12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Упражнения для релаксации в работе с детьми дошкольного возраста. Релаксационные упражнения для детей среднего и старшего дошкольного возраста

МБДОУ № 8 пгт. Шахтерск

ДОКУМЕНТЫ

ПРОГРАММЫ

КОНТАКТЫ

Заведующая: Худякова Елена Валерьевна

Телефон: +7 (42432) 31-195, 33-489

Email: mbdou8shakhtersk@mail.ru

Адрес: 694910, Сахалинская область,

пгт.Шахтёрск, ул.Кузьменко, 11

Релаксационные упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Направленность: Релаксация и ее использование для детей 5-7 лет
Место проведения: Кабинет психолога

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.

Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они, в отличие от взрослых, быстро обучаются непростому умению расслабляться.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Особенности выполнения релаксационных упражнений детьми старшего дошкольного возраста:

– Время выполнения одного упражнения не более 4-5 минут
– В процессе одного занятия можно использовать упражнения из разных блоков, в зависимости от направленности НОД
– Релаксация включает в себя комплекс из 3-4 упражнений на разные группы мышц
– Сеанс полной релаксации проводится с музыкальным сопровождением и текстом, направленным на спокойствие и восстановление сил
– Основной задачей выполнения упражнений является обучение детей восстановительным техникам для дальнейшего самостоятельного применения
– Завершение релаксации только на позитиве

Обучающее занятие (основы расслабления)

Выберите место на ковре или теплом полу, где вы можете расположиться вместе с ребенком. Вы – рядом, но не касаетесь друг друга.
1. Тебе надо лечь на спину, чтобы было удобно и приятно отдохнуть вместе со мной несколько минут. Мы просто поговорим и расслабимся, отдохнем. Ты видишь, что я тоже здесь, на коврике, вместе с тобой. Закрой глаза, и представь себе, что ты держишь в руках тяжелые мячики с песком. Сожми сильно «мячики» в кулачках, держи крепко, пока я считаю до десяти. Десять – отпусти «мячики» из рук. Ты чувствуешь, какие руки стали легкие? Расслабь кисти, пусть ладонь и пальчики отдохнут.
2. Представь, что твои плечи стали крошечными, как у Дюймовочки. Сожми свои плечи, сделай их маленькими, прижми плечи как можно ближе к шее. Я сосчитаю до десяти, а на «десять» – расправь свои плечики, пусть они станут свободными, как крылышки у птицы. Почувствуй, как напряжение (усталость) уходят из твоих плечиков.
3. Снова закрой глаза. Теперь мы будем расслаблять мышцы лица, поэтому открой свой ротик широко, как можно шире, а я считаю – раз, два, три – расслабь ротик, закрой его. Правда, хорошо? Подними язычок во рту вверх и прижми его к небу, крепко прижми и напряги челюсти, сильно! Раз-два-три – опусти язычок. Лицо стало спокойным и расслабленным. А теперь постарайся сделать «страшное лицо»! Сморщи свой носик, нахмурь брови, сердито сожми губы! – Раз, два, три – Улыбнись, ты же просто пошутил, правда? Все мышцы лица расслабились, чувствуешь, как легко стало твоему личику?
4. Закрой снова глазки. Представь, что тебе надо быстро-быстро пробежать по дорожке. Ноги напряглись, животик подтянулся, и ты «побежал»! Я считаю до десяти, а ты держи ножки и животик в напряжении, как будто ты все еще бежишь. Десять – ты прибежал, конец дистанции, ты – первый! Теперь можно отдохнуть и расслабиться, ножки стали теплые и усталые, животик мягкий и тяжелый – отдохни, пусть ножки и животик тоже отдохнут и расслабятся.
5. Глазки твои закрыты. Послушай, что я тебе расскажу: Мы с тобой сейчас оказались на солнечной полянке, где тихо стрекочут кузнечики, летают разноцветные бабочки и чуть слышно поют птицы. Ветерок легко касается твоего лица, ручек и всего тела. Тебе очень тепло и приятно, ты – отдыхаешь, расслабляешься. (Звучит негромкая музыка релаксации – «Звуки природы»).
6. Я сосчитаю от десяти до одного, и когда прозвучит «один» – ты откроешь глаза, и все силы вернутся к тебе, настроение будет радостным и бодрым.

Занятия по релаксации и релаксационные упражнения можно проводить не только психологу, но и воспитателям детского сада, родителям детей. Для этого в сборнике я привела несколько наиболее простых в применении упражнений, которые можно использовать в любом занятии для отдыха и расслабления детей дошкольного возраста.

Релаксация «Воздушный шарик»

(Дети сидят на стульчиках)

Откиньтесь на спинку стульчика, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились. Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик.

А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика.
Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика.
Сделайте паузу, сосчитайте до пяти.

Снова вдохните и наполните легкие воздухом
Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот.

Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением.

Релаксация «Полет высоко в небе»

(Звучит спокойная расслабляющая музыка)

Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.
Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе, и ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущениями парения в воздухе
А теперь, медленно взмахнув крыльями, вы приближаетесь к земле.
Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день.

Релаксация «Необычная радуга»

(Упражнение выполняется лежа)

Лягте удобно, расслабьтесь. Дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый цвет – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета, если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Возьмите с собой эти цвета на весь день, будьте спокойными, как вода, радостными, как солнце, добрыми, как лето.

Положите ладонь на живот. Представьте, что живот – это первый этаж дома. Немного выше находится желудок – это второй этаж дома. Подержите там ладонь. Теперь положите ладонь на грудь и представьте, что это третий этаж дома.

Приготовьтесь, мы начинаем «поездку на лифте»: Вдохните ртом медленно и глубоко так, чтобы воздух дошел до первого этажа – до живота. Задержите дыхание. Выдохните ртом.
Вдохните так, чтобы воздух поднялся на один этаж выше – до желудка. Задержите дыхание. Выдохните ртом.
Вдохните и «поднимите лифт »еще на один этаж – до груди. Задержите дыхание. Выдохните ртом.
Во время выдоха вы ощущаете, что напряжение и волнение выходят из тела, словно из дверей лифта.

Читать еще:  Трясти ногой что значит. Почему некоторые люди трясут ногой, когда сидят

2. «Глубокое дыхание»

(Упражнение делается сидя на стульчиках, спина ребенка опирается на спинку стула, расслаблена)

На счет 1,2,3,4 – делайте глубокий вдох носом, на счет 4,3,2,1 – выдыхайте через рот. Время выполнения 2-3 минуты

3. «Замедленное движение»

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно – расслабление приятно!

4. «Игра с песком»

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы.

Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе).

Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, которое вам улыбается. Улыбнитесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться еще радостнее. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек…

Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела.

Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела.

Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз.

Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).

10. «Любопытная Варвара»

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.

(Выполнить это же упражнение левой рукой)

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

Упражнения для релаксации в работе с детьми дошкольного возраста

Ирина Дылгырова
Упражнения для релаксации в работе с детьми дошкольного возраста

Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми.

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть!

Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.

Активный образ жизни, частые стрессы в семье и на работе часто приводят к перенапряжению, плохому настроению, и как результат – к депрессии. Необходимо научиться расслабляться и пользоваться средствами релаксации и медитации для борьбы с «перегрузками». Но что делать, если совсем маленький ребёнок перенапряжён, перевозбуждён и сложно успокаивается после активных игр и общения? Как победить детскую гипервозбудимость?

Почему-то принято считать, что методы релаксации и медитации показаны только взрослым. На самом же деле, это не совсем так. Да, откровенно говоря, сложно объяснить трёхлетнему ребёнку, что такое медитация. Поэтому, релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – правильно и умело этим пользоваться.

Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток. Но, несмотря на это, существует множество способов, благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребёнка.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

Упражнения на расслабление мышц лица:

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).

Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).

Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

Упражнения на расслабление мышц шеи:

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Читать еще:  Лыжные гонки - правила. Основные виды лыжных гонок

А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!

Возвращается обратно – расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

Упражнения на расслабление мышц рук:

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

“Пара” (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).

Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.

Какой сегодня чудный день!

Прогоним мы тоску и лень.

Вот мы здоровы и бодры.

Упражнения на расслабление мышц ног:

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

Замелькали наши ножки,

Мы поскачем по дорожке.

Но внимательнее будьте,

Что вам делать, не забудьте!

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.

Упражнения на расслабление всего организма:

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:

Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится.

Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!

Прогуляться вышел гром.

Гремит гром, как барабан.

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно – расслабление приятно!

Тише, тише, тишина!

Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать,

И тихонько будем спать.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье.

Игровые упражнения в работе с неговорящими детьми Упражнения по формированию слухового восприятия и фонематических процессов Звучащие игрушки: барабан, бубен, дудочка. Узнать звучание барабана.

Консультация для воспитателей «Гимнастика пробуждения в работе с детьми дошкольного возраста» Гимнастика пробуждения в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Воспитатель: Попова Н. О. МАДОУ «Детский сад Колобок».

Консультация для воспитателей «Инновационные здоровье сберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Инновационные здоровье сберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» Проблема сохранения.

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста». Подготовила: воспитатель МБДОУ №.

Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих.

Методика мышечной релаксации по Джекобсону (для детей дошкольного возраста и педагогов) Методика мышечной релаксации по Джекобсону (для детей дошкольного возраста и педагогов) Активный образ жизни, частые стрессы в семье и на.

Презентация для воспитателей «Лэпбук и его значение в работе с детьми дошкольного возраста» Слайд 1 Лэпбук и его значение в работе с детьми дошкольного возраста. МБДОУ д/с № 19 Слайд 2 В связи с реализацией ФГОС дошкольного образования.

Семинар для педагогов ДОУ «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» Использование технологии «Мнемотехника» в работе с детьми дошкольного возраста 1)Теоретическая часть: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным.

Семинар-практикум для педагогов «Личностно-ориентированный подход в работе с детьми дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Наушкинский детский сад” СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ЛИЧНОСТНО –.

Упражнения для релаксации школьников и дошкольников

Многие люди рассматривают релаксацию как один из способов отдыха, приравнивая её к медитации. Хотя на самом деле релаксация имеет широкий спектр показаний, а при правильном применении она оказывает мощный исцеляющий эффект на тело и психику человека. Люди, которые умеют расслабляться, лучше переносят стрессовые ситуации и обладают большей гибкостью мышления.

Виды релаксации

Методов и техник расслабления существует великое множество. Релаксация зачастую применяется для оказания психологической помощи различным категориям граждан.

Современные психологи имеют в профессиональном арсенале большое количество упражнений медитативного и релаксационного характера, ведь навыки саморегуляции помогают в короткие сроки восстановить психологические и физические ресурсы человеческого организма. Кроме того, релаксационные техники доступны не только взрослым, но и детям.

Выделяют следующие основные виды релаксации:

  • По времени. Кратковременная, сменяемая напряжением, и долговременная, которая происходит во время гипноза, сна, при фармакологических воздействиях.
  • По способу выполнения. Ментальная (образная) и мышечная.
  • По происхождению. Первичная, возникающая естественным путём после физических нагрузок, и вторичная (вызвана целенаправленно).
  • По глубине. Поверхностная релаксация, которую приравнивают к короткому отдыху и глубокая, длящаяся от 20 минут и более, оказывая при этом целебное воздействие на организм.
  • По скорости возникновения. Пролонгированная, предполагающая длительные тренировки и систематическое использование, и экстренная (срочные методы при острой необходимости).
  • По масштабности воздействия. Дифференцированная (локальная) предполагает расслабление отдельных мышечных групп и общая (тотальная).

Для максимальной эффективности психотерапевтических методов применяют сочетание сразу нескольких видов релаксации.

Релаксационные техники для дошкольников

Релаксационные упражнения проводятся под спокойную музыку.

При регулярном выполнении этих упражнений ребёнок становится более уравновешенным, спокойным и лучше понимает свои чувства. В результате этого он овладевает навыками саморегуляции, контролируя свои действия и эмоции.

Дети до пяти лет

Эта возрастная категория воспринимает практически любые методы релаксации. Избавиться от стресса помогают чередование дыхательных и физических упражнений, аутотренинг под звуки леса или рисование под музыку.

Читать еще:  Самая известная гимнастка в мире на английском. Воспитанница Ирины Винер. Художественные гимнастки России

Блок упражнений для детей постарше может выглядеть следующим образом. Ребёнку нужно представить ссору, напугав соперника устрашающей позой: кулаки, напряжённые ноги и оскал. Через минуту нужно улыбнуться сопернику, помахав ему рукой. Повторить несколько раз, после чего отдохнуть.

Другой сценарий релаксации выглядит так: в положение лёжа ребёнок должен представить, к примеру, костёр и жарящиеся шашлыки. Глаза при этом необходимо закрыть и глубоко дышать носом, представляя аромат вкусной пищи и лесные запахи. Это упражнение особенно актуально перед обедом.

Старший дошкольный возраст

Перед поступлением в школу каждому ребёнку следует научиться держать под контролем своё психоэмоциональное состояние, чтобы самостоятельно уметь успокаиваться после перемены.

Наиболее простыми и эффективными способами являются аутотренинг и дыхательные упражнения.

Переключиться и сосредоточиться на мыслительном процессе поможет медленный глубокий вдох через нос, а затем выдох через рот. Мысленный спуск с парашютом помогает переключаться с двигательной активности. Для этого необходимо представить прыжок, мысленно зависнуть и медленно опуститься на землю. После «приземления» ребёнок может смело приступать к занятиям.

Умение расслабиться очень благотворно влияет на полноценное развитие ребёнка, но этот навык появляется не сразу, а после многократных и систематических тренировок. Несколько 10-минутных тренингов в день помогут исключить многие проблемы, которые свойственны дошкольному возрасту.

Упражнения для школьников

Упражнения на релаксацию для младших школьников и подростков помогут детям справиться со стрессом на учебе, спокойнее переносить трудности, а так же стать более учидчивыми и вдумчивыми.

В некоторых зарубежных и отечественных школах, например, для детей практикуются комнаты отдыха.

Младшие школьники

Для маленьких детей подойдут следующие недолгие и несложные упражнения. Их можно практиковать как в школе, так и дома:

  • Поза морской звезды. Ребёнок должен закрыть глаза и чётко представить любимое место отдыха, где ему всегда безопасно и хорошо. Пусть он мысленно делает там всё, что ему нравится, получая при этом массу приятных впечатлений. Релаксировать нужно 2−3 минуты. В конце тренинга нужно открыть глаза, несколько раз потянуться и глубоко вздохнуть.
  • Муха. Это упражнение предназначено для расслабления мышц лица. Пусть ребёнок примет удобное сидячее положение: голова и плечи опущены, руки лежат на коленях. Мысленно нужно представить муху, которая пытается сесть на его лицо (глаза, лоб, рот, нос). Его задачей будет согнать назойливое насекомое, не открывая глаз.
  • Лимон. Руки лежат на коленях ладонями вверх, глаза закрыты, голова и плечи опущены. Требуется представить, что сжимаете лимон в правой руке, чтобы медленно выжать из него весь сок. После этого нужно порелаксировать, запомнив свои ощущения. То же самое нужно повторить с левой рукой, а затем с двумя руками одновременно.
  • Воздушный шар. В положении стоя с закрытыми глазами нужно поднять руки вверх и набрать полную грудь воздуха, представив себя большим воздушным шаром. Задержите дыхание на вдохе и напрягите все мышцы тела. Представьте, что шар прокололи, и начинайте медленно выпускать воздух, расслабляя при этом мышцы тела поочерёдно начиная с пальцев рук и заканчивая ногами. Упражнение выполняется до ощущения полного состояния покоя.
  • Сосулька или мороженое. В положении стоя закройте глаза и поднимите руки вверх, представив себя сосулькой или мороженым. Зафиксируйте эту позу на несколько минут. Затем представьте, что от солнечного тепла вы медленно начинаете «таять» начиная с кистей рук и заканчивая ногами. Запомните состояние расслабления, выполняя это упражнение до полного успокоения.
  • Чтобы быстро снять психоэмоциональное напряжение, можно сделать 20−30 прыжков на месте или столько же приседаний. Этот метод широко используют спортсмены и артисты перед ответственными выступлениями.

Релаксация для подростков

В подрасковом возрасте ребенок особенно подвержен психоэмоциональным переживаниям. Хотя бы 10 минут полного расслабления помогут быстро восстановить свои силы и настроиться на рабочий лад:

  • Противострессовое дыхание. Медленно сделайте через нос глубокий вдох и ненадолго задержите дыхание. Затем очень медленно выдохните через нос, представляя при этом, что избавляетесь от внутреннего негатива.
  • Минутная релаксация. Увлажните губы и расслабьте язык, уголки рта и плечи. Сосредоточьтесь на положении тела и выражении своего лица. Постарайтесь расслабить все мышцы и глубоко дышите, делая особенно продолжительными выдохи.
  • Инвентаризация. Внимательно осмотритесь вокруг себя, стараясь запомнить окружающую обстановку. Затем закройте глаза и мысленно постарайтесь воссоздать образ хотя бы 7 предметов. Этот способ помогает отвлечься от внутреннего напряжения.
  • Смена обстановки. Покиньте место, где у вас произошёл острый стресс. Если есть возможность выйдите на улицу и прогуляйтесь на свежем воздухе.
  • Релаксация. В положении стоя нужно поставить ноги на ширину плеч, наклониться вперёд и расслабиться. Руки, плечи и голову свободно свесьте вниз. Дыхание свободное. На несколько минут зафиксируйте это положение, а затем очень медленно приподнимайте голову (делайте это так, чтобы не возникло головокружения).
  • Отвлечение. Займитесь любым видом деятельности (уборка, спорт и т. п. ). Любой физический труд является своеобразным «громоотводом» в стрессовой ситуации.
  • Музыка. Включите любимую успокаивающую музыку и постарайтесь погрузиться в неё с головой. Концентрация на чём-либо одном вызывает положительные эмоции и способствует полной релаксации.
  • Общение. Побеседуйте на отвлечённую тему с другом, товарищем по работе или соседом. Можно пообщаться и по телефону. Это вытеснит внутренний диалог из вашего сознания, которое насыщено стрессом.
  • Тёплая ванна. Проделать в тёплой ванне успокаивающие дыхательные упражнения. Глубоко вдохнуть, а затем, опустив лицо до переносицы в воду, очень медленно выдохнуть.

Для релаксации можно использовать и дыхательные техники:

  • Мобилизующее дыхание: сделать глубокий вдох (около 4 сек.), задержать дыхание на 2 секунды, а затем энергичный, громкий и короткий выдох (2 сек.).
  • Успокаивающее дыхание: медленно вдохнуть через нос (4 сек.), сделать паузу на 2 секунды, а затем выдыхаем в течение 8 секунд.

Дыхательные упражнения отлично помогают успокоиться и мобилизоваться практически в любой стрессовой ситуации.

Способы саморегуляции

Психологи выделяют следующие занятия, способные привести к снятию внутреннего напряжения. Эти способы подойдут не только детям всех возрастов, но и взрослым:

  1. Юмор, улыбка, смех.
  2. Размышления о приятном.
  3. Различного рода потягивания.
  4. Рассматривание пейзажа за окном, цветов в помещении и других приятных взору вещей.
  5. Мысленное обращение к Богу или Вселенной.
  6. Солнечные ванны (реальные или мысленные).
  7. Чтение любимых стихов.
  8. Душевные комплименты девушкам.
  9. Вдыхание свежего воздуха.

Расслабление перед сном

Нормальное функционирование организма во время бодрствования невозможно без полноценного ночного отдыха. Только качественный сон делает ум яснее и позволяет зарядиться новой энергией на следующий день.

Наша повседневная жизнь наполнена заботами и проблемами, которые пытаются «достать» нас даже ночью, поэтому многие не могут спокойно уснуть, что приводит к раздражительности, головным болям и прочим недугам. В таких случаях на помощь приходит релаксация для сна. Применив перед сном один из следующих методов расслабления, можно легко успокоиться и избежать бессонницы:

  1. Глубоко дышите, заполняя воздухом все лёгкие.
  2. Для борьбы с бессонницей зачастую используют мышечную релаксацию. Эта техника предусматривает переменное напряжение и расслабление всех мышц начиная с лица и заканчивая ногами.
  3. Спокойный сон обеспечивает приятная визуализация любимого места отдыха.

Общие советы и рекомендации

Чтобы сохранить душевное равновесие, достаточно соблюдать несколько простых правил:

  • Нужно регулярно высыпаться.
  • Попробуйте медленнее ходить и говорить.
  • Старайтесь больше гулять на свежем воздухе.
  • На каждый день составляйте список дел, которые необходимо выполнить.
  • Поставленные цели должны быть реальными.
  • Хотя бы час в день выделяйте только для себя.
  • Смотрясь в зеркало, говорите себе комплименты и улыбайтесь.
  • Поделитесь своими проблемами с близким человеком.
  • Про себя сосчитайте до десяти.
  • Выпейте чашку травяного чая и примите душ или тёплую ванну.
  • Не обещайте того, чего не сможете наверняка сделать.
  • Живите сегодняшним днём и не требуйте для себя слишком многого.
  • Вспоминайте свои приятные ощущения, когда вам было очень хорошо.
  • Не старайтесь угождать всем, так как это нереально.
  • Вы не одиноки, помните об этом.
  • Старайтесь быть оптимистом и наслаждаться каждой прожитой минутой.
  • Успокойтесь, прежде чем принять какое-либо решение.
  • Не пасуйте перед неудачами и не отчаивайтесь. Белая жизненная полоса будет следующей.
  • Любимое занятие является отличным лекарством от стресса.

Релаксация помогает погрузиться в тонкие энергии и раскрыть природные возможности человеческого организма. Для ускорения этого процесса часто бывают необходимы определённые звуки, обладающие гипнотическим расслабляющим действием: шелест листвы, журчание ручья, крики чаек, голоса дельфинов и т. п. Природа сама создаёт гениальные и неповторимые композиции, которые снимают усталость, нервозность и способствуют здоровому образу жизни.

Источники:

http://mbdou8shakhtersk.ru/content/relaksatsionnye-uprazhneniya-dlya-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta
http://www.maam.ru/detskijsad/uprazhnenija-dlja-relaksaci-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html
http://krasotka.guru/zdorove/uprazhneniya-dlya-relaksatsii

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: