8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Произведения русской литературы с упоминанием почтовых лошадей. Детская библиотека интересов

10 художественных произведений о лошадях, которые должен прочесть каждый лошадник!

Специально для читателей EquiLife.ru мы представляем список лучших художественных произведений о лошадях, которые должен прочесть каждый конник.

В нашем списке – произведения и классиков, и современных авторов; в центре всех этих рассказов и повестей – лошади, а зачастую и повествование в них идёт от лица лошади. Многие из этих историй основаны на реальных событиях, и большинство из них были экранизированы.

1. Дымка (Виль Джемс)

Виль Джемс (1892-1942) — американский художник и писатель франко-канадского происхождения. «Дымка» — повесть о ковбойском коне по имени Дымка, умном, храбром и гордом. Суровые испытания выпали на долю мышастого жеребца из американских прерий, но он смог с достоинством пройти через них. Книга была экранизирована в Голливуде.

2. Холстомер (Лев Толстой)

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – великий русский писатель, один из величайших писателей мира. «Холстомер» — рассказ старого пегого мерина о своей жизни. Рысак Мужик I-ый по прозвищу Холстомер был очень резвой лошадью, но был выбракован по причине пегости. Его жизнь была очень трудной, он сменил множество владельцев и попал под седло табунщика…

По рассказу был поставлен спектакль «История лошади» и опера «Холстомер».

3. Изумруд (Александр Куприн)

Александр Иванович Куприн (1870-1938) – русский писатель и переводчик. «Изумруд» — рассказ о сером рысаке, ставшем жертвой человеческой непорядочности и корыстолюбия. Рассказ основан на реальных событиях – истории серого якобы орловского рысака Рассвета, который на самом деле был американским рысаком по кличке Вильям С. К.

4. Внук Тальони (Петр Ширяев)

Петр Алексеевич Ширяев (1888-1935), русский писатель и переводчик, хорошо знал мир коннозаводства и бегов. «Внук Тальони» — рассказ о временах Гражданской войны; о том, как одному крестьянину попала в руки орловская кобыла Лесть, про её судьбу и судьбу её потомка, рысака по кличке Внук Тальони. Книга основана на реальной истории жеребца по кличке Милый (внук Барона Роджерса) и его матери Скоморошки; была дважды экранизирована.

5. Браслет II (Лев Брандт)

Лев Владимирович Брандт (1901-1949) — советский писатель. «Браслет II» — удивительная история призового рысака, ставшего по капризу судьбы обозным конём, подвозившим снаряды во время наступления Юденича на Петроград в 1919 году. В повести трагедия одного животного сплетается с трагедиями людей и показывает ужас эпохи, сломавшей жизни многих людей и животных и полностью изменившей судьбу огромной страны. Правдивая, тяжёлая и сильная повесть, которая была экранизирована в 1968 году.

6. Прощай, Гульсары! (Чингиз Айтматов)

Чингиз Айтматов (1928-2008) — русский и киргизский писатель, дипломат. В повести «Прощай, Гульсары!» — история киргизского крестьянина Тананбая и иноходца Гульсары, который сопровождал Тананбая и был ему другом на протяжении долгих лет. Критики отмечали, что образ Гульсары является метафорой сущности человеческой жизни, в которой неизбежно подавление личности, отказ от естественности бытия. Книга была экранизирована.

7. Боевой конь (Майкл Морпурго)

Майкл Морпурго (р. 1943) – английский писатель и сценарист. «Боевой конь» — трогательная история о дружбе между конём Джоуи и мальчиком Альбертом, рассказанная от лица коня, прошедшего через кровавую войну. Автор предлагает нам взглянуть на войну глазами лошади – смирного и преданного человеку существа, почувствовать абсурдность и жестокость войны, которая не щадит ни людей, ни животных. В 2011 году книга была экранизирована.

8. Мустанг-иноходец (Эрнест Сетон-Томпсон)

Эрнест Сетон-Томпсон (1860-1946) — канадский писатель, художник-анималист, натуралист. Он чрезвычайно правдиво и точно описывает действия, поступки и повадки животных. «Мустанг-иноходец» — красивая и жестокая история о гордом и свободном жеребце. Книга была экранизирована.

Читать еще:  Шон рей биография. Шон Рей. История успеха, программа тренировок. Шон Рэй биография

9. Чёрный Красавчик (Анна Сьюэлл)

Анна Сьюэлл (1820-1877) – знаменитая английская писательница. Её повесть – пожалуй, самая известная английская книга про лошадей, в Англии ее читают практически все дети и подростки. Эта книга заставила людей посмотреть на мир глазами лошади, научив их добру и сочувствию. «Черный Красавчик» — история жизни вороного коня, полная непредсказуемых поворотов и драматических событий. По мотивам этой знаменитой книги снято несколько фильмов, сериалов и мультфильмов.

10. Самый красивый конь (Борис Алмазов)

Борис Александрович Алмазов (р. 1944) – советский и российский бард и писатель. «Самый красивый конь» — добрая повесть про мальчика, который попал на конюшню и влюбился в лошадей. Перед читателем в этой книге открывается целый пласт советской истории, жизнь детской и юношеской конноспортивной школы. В 1977 году по книге был снят фильм.

Список прозаических произведений о лошадях.

Список найден в архивах сайта «Читай-город», составлен Иванюковичем Н.А., гл. библиографом ДО БЦ «Читай-город» и Ставровской Ф.Г., гл. библиографом ПО БЦ «Читай-город», за что им огромное спасибо. Полный список можно найти здесь, «на блюдечке» книжного червя.

Для своей 9-летней дочери, увлекающейся лошадьми, пришлось крепко прошерстить этот список, поэтому делюсь своей выборкой. Про животных вообще многие произведения не обходятся без грустного, но для начала я решила всё-таки выбрать наиболее позитивные, так сказать, произведения. Некоторые из них мы нашли на просторах Интернета, некоторые же найти весьма и весьма проблематично, разве что купить у букинистов, кое-что уже прочли, и могу рассказать поподробнее, что-то ещё ждёт своего прочтения.

1. Первым делом настоятельно рекомендую короткую яркую повесть Бориса Алмазова «Самый красивый конь», написанную и впервые изданную в 70-х годах прошлого века. Её легко найти в библиотеке Мошкова, например, да и саму книгу часто предлагают букинисты. По книге в 1977 году снят фильм. Эта повесть про самого обычного мальчика, честного и доброго, немножко «шляпы». про то, как он влюбился в лошадей, как новое увлечение — конный спорт — повлияло на его характер, про настоящую мальчишескую дружбу, и не только мальчишескую. Для современных детей эта повесть ещё и настоящий путеводитель в советское прошлое нашей страны, с пионерами и ещё нужными в хозяйстве лошадками, дожившими до тех времён ещё дореволюционными извозчиками. целый пласт истории открывается перед внимательным читателем! — даже удивительно, как в такую небольшую по объёму повесть столько всего вошло!

2. «Черный красавчик» Анны Сьюэлл. Эта женщина, жившая в Англии в позапрошлом веке, с 14-ти лет была практически инвалидом и не могла свободно передвигаться. Она написала только одну эту книгу, про Чёрного Красавчика. Вернее, даже не ПРО, а как бы от имени этого породистого коня, впервые заставив посмотреть своих современников на мир глазами лошади. Похоже, что для общества это было действительно ново и необычно, и возможно, книга сыграла, как и положено, свою просветительскую роль. Сейчас это произведение является классикой английской литературы. Можно найти издания на английском языке и приобщиться к чтению в оригинале. Книга, кажется, так и пропитана вся духом того времени, «доброй старой Англией», так что, читая её, можно не только представить себе жизнь лошади «изнутри» (понятно, что условно), но и проникнуться викторианской эпохой.

3. Повесть «Удивительный монгол» Джеймса Олдриджа написана в форме переписки двух ребят — английской девочки Кэти и монгольского мальчика Барьют. Эта повесть про непокорный дух дикого жеребца лошади Прижевальского (Таха) и верность ему маленькой ручной шетлендской пони, про дружбу двух ребят «по переписке», переросшую в нечто большее, про ответственность людей перед природой, про разные страны. да это настоящий географический справочник! Произведение удивительно пронзительное. История кажется невероятной, и скорее всего, это действительно вымысел, но я думаю, что что-то подобное наверняка было, хотя бы какие-то детали. Особенности разных стран, через которые автор проводит своих героев, до мелочей правдоподобны, особенно что касается поведения людей. Похоже, этот английский журналист австралийского происхождения хорошо знал о чём писал. У писателя есть и другие произведения для детей, о лошадях например: «Сломанное седло».

Читать еще:  Куприн изумруд краткое содержание по главам

4. Маршалл «Я умею пригать через лужи» — сильное произведение о мальчике-инвалиде и его силе духа, как он преодолевает трудности и становится наездником.

5. Астафьев В.П. «Запах сена» Об увлекательной поездке деревенских детей на дровнях за сеном.

6. Бедкер С. «Силас и Вороной«: Паренек выиграл у барышника красавца-коня, но приключения только начинаются… (не знаю, где достать)

7. Знаменитая книга, говорят, культовая у конников: «Браслет 2» Льва Брандта.

8. Гийо Р. «Белая Грива«: Мальчик из бедной рыбацкой семьи подружился с диким жеребцом и не смог расстаться с ним даже в минуту смертельной опасности. (интересно было бы почитать, но нигде не нашла)

9. Джемс В. «Дымка: Конь ковбоя»: Суровые испытания выпали на долю мышастого жеребца из американских прерий, но он сумел выжить и вернуться домой.

10. Коринец Ю.И. «Самая умная лошадь»: О дружбе мальчика-пастуха военной поры и лошади, которая «умела» разговаривать.

11. Минчковский А.М. «Дженни и Женя«: Добрая повесть о дружбе девочки-наездницы и циркового коня. (тоже хотелось бы раздобыть)

12. Нечаев Л.Е. «Конь голуб»: Любовь к лошадям приводит паренька на ипподром, где он находит работу, друзей и первую любовь.

13. Паустовский К.Г. «Сивый мерин» Добрый рассказ о колхозном мерине-пенсионере.

14. Перовская О.В. Пегуша: О жизни знаменитого племенного конного завода, о дружбе лошади и человека.

15. Погодин Р.П. «Где ты, гдеты, гдеты?» Сказка о дружбе рыжего жеребенка Миши и отчаянного мышонка Терентия, проживавших в Новгороде. «Кони»: В военную пору тяжело приходилось крестьянам без лошадей, потому и ценилась любая кляча…

16. Ржига Б. «Дикий конек Рин» Простая и бесхитростная история о приключениях старика и его внучки, у которых есть «необъезженный конек с желтой гривой, непоседливый, хитрющий и горячий».

17. Романовский С.Т. «Двое в седле» Короткие рассказы о летней деревне и лошадях.

18. Толстой А.Н. «Клопик»: Глава из повести «Детство Никиты» Маленький мальчик учится ездить верхом на рыжем меринке Клопике…

19. Френсис Д. «Фаворит». Детективы классика остросюжетной литературы и профессионального жокея Дика Френсиса знакомят с миром скаковых лошадей.

20. Хэрриот Дж. «О всех созданиях — больших и малых», «О всех созданиях — прекрасных и удивительных», «Среди йоркширских холмов«: Рассказы английского ветеринарного врача Джеймса Хэрриота и рассмешат, и опечалят, и заставят задуматься: потому что полны искренней любви и сочувствия ко всему живому.

21. Штритматтер Э. «Двое мужчин в одной телеге»: Забавные рассказы о лошадях.

22. Штритматтер Э. Пони Педро: Веселые и смешные проделки маленького пони приносят людям много неожи-
данностей и все время заставляют их быть начеку.

Почтовая лошадь, ее роль в истории и литературе

Еще каких-то 300 лет назад словом «почта» обозначали промежуточные станции, где казенный люд менял почтовых лошадей, иногда сильно уставших и загнанных. В ту пору не было никакого транспорта, кроме конного. Так кого возили почтовые лошади, и почему они так назывались?

В XVII веке путешествие по просторам России было событием не только серьезным, но и значимым. Для передвижения использовались сначала собственные лошади. Но они не могли преодолевать большие расстояния, уставали и нуждались в смене. На помощь путешественникам пришли лошади казенные. Они стали именоваться почтовыми, а дорога — почтовым трактом.

Почтовая лошадь и развитие отрасли

Место, где менялись лошади, сначала назывались ямом или постоялым двором, а уж потом почтовой станцией. У каждой станции был свой смотритель, который проверял документы и давал разрешение на смену лошадей. Гужевой транспорт в основном перевозил почтовую корреспонденцию и тех, кто должен был доставить эти письма собственноручно.

Ездили с почтарями и нарочные, фельдегери, да и просто путешественники по любой другой надобности. В конце XVII века государственным императорским указом было увеличено количество почтовых станций и лошадей, появилось расписание. То есть о времени прибытия почтовой лошади и экипажа было известно заранее и к его отправке далее уже все было готово.

Появление гостиниц и вольные служащие

К концу XVIII века в почтовых дворах первого и второго разряда начали появляться гостиницы, а несколько губерний даже освободили от почтового налога. В это же время вышел указ, которым было разрешено использовать почтовую лошадь вольным людям. Они могли собирать погонные деньги и пользоваться ими в своих целях. Их заработок был весьма приличным. Жалование же почтовых казенных извозчиков, наоборот, было скудным.

Читать еще:  Кардиотренировки для сердца. Всем ли можно и какие проводить кардиотренировки для сердца. Как избавиться от спазмов сосудов головного мозга

Названная услуга пользовалась большим спросом, особенно у государевых людей. А казна получала с увеличения количества станций и экипажей немалую прибыль. Почтовых трактов тоже становилось больше, они строились не только в сторону города Пскова, но и на Восток. Весточку как от государя, так и от простых людей ждали везде.

Лошадиные тройки и колокольчик

В это же время вместо одной впряженной в экипаж почтовой лошади стали появляться тройки, а их количество стало увеличиваться пропорционально росту сибирских трактов. Холод, стужа, большие безлюдные расстояния, а в основном, непролазное бездорожье требовали большей выносливости и сил. Почтарей даже обязали вешать на среднюю дугу упряжи колокольчик и не зря.

Он извещал о прибытии экипажа на почтовую станцию, да и предупреждал встречные почтовые повозки, дабы избежать столкновения. Именно колокольчику обязаны своим появлением в литературе почтовые лошади. Многие авторы в своих произведениях упоминали почтовую тройку и тот веселый, безмятежный звон, с которым она мчалась, доставляя пассажиров и письма.

Эстафета почтарей

Почтовый тракт размечали верстами, а счет их велся от главного почтового двора — Почтамта. Версты обозначали столбами. На каждом из них был обозначен остаток расстояния до города и уже пройденный путь. Но так уж устроена лошадь — она устает, хочет есть, пить и отдохнуть. Именно по этой причине вся почтовая служба того времени работала по принципу эстафеты.

Проехав путь до определенной станции, экипаж возвращался домой, передав почтовые отправления следующему. Для удобства, в экипаже чаще всего менялись именно лошади. Это позволяло не перекидывать груз с места на место и не терять времени. Ехать на «перекладных» означало, что груз или багаж переносили с одного экипажа на другой, а лошадей при этом не меняли. В таком случае времени на почтовой станции терялось много.

Русские ямщики в литературе

Для русских почтарей время было особенно дорого. Они имели обыкновение ездить с достаточно высокой скоростью, чем обычно очень пугали иноземцев. Многие русские произведения, упоминающие почтовых лошадей, описывали ту удаль молодецкую, которая была присуща русским извозчикам. Так, высокую скорость почтового экипажа описал и А.С. Пушкин в своем «Евгении Онегине». В седьмой главе произведения он сравнил быструю езду русских ямщиков с возницей бога Ахиллы. Посвятил он этой теме и повесть «Станционный смотритель».

Сам Пушкин частенько пользовался услугами почтарей, любил их и поминал добрым словом. Кроме него, многие писатели и поэты описывали быт и службу ямщиков (Вяземский П. А. «Станция», Чехов А. П. «Почта»), насколько трудной и опасной она была. Кстати, были и чужеземцы, которые писали отдельные главы или даже целые произведения литературы, упоминающие почтовых лошадей и русских почтарей.

Развитие почтовой службы

Год от года почтовая служба совершенствовалась, и государями вносились изменения в ее работу. Так, каждый путешественник в дорогу получал специальный документ, без которого выехать за черту города было проблематично.

Подорожная — так называлась эта бумага. Она удостоверяла личность путешественника, цель поездки. Документы подлежали обязательной проверке на почтовых станциях и караульными службами. Без подорожной бумаги было невозможно получить почтовый экипаж. Сколько лошадей будет выдано, указывалось там же и их количество зависело от чина и звания пассажира. У того же Пушкина после учебы в лицее было право на экипаж в три лошадиные силы, а генеральские чины уже могли рассчитывать на пятнадцать, а то и на все двадцать.

Путешествие на лошадях было излюбленным занятием писателей и поэтов. Дороги и связанные с ними впечатления встречаются в произведениях Карамзина, Лермонтова, Гоголя. Грусть расставания и радость встречи отмечают в своих произведениях русские поэты XVIII-XIX вв. Такие эмоции почти всегда связаны с почтовыми экипажами, с колокольчиками и ямщиками.

Источники:

http://equilife.ru/uncategorized/10-equestrian-books/
http://kid-home-lib.livejournal.com/267.html
http://fb.ru/article/358760/pochtovaya-loshad-ee-rol-v-istorii-i-literature

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector