19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рекомендации психологов: как помочь подростку обрести уверенность в себе? Как помочь подростку развить уверенность в себе

5 способов помочь подростку обрести уверенность в себе

Дома и на учебе подростков беспокоят негативные мысли: «никто не хочет со мной общаться», «я — неудачник», «остальные ребята выглядят такими счастливыми», «со мной что-то не так». Исследования показывают, что школьники все чаще испытывают тревогу, а студенты вузов становятся жертвами перфекционизма и оценивают себя по нереалистичным стандартам. Педагог-психолог Эми Л. Ива объясняет, как научить детей справляться с тревогой и принимать самих себя.

В эмоциональном благополучии подростков ключевую роль играет самовосприятие. Если подросток видит себя в позитивном ключе, у него больше шансов наладить отношения со сверстниками и преуспеть в учебе, что в свою очередь сделает его еще более уверенным и счастливым.

Улучшить самовосприятие подростков помогут следующие советы.

1. Заниматься спортом

Подросткам важно регулярно заниматься физическими упражнениями, особенно с учетом их склонности сидеть перед экраном. Исследования показывают, что физическая активность сама по себе улучшает самовосприятие детей и подростков. Кроме того, важны условия, в которых проходят занятия спортом. Подростки, которые занимаются под руководством тренера в учебном заведении или спортивном зале, демонстрируют более заметное улучшение самовосприятия, чем те, кто занимается дома.

В этом возрасте большое внимание уделяется собственной привлекательности и спортивной форме — многие подростки недовольны своей внешностью. Регулярные занятия спортом убивают сразу двух зайцев, улучшая как фигуру, так и психологическое состояние. Когда дети выбираются из дома и занимаются физической активностью, они чувствуют себя более сильными, здоровыми и способными. Вот почему так важно поддерживать и развивать спортивные программы в рамках учебного плана и за его пределами.

2. Фокусироваться на самосострадании

Фокус на самооценке заставляет подростков постоянно спрашивать себя: «чего я добился?», «достаточно ли я хорош?», «как я выгляжу на фоне других?». Психолог Кристин Нефф советует прекратить осуждать себя и сконцентрироваться на самосострадании, то есть относится к себе с добротой и принятием.

Исследования устанавливают связь между социальными сетями и депрессией

Она считает самосострадание здоровой альтернативой бесконечной гонке за результатами, от которой зависит самооценка. Кристин провела исследование и выяснила, что подростки с более высоким уровнем самосострадания демонстрируют более высокий уровень благополучия. Они принимают свои недостатки и понимают, что их проблемы и трудности точно такие же, как и у других людей. Такие дети относятся к себе по-доброму и в трудной ситуации поддерживают себя, словно лучшего друга.

3. Не сравнивать себя с другими

Подростки очень остро воспринимают различия между собой и другими детьми. Социальные сети усугубляют эту проблему. Исследования устанавливают связь между социальными сетями и депрессией, тревогой, одиночеством и страхом что-то упустить в среде подростков. Дети расстраиваются, когда их посты не набирают столько же лайков, как публикации друзей, и чувствуют себя в изоляции, когда видят фотографии, на которых одноклассники веселятся без них.

Также социальному сравнению способствует обстановка в школе: публичное выставление оценок, навешивание ярлыков и распределение по классам в зависимости от академической успеваемости. Все это нарушает естественный процесс обучения, мешает детям экспериментировать и совершать ошибки.

Чтобы снизить социальное давление в школе, можно использовать альтернативный подход: не оглашать оценки публично, предоставлять возможность повторной проверки и исправления заданий, не распределять детей по классам в зависимости от способностей, фокусироваться на индивидуальном развитии и прогрессе каждого ребенка, признавать маленькие успехи.

4. Опираться на сильные стороны

Обращайте внимание на таланты и интересы подростка, помогайте ему развивать свои сильные стороны. Возможно, сыну не дается спорт, но он загорается во время работы над школьным научным проектом. Может быть, в вашем классе за последней партой сидит угловатая девятиклассница, которая боится отвечать у доски, но поражает вас своими сочинениями.

Исследователь Сьюзан Хартер изучала самооценку и самовосприятие подростков многие годы. Она утверждает, что чувство собственной ценности зависит от восьми сфер: физические и академические способности, поведенческие навыки, социальное принятие, близкая дружба, романтическая притягательность, удовлетворение от работы и физическая привлекательность.

Разговаривайте с подростками, выясняйте, каковы их личные ценности и приоритеты

Делитесь с ними тестами, которые выявляют такие сильные личные качества, как смелость, честность и лидерские способности. Вовлекайте в те виды деятельности, которые помогут развить эти таланты. Подчеркивайте и поощряйте способности и интересы, так вы поможете им чувствовать себя более уверенными и вдохновленными.

5. Помогать незнакомым людям

Исследование, проведенное в 2017 году с участием 681 подростка в возрасте от 11 до 14 лет, показало: у детей, которые помогают незнакомым людям, улучшается самовосприятие. Недавно мне удалось собственными глазами увидеть подтверждение этой теории.

В прошлую пятницу, я наблюдала, как моя дочь с друзьями реализуют проект «Измени мир». Преподаватель общественных наук дал восьмиклассникам задание: выбрать направление устойчивого развития, исследовать проблему и возможные решения, спланировать программу мероприятий и привести план в действие.

Многие подростки страдают от тревоги и перфекционизма

В результате, ученики средних классов провели целый день, собирая голоса соседей в поддержку мероприятий для защиты незнакомых им людей, например, местных беженцев и бездомной молодежи. Также дети выступали против тестирования продукции на животных. Я никогда раньше не видела свою дочь и ее друзей такими энергичными, уверенными в себе и вовлеченными в жизнь общества.

Многие подростки страдают от тревоги и перфекционизма, и наш первый порыв — вмешаться и решить их проблему. Но более эффективный подход — приободрить и помочь развить сильные стороны, которые будут поддерживать их на протяжении всей жизни.

Читать еще:  Где водится рыба сайда. Сайда рыба. Образ жизни и среда обитания рыбы сайды. Рыба сайда: рецепты приготовления

Об авторе

Эми Л. Ива — педагог-психолог в Центре науки о высшем благе при Калифорнийском университете в Беркли.

Как воспитывать мальчиков?

С появлением на свет ребенка у матери возникает закономерный вопрос — как воспитывать? Полбеды, если это дочка: девочке девочку всегда можно понять. Но как разобраться в проблемах мальчика? Читайте о том, что женщина может дать сыну.

5 способов справиться с отказом и стать сильнее

Почему, когда нас отвергают, нам больно? Отказ создает брешь в нашей самооценке: мы чувствуем себя ненужными, лишними. Но с этим состоянием можно работать. Психолог Эллен Хендриксен предлагает пять идей, которые позволяют взглянуть на отказ с другой стороны.

Неуверенный в себе ребенок

Неуверенность – откуда она появляется

Её признаки можно заметить в любом возрасте, у взрослых и детей. Это боязнь предпринимать какие-либо действия из-за сомнения в своих силах, возможностях, знаниях, способностях.

Чаще всего это приобретенное качество, которое появляется вследствие неудачного опыта, запоминающегося поражения, боли. Так же это может быть следствием воспитания ребенка.

Когда и почему появляется неуверенность?

Часто это качество появляется в подростковом возрасте, реже – у маленьких детей.

Причинами детской неуверенности обычно становятся родители.

  • Высказывания в адрес ребенка: «У тебя не получится», «Ты опять что-то сделал не так», отсутствие поддержки с их стороны.
  • На самооценке сказывается и «уменьшение значимости» потребностей ребенка. Он просит о чём –то, родители игнорируют потребности или говорят о том, что это – совсем не важно и никому не нужно.
  • Акцент на неудачах, и игнорирование побед и успехов – поругать нужно обязательно, а вот похвалить можно забыть и воспринять это как «само собой разумеющееся»
  • Взрослым часто им не хватает такта, и они могут запросто унизить его при всех. Причём, унижением является нетактичное замечание в адрес ребёнка. Об этом важно помнить.

Подростки способны отделять себя от других людей, самостоятельно оценивать свои способности. Результатом этого может стать недовольство своей внешностью, физическими данными, социальным положением родителей, и другие моменты.
Если подросток кажется чересчур уверенным в себе, это не всегда так. Окружающие люди воспринимают его высокомерным. Если такой человек одинок, то, скорее всего, самоуверенность – это броня, крепость. Так он ограждает себя от других, хочет показаться сильным, но таковым не является.

Уверенный ребёнок – какой он?
Это – основа успеха в жизни. Возможность развиваться и совершать эксперименты, быть собой и не бояться трудностей.
Качества, характерные для уверенных в себе детей

Способность быть лидером.
Или не быть им, и чувствовать себя счастливым. На самом деле, далеко не в каждом ребенке есть лидерские навыки. Представьте себе, во что превратилось бы наше общество, если каждый его член был бы лидером? А вот понимать свое место в команде, чувствовать собственную важность и ценность необходимо каждому человеку.

Умение нормально воспринимать критику.
Что-то сделал не так и тебя поправили, указали на ошибку? Взгляните на реакцию вашего чада.
Ты не стал «плохим» если совершил ошибку.
Уверенный в себе человек, конечно, может огорчиться, но поймёт, что речь сейчас идёт именно о ситуации, поступке. Но не о нём самом.

Может защитить себя и других.
Ребенок чувствует несправедливость по отношению к себе и другим? Если он уверен в своих силах, он обратит внимание на это, и приложит силы, чтобы изменить ситуацию.

Артистичность и непосредственность.
Он легко выражает себя, смеётся и плачет, проявляет эмоции и знает, что это нормально.

Признаки, того, что ребенок вырос неуверенным:

  • Cкрытность и замкнутость в себе
    Он редко рассказывает, что с ним происходи, не любит отвечать на вопросы о его настроении и чувствах.
  • Он мало общается
    Конечно, необщительность может быть просто чертой характера, и далеко не все люди любят много общаться. Но обратить внимание на то, что ребенок больше любит быть один, чем в обществе – стоит.
  • Он робок
    Что-то понадобилось, а он боится сказать о своей потребности, терпит неудобства и ждёт, пока все решится, само собой.
  • Подражает уверенному в себе другу
    Для детей подражание характерно, однако, если вы заметили в ребенке что он делает это слепо и с без критики. Просто он видит уверенного в себе ребенка и хочет быть «как он».
  • Ему сложно установить контакт с незнакомыми
    Спросить дорогу, да и просто заговорить с новыми людьми – проблема для неуверенных детей.
  • Самооценка занижена
    Ему всегда кажется, что у него не получится, а если ему улыбнулась удача, то он не радуется победе в полной степени, а думает, что это ему просто повезло.
  • Упрямство и заторможенность
    Эти качества в ребенке связаны с боязнью нового. Ему сложно адаптироваться в новых ситуациях, такие дети стремятся оставаться в знакомой и привычной обстановке.

5 советов родителям от подростков – как воспитать в ребенке уверенность

Замечали ли вы, что после ссоры с вами ребенок убегает в свою комнату в слезах? Пользуйтесь ли вы методом: разозлить, указывая на его недостатки, думая, что после этого он будет стремиться стать лучше? Если да, то вы должны понимать, что таким способом вы ничего не воспитывайте в ребенке, а просто травмируете психику и сами формируете у него комплексы!

  1. Любите его таким, какой он есть, и помогайте стать лучше. Замечать в ребенке все его недостатки и указывать на них, называть его толстым, глупым, некрасивым. Замечаете проблемы с кожей – сходите вместе с ним к косметологу и получите рецепт, как избавиться от прыщей. Посетите стоматолога и решите вопрос с зубами. Пусть стилист поможет выбрать правильную стрижку. Поверьте, ребенок будет вам очень благодарен за то, что вы помогаете ему стать лучше, а не указывайте на недостатки.
  2. Будете справедливы и правдивы. Не говорите говорить ребёнку, что он самый красивый или самый умный. Такой способ приводит к высокомерию, что не очень любят в компаниях, а когда такой подросток встречает конкурента – тоже красивого и умного – он не знает, как с этим справиться. И может пойти на все, чтобы доказать своё превосходство. А если не получится – то он ощутит себя самым «плохим» и несчастным.
  3. Не сравнивайте своего ребенка с другими! Во-первых, возникает неприязнь к тому человеку, с которым тебя постоянно сравнивают. Во-вторых, совершенно нет никакого желания походить на него или стать лучше. Хочется сделать всё наоборот.
  4. Делитесь своими проблемами. Так он поймёт, что жизнь – не вечный праздник. Он научится адекватно воспринимать удачи и поражения, опираясь на ваш опыт.
  5. Не ругайте за ошибки. Покажите, что ошибаться – нормально. Боязнь совершить ошибку приводит только к потере веры в себя и отсутствию желания действовать.
Читать еще:  Алина Кабаева (44 фото, видео, биография, личная жизнь). Кто же муж и отец детей Алины Кабаевой

Интервью с неуверенным в себе подростком и комментарий психолога

Вот небольшая история – интервью, девочки 15 лет.

  • В чем заключается ощущение твоей неуверенности в себе?
  • У меня есть комплексы, например, иногда я чувствую себя хуже других. Переживаю, что не смогу добиться успеха в том, в чем другие имеют победу.
  • Как ты думаешь, родители виноваты в том, что ты не веришь в себя?
  • Наверное, да. Мои родители перфекционисты. Когда они указывают мне на мои недостатки, я начинаю злиться. Наверное, они думают, что так помогают мне. Но, на самом деле, делают все только хуже. У меня опускаются руки, я не хочу ничего предпринимать. Я заметила, что на меня хорошо действует похвала. Когда родители гордятся моими успехами, рассказывают о них друзьям. Тогда я готова лезть из шкуры, чтобы быть еще лучше. И хочу доказать всем, на что я способна, если в меня верят.
  • Когда ты почувствовала что не веришь в себя?
  • Я не знаю, когда. Наверное, в школе из-за трудностей в учебе. И ещё из-за переходного возраста, то есть, в подростковый период. Когда замечаешь, как меняется внешность, и тебя это не устраивает. Также из-за экзаменов, потому что думаешь, что ты не справишься. Начинается экзамен, а в голове: «Ну все, у меня ничего не получится! Побыстрей бы все это закончилось».
  • Что тебя успокаивает, помогает?
  • Я люблю смотреть в небо и наблюдать за самолетами. Ещё фотографировать цветы и создавать красивые картинки. Иногда помогает общение с друзьями и родственниками, которые понимают тебя.
  • Присутствует ли у тебя зависть к сверстникам? Как ты относишься к тем, кто лучше тебя?
  • Я пытаюсь в первую очередь смотреть на тех, кто лучше меня, с точки зрения того, чтобы понять, чего мне не хватает. Я стараюсь совершенствовать себя. Зависть, в каком-то смысле, есть, но я никогда не причиню зла. Если у других есть то, чего нет у меня, я компенсирую это в себе и так стремлюсь достичь своего идеала.
  • Страдаешь ли ты от депрессии?
  • Нет. Я контролирую себя. Стараюсь самосовершенствоваться!
  • Спасибо за интервью!

Видно, что у девочки слишком сильно поднята планка. Она чувствует, что любые её усилия, то, что она старается, не будет оценено. Ей «нельзя» ошибаться, делать плохо. Как итог – делать ничего не хочется. Ей стоит учиться совершать ошибки, не бояться этого. Снизить планку, радоваться результатам, которые у неё получаются. Этого эффекта добиться не так просто, как кажется. Потому что в процессе должны участвовать и родители. Без их поддержки подростку сложно меняться.

10 способов – как развить в ребенке уверенность

  • Найти увлечение, в котором ребенок будет успешен. Ведь хобби делает нас уникальными! Он отлично поет, быстро бегает, хорошо танцует или рисует – подберите дело по душе! Или, например, кто-то может похвастать коллекцией из ста пятидесяти машинок, или коллекцией, в которой двести помад красного оттенка? А может быть
  • Помогите ему любить себя, увидеть достоинства. Говорите о том, что у него подучается, хвалите за дело. Делайте акцент на сильных сторонах.
  • Обсуждайте промахи и не придавайте им фатального значения. Даже 2-ка на экзамене, или контрольной – не конец света! Поверьте, оценку исправить гораздо прозе, чем вернуть ребенку веру в собственные силы.
  • Поощряйте эксперименты – если есть что-то ребенок хочет изменить, даже в своей внешности, можно в этом помочь. Почему бы не сделать новую стрижку, не подобрать новый стиль в одежде? Помощь родителей в этом буде оценена! И отношения с ребенком станут лучше, и уверенность в себе вырастет. Кстати, существуют специалисты, которые помогут подростку подобрать новый стиль. Можно предложить девочке посетить курсы по созданию имиджа.
  • Напишите ребенку письмо, в котором друзья и родственники перечислит в все, что им в нём нравится и подарите этот конверт.
  • Заведите для школьника дневник успеха, в котором ребенок может отмечать свои удачи, и вместе заполняйте его. Научите его ставить цели, и достигать их.
  • Курсы по развитию уверенности – отличный вариант. Во-первых, здесь можно найти друзей, у которых такие же проблемы. Во-вторых, хороший психолог и работа в группе на тренинге помогают увидеть сильные стороны и стать увереннее.
Читать еще:  Как восстановить ногу после гипса. Реабилитация после снятия гипса

Мини – тест: на сколько мой ребёнок уверен в себе?

Мы подготовили для вас простые вопросы, ответив на которые вы узнаете, на сколько ваш ребёнок верит в собственные силы.
Так же, по итогам теста вы получите рекомендации психологов нашего центра.
Пройти тест

Развитие уверенности в себе в ребенке – помощь в центре К.О.Т.

В центре К.О.Т. работают профессиональные детские и подростковые психологи, которые успешно решают вопросы по развитию уверенности у детей и подростков. Работа может проводится как в форме индивидуальных консультаций, так и на тренинге, в группе. Для этого разработаны специальные программы для детей разного возраста, с учётом особенностей и основных задач развития ребёнка.
Курс «Я уверен KIDS» для детей 6-8 лет
Курс «Я уверен» для школьников 9-11, 12-14,15-17 лет. Занятия поводятся в мини группах по возрастам.

Родительское собрание “Как помочь подростку обрести уверенность в себе”

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как помочь подростку обрести уверенность в себе.

Даже в самой крайней и запущенной форме

застенчивость и неуверенность пройдёт,

если для их преодоления приложить труд души.

Задачи: обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника; способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности.

Форма проведения: обучающий тренинг родительской эффективности.

Вопросы для обсуждения: влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника; пути преодоления застенчивости и неуверенности ребёнка дома и в школе.

Подготовительная работа: упражнения для преодоления неуверенности и застенчивости; памятки для родителей

Почти каждый человек испытывает в своей жизни чувство страха. Кто-то боится высоты, кто-то – змей. Но этого можно избежать. А как быть тем, кто боится людей? В первую очередь, это касается застенчивых и неуверенных в себе людей. Они чувствуют себя неуютно со сверстниками на перемене и тем более на уроке. Такие дети могут знать весь учебный материал урока, но боятся поднимать руку, отвечать перед классом, боятся сделать ошибку.

Часто у педагогов, которые работают с такими учащимися, складывается впечатление, что у них низкий интеллектуальный потенциал, узкий кругозор, неразвитые учебные умения. Ребёнок, тонко чувствующий отношение педагога к себе, становится замкнутым, перестаёт общаться со сверстниками, старается как можно быстрее убежать из школы домой. Постепенно такое положение вещей формирует его низкий статус в коллективе. Безрадостная картина, не правда ли? А если и дома он не получает поддержки и внимания, ситуация может обернуться трагедией.

Анализ социометрического статуса детей в коллективе (без фамилий учащихся).

Ознакомление родителей с упражнениями по преодолению застенчивости и неуверенности в себе.

Обсуждение памяток для родителей.

Упражнения для преодоления неуверенности и застенчивости.

Этот комплекс упражнений можно предложить учащимся для занятий с психологом. По результатам занятий психолог может выступить перед родителями со своими наблюдениями и предложениями по преодолению неуверенности ребёнка дома. Вовсе необязательно, чтобы все родители выполняли предложенные упражнения. Достаточно им об этом рассказать и порекомендовать выполнять вместе со своим подростком, объяснив ему необходимость работы над собой.

Упражнение 1. «Автопортрет»

А. Предложите подростку нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны.

Б. Пусть он ещё раз опишет портрет , но от лица другого человека. Например: «На этом портрете нарисован человек, который…»

Упражнение 2. «Мои эмоции»

Предложите подростку изобразить негативные эмоции , которые он часто переживает. К примеру, страх, ужас, неуверенность, застенчивость, стыд.

Упражнение 3. «Незаконченный рассказ»

Предложите закончить рассказ, начатый вами.

К примеру: «Парень вошёл в лес за грибами и …»

Упражнение 4. «Свет мой, зеркальце…»

Подростку предлагается поработать с зеркалом:

«Свет мой, зеркальце, скажи –

Я ль на свете всех…»

Предложите подростку нарисовать сердце, которое болит. На больном сердце нужно сделать рисунки, показывающие, от чего болит сердце.

Упражнение 6. «Приятный или неприятный разговор»

Дайте подростку воображаемую трубку телефона и предложите ему поговорить с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской: зло, грубо, напористо или тепло, сердечно и т. д.

Учите записывать свои эмоциональные переживания и события, связанные с ними. Пусть подросток иногда их перечитывает. Это поможет ему спустя некоторое время убедиться в том, что не всё так плохо, а некоторые записанные переживания ему самому покажутся смешными.

Упражнение 8. «Фильм о моей жизни»

Предложите написать сценарий фильма о своей жизни. Причём подросток изображается главным героем фильма. В фильме должны быть завязка, кульминация и развязка.

Предложите ребёнку написать письмо своему сверстнику или взрослому, с которым у ребёнка не складываются отношения или которого он боится, например, учителю. В этом письме подросток может высказать все свои отрицательные эмоции и чувства, связанные с этими людьми или сложившейся ситуацией.

Упражнение 10. «Перевоплощение»

Предложите подростку перевоплотиться в индейца – вождя племени, героя мультика «Ну, погоди!» Волка, сказочного Гулливера, Кощея Бессмертного и Бабу Ягу. Затем обсудите с ним, какие чувства он при этом испытывал.

Все перечисленные упражнения помогут ребёнку преодолеть неуверенность и застенчивость гораздо спокойнее и с меньшими эмоциональными потрясениями. Самое главное – не констатировать, что ребёнок застенчивый и неуверенный человек, а приложить все усилия, чтобы помочь ему.

Источники:

http://www.psychologies.ru/articles/5-sposobov-pomoch-podrostku-obresti-uverennost-v-sebe/
http://www.tren-kot.ru/stati-po-detskoy-psihologii/neuverennyy-v-sebe-rebenok/
http://infourok.ru/roditelskoe-sobranie-kak-pomoch-podrostku-obresti-uverennost-v-sebe-654022.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: