7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Упражнения по актерскому мастерству. Комплекс упражнений для занятий в театральном кружке

Упражнения по актерскому мастерству

Уроки тренинга по актерскому искусству на нашем сайте направлены, в первую очередь, на практическую сторону развития сценического мастерства. Этим и объясняется использование в обучении специальных игр и упражнений на закрепление знаний и тренировку актерских навыков. Представленные ниже упражнения, нацелены на развитие не только какого-то определенного профессионального качества, но и на совершенствование целого набора умений, полезных для перевоплощения в роль. Многие из этих приемов и упражнений применяли ведущие мировые актеры для развития своего актерского таланта.

Упражнения на выразительность: пантомимы и инсценировки

Для мастерства любого актера важны чувство правды и выразительность. Именно эти качества помогают актерам услышать от режиссера заветное слово «верю». Актерам необходимо развивать выразительность и правдоподобность, чтобы стать понятными своему зрителю, нужным образом донести до них идею театрального произведения. Для этого существуют специальные методики и упражнения.

Пантомима. Пантомима – это вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела без использования слов. Для выполнения упражнений с пантомимой отлично подходят всем известные игры: Крокодил, Активити, Alias. Цель подобных игр – с помощью пантомимы и без слов постараться объяснить загаданный предмет, явление или фразу другим игрокам так, чтобы они догадались. Это не только полезно для тренировки выразительности, но и очень весело, так что смело приступайте к выполнению данного упражнения!

Инсценировка пословицы. Чтобы справиться с этим заданием, вы можете использовать не только возможности своего тела, но и слова. Цель упражнения — сыграть небольшую сценку, иллюстрирующую общеизвестную пословицу, таким образом, чтобы максимально доходчиво донести до партнёров по игре или зрителей ее смысл. Возможные примеры пословиц: «Семь раз отметь – один отрежь», «Баба с возу – кобыле легче» и т.п.

Упражнение «Слова на букву…»

Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букву: «К». На букву «П»… А на «В»?

Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы помочь вам максимально эффективно выполнить это упражнение, предлагаем обратить внимание на определенные группы окружающих предметов, которые вы, возможно, забыли включить.

Полезным для вас также может стать урок тренинга по творческому мышлению, посвященный развитию воображения. В этом уроке вы найдете различные советы и упражнения, которые будут актуальны и для развития ваших актерских способностей.

Упражнение «Повтори»

Любому начинающему актеру необходим свой ориентир, пример для подражания. В отличие от времен Станиславского, сейчас в нашем распоряжении огромное количество разнообразных примеров отечественного и зарубежного актерского искусства, легко доступных в Интернете. Нужно просто открыть youtube, скачать фильм с нужным нам персонажем и попытаться повторить его эмоции, речь.

Для выполнения упражнения включите видео и начните копировать позу, мимику, жесты, движения вашей модели. По возможности, копируйте голос, интонации, речь. Поначалу будет трудно, но чем больше вы будете репетировать, тем лучше будет получаться. Конечно, невозможно всё сделать в точности так, как делает ваш персонаж, старайтесь быть как можно более похожими: обращайте внимание на все детали, типичную манеру исполнения, испытываемые эмоции.

Приведенный ниже видеоролик иллюстрирует, как это упражнение на сцене выполняет знаменитый комедийный актер Джим Керри.

Упражнение на актерскую фантазию «Додумай»

Во время поездки в общественном транспорте попытайтесь придумать имя, биографию или другие детали для незнакомых людей, которые едут с вами, основываясь лишь на их внешнем виде. Обращайте внимание даже на самые незначительные мелочи и старайтесь придумать обоснование каждой детали внешнего вида наблюдаемого человека.

Если вы путешествуете в компании друга, поделитесь своими мыслями с ним, а потом предложите ему сделать то же самое, сравните ваши истории.

Эти упражнения направлены на развитие творческого мышления и фантазии актера, для которого богатое воображение является одной из важнейших составляющих успеха. Чтобы зритель поверил в вашу игру, вы сами должны на какое-то время убедить себя в том, что являетесь своим персонажем и живете его жизнью. Станиславский называл способность актера сотворить своего персонажа и вжиться в его роль искусством переживания, о котором вы сможете прочитать в данном уроке нашего тренинга.

От предлагаемых обстоятельств к роли

В этом упражнении вам нужно на основе известных жизненных обстоятельств героя додумать его характер и представить его эмоциональное состояние. Можно сказать, что это упражнение является противоположным предыдущему. Для его выполнения постарайтесь вообразить, как определенные жизненные обстоятельства повлияли на героя, его поведение, эмоции, слова. Постарайтесь описать или даже показать человека, который:

  1. Уже давно не спал и очень устал от выполнения сложной работы.
  2. Вчера получил повышение и новую зарплату в 2 раза больше предыдущей.
  3. Получил сверхспособности настоящего супергероя, теперь он умеет летать, лазить по стенам, пускать паутину запястьем.
  4. Только что проиграл все свое состояние в рулетку.
  5. Смотрит скучный актерский спектакль в то время, когда по телевизору идет футбольный матч его любимой футбольной команды.

Упражнения на концентрацию

Концентрация внимания очень важна для актера. Вокруг нас много факторов, которые влияют на наше поведение, мысли и эмоции. Если вы хотите хорошо сыграть свою роль, вам нужно научиться не отвлекаться на внешние раздражители. Кроме того, важно уметь быстро собраться и настроиться на предмет своего перевоплощения. Для развития актерского внимания существует ряд техник и упражнений.

Обратный отсчет. Закройте глаза и досчитайте от 100 до 1 про себя. Постарайтесь считать одинаковым темпом и не очень быстро. Дышите ровно и концентрируйтесь на числах, пытайтесь представлять их визуально.

Концентрация на предмете. Присядьте поудобнее и сконцентрируйте свой взгляд на каком-то одном предмете, например, на стрелке висящих на стене часов. Постарайтесь выкинуть посторонние мысли из головы и думайте только о стрелке.

Также существуют специальные техники улучшения концентрации, видео одной из которых вы можете посмотреть ниже, начиная с 4-й минуты:

Выполняйте эти упражнения для тренировки умения быстро сконцентрироваться, но помните, что для внимательности иногда полезно просто выспаться и четко определить объект концентрации. Другие полезные советы, как быть внимательными, вы можете прочитать в специальном уроке.

Упражнение «Смена ролей»

В жизни мы нередко играем различные роли, попадая в разные обстоятельства. Если мы хотим развить в себе актерский талант, нам важно научиться управлять эмоциями, играя самые разнообразные роли. Ведь все эти умения — профессиональное ремесло актера, которое должно быть у него на самом высоком уровне.

Чтобы тренировать контроль над эмоциями и способность быстро менять роли, попробуйте выполнить следующее упражнение. Несколько раз произнесите одну и ту же фразу (к примеру, «Дорогие друзья, я не зря собрал/а вас здесь»), с позиции разных персонажей: маленькой девочки, ее мамы, пожилого человека, бизнесмена, знаменитого артиста, президента. Попытайтесь найти особенности каждого из них, для этого фразу можно немного модифицировать, добавляя типовые речевые приемы каждого персонажа. Кроме того, вы можете попробовать произносить фразу от имени одного и того же персонажа, но находящегося в разных эмоциональных состояниях.

Для этого упражнения полезно использовать уже описанные нами приемы, которые вы можете найти в уроках по ораторскому искусству и ремеслу актера.

Упражнения на импровизацию

Импровизация – это работа актёра по созданию сценического образа, действия и собственного текста во время представления, не по заранее созданному сценарию. С помощью импровизация легко проверить, насколько умело вы владеете качествами настоящего актера. Как правило, в жизни нам приходится играть именно спонтанные, неотрепетированные роли, поэтому тренировка импровизационных навыков актуальна не только для профессиональных актеров. Существуют различные модификации импровизации и упражнений для совершенствования умения выступать без подготовки:

«Без остановки». Задача данного упражнения заключается в том, что вам нужно без подготовки непрерывно произносить монолог на определенную тему в течение 3-5 минут. Паузы должны быть минимальными, а ваше изложение должно звучать так убедительно, чтобы слушатели подумали, будто вы произносите заранее подготовленную речь. Темы могут быть разными: начинайте с предметов, которые вам хорошо знакомы, а потом переходите к малознакомым или вообще неизвестным темам. Высшим пилотажем является монолог вообще без темы.

Читать еще:  Пьер безухов 1 часть. Пьер безухов. Путь нравственных исканий Пьера Безухова

«Интервью». Другим видом импровизации является интервью. Попросите вашего знакомого или коллегу приготовить ряд вопросов для вас. Вопросы должны быть неожиданными и открытыми, то есть предполагающими развёрнутый ответ, а не просто «да» или «нет». Старайтесь быстро, уверенно и максимально подробно отвечать на поставленные вопросы, убедительно отстаивайте свое мнение и как можно ярче выражайте эмоции.

С привязкой к словам. Подберите 20-30 слов, которые отдаленно связаны между собой. Напишите каждое слово на отдельном листе бумаги или карточке. После этого вы можете начинать импровизационную речь, вытаскивая слова в произвольном порядке и связывая их в последовательный рассказ, обязательно используйте каждое из написанных слов в своем выступлении.

Комплекс упражнений на дикцию

Умение четко и внятно говорить является важнейшим качеством любого актера. Для тренировки дикции можно использовать специальные упражнения, направленные на развитие речевого аппарата и органов дыхания. Некоторые из подобных упражнений вы сможете найти в специальном уроке по риторике, а также в видеоролике, который мы разместили ниже.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Практика

Актерских упражнений очень много, но самое главное – это практическое использование этих приемов на сцене и в жизни. Оно позволяет не только отшлифовать необходимые навыки, но и научиться работать в реальных условиях с настоящими зрителями. Если вдруг вам представится уникальная возможность сыграть роль в школьном спектакле или на новогоднем корпоративе, ни в коем случае не отказывайтесь от нее, а смело беритесь за дело. Кроме того, наша обычная жизнь часто предлагает нам новые роли:

  • Вчерашний студент в аспирантуре становится преподавателем.
  • Обычный менеджер во время презентации превращается в великолепного оратора.
  • Знакомство с новыми людьми помогает открыть в себе новые качества и показать себя с лучшей стороны.
  • И многие другие.

Комплекс упражнений для занятий в театральном кружке

Открытое занятие в рамках промежуточной аттестации воспитанников театра-студии «Магистраль»
Возраст обучающихся : 9-12 лет

Год обучения: 1 год обучения

Тема занятия: «Город творчества – Магистраль»

Тип занятия: комбинированное

Время занятия: 1 час 30 мин.

Конспект итогового открытого занятия театра-студии «Магистраль»

Вступительная беседа – 5 мин.

Теоретическая часть – 5 мин.

Практическая часть – 1 час 10 мин.

Подведение итогов – 10 мин.

Цель занятия: Проверка теоретических знаний, умений и навыков актёрского мастерства в процессе работы над тренинговыми упражнениями и этюдами, закрепление на практике.

1. проверить и оценить уровень знаний, умений и навыков актёрского мастерства, пластики.

2. снять мышечные и психологических зажимы;

3. формировать способности к импровизации;

4. способствовать переходу порога сцены, преодолев страх перед публичным одиночеством.

1. развить эмоционально-эстетическую сферу, образное мышление, фантазию, воображение, память, внимание, наблюдательность, чувство ритма, стремление к самовыражению;

2. развить способность к перевоплощению через создание этюдов;

3. развить физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления;

4. развить умения взаимодействовать с партнёром, навыки свободного общения, коммуникабельности

1. воспитать умение работать в коллективе;

2. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, партнёрские отношения, любознательность, оптимистический взгляд на жизнь и собственную деятельность;

3. мотивировать на дальнейшие занятия театральным творчеством.

Развитие творческого потенциала ребёнка: на основе различных игр. Для построения занятий используются различные игровые варианты развивающих упражнений. В основном это варианты упражнений, используемые в обучении актеров. Т. е. при построении данного учебного занятия использованы профессиональные методы обучения учащихся навыкам актерского мастерства, сценического движения и сценической речи:

Метод физических действий;

Этот метод используется в работе над пьесой, сущность которого заключается в том, чтобы найти в пьесе точный событийный ряд, разбив ее на цепь событий, начиная с наиболее крупных и докапываясь до самых мелких. Это процесс познания материала. Этот метод вполне применим в работе над этюдами.

Метод ритмического воспитания – «Ритмичность» у актера должна быть чрезвычайно развитой, чтобы он мог строить свое сценическое поведение в соответствии с творческим замыслом.

Актёрский тренинг – это непрерывная смена игр и упражнений, главная задача которых развивать у учеников внимание, наблюдательность, воображение, творческую фантазию, логическое мышление, органичность и непосредственность исполнения заданий. Элементы актерской техники вводятся постепенно, однако большинство упражнений имеет комплексный характер, что позволяет совмещать работу по закреплению полученных навыков с освоением нового материала.

Метод игровой импровизации – применяется на разных этапах обучения актера: в целях развития восприятия, воображения, живого непосредственного взаимодействия между партнерами, в действенном, этюдном способе анализа пьесы и роли, выявлении характерности и в ряде других моментов обучения.

Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Уменьшение напряжения, снятие страхов и зажимов, развитие внимания, формирование способности выражать свои чувства, эмоции, понимать невербальное поведение других людей.

Методы мотивации и эмоционального стимулирования: доброжелательность, поощрение, игра, обращение к жизненному опыту детей, поддержка, установка на успех;

Методы контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов.

Метод усложнения заданий – от простого к сложному обязателен в обучении.

«Хлопки» («Хлопки — ускорение», «Хлопок-ответ», «Хлопки хаотичные», «Хлопки – внимание».

«Ходьба по сцене»

«Упражнение на мышечное расслабление и напряжение»

«Коробка передач — 5 скоростей»

«Движение в предлагаемых обстоятельствах».

«Воздух, жале, камень»

«Жизнь предметов» (будильник, зеркало, радио-приёмник, воздушный шарик, зонт, кресло, дверь, мусорное ведро, посудомоечная машина, спички)

«Животный мир» (хомяк, котёнок, павлины, попугай, рыбки)

«Профессии» (художник, модель, рыбаки, стоматолог)

«Цвета» (серый, оранжевый, зелёный, красный, розовый)

Исполнение «Гимна актёра» всеми обучающимися.

Анализ данного мероприятия самими учащимися через упражнение: «Свободный микрофон»

Формы работы: Групповая, в мини-группах (по индивидуальному заданию)

Наглядно-дидактические материалы: фото – и видео-презентация.

Подборка музыкальных отрывков:

Заставка «Новости», «Прогноз погоды», «Музыкальные отбивки», «Jazzbit”, “Games tubes”, Оффенбах «Парижский балет» (галоп), Штраус «Трик-трак полька», Моцарт «Симфония №40», Бетховен «Симфония №5», «Begin-Ing» Boris Covac.

Условия проведения занятия, оборудование:

– Учебная аудитория со сценой, ширмами, стульями;

– форма одежды детей: футболки «Магистраль», чёрные брюки, удобная обувь.

– обязательное отсутствие колющих предметов, булавок, волосы у девочек собраны на резинку.

– театральные костюмы и атрибуты.

usb — накопитель с музыкой, фото, видео — материалом.

Сценарий проведения открытого итогового занятия

Здравствуйте уважаемые родители, гости!

Театр-студия «Магистраль» приветствует вас на открытом аттестационном занятии воспитанников.

Сегодня для студийцев 1 года обучения состоится первое совместное выступление перед зрителем. Поприветствуем юных актеров.

Сейчас я хотела бы познакомить вас с тем чему обучает и что реализует образовательная программа театральной студии «Магистраль».

Сама идея создания театра-студии родилась от желания создать такое объединение единомышленников, где каждый смог бы развить свои творческие возможности, свою индивидуальность, самореализоваться по средствам театрального искусства.

Отсюда и цель образовательной программы – создание условий для развития творческих способностей, самовыражения, социализации детей и подростков, приобщения их к миру искусства через обучение основам театральной деятельности.

Репортёр: Вот мы и побывали в чудном городе Магистраль. К сожалению, наше путешествие заканчивается, и я прощаюсь с вами, передаю слово Екатерине. Екатерина?

Екатерина: спасибо Николай. Уважаемые телезрители, надеюсь вы узнали много нового и не скучали! Наша программа подходит к концу! С вами была я – Екатерина Стиженова! До свидания! До новых встреч!

Финальный номер «Маски» – Гимн актёра.

Пока затишье и пока,

Блестит во мраке капля света!

В огромном зале тишина,

Ещё не начался спектакль.

И холодна пустая сцена!

И холодна пустая сцена!

Актёр, иди туда, смелей!

По театральному закону

Плачь, смейся, сердце не жалей,

Слова любви, как дождь пролей,

Всё до последнего поклона!

Всё до последнего поклона!

Спектакль закончился, Пора!

Взорвали зал аплодисменты!

Поэт сказал «вся жизнь-игра»,

Взошла актёрская звезда

И засияла ярким светом!

И засияла ярким светом!

Конспект занятия театрального кружка для младших школьников

Тема занятия: Этюдная деятельность. Этюды на импровизацию.
Цель:
Обучающая: научить обучающихся выполнять образные упражнения, используя различные средства общения (жесты, мимику, речь).
Развивающая: развитие умения согласовывать свои движения с движениями партнеров по спектаклю, умение слушать партнера и не мешать ему.
Воспитательная: воспитывать эстетические чувства – творческое восприятие природы, жизни, искусства.

Читать еще:  Выгоды стройного тела примеры. Позитивные предписания для стройного тела. — Желание не нравиться мужчинам или женщинам

Задачи:
закрепить полученные знания в практической работе «Этюды на импровизацию по заданной теме»;
проконтролировать степень усвоения основных умений и навыков, а также изученных и сформированных на предыдущих занятиях.

Методы:
Словесные (объяснение, инструктаж)
Практические (практическая работа учебных упражнений, игровых упражнений)

Тип занятия: применение практических умений и навыков
Форма занятия : групповая
Вид занятия: взаимообучение, закрепление изученного материала.
Оборудование:
реквизиты (стулья, перья, бисер, лоскутки ткани),
наглядный материал для импровизации.
Межпредметные связи : музыка, мировая художественная культура.
Ожидаемый результат:
Обучающихся должны научиться основам построения этюда, как основной составляющей актерского мастерства.

I. Приветствие. Организационный момент
Цель: настроить обучающихся на продуктивную работу по теме, выяснить эмоциональное состояние детей до начала занятия
Упражнение-игра «Здравствуйте».
Педагог здоровается с обучающимися, проявляя какое-либо состояния: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, злорадство, доброжелательность…
Обучающиеся приветствуют педагога согласно, тому настроению, с которым пришли на занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.
Вопрос педагога: Что такое эмоции?
Ожидаемые ответы обучающихся: проявление чувства, переживания.
Руководитель кружка: Уважаемые дети! Сегодня темой нашего занятия является «Этюдная деятельность. Этюды на импровизацию»
Целью нашего занятия является закрепление полученных знаний в практическом применении выполнение образных упражнений, используя различные средства общения (жесты, мимику, речь).
Мы с вами в течение нескольких предыдущих занятий изучали тему «Этюдная деятельность».
Хочу напомнить вам, что этюд является основой развития актерского мастерства. Следовательно, чтобы овладеть основами актерского мастерства, мы должны хорошо овладеть техникой подготовки этюдов.
II. Актуализация опорных знаний.
Руководитель кружка. Изучая курс «Основы актерского мастерства» мы с вами изучили историю театра, его типы и виды. Кроме этого, мы изучили понятие сценической культуры, сверхзадача художественного произведения.
И сейчас мы с вами вспомним:
— Что такое этюд?
— Какова цель этюдной работы?
— Из каких компонентов состоит этюд?
— Что мы должны фиксировать и где импровизировать, работая над этюдом?
— На каком материале строится этюд?
— Что такое «предлагаемые обстоятельства» этюда?
— Какие бывают виды этюда?
— Каково место этюда в работе над постановкой драматического материала? (дети дают ответ)
Итак, суммируем изученное.
В современной театральной педагогике этюд — упражнение, служащее для развития и совершенствования актерской техники и которая состоит из различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем. Желательно, чтобы этюд содержал меньше слов, или был совсем без слов. Этюдная зарисовка должна содержать определенные события из жизни предмета, а ее содержание ассоциироваться с логикой поведения человека в различных жизненных ситуациях.
На предыдущем занятии для закрепления этой темы вы получили такое домашнее задание: придумать парный и групповой этюд на темы: «Лучшие подруги», «Утренний рацион домашней птицы», «Животные». Но перед тем, как вы покажете свои этюды, мы построим «Творческий круг», которое поможет вам настроить себя на выполнение своего домашнего задания.
(Руководитель проводит разминку)
Упражнение 1. Обучающиеся под музыку по кругу, высоко поднимая ноги, делают несколько шагов, от медленного до самого быстрого.
Упражнение 2 . Становятся в шахматном порядке, четыре шага вперед, семь назад,три вперед и один назад (2 раза).
Упражнение 3. Дети стоят в колонне по одному, по сигналу руководителя идут, изображая хомячков с надутыми щечками. Когда пришли, останавливаются, хлопают себя по щечкам, потом снова надуваются и уходят. Мы должны размять наши ротики, и это артикуляционная гимнастика, чтобы мы правильно и четко произносили слова — это называется дикция и это важный компонент культурного языка.
Упражнение 4. Обучающиеся четко произносят скороговорки, которые уже знают и сочетают их с игрой в творческом кругу.
(Дети выполняют подготовленные этюды под музыкальное сопровождение)
Руководитель кружка. Вы хорошо справились с домашним заданием и раскрыли в своих этюдах тему и добились поставленной цели. Самым важным является то, что вы включили вашу фантазию и смекалку, полученные ранее знания с умением использовали на практике.
Мы с вами изучили создание этюдов с воображением, а теперь мы научимся создавать этюды на импровизацию.
Этюд как мы знаем — это упражнение, которое помогает нам развивать свое актерское мастерство. Актерские навыки нужны в повседневной жизни, а обладание ими делает вас открытыми к общению, убедительными, позволяет общаться с кем угодно и на любые темы.
Быть выразительным — эмоционально и словесно, запоминаться. Чтобы этого достичь, достаточно развить свою природную артистичность, избавиться от зажимов — внутренних и телесных, страха сказать или сделать что-то не так.
Итак, этюд на импровизацию — это всегда небольшой отрезок жизни, созданный воображением, который базируется на запасе наблюдений и живыми чувствами исполнителя, то есть — событийный эпизод.
Главное в нем воссоздать событийное движение. Какое-то событие взятое отдельно и сыграное – становится главным.
Темы для импровизации, которые вы сейчас получите – это лучший путь развития ваших творческих способностей и уверенности в себе. Приобретенные знания помогут вам не только сыграть свою первую роль, но и чувствовать себя увереннее в любой жизненной ситуации.
Сейчас вы сыграете этюд на импровизацию «Поход в супермаркет».
Парные этюды:
Этюд 1. «Самый яркий сказочный сон»
Этюд 2. «Дорога в Центр творчества»
Этюд 3. «В городском транспорте».
(Дети выполняют этюды под музыкальное сопровождение)
III. Заключительная часть.
Руководитель кружка. Мы сегодня с вами на практике усвоили создание этюдов на импровизации. Вы хорошо справились со своими заданиями и закрепили их на практике.
Заключительное слово руководителя.

Конспект занятия по театральной деятельности Тема: «Многообразие выразительных средств в театре»

Цель: Знакомство с выразительными средствами в театре.

Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности: углублять представления детей о выразительных средствах.

Закреплять знания терминологии театрального искусства.

Разучить новые упражнения (Артикуляционная сказка, Воздушный шар)

Установление психологического и эмоционального контакта с детьми;

Воспитывать интерес к театральному искусству;

Сборник развивающих упражнений актерского тренинга для руководителей детских театральных кружков и студий

Марина Отиева
Сборник развивающих упражнений актерского тренинга для руководителей детских театральных кружков и студий

В данный сборник вошли наблюденные и авторские упражнения, апробированные на театральных занятиях театрального объединения.

Развивающий характер тренинга раскрывается в выявлении и развитии специальных творческих способностей, необходимых в сценической деятельности и работе актера:

концентрированное и многоплоскостное внимание;

чувство пространства и композиции;

образная, эмоциональная память и память тела;

гибкость и отзывчивость тела и так далее.

ЗНАКОМСТВО

Данный цикл упражнений предназначен для первых занятий. Цель его – знакомство педагога с группой, знакомство учащихся друг с другом, диагностика психофизических данных учащихся.

«ЗНАКОМСТВО С МЯЧОМ»

Участникам предлагается встать в круг. Педагог (стоящий либо тоже в круге, либо в его центре) кидает по очереди участникам мяч; участники должны вернуть педагогу мяч, одновременно назвав свое имя.

Упражнение рекомендуется начинать, используя большой яркий мяч. На первом круге проведения упражнения нужно сделать акцент, чтобы учащиеся «пристроились» к мячу: его размеру, весу, расстоянию, на которое его нужно кинуть, а также координацию голосового посыла и физического действия броска.

В процессе усложнения педагог использует мячи все меньшего и меньшего размера, а также при возможности помещения увеличивает расстояние броска, что требует более серьезного сосредоточения внимания и распределения физических усилий.

Вариант 1. Мяч бросается через удар мяча в пол. При этом участникам предлагается представить, что звук (во время произнесения имени) соответствует полету мяча и опускается «вниз», как будто бы падает в пропасть, что в свою очередь активизирует грудные резонаторы. Это простое упражнение в свою очередь диагностирует физические зажимы ног (напряженные прямые ноги во время ловли и бросания мяча, спины и рук (слишком сильный бросок, при котором мяч летит намного дальше, чем нужно, либо мышечную вялость (мяч недолетает до цели, состояние речевого аппарата и голосовых данных и общую координацию движений и речи.

Вариант 2. Мяч бросается по воздуху (без падения на пол). При этом участникам предлагается во время произнесения имени сохранять ощущение полета звука вниз, тогда как мяч летит наверх. В этом упражнении также важно отметить, что необходимо «попадать звуком в партнера», то есть, называть имя для партнера, чтобы тот запомнил, и чтобы конец звучания совпадал с моментом, когда мяч оказывается в руках партнера, а не улетал в сторону или падал на середине круга.

«ПОВТОРИ МОЕ ИМЯ» («РИТМ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ»)

Это упражнение является хорошим продолжением предыдущего.

Участники стоят в круге (педагог среди них). Педагог предлагает участникам одновременно, то есть хором называть по очереди имена всех присутствующих по часовой стрелке, начиная с педагога. Здесь важно, чтобы все называли того или иного человека именно так, как он сам себя назвал в предыдущем упражнении (Дима, а не Дмитрий, например, т. к. от того как человек сам себя представил всем зависит то, как он хочет, чтобы его называли в этой группе.

Читать еще:  Описание рыцарских турниров. История рыцарских турниров

Вариант 1. То же, что и прежде, только хоровое произнесение каждого имени отбивается ритмически двумя хлопками в ладоши. Это ритмическое привнесение очень хорошо организует начало упражнения (2 начальных хлопка исполняют роль затакта, собирая внимание) и весь его ход, не давая хоровому звучанию «расползаться».

Вариант 2. Сохраняя предыдущие условия, участникам предлагается так назвать имена друг друга, чтобы они чем-то запомнились, или нужно не просто назвать имя, а «представить», «презентовать» человека, при этом можно использовать соответствующие жесты. При ритмической организации этого варианта упражнения возникает нечто вроде забавного танца.

При повторных кругах проведения этого варианта упражнения рекомендуется менять направление движения (до этого называние имен шло по часовой стрелке, теперь же – против, начинать не с педагога, а с какого-нибудь другого участника и через какой-то промежуток времени менять положение в круге, чтобы последовательность имен не «ложилась на язык», то есть не запоминалась механически. Также при повторных проведениях (2-й, 3-ий круг и т. д.) нельзя повторять использованные ранее жесты, что провоцирует учащихся мгновенно реагировать и придумывать новые варианты.

Далее учащиеся также хором называют имя, но только тот человек, чье имя не называется, молчит, не подсказывая остальным, как его зовут, он только использует жесты, все должны вспомнить и озвучить его имя.

«ЧТО ОБЩЕГО?» (групповые скульптуры)

Участники делятся на малые группы (по 3-4 человека в каждой в зависимости от общего количества детей в группе). В каждой малой группе участникам нужно в течение 5-8 минут рассказать о себе и найти нечто, объединяющее всех в этой группе, после чего это нужно воплотить в застывшей позе или «скульптуре». Всем остальным участникам коллектива нужно отгадать, что объединяет членов той или иной группы.

Упражнение можно выполнять во многих вариантах, меняя составы групп и темы для «скульптур»: «что мы любим», «что ненавидим» и т. д.

НАСТРОЙКА ДРУГ НА ДРУГА

Говорить друг другу «Доброе утро» или «Здравствуйте» — в этом заключено всё упражнение. Актеры, пришедшие на занятие заниматься тренингом еще не готовы к нему. Им нужно время, чтобы погрузиться в атмосферу и настроиться друг на друга.

Участникам тренинга предлагается ходить по комнате в хаотическом движении, ничего не играть, не суетиться, просто ходить, видеть друг друга и общаться глазами – только не разговаривать! Почувствовать себя в команде. Это еще не театр, но уже команда.

Ходить по площадке в хаотическом движении. Когда вы встречаетесь с кем-то, то нужно:

a) сказать друг другу «доброе утро»;

b) представить себя партнеру;

c) пожать друг другу руки;

Комбинировать разные виды приветствий.

Найти свой собственный способ поприветствовать партнера.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Любое занятие актерского тренинга хорошо начинать с мышечной разминки. Упражнения, приведенные ниже с одной стороны хорошо прогревают мышцы, мобилизуют физический аппарат, избавляют от излишнего мышечного напряжения, с другой, дают хороший эмоциональный запал к последующему ходу занятия.

«МОЙ МЯЧ – ВАША ГОЛОВА»

У ведущего в руке – мяч. Учащиеся стоят напротив в положении «Стайка». Ведущий предлагает учащимся представить, что мяч в его руках – это их голова. Ведущий начинает медленно двигать мячом, учащиеся – соответственно головами. Таким образом комбинируется упражнение на внимание и мышечная разминка шеи. Движения мяча, диктующие повороты и наклоны головы должны быть медленными, чтобы не повредить мышцы и позвоночник. Постепенно можно вносить разные темпы и амплитуды в упражнение, например – резко опустить мяч до уровня пола – учащиеся должны также опустить голову на уровень пола и т. п.

Участникам, стоящим в круге, предлагается представить, что все находятся на огромном батуте. Всем нужно начать прыгать (хорошо при этом использовать ритмичную заводную музыку). Прыжки должны быть разными. (На более позднем этапе можно предложить использовать прыжки на корточках). После можно предложить в прыжках поменяться местами в круге, предварительно связавшись глазами с партнером. Важно в упражнении следить за ритмичностью дыхания.

«ГАЗЕТА» (СЖАТЬ СЕБЯ)

Встать ноги широко, руки вытянуты в стороны и наверх. Представить, что вы – разглаженный лист газеты, причем мышцы лица также растянуты «во всех направлениях», рот открыт. Теперь представить, что эту газету кто-то начинает медленно сминать в маленький шарик – начиная от пальцев рук нужно начать медленное скручивающее движение.

УПРАЖНЕНИЯ НА ВНИМАНИЕ

Участники стоят в круге лицом в одном направлении (друг за другом). Ведущему и участникам нужно договориться о «системе знаков», например:

1 хлопок – идти вперед по кругу;

2 хлопка – остановиться;

1 свисток – идти спиной вперед;

2 свистка – идти в противоположном направлении.

Участники движутся по кругу, реагируя на команды ведущего и выполняя соответствующие действия. Необходимо сохранять равные расстояния между друг другом, чтобы круг не терял своей формы.

Когда задание успешно выполнено, ведущий может «изменить язык» — предыдущая система знаков будет иметь абсолютно противоположное значение, например:

1 хлопок теперь будет значить «идти в противоположном направлении»

1 свисток — остановиться;

2 хлопка – идти спиной вперед;

2 свистка – идти по кругу вперед.

После этого можно опять «изменить язык», введя абсолютно новые знаки и соответствующие им задания, например:

3 хлопка – поднять руки вверх;

3 свистка – прыгать на одной ноге и т. д.

Или можно присваивать одному знаку несколько команд, например:

2 хлопка = остановиться, поднять руки;

1 свисток = двигаться спиной вперед, руки положить на колени и так далее.

При проведении этого упражнения ведущий может использовать звуки одного или несколько музыкальных инструментов или различные аккорды или даже коротенькие мелодии в качестве знаковой системы.

На более позднем этапе выполнения упражнения участникам предлагается не только успевать реагировать на тот или иной сигнал, соотнести с ним верную команду, выполнить ее, но также оправдать ее, моментально сочинив предлагаемые обстоятельства и ответив на вопрос: почему я это делаю?

(На данном этапе участникам не обязательно стоять в круге: они могут двигаться хаотично)

«ВЛЕВО ЗНАЧИТ ВПРАВО»

Участники располагаются на тренировочной площадке в положении «стайкой» и выполняют следующие инструкции ведущего:

«Вперед» — маленький прыжок вперед;

«Назад» — маленький прыжок назад;

«Влево» — шаг влево;

«Вправо» — шаг вправо.

Хлопок в ладоши – хлопнуть в ладоши;

Удар ногой в пол – поворот вокруг себя на 180 градусов.

Как мы видим, «язык» команд соответствует действиям, которые необходимо выполнить за исключением последней команды.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Дидактическая игра «Мозаика из кружков цветной бумаги» Образовательная область: «Познавательное развитие» Составление мозаики из кружков цветной бумаги доставляет большое удовольствие у детей,.

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через систему развивающих игр и упражнений Цель: повышение эффективности работы по математическому развитию детей на основе применения системы развивающих игр Задачи: 1. Сформировать.

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка» Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка» (направленный на развитие.

Отчетный концерт вокального и танцевального кружков. Сценарий мюзикла ДЕТИ ПОД МУЗЫКУ ВБЕГАЮТ В ЗАЛ, РАССАЖИВАЮТСЯ. ПЕСНЯ «СКАКАЛКА» Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, Николай.

Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий посредством применения учителем-логопедом развивающих игр Особое место в жизни ребёнка занимает игра. Наиболее эффективным средством развития, отвечающим возрастным особенностям дошкольников, является.

Рекомендации для родителей по проведению развивающих игр, упражнений летом Проводя итоговое родительское собрание в мае, раздаю родителям такие памятки. Прошу иногда играть со своими детьми в развивающие игры. Игры.

Сборник упражнений, направленных на развитие эмоциональной устойчивости детей «Здоровый малыш» На современном этапе развития общества актуальность проблемы физического и психического здоровья детей не вызывает сомнения. В последние.

Сценарий презентации кружков и студий в техникуме Сценарий Презентации кружков и студий «Пригласительный билет в творчество» Вед. Добрый день! Здравствуйте! Мы начинаем нашу встречу Простыми.

Семинар с элементами тренинга «Наиболее выраженные симптомы эмоционального выгорания у педагогов детских садов» Цель: обратить внимание педагогов на проблему сохранения их психологического здоровья. Задачи: 1. Дать представление о «синдроме эмоционального.

Источники:

http://4brain.ru/akterskoe-masterstvo/exercises.php
http://parnts.ru/complex-of-exercises-for-classes-in-the-theatrical-circle/
http://www.maam.ru/detskijsad/sbornik-razvivayuschih-uprazhnenii-akterskogo-treninga-dlja-rukovoditelei-detskih-teatralnyh-kruzhkov-i-studii.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector