пуза. Каловый, пивной и жирный животы

Выбор темы моей исследовательской работы не случаен: я очень люблю лошадей; в прошлом году я работала над темой «Конь — наш друг и помощник», многое узнала нового о лошадях, а в этом году решила обратиться к литературе, ведь образ лошади, коня присутствует во многих произведениях.

Я задумалась над тем, какую роль играют лошади в художественных произведениях? Что помогает понять лошадь человеку? Для чего в произведениях дан образ лошади? Как изображается лошадь? Каким изображается человек рядом с лошадью?

Цель данного исследования — рассмотреть образ лошади в литературе на примере нескольких произведений.

Исследовать, что значила лошадь для наших предков и что — для современного человека;

Выбрать и прочитать произведения, в которых встречается образ лошади.

Проанализировать и выделить проблемы, поднятые в этих произведениях.

Найти параллели в изображении лошади и человека

Определить нравственные уроки, которые дают авторы читателям через образ лошади.

Методы исследования, использованные в работе:

— поисковый (работа в Интернет, в библиотеке);

— диагностическая деятельность (обработка материалов, составление диаграмм);

— создание и защита презентации.

Гипотеза: через отношение человека к лошади, автор показывает нравственные его качества.

Глава 1. Из истории

1.1.Как лошадь стала главным помощником человека.

Лошади были одомашнены людьми очень давно, тысячи лет назад. Ученые считают, что лошади поначалу были лишь источником мяса и молока, потом носили на своих спинах всадников. Существует множество пород лошадей (более 100)

Как ни странно, но лошадь не сразу стала главным помощником человека в сельском хозяйстве. Кого только не пробовали люди на эту ответственную роль: были быки, и коровы, и волы, даже слона они временами заставляли трудиться в поле.

Наконец, обратились к трудяге — лошади – покладистому, трудолюбивому и ловкому животному.

Ведь она обладает огромной силой и выносливостью, способна без устали работать несколько часов подряд. У лошади потрясающая память на места и предметы. Она прекрасно ориентируется и в дождь, и в пургу, и днем, и ночью.

1.2Применение лошади в различных сферах человеческой деятельности

Без коней невозможно представить русскую армию и наших воинов – богатырей. Упряжные и вьючные лошади перевозили пушки, боеприпасы, продовольствие, раненых солдат и т.д.
Незаменима лошадь на охоте . В середине XVIII века во времена царствования Петра III дворянство было освобождено от службы царскому двору. Именно с этого времени началась настоящая история псовой охоты в России.

Невозможно представить Россию без тройки лошадей. Тройка, запряженная серыми орловцами, своеобразный символ русской истории — неизменный атрибут национальных праздников: свадеб, гуляний, рождества. Мчащаяся по заснеженной дороге тройка — стереотип многих иностранцев в представлении о России, точно такой же знаковый символ как русский самовар, гармонь или бублики.

Глава 2. Лошадь и современность.

2.1.Как изменилась роль лошади в современном мире

Прошли годы… Эпоха лошадей в качестве незаменимого транспорта, труженика в поле и перевозчика тяжестей закончилась. Лучшим другом крестьянина почти всегда оказывается трактор или комбайн…
Военные теперь предпочитают использовать самолеты и танки, а нынешний плуг лошадь, пожалуй, и с места не сдвинет. Это правда, тракторы и автомобили одно время вытеснили лошадь из сельского хозяйства. Однако на некоторых работах лошадь незаменима, особенно там, где нерационально использовать трактор или автомашину (вспашка приусадебных участков, сбор молока из личных хозяйств, подвозка обедов в тракторные и полеводческие бригады, особенно в ненастную погоду и бездорожье, и т. п.). Былая слава лошади постепенно восстанавливается, поголовье коней увеличивается.

2.2.Лошадь и спорт

Конный спорт — это спортивные игры с использованием лошадей . При езде верхом всадник активно взаимодействует с движением лошади. Вопреки распространенному заблуждению, бега и скачки являются не конным спортом, а испытаниями лошадей. Конный спорт впервые был включён в программу летних Олимпийских игр в 1912 году .

Конный цирк — старейший вид циркового искусства, в котором большинство номеров связано с показом дрессированных лошадей и наездничества. Среди крупнейших представителей русского и советского конного цирка А. Саламонский, Н. А. Никитин, Ефимовы, Манжели, Кантемировы и.т.д

2.4. Лошадь и медицина

Очень помогает лошадь в охране и восстановлении здоровья человека. В России туберкулёз, дистрофию и некоторые другие болезни издавна лечили башкирским кумысом. Этот напиток из конского молока. Натуральное кобылье молоко является для человека биологически более полноценным продуктом, чем коровье.

Существует своеобразный вид физиотерапии верхом на лошади, который называется иппотерапия. Но, пожалуй, самое важное и полезное в иппотерапии – это общение человека с большим и добрым животным.

Во многих областях служила и служит лошадь человеку. Но самая важная – это воспитание в человеке доброты.

Я провела анкетирование среди учащихся своего 5 класса, в котором приняли участие 23 человека. Предложила ребятам вопросы:

Любите ли вы читать книги о животных? (да-23 ч.)

Кто из животных может быть другом человеку? (собака – 12ч., кошка – 8ч., лошадь — 2ч., попугай – 2ч.)

Может ли лошадь быть другом человеку? (да-23ч.)

Есть ли у лошади свой характер, душа? (да — 20ч., не знаю – 3 ч.)

Может ли лошадь превосходить человека в чём-либо? В чём? (скорость – 17 ч., преданность – 3ч., не знаю – 3ч.)

Как вы думаете, в наше время науки и техники нужна ли человеку лошадь? (да – 20ч., нет – 3ч.)

Какие произведения о лошадях вы читали или можете назвать? (никакие – 20ч.)

Данные анкетирования показали, что учащиеся владеют незначительными сведениями о лошадях, о том, какое значение образ коня имеет в художественной литературе.

Читать еще:  Почему все так быстро закончилось? Мавлет Алавдинович Батиров: биография

Подбор произведений и их анализ.

Работая над темой исследования, я прочитала такие произведения, как Г.Куклин «Игренька», отрывок из повести В.Распутина «Последний срок» — «Игренька», Б.Васильев «Великолепная шестерка», М. Шолохов «Жеребенок», А.И.Куприн «Изумруд», В.П.Астафьев «Запах сена», К.Паустовский «Теплый хлеб», «Сивый мерин», Л.Толстой «Холстомер», Б. Алмазов «Самый красивый конь», А.Чехов «Тоска». На некоторых из них хочется остановиться более подробно.

Повесть Бориса Алмазова «Самый красивый конь» . Эта повесть о самом обычном мальчике, честном и добром, немножко «шляпы». о том, как он влюбился в лошадей, как новое увлечение — конный спорт — повлияло на его характер, о настоящей мальчишеской дружбе, и не только мальчишеской. Для нас, современных читателей, эта повесть ещё и настоящий путеводитель в советское прошлое нашей страны, с пионерами и ещё нужными в хозяйстве лошадками, дожившими до тех времён.

Сказка К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Действие в этой сказке происходит во время Гражданской войны, в обычной русской деревне. Конь был ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжелую работу, помогал мельнику Панкрату, все жители деревни считали своим долгом заботиться о нем. Мальчик Филька по прозвищу «Ну, тебя» обидел раненого коня. Поэтому в деревне начинаются всякие беды. В конце произведения Филька понимает свою ошибку. Нет ничего ужаснее, чем потерять доверие, расположение живущих рядом, будь то человек или животное. Все мы живём в одном мире, связаны одними кровными нитями. И нельзя доводить природу до такого состояния, чтобы она, мстила человеку за все обиды, которые он ей наносит .

А.И.Куприн «Изумруд». Главный герой – жеребец Изумруд. Именно его глазами описаны все события. Рысак просыпается накануне бегов в полночь и, убаюканный теплом конюшни и ароматом сена, вновь засыпая, возвращается в детство, к матери-кобыле. Счастливые и приятные воспоминания прерываются суетой начавшегося дня. Нетерпение застоявшегося Изумруда сдерживают мудрые руки англичанина. В конечном итоге победа рысака — это торжество американской выездки, превращающей “лошадь в живую безукоризненную машину”. Непонятные для него манипуляции фотографа, запечатлевшего триумф Изумруда, прерваны “чёрной рассыпающейся массой” людей. И далее происходит что-то совсем уж непонятное для рысака, обозначенное криком: “Поддельная лошадь, фальшивый рысак, обман, мошенничество, деньги назад!” И виноваты люди — одни, пытавшиеся обмануть других, и другие, мстящие за обман. А между ними — совершенной красоты жеребец Изумруд, так и не понявший, что ему подсыпали отраву в овёс, чтобы прекратить дальнейшее разбирательство.

В основе рассказа – случай, как мальчик по имени Петька теряет своего любимого коня, отправляется на трудный, рискованный поиск своего любимца.

Он ругает себя за то, что заснул, а проснувшись увидел, что коня нет, его окружает «Лес необычный, какой-то сказочный, таинственный, страшный»; «Лес начал шуметь»; «Кричала, давила кукушка»; «Вокруг костра ходили тени». И он отправляется на поиски друга: «Взбираться на косогор было трудно и скользко»; «В холодную грязь вязли колени»; «Летел от дерева к дереву»; «В лицо брызгало»; «Петька боялся дышать». И вот Петька идет в цыганский табор и там ищет своего коня. «Здесь нечего искать, надо искать в других местах». Отчаяние сменяется надеждой. «Ладно, что не снял колокольчика, теперь по колокольчику я где хошь найду Игреньку — пусть хоть лес, пусть хоть ночь». Вдруг откуда-то издалека нанесло звуки: Но это была заблудившаяся корова.

«Петька сел на пень.

Закрыл руками глаза и, весь обмокший, исцарапанный, од ного только хотел: увидеть мать. Прийти к ней, завернуть го лову в её передник и рассказать всё….. И только успел он забежать в лес, глядит и не верит: стоит перед ним Игренька.

Хвост в листьях, голова завёрнута, крепко притянута ремнём к толстому суку корявой сосны. И колокольчик мёртво смотрит вверх. Так и есть — подделся ремень.

Петька выхватил ножик, взобрался на сосну и дал ножом по ремню, ремень разлетелся. Игренька фыркнул, выпрямился, громко, на весь лес, заржал».

Петька — обыкновенный мальчишка и необыкновенный, так как не испугался, сумел преодолеть свой страх. Герой проходит через целую цепь испытаний, маленьких приключений, прежде чем он все-таки найдет коня.

В рассказе «Великолепная шестерка» Б.Васильев размышляет о равнодушии и безответственности молодого поколения, о тех людях, которые растят и воспитывают это поколение, о том, что забота о ветеранах выливается в какие-то формальные традиции.

Герои рассказа — пионеры, которые отдыхали в летнем лагере. Покатавшись на лошадях, они привязали их к дереву, а на следующий день уехали домой -закончилась смена. Они наигрались, накатались, потешили свое самолюбие и обрекли коней на мучительную , голодную смерть.

Всех героев этого рассказа можно разделить на 2 группы. Для 1 группы (Кира Сергеевна, физрук, вожатая) важно доказать свою непричастность к происшедшему, сохранить переходящее знамя соцсоревнования. Они напористы, грубы, неискренни, отказываются даже от очевидных фактов. Другая группа (лейтенант, ветеран Петр Дементьевич Прокудов, который любит, заботится, испытывает благодарность к лошадям, ведь Кучум во время войны спас ему жизнь, это в его «зимней конюшне так замечательно пахло лошадьми») — они ничего не требуют, их по-настоящему заботит судьба молодого поколения, отсюда горечь, боль в их словах. Лейтенант приезжает в пионерский лагерь, потому что его волнует судьба и ветерана войны, и этих ребят, которые совершили этот проступок.

Он приехал не для того, чтобы ребят строго наказали, он хочет, чтобы люди, которые занимаются воспитанием детей, обратили внимание на то, что дети растут равнодушными и безответственными.

Попустительство руководства лагеря привело к гибели коней. Желание скрыть правду, откупиться, равнодушие к живому человеку привели к гибели старого заслуженного человека. «А почетный пенсионер колхоза Петр Дементьевич Прокудов тем же вечером умер. Он купил две бутылки водки и выпил их в зимней конюшне, где до сей поры так замечательно пахло лошадьми».

Читать еще:  Лук порей калорийность на 100 грамм. Лук-порей: польза и вред, калорийность, способы приготовления. Ограничения по употреблению

Проблемы, которые ставят авторы в произведениях.

В своих произведениях авторы ставят проблемы:

несправедливого отношения человека к лошади

одиночества и человека, и животного

власти и жажды наживы посредством эксплуатации животного

старости человека и животного

нравственных ценностей в жизни

Как же эти проблемы прослеживаются в произведениях?

Грубый (н аотмашь ударил кон я , т.е. сильно размахнувшись)

Закинул хлеб далеко

Закричал: «На вас не напасешься, христрадников, иди, копай его мордой».

Лошади в легендах, мифах и литературе

Верные спутники людей – лошади упоминаются уже в самых давних легендах, мифах, дошедших до наших дней, они вошли в пословицы и поговорки, художественную литературу и произведения живописи.

ПЕГАС – возможно, самый знаменитый из волшебных коней. Он был сыном Посейдона и Медузы Горгоны. Крылатый конь появился из морской пены и упавших в нее капель крови убитой Персеем Медузы Горгоны. Пегас взлетел на Олимп и доставлял Зевсу громы и молнии.
В греческой легенде герой Беллерофонт получил от богов крылатого коня Пегаса и благодаря ему смог убить крылатое чудовище Химеру. «Беллерофонт знал, что только тот может победить Химеру, кто владеет крылатым конем Пегасом, знал он и где найти этого дивного коня…. Смело вскочил на него Беллерофонт и накинул на голову золотую уздечку. Долго быстрее ветра носил Пегас по воздуху героя, наконец, смирился и с тех пор верно служил Беллерофонту»
Пегас – символ поэтического творчества. По легенде на горе Геликон он выбил копытом волшебный источник Гиппокрену (лошадиный источник), и вода из этого источника дает вдохновение поэтам.

КЕНТАВРЫ (полулюди-полукони) — занимают особое место в древнегреческой мифологии
Это были лесные или горные демоны, спутники Диониса, весьма пристрастные к вину и отличавшиеся буйным нравом и невоздержанностью. Миф о них возник вероятно после частых набегов скифов на греческие города. Древним грекам, впервые увидевшим кочевников, сидевших в седле, казалось, что конь и человек составляют единое целое, что это особые существа.
Кентавр есть и на небе – это зодиакальное созвездие Стрелец. Мудрый кентавр Хирон, искусный охотник, гимнаст, ботаник, врач и композитор – захотел помочь аргонавтам в их походе за золотым руном. Чтобы облегчить им плавание, он придумал зодиакальные созвездия, и одним среди них поместил свое изображение в виде Стрельца.

БУЦЕФАЛ – конь Александра Македонского – реально существовавшая лошадь. Отец Александра Македонского — Филипп II купил его своему двенадцатилетнему сыну за рекордную по тем временам сумму — 13 талантов (примерно 340 кг серебра). За эти деньги в то время можно было оплатить содержание 1500 солдат. Буцефал переводят и как «Дикий конь», и как «Бычьеголовый». Якобы конь так был назван за его широкий лоб, скорее всего, и рост у него был небольшим. В давние времена вообще рослой считалась лошадь до 140см в холке!
Буцефала не удавалось никому объездить, нрав у него был дикий. И только Александр догадался, что конь боится теней. Когда он повернул коня мордой к солнцу, тот позволил Александру сесть на себя. И с того дня только Александр мог ездить на нем.
Александр Македонский – величайший завоеватель в истории – не раз был обязан жизнью своей верной лошади. Конь не боялся ничего, кроме собственной тени, на нем Александр дошел до Индии, там же конь и погиб, спасая жизнь своего хозяина. На месте его гибели Александр основал город – Александрия Буцефала (теперь – Лахор). Считается, что Буцефал – единственный в мире город, названный в честь лошади.

В русской литературе встречаются необычные лошади — например, самая маленькая – КОНЕК-ГОРБУНОК. Он был «ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами». По видимому, это был пони!

РОСИНАНТ – конь благородного Дон Кихота – был необычайно тощ. «Затем Дон Кихот осмотрел своего коня, — пишет Сервантес. — Он хромал на все четыре ноги и состоял лишь из шкуры да костей». Кстати, «rocín» по-испански и означает «кляча». «Росинант обыкновенно не отличался особой ретивостью, но тут, почуяв свободу, он приободрился, а так как, не в обиду ему будь сказано, курбетов он делать не умел, то ограничился тем, что стал перебирать ногами.»

КОНЬ Д’АРТАНЬЯНА – беарнский мерин лет 12-14 – был замечателен своей мастью – желтовато- рыжей, «… с облезлым хвостом и опухшими бабками…. все же способен был покрыть за день расстояние в восемь лье.» Столь странный конь донес будущего мушкетера до Парижа! «Лошадь в самом деле ярко-желтого цвета, — сказал про нее Рошфор. — Этот цвет, весьма распространенный в растительном мире, до сих пор редко отмечался у лошадей».

БОЛИВАР из рассказа О’Генри «Дороги, которые мы выбираем» — возможно, самая широко известная «литературная» лошадь. «Мне очень жаль, Боб, что твоя Гнедая сломала ногу, но Боливар не вынесет двоих!». Эта фраза стала крылатой.
Появились даже анекдоты, где главный герой – конь Боливар:
-Боливар не вынесет двоих.
-Боливар не вынесет даже одного! Это говорю вам я, Боливар!

Метки: легенды; мифы; литература

Знаете ли вы, что самый большой выигрыш на скачках был получен в 1987г. в Лос-Анжелесе и составлял 1,627,084 доллара.

Приходилось ли вам бывать на конных скачках? (голосов: 21)

  • Да 4 (19%)
  • Регулярно 2 (10%)
  • Пока нет 15 (71%)

Информация на сайте не является публичной офертой.

Источники:

http://equilife.ru/uncategorized/10-equestrian-books/
http://infourok.ru/issledovatelskaya-rabotaobraz-loshadi-v-proizvedeniyah-literaturi-830156.html
http://www.paddock.ru/famous.shtml

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector