136 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Площадка для занятий в немецкой гимнастике. История физкультурного движения в гдр. §1.2 Шведская гимнастическая система

Немецкое гимнастическое (турнерское) движение

Немецкое гимнастическое (турнерское) движение уходит своими корнями в филантропизм. Оно оформилось в начале XIX в. и связано с именами Ф. Яна и Э. Айзелена. Ян был в большей мере организатором и идейным руководителем, а Айзелен — практиком и специалистом в области методики гимнастики. Создание немецкой гимнастики в самом начале было направлено на повышение боевой выучки немецкой армии в борьбе с французскими завоевателями (армией Наполеона). С середины XIX в. содержание военной гимнастики перерабатывается применительно к требованиям школьного физического воспитания. Она получила широкое распространение в армии, школах, различных спортивных обществах. В 1811 г. под Берлином (ныне это парк им. Ф. Яна) была построена гимнастическая площадка (турн-плац), оборудованная специальными снарядами — турниками (перекладинами), параллельными брусьями, конем, шестами, лестницами для лазанья и др. Число занимающихся на площадке достигало 500 человек.

Немецкая гимнастика в своей основе сохранила упражнения из системы, созданной филантропами. Однако были внесены некоторые дополнения: исключили плавание и борьбу, ввели общую разминку, преодоление препятствий, упражнения на растягивание, включили в практику занятий гимнастические снаряды, в самостоятельную группу были выделены лазанья и висы.

Теоретики немецкого гимнастического направления причисляли к гимнастике все виды физических упражнений.

Преподаватель физкультуры помогает ученику в упражнениях на коне (из книги “Гимнастические упражнения” Э. Айзелена, 1845)

Однако многие из них: легкоатлетические упражнения, гребля, бег на коньках, велосипедный спорт, тяжелая атлетика и другие — развивались самостоятельно, вне гимнастики.

Методика проведения занятий и классификация упражнений в немецкой гимнастике не имели достаточно полного научного обоснования. В основу классификации была положена внешняя форма движений, отсутствовали указания по дозированию физической нагрузки, педагогическому и врачебному контролю.

Основателем шведского гимнастического направления является П. Линг. Он изучил древнюю физическую культуру Китая, Скандинавских стран, немецкую гимнастику Нового времени. Исходя из этих сведений, П. Линг классифицировал физические упражнения на основе знаний анатомии и биологии. П. Линг разделял гимнастику на четыре вида: военную, педагогическую, врачебную и эстетическую, но практически создал лишь военную.

Педагогическую гимнастику разработал Я. Линг (сын П. Линга). В 40-х гг. XIX в. он описал технику выполнения и методику преподавания шведской педагогической гимнастики, структуру урока, ввел гимнастические снаряды — гимнастическую стенку (шведская стенка), скамейку, гимнастическое бревно (бум) и др.

Исходя из представления, что человеческий организм состоит из различных звеньев, создатели шведской гимнастики считали необходимым развивать эти отдельные части тела. Так, все упражнения были разделены на следующие группы: для ног, спины, рук, брюшного пресса, грудной клетки, для развития сердечнососудистой и дыхательной систем и т.д. Предлагаемая структура урока была сложной и состояла из 12–18 частей. В каждой части предусматривалось воздействие на ту или иную часть тела или функциональную систему организма.

Шведская гимнастика была шагом вперед в смысле объяснения упражнений с точки зрения знаний из области анатомии и биологии. В Швеции того времени была организована подготовка преподавателей с высшим образованием по гимнастике. В 1813 г. в Стокгольме открылся Центральный гимнастический институт. Я. Линг разработал первый проект закрытого спортивного зала, по которому начали строить первые спортивные залы. Физическое воспитание в шведской школе проводилось и среди девочек.

Шведская гимнастика органично дополняла немецкую. В практике физического воспитания эти две системы постепенно слились.

В середине XIX в. начала создаваться сокольская система гимнастики. Это первая значительная славянская система физического воспитания, получившая название “Сокол” — символ свободы, мужества, независимости. Основателем ее был известный деятель культуры Чехии М. Тырш. Будучи представителем буржуазной интеллигенции, он стремился к объединению и сплочению чешского народа в борьбе за национальную независимость, так как Чехия в то время находилась под владычеством Австрии.

Сокольская гимнастика внесла значительный вклад в создание современной спортивной и художественной гимнастики. Она включала в себя уже известные из немецкой и шведской гимнастики упражнения, но существенно дополнила их рядом других движений.

В сокольской гимнастике была сделана попытка классификации физических упражнений на новой основе. Они подразделялись на четыре основные группы.

Первая группа — упражнения без снарядов: ходьба, бег, вольные упражнения, строевые упражнения, хороводы, танцы.

Вторая группа — снарядовые упражнения: прыжки простые в длину, прыжки “атакой” в высоту, прыжки с шестом в глубину, упражнения на козле, столе в длину, коне в длину и ширину с ручками и без ручек, перекладине, брусьях, кольцах на месте и в каче, на ходулях, лестнице, шведской стенке, канатах, шестах, шведской скамье, бревне, шаре, коньках, велосипеде. Упражнения со снарядами: упражнения с различными отягощениями (палками, гантелями, тяжестями, пиками, цепами, киями, молотами, палицами, лопатами, кирками, мотыгами, косами, луками, лестницами, бревном), упражнения в метаниях (копья, диска, молота, куба, ядра, мяча), упражнения с предметами (флажками, флагами, булавами, скакалками).

Третья группа — групповые упражнения: пирамиды, массовые гимнастические выступления, подвижные игры.

Четвертая группа — боевые упражнения: фехтование, борьба, бокс, упражнения с сопротивлением.

Шагом вперед явилось то, что в сокольской гимнастике обращалось внимание не на количество повторений, как это было в немецкой и шведской гимнастиках, а на красоту выполнения движений. Гимнастические упражнения стали соединять в комбинации, начали использовать музыкальное сопровождение, красивые костюмы, различное внешнее оформление. Урок делился на три части: подготовительную, основную и заключительную (так, как это делается в настоящее время). Методика проведения занятий включала много интересного и нового, особенно при массовых гимнастических выступлениях, в которых участвовали до 15–20 тыс. человек.

К середине XIX в. в Англии начинает формироваться школьное физическое воспитание, основанное на современной спортивной и игровой деятельности. Своими корнями это направление уходит в педагогическую практику тогдашнего ректора колледжа в г. Регби Т. Арнольда. В колледже ему пришлось столкнуться с теми же явлениями, которые были характерны для всех английских учебных заведений. Своими впечатлениями он делится так: “Колледжи, в которых формируется завтрашнее поколение, погружены в гущу моральной заразы. Здесь можно встретить: всевозможные преступления и пьянство, систематическую ложь, тиранию старших над более юными, недисциплинированность и непослушание учащихся пренебрежение школьными правилами, всеобщую леность и уклонение от работы, организованную солидарность на почве нарушений дисциплины. Эту картину необходимо дополнить еще тем, что ученики — завзятые картежники. Моральное падение физически слабого большинства сопровождает изнеженность и телесный упадок. кроме расфуфыривания собственной прически, они ничем больше не интересуются. ” Арнольд понимал, что может добиться коренной перестройки в лучшую сторону только в случае, если своими мерами не будет задевать обычаи учащихся и их чувства, связанные с состязаниями. В то же время он заметил, что лучшие в крикете и других играх с мячом выполняют лидирующую роль и вне спортивных площадок. Различные команды — как своеобразные микросоциальные единицы — во взаимоотношениях между их членами придерживаются тех же правил “честной игры”, которые существуют во время соревнований. Так сложилось теоретическое обоснование школьного физического воспитания, основанного на спортивных и игровых занятиях: совместным воздействием школы, церкви и спорта можно успешно влиять на воспитание положительных личностных качеств молодежи. Решение воспитательных задач осуществлялось через занятия такими видами спорта, как крикет, плавание, фехтование, туризм, борьба, альпинизм.

Читать еще:  Что для меня значит целеустремленный человек. Целеустремлённость Целеустремлённый

Учебная иллюстрация к обучению плаванию (из книги К. Хайница “Основы плавания”, Вена, 1816)

Распространению спорта в мире во второй половине XIX в. способствовали такие существенные причины:

Гимнастические формы занятий физическими упражнениями не могли в полной мере удовлетворить эмоциональные потребности человека, его досуг, развлечения, т.е. они уже недостаточно способствовали реализации интереса к какому-то определенному виду двигательной деятельности.

Гимнастика к тому времени уже не могла вобрать в себя, объединить все многообразие физических упражнений (велоспорт, альпинизм, плавание, конькобежный и лыжный спорт, футбол, конный спорт и многие другие виды спорта).

Существенный импульс развитию спортивной направленности дал начавшийся процесс развития международного спортивного движения. Первые чемпионаты континентов, мира, олимпийские игры стали причиной распространения спорта в мире.

На пути развития спорта в то время были и объективные трудности: негативное отношение к нему части религиозных деятелей; существовавшие суеверия и предрассудки против развития некоторых видов спорта, в частности велоспорта, а позднее мотоспорта; официальные круги многих стран были противниками занятий спортом женщин.

Таким образом, к середине XIX в. были заложены педагогические, методические и организационные основы буржуазного физического воспитания и спорта. В развитии физического воспитания в мире выделяются два направления — гимнастическое и спортивно-игровое. Положительным во всех гимнастических системах было то, что в них обобщен опыт физического воспитания за многие столетия, сделана попытка систематизации и классификации физических упражнений, созданы новые спортивные снаряды и оборудование, которые применяются и в настоящее время.

В ряде стран оформляются контуры современных видов спорта, создаются первые национальные физкультурно-спортивные организации, начинают проводиться национальные соревнования. Возникла необходимость в создании правил, положений соревнований. Все это создало благоприятную почву для зарождения международного спортивного движения.

Организованные формы физического воспитания и спорта в основном практиковались среди молодежи с целью ее военно-физической подготовки.

Со второй половины XIX в. начинают складываться современные взгляды на физическое воспитание и спорт. Педагогические взгляды на физическое воспитание во многом формировались под влиянием новых знаний в области биологических наук, так как ведущей теорией второй половины XIX в. являлась теория естественно-научного материализма. Наиболее значимыми ее положениями, которые существенно повлияли на физическое воспитание, были:

единство человеческого организма и его неразрывная связь с окружающей средой;

зависимость форм тела и строения его органов от их функционального состояния;

физиологический механизм формирования двигательного навыка.

Зарисовка одного из состязаний Мельбурнского велоклуба (“Сайенти-фик Америкэн”, 1879)

Старые методы немецкой, шведской, сокольской гимнастики и другие системы уже не отвечали требованиям времени.

Развитие физического воспитания во второй половине XIX в. шло не по пути противостояния гимнастики спорту, или наоборот, а, напротив, наметился поиск интегративных форм движений, рационального сближения этих двух направлений.

Среди новых зарубежных систем физического воспитания, прежде всего, следует выделить метод, предложенный венгром Г. Демени (1850–1917), и метод “естественной гимнастики”, разработанный австрийским педагогом К. Гаульгофером (1885 — 1941) с сотрудниками.

Г. Демени, венгр по национальности, жил и работал во Франции. Он изучил немецкую и шведскую гимнастику и выявил в них несоответствие движений закономерностям анатомии и физиологии, отметив присутствие в немалой степени неестественных и формальных элементов. Таких же взглядов, как это будет отмечено ниже, придерживался и основоположник отечественной системы физического образования П.Ф. Лесгафт.

Демени была разработана следующая система требований при выполнении физических упражнений:

следует избегать статичных, неестественных положений. Скорость движений отдельных звеньев тела должна быть обратно пропорциональна их массе. Движения должны быть естественными и размашистыми, а не “отрывистыми” и “угловатыми” (это положение во многом созвучно с китайской оздоровительной гимнастикой тайцзицюань);

движения необходимо выполнять с законченной амплитудой, мышцы-антагонисты, т. е. те, которые не участвуют в выполнении движений, должны быть расслаблены.

Демени рекомендовал при разучивании упражнений всегда переходить от простых к сложным, от более легких к более трудным, от известных к неизвестным.

Движения в спорте Демени подразделял на семь видов: ходьбу, бег, прыжки, лазанья, поднятие и переноску тяжестей, метания, приемы защиты и нападения. Каждый из этих видов имел много разновидностей.

Гимнастика предназначалась и для девушек, в ней акцент делался на ее эстетической стороне.

Немецкая система гимнастики

Причины возникновения и развития национальных систем физического воспитания в начале XIX века в Германии, Швеции, Франции

Процесс формирования национальных систем физиче­ского воспитания проходил в начале XIX века на основе развития капиталистических общественно-экономических отношений, политики, идеологии и культуры буржуазии.

Рост промышленности, науки и техники, военного дела привел к необходимости улучшения всего дела воспитания и образования молодежи. Это явилось одной из главных причин возникновения гимнастических и спортивно-игро­вых систем физического воспитания. Влияние на этот про­цесс оказали исследования врачей, анатомов, гимнастов, физиологов и педагогов, призывавших использовать физи­ческие упражнения и закаливание организма в целях улуч­шения физического развития молодежи.

Читать еще:  Красивая фигура в домашних условиях. Как сделать фигуру идеальной: упражнения и правильный рацион

Гимнастические системы преимущественно создавались в странах континентальной Европы (Германия, Швеция, Франция). Это было обусловлено особенностями их поли­тического и военного развития. Наполеоновские войны начала ХIХ века, с применением массовых армий требовали большого количества физически подготовленных резервов. Занятия гимнастикой давали возможность обучать кон­кретным двигательным навыкам, соответствующим тактике ведения боя того времени, а также четкому выполнению строевых команд.

Основателями немецкой системы гимнастики были Йо­ганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян, Адольф Шписс. Основу этой системы составляли упражнения на гимнастических снаря­дах (перекладина, брусья, конь, лестницы, шесты и т.п.), во­енно-игровые упражнения, туризм, экскурсии. Главной целью считалось развитие двигательных способностей, сложных движений, выносливости, воли и дисциплины.

Фридрих Ян (1778 – 1852) в 1811 году на лугу Хазен-хайде под Берлином устроил площадку для гимнастики и приступил к работе. Молодежь по его руководством зани­малась физическими упражнениями на гимнастических снарядах и одновременно слушала беседы патриотического характера. Ян называл свою систему «турнкунст» – искусство изворотливости (сокращенно — турнен), и учеников называл турнерами. Он составил перечень упражнений на гимнастических снарядах, перекладине, брусьях и коне, которые сводились к многократному повторению отдель­ных элементов-подъемов, оборотов, махов и т.п.

Ф. Яном было подготовлено 2 тыс. гимнастов. По его примеру в других городах стали появляться идентичные школы. Прусское правительство, пытаясь приостановить неблагоприятное для себя течение, в 1819 году запретило физическое воспитание в школах и гимнастические занятия взрослых на открытом воздухе. Яна поместили в крепость (выпустили в 1825 г.). Запрет на занятия гимнастикой про­длился с 1820 по 1842 год. В 1842 году королевским указом был снят запрет на комплекс упражнений Яна.

Систему Яна применительно к школе развил швейцарец Адольф Шписс (1810 – 1858) и дополнил упражнениями с ручными снарядами, перестроениями, висами и упорами. Ему помогал Эрнст Эйзелен, разработавший методику пре­подавания и изготовивший наглядные таблицы. Система Яна – Эйзелена – Шписса состояла из:

1) порядковых упражнений;

2) вольных упражнений;

3) упражнений со снарядами — подвижными и непод­вижными;

4) массовых упражнений;

Теоретики немецкого турнена причисляли к гимнастике все области физической культуры. С особой охотой они занимались прыжковыми видами атлетики. Однако осталь­ные виды физических упражнений — атлетика, гребля, бег на коньках, велоспорт — развивались совершенно в иных условиях и по другим законам, нежели двигательный мате­риал гимнастики. Поэтому во второй половине ХIХ века поклонники этих видов постепенно покинули ряды гимна­стического движения.

Площадка для занятий в немецкой гимнастике. История физкультурного движения в гдр. §1.2 Шведская гимнастическая система

Немецкая система гимнастики

Немецкая система гимнастики сложилась под влиянием передовой части немецкой буржуазии. Основателями немецкой системы гимнастики были Йоганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян, Адольф Шписс. Основу этой системы составляли упражнения на гимнастических снарядах (перекладина, брусья, конь, лестницы, шесты и т.п.), военно-игровые упражнения, туризм, экскурсии. Главной целью считалось развитие двигательных способностей, сложных движений, выносливости, воли и дисциплины. Наибольший вклад в развитие гимнастики внесли ученые Фит, Гутс-Мутс, Ян, Шписс.

Фридрих Ян (1778 – 1852) в 1811 году на лугу Хазен-хайде под Берлином устроил площадку для гимнастики и приступил к работе. Молодежь по его руководством занималась физическими упражнениями на гимнастических снарядах и одновременно слушала беседы патриотического характера. Ян называл свою систему «турнкунст» – искусство изворотливости (сокращенно – турнен), и учеников называл турнерами. Он составил перечень упражнений на гимнастических снарядах, перекладине, брусьях и коне, которые сводились к многократному повторению отдельных элементов-подъемов, оборотов, махов и т.п.

Ф. Яном было подготовлено 2 тыс. гимнастов. По его примеру в других городах стали появляться идентичные школы. Прусское правительство, пытаясь приостановить неблагоприятное для себя течение, в 1819 году запретило физическое воспитание в школах и гимнастические занятия взрослых на открытом воздухе. Яна поместили в крепость (выпустили в 1825 г.). Запрет на занятия гимнастикой продлился с 1820 по 1842 год. В 1842 году королевским указом был снят запрет на комплекс упражнений Яна.

Систему Яна применительно к школе развил швейцарец Адольф Шписс (1810 – 1858) и дополнил упражнениями с ручными снарядами, перестроениями, висами и упорами. Ему помогал Эрнст Эйзелен, разработавший методику преподавания и изготовивший наглядные таблицы. Система Яна – Эйзелена – Шписса состояла из:

1) порядковых упражнений;

2) вольных упражнений;

3) упражнений со снарядами – подвижными и неподвижными;

4) массовых упражнений;

Герхард Ульрих Антон Фит (1763 1836) обобщил и систематизировал все, что было сделано в области физических упражнений до него, и изложил в “Опыте энциклопедии физических упражнений”. Этот труд состоит из трех частей: “Данные к истории физических упражнений” (1794), “Система физических упражнений” (1795), “Приложения к первой и второй частям” (1819). Он дал определение понятия “Физическое упражнение”: это все движения и применение физических сил человеческого организма, имеющие своей целью совершенствование последнего. С помощью гимнастических упражнений, по Фиту, педагог может:

а) сохранить и укрепить здоровье занимающихся;

б) развить красивые формы тела;

в) увеличить силу, быстроту движений;

г) развить точность и уверенность в движениях, придать бодрость и решительность духу;

д) развить потребность в умственной работе, в полезном проведении свободного времени;

е) отвлечь от раннего появления половых потребностей.

Фит предложил ряд правил и методических указаний к проведению занятий:

а) необходимость специально оборудованных мест занятий;

б) высокая профессиональная подготовленность педагога;

в) учет индивидуальных особенностей учеников при подборе упражнений (здоровье, конституциональные особенности, указания врача).

На высокой технической основе Фит разработал упражнения в вольтижировке на деревянном коне и брусьях.

Он считал, что школьные экзамены можно было бы сделать публичными в виде соревнований в науке, искусстве и гимнастических упражнениях.

Иоганн Христофор Гутс-Мутс (1759 1839) в начале своей педагогической деятельности пытался приспособить идеи Руссо о физическом воспитании, его призыв к возврату на лоно природы, идеализацию первобытного дикаря для воспитания сильного, мужественного молодого поколения, образцом которому должен стать старый (средневековый) немец.

Читать еще:  Мышцы конечностей животных. Грудная конечность. Смотреть что такое "грудная конечность" в других словарях

Гутс-Мутс написал ряд работ по гимнастике: “Гимнастика для юношества” (1804); “Игры для развития и отдыха тела и духа” (1796); “Гимнастическое руководство для сынов отечества” (1817) и др. Они были переведены на французский, английский, датский языки и способствовали распространению идей автора в Европе.

После захвата Германии наполеоновской армией взгляды Гутс-Мутса на физическое воспитание изменились, этой перемене содействовало национально-освободительное движение, развитие капитализма. Педагог считал, что с гимнастическими упражнениями надо знакомить студентов высших учебных заведений, будущих учителей. Ко всем остальным сословиям гимнастика, по его мнению, имела еще более близкое отношение, ибо их тело должно служить государству. Гимнастика тогда считалась основой национальной системы физического воспитания немецкого народа.

В систему гимнастики Гутс-Мутса входили следующие упражнения: прыжки в длину, высоту, в глубину и с шестом, ходьба и бег с препятствиями, метания различных предметов, лазания, перелезания, упражнения в равновесии (бревно, горизонтальный канат и др.), переноска тяжестей, маршировка со специальными военными упражнениями, плавание и др. Обучение проводилось наглядным методом, применялись соревнования, закладывался гимнастический стиль исполнения упражнений.

В целях организации борьбы за освобождение отечества от Наполеона в 1808 г. в Кенигсберге возник Тугенбунд (Союз добродетели ). В его работе принимали участие государственные и общественные деятели. Гимнастика рассматривалась как одно из важных средств подготовки молодежи к освобождению родины. В 1809 г.этот союз по приказу Наполеона был закрыт. Однако под влиянием идей “Тугенбунда” националистами-патриотами в Браунсберге (Пруссия) был основан первый открытый плац как общественное заведение для занятий гимнастикой.

Идеи Гутс-Мутса легли в основу немецкого турнена и шведской системы гимнастики.

Занятиями гимнастикой Ян пытался восстановить утраченное равновесие человеческого образования, поставить рядом с односторонней духовной деятельностью деятельность телесную, чрезмерной утонченности противопоставить мужественность.

В свою систему Ян включил 24 группы упражнений. Многие из них заимствованы у Фита, Гутс-Мутса. Особое внимание уделялось упражнениям на гимнастическом коне, козле, параллельных брусьях, турнике (перекладине), упражнениям со скамейкой и обручем, акробатике, танцам. Применялись и военно-прикладные упражнения: стрельба из лука и огнестрельного оружия, переноска тяжестей, верховая езда и др.

Упражнения без гимнастических снарядов и со снарядами стали более интересными, привлекательными для молодежи из-за того, что их выполнению придавался состязательный характер. Ян поощрял достижения своих учеников, большое значение он придавал форме движений и технике исполнения упражнений. Он требовал от воспитанников прямого положения головы, оттянутых носков ног, прямых линий в движениях и военной выправки. Зарождался гимнастический стиль выполнения упражнений.

Курс гимнастики был рассчитан на два периода. В первом периоде применялись сравнительно простые упражнения: ходьба, бег, прыжки, лазание, упражнения на снарядах, игры. Соблюдался принцип постепенности, последовательности, правильного сочетания нагрузки с отдыхом. Большое внимание уделялось развитию воли, изучению индивидуальных способностей занимающихся. Во втором периоде гимнасты выполняли более сложные упражнения.

Занятие состояло из двух частей. В первой части ученики работали самостоятельно, каждый сам себе выбирал, чем заниматься.

В это время старосты и преподаватели обеспечивали порядок, страховку, оказывали помощь и наблюдали за склонностями, стремлениями и способностями учеников. Во второй части занятия выполнялись обязательные для всех упражнения. Ученики делились на отделения по возрасту. Им показывались основные и подводящие упражнения, которые они должны были повторять вслед за учителем. Изученное упражнение повторялось многократно (до 100 и более раз). Главное внимание уделялось развитию мышечной силы, выносливости и воли.

В 1811 г. Ян открыл гимнастическую площадку на воздухе в Гессенгайдене, недалеко от Берлина. Это содействовало дальнейшему развитию гимнастики. “

Прусское правительство использовало гимнастику как один из рычагов мобилизации населения для решения государственных задач. С этой целью организуются гимнастические общества и союзы, гимнастика вводится в систему школьного обучения.

Основателем школьной гимнастики в Германии считается Адольф Шписс (1816 — 1858) — преподаватель гимнастики, истории и пения. Опираясь на работы своих предшественников, он разработал систему школьной гимнастики и обосновал необходимость преподавания ее в качестве обязательного предмета. В четырехтомном труде «Учение о турненском искусстве» он дал описание строевых и вольных упражнений, разработал упражнения в висах и упорах. Идею Песталоцци о формировании способностей у детей к трудовой деятельности с помощью гимнастических упражнений он фактически развил до необходимости преподавания дисциплинирующих, муштрующих вольных упражнений. Основными из них были ходьба, бег, прыжки, подпрыгивания, повороты, упражнения для рук, туловища и ног. Упражнения выполнялись под музыкальное сопровождение, сочетались с пением и демонстрировались на гимнастических праздниках.

Шписс увеличил размеры перекладины и брусьев, чтобы можно было заниматься на них по 4 –6 человек одновременно, и приспособил их для занятий со школьниками. Упражнения были систематизированы в порядке возрастающей сложности. При подборе упражнений и дозировке нагрузки осуществлялся дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, сильным и слабым ученикам. Урок гимнастики начинался с выполнения строевых упражнений на месте и в движении, затем выполнялись вольные упражнения и упражнения на снарядах. Заканчивался урок подвижными играми и массовыми упражнениями.

Основным недостатком метода Шписса было то, что упражнения выполнялись всеми учениками одновременно. Это затрудняло индивидуальный подход, индивидуальность подчинялась формальным требованиям дисциплины и порядка. Строевые и вольные упражнения, действительно располагавшие огромными возможностями всестороннего воздействия на человека, служили лишь средством дисциплинирования и муштры.

Шписс завершил создание немецкой системы гимнастики.

Теоретики немецкого турнена причисляли к гимнастике все области физической культуры. С особой охотой они занимались прыжковыми видами атлетики. Однако остальные виды физических упражнений – атлетика, гребля, бег на коньках, велоспорт – развивались совершенно в иных условиях и по другим законам, нежели двигательный материал гимнастики. Поэтому во второй половине ХIХ века поклонники этих видов постепенно покинули ряды гимнастического движения.

Источники:

http://studwood.ru/1164699/turizm/nemetskoe_gimnasticheskoe_turnerskoe_dvizhenie
http://studopedia.ru/3_152778_nemetskaya-sistema-gimnastiki.html
http://studbooks.net/692519/turizm/nemetskaya_sistema_gimnastiki

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: