106 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О чем плачут лошади описание. Абрамов, Анализ произведения О чём плачут лошади, План

Абрамов, Анализ произведения О чём плачут лошади, План

О чем плачут лошади — это рассказ в рассказе, который был написан замечательным писателем Абрамовым. Если кратко описать рассказ О чем плачут лошади для читательского дневника, то это произведение о нелегкой судьбе лошадей. Лошадь спросила героя, правда ли, что раньше лошадей ценили, но герой не смог ответить правду, тем самым предав дружбу с животным.

Абрамов О чем плачут лошади

Абрамов в работе О чем плачут лошади знакомит нас с героем, который любил лошадей, приходил на луг и подкармливал лошадей. Особенно приглянулась рассказчику лошадь Рыжуха. С ней у него были какие-то особенные чувства и отношения. Вот только однажды герой увидел, как его лошадь плачет, а став ее расспрашивать, лошадь задала вопрос о прошлой жизни, о том, что в песне услышала, как хорошо жилось лошадям ранее, как за ними ухаживали и любили, ценили и лелеяли. Не то что сейчас, лошадей с легкостью оставляют на жаре, их морят голодом и наблюдают, как истощенные лошади погибают. Вот только не смог рассказчик ответить лошади правду, а между тем над ней все стали насмехаться.

О чем плачут лошади главные герои

В рассказе О чем плачут лошади главным героем является рассказчик. Рассказчик перед нами предстает в виде доброго, заботливого человека, который очень любит животных, а особенно, лошадей, которые ему напоминают годы детства и юности.

Также героем рассказа есть лошадь, которая и интересовалась прошлой жизнью лошадей.

О чем плачут лошади главная мысль

Если обратиться к рассказу О чем плачут лошади и его главной мысли, то мне кажется, автор хотел показать нам, насколько равнодушными стали современные люди, они черствые и не имеют жалости. А между тем, лошади умирают, они страдают, голодают. Вот только человеку до этого нет дела, ведь что за польза от лошади, которая уже выработалась. Думаю, автор, с помощью рассказа хотел призвать людей к тому, чтобы стали они относиться к братьям нашим меньшим с уважением и любовью, призывает задуматься о наших поступках, ведь порой, такое отношение у людей не только к животным.

1. Далекое детство — мир лошадей
2. Рассказчик подкармливает лошадей
3. Конюх пьяница, который не заботится о лошадах
4. Любимица Рыжуха и ее слезы
5. Рассказ Рыжухи о былой жизни лошадей
6. Рассказчик не в состоянии подтвердить правдивость рассказа Рыжухи
7. Раскаяние героя.

“О чем плачут лошади” Абрамов – анализ рассказа

В этой статье мы рассмотрим краткий анализ рассказа “О чем плачут лошади” Абрамова и посмотрим какова главная идея рассказа и какой урок можно извлечь из него. Федор Абрамов действительно необыкновенно ярко изобразил прелести русской природы, и читая рассказ, мы буквально вдыхаем аромат трав, слышим, как порхают бабочки и летают стрекозы, чувствуем, как лошади касаются нас мягкими и теплыми губами.

Захочется потянуться к лошадям и городскому жителю, который видел животных лишь в зоопарке или на арене цирка. А человека, которому доводилось покормить с рук лошадь и дать ей хлеба или сахара, наполнит жалость и сострадание к этим измученным работой и обращением животным. Вот и Рыжуха всплакнула – конюху, который постоянно пьяный, нет дела до того, чтобы дать корма и воды.

Делая анализ рассказа “О чем плачут лошади”, мы видим некое фантастическое допущение. После того как лошадь отвечает рассказчику, почему она плачет, выясняется, что она может, будто в сказке, говорить. От Забавы, старой кобылы, читатель узнает, что в прежние времена лошадям были почет и уважение. А как же иначе! Не могли без этих животных обходиться крестьяне, тем и жили. А с приходом техники лошади стали не так нужны. Не совсем их, конечно, отвергли, но все больше пренебрежения появилось у человека к лошади.

Какую идею хотел донести автор?

Федор Абрамов в своем рассказе “О чем плачут лошади”, анализ которого мы проводим, старается вызвать сожаление читателя, потосковать о бывших временах. Если внимательно читать произведение, то становится видно, что и самому рассказчику хочется поплакать о том, что былой деревенский уклад разрушен. Чем же он был хорош, разве технический прогресс и появление техники не облегчило жизнь? Но дело в том, что раньше человек лучше ладил с природой, чувствовалось единение с ней. Каждый знал, что и труд, и праздник, да и сама жизнь имеет свою цену. Герой рассказа смотрит в глаза лошади и отражается в них. А ощущает он себя маленьким человеком.

Читать еще:  Что изучает ихтиология? Наука ихтиология

Рассказ побуждает задуматься также о сказочных, деревянных конях, которые так гордо венчают русские крыши. В них воплотилась мечта крестьянина, но теперь о конях забыли, и можно сказать – предали их.

В чем же идея автора, что он хотел нам сказать? Обратим внимание на ключевую мысль анализа “О чем плачут лошади”. Чувства героя рассказа подавлены, ведь герой понимает, что и он такой же предатель, потому что представляет собой новое практичное и жестокое время. В конце концов, мы видим, что на нем модные джинсы, и в их карманы он засовывает руки, оставив луг за спиной.

Выводы в анализе

Однако повествователь не так черств душой, наоборот, он тоскует, ведь прежние времена живы в его памяти, он помнит о них, и поэтому ощущает себя противно. Да, он – существо “нелепой лошадиной породы”. Почему? Да потому, что ему приходится много работать, а благодарность никто и не выкажет. К тому же он бывший крестьянин, и душа у него крестьянская, не принимающая законов современности – безжалостных и грубых.

Итак, все меньше человек соприкасается с красотой природы, все меньше ценит ее, все больше работает и думает о себе, но пока эти связи остаются, мы будем глубоко сожалеть о потерянном, в том числе, и о лошадях.

Вы прочитали анализ рассказа “О чем плачут лошади” Федора Абрамова. Надеемся, он оказался полезным для вас. В нашем литературном блоге вы найдете сотни статей с анализами произведений и характеристиками персонажей.

Урок литературы в 7 классе по рассказу Ф. Абрамова “О чем плачут лошади”

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Слайд 1 Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова “О чем плачут лошади”. “Лошадь тоже человек”

систематизировать предложенную и самостоятельно подобранную информацию;

в процессе анализа и сопоставления образов подвести учащихся к идейной значимости произведения;

развивать речь и образное мышление учащихся.

Эпиграф к уроку: Сам человек только в зеркале природы может увидеть своё настоящее лицо.

Слово учителя (тема урока).

– В последнее время слово «экология» звучит всё чаще, всё тревожнее. Если раньше мы не очень-то вникали в смысл этого понятия, то сегодня ужасаемся фактам уничтожения природы. За последние 4 столетия исчезло 60 видов птиц, 40 видов млекопитающих. А сколько исчезло насекомых!

– Поднимая на уроках литературы нравственные проблемы о правде и лжи, любви и ненависти, стяжательстве и бескорыстии, мы не можем обойти вниманием отношение человека к земле, родной природе, «братьям нашим меньшим». О животных написано много.

– Вспомните, кто из русских писателей изображал в своих произведениях животных?

Это не случайно. Ведь отношение к животным – мерило нашей порядочности, доброты, человечности.

Слайд №2. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. (Чтение эпиграфа с доски)

В это «зеркало» надо учиться смотреть самому, научиться видеть в нем себя и других.

Слайд № 3 И как хорошо, если поможет тебе в этом добрый и мудрый наставник, такой как Ф. А. Абрамов.

II. Беседа о биографии писателя.

Слайд №4. В деревне Веркола Пинежского уезда Архангельской области 29 февраля 1920 года забилось сердце Феди Абрамова, седьмого ребенка в бедной крестьянской семье.В этом году емуисполнилось бы 94года .

Слайд №5. Истоки доброты Фёдора Абрамова. С детства Абрамов знал и любил сказки, былины, легенды, которыми так богат Север. Он очень любил деревню, и каждый год приезжал в родную Верколу.Поэтому главная тема в творчестве писателя была тема деревни.Таких писателей называют «деревенщиками»,«солью земли». Личным жизненным примером и своим творчеством они приносят добро, свет в души людей. Фёдор Александрович был добрым и отзывчивым человеком, умел сострадать, всегда старался помогать своим землякам.

Слайд №6. Он любил животных, особенно лошадей.

Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке литературы мы обратимся к рассказу «О чём плачут лошади», которыйбыл написан в 1973 году.

(Запись темы урока в тетрадьФ.Абрамов «О чем плачут лошади») Обратите внимание, что в названии рассказа не звучит вопросительной интонации. Почему? О чем рассказ? (о лошадях)

Читать еще:  Вратарь хоккея который играл без маски. Олдскульные хоккейные маски: слабонервным не смотреть

– Послушаем историю приручения лошади человеком. Сообщение Федорова А.

– Какие слова-ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “лошадь”? (Добро, тепло; нежное, сильное животное; незаменимая помощь; быстрое передвижение…)

IV. Беседа по произведению.

1) О чём этот рассказ? (О горькой судьбе лошади в современном обществе).

Слайд №9 2) Чтобы вспомнить содержание рассказа, давайте обратимся к плану. (Один из учащихся зачитывает подготовленный дома план).

1. Рассказ автора о своей дружбе с лошадьми, особенно с Рыжухой.

2. Рыжуха пытается узнать правду о лошадиной жизни.

3. Лирическое отступление о прежней жизни лошадей.

4. Нынешнему поколению лошадей эта правда недоступна.

5. Дружба человека и лошади дала трещину.

3) Работа с текстом и беседа. Зачитать начало рассказа.

Слайд №10. – Какими мыслями и чувствами проникнуто описание природы в начале рассказа (зачитать его)? Как ощущает себя рассказчик в миреприроды? (Природа ассоциируется с детством – самым чудесным временем в жизни. Уважительное отношение к природе, единство существования с нею утверждается как норма жизни людей.)

– Какие эпитеты находит Ф.Абрамов, описывая лошадей? Прокомментируйте их.

(«Бархатные губы», «добрые и умные животные», «особая лошадиная красота».

– Где и почему в изображении лошадей возникает антитеза? О чем она говорит?

(Красота лошадей в описании, и вдруг: они «томились, умирали от жажды». Это отношение людей к лошадям. «Особо-лошадиная красота луга» – резкий контраст с состоянием лошадей. Автор подчеркивает отношение людей к животным.

На доске разместить блок-схему:

— Почему автор учебника дает сноску: «Автор пишет о конце 30-х годов, когда основной рабочейсилой на селе стал уже не конь, а трактор и о лошадях стали меньше заботиться»?

На что обращает наше внимание эта сноска?

— Что в самом тексте рассказа указывает на то, что действие происходит в период коллективизации?

(Все лошади пасутся вместе, на них — один пастух, который к ним редко приходит и по домамне разводит; лошадей по очереди отправляют на работы, и не хозяева их забирают, следовательно, лошади общие, коллективные, а не хозяйские, частные.В то же время «редкая старушонка, редкая баба, оказавшись на лугу, проходила мимо безучастно»)

Слайд №11. — Почему герой-рассказчик так подружился с лошадьми? Откуда у него такая тяга к ним?

– Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми? (Сейчас человек халатно, небрежно относится к этим животным.Образы доходяг и кляч).
– Какие слова помогают понять, что автор сочувствует животным? (…нелегко жилось беднягам)

VI. “Человек и лошадь в настоящем”.

Работа с классом

Работа у доски с кластером

Как относится к лошадям конюх Миколка?Почему бабы не могли без слез пройти мимо лошадей на лугу?Чтение отрывка с.161 «Но чаще всего…» до «проходила мимо безучастно»

Рассказчик устами конюха-старика говорит о том, что «лошади тоже воевали» во время Великой Отечественной войны. Как он показывает вклад лошадей в победу? С.165 «Помню, в 47-м..» до «да ещё как».

Оказавшись на старом лесопункте, рассказчик пытается отыскать останки своего коня и вспоминает «пушкинского вещего Олега».

Как вы понимаете слова писателя: «В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег…»?

(Эти слова говорят о том, что мы хотим увидеть хотя бы останки тех, кто нам помогал когда-то, поклониться памяти животных, которые вечно служили нам)

Каким же автор изобразил настоящее лошадей? Давайте посмотрим:

На доске вывешивается матрица «Беднягам жилось нелегко», где после знака равенства стоят 4 пустые клетки (Дается укрупненная дидактическая единица в форме высказывания, ребята должны выделить из целого элементы и их взаимоотношения. Таким образом выстраивается стройная логическая цепочка – доказательство того, что беднягам жилось нелегко)

Слайд №12. – Зачитайте, какой показана Рыжуха?
Чем она отличается от других лошадок? (Зачитывают отрывки из рассказа)
– Как вы думаете, с какой целью автор сравнивает Рыжуху с остальными кобылками?
…автор сравнивает людей с лошадьми: многие, попав в одинаковые условия ведут себя по-разному. Кого-то трудности изменяют в худшую сторону, а кто-то сохраняет неунывающий характер и внешне отличается от первых.

– Какие сказочные черты присутствуют в этом рассказе? (Диалог рассказчика и лошади Рыжухи на человеческом языке).
Слайд №13. – Почему на этот раз Рыжуха не встретила рассказчика так, как делала это раньше?
Художественный пересказ. С. 163 от слов «Я в жизни ничего подобного не слыхала … в ихнем роду»

Читать еще:  Александр могильный хоккеист личная жизнь. Александр Могильный: фото, биография, личная жизнь и спортивная карьера хоккеиста. Достижения Александра Могильного

Слайд №14-15 V. “Лошадиная жизнь в прошлом”. (Продолжение беседы).

Работа с классом

Работа у доски с кластером

1) Что говорит Ф.Абрамов о прошлом лошади? О том времени, когда лошадь была сокровищем крестьянской семьи? (Зачитать)

2) Почему автор в этом рассказе о прошлом лошади использует так много восклицательных предложений?

Ученику дается матрица, где в первом квадрате написано: «Лошадей называли кормилицами», на втором – «Вскармливали самый лакомый кусок», на третьем – «Вся семья выбегала встречать», на четвертом – «Выхаживали, скребли, чистили», на пятом – «Лошадью «дышали и жили » после этих квадратов ставится знак равенства и в 2–х пустых квадратах ставятся вопросительные знаки. Учащиеся должны сами подобрать ответы на них из учебника.

– Вы когда-нибудь допускали мысль, что животным может быть “тошно”. Такое состояние бывает у человека, когда ему очень трудно, плохо.
А что лошадей привело к такому состоянию?

отношение к ним;

– О чём плакали лошади? (О том, что люди перестали ценить и уважать лошадей, потому что необходимость в них “отпала”, пришёл век машин.Человек чёрной неблагодарностью отплатил за беззаветную преданность).

Словарь: Человек забыл о милосердии в отношениях с лошадьми. Что означает это слово ? (Готовность оказать помощь; способность помочь, простить; милосердный человек способен чувствовать чужую боль).

Как вы думаете, главный герой рассказа был другом Рыжухи? А каким должен быть друг? (Честным, откровенным, способным разделить горе товарища).

Почему же тогда друг Рыжухи соврал ей? Не захотел честно обо всем рассказать?

” А я вдруг напустил на себя бесшабашную удаль и воскликнул:

– Ну, ну, хватит киснуть! Хватит забивать себе голову всякой ерундой! Давайте лучше грызть хлеб, пока грызется.

И вслед за тем, избегая глядеть в глаза Рыжухе, я торопливо бросил на луг, напротив ее вытянутой морды, давно приготовленный кусок хлеба, потом быстро оделил хлебом других лошадей и с той же разудалой бесшабашностью театрально вскинул руку:

– Покель! В энтом деле без банки нам все равно не разобраться. – И, глубоко сунув руки в карманы модных джинсов, быстрой, развязной походкой двинулся к реке.

В чём рассказчик обманул Рыжуху?

(не ответил искренне на её вопрос, то есть не сумел взять на себя ответственность за содеянное человеком, не принял в своё сердце её боль и беду. Лошади словно понимали, что от них ничего не зависит, что они никак не могут изменить своей судьбы. И рассказчик, не сумев взять на себя ответственность, понял, что он тоже из тех существ, от решения которых ничего не зависит. Он почувствовал своё бессилие изменить жизнь, и от этого на него навалилась «тяжёлая, лошадиная тоска», тоска безысходности).

оцените поведение героя в последнем диалоге его с лошадьми. Как характеризует его речь?

( Герой не мог искренне ответить на немой вопрос лошади, нужны ли они в современной жизни. Поэтому он напускает на себя «бесшабашную удаль», говорит с «бесшабашностью», «театрально», ненатурально. В его речи изобилуют намеренно искаженные, просторечные слова и выражения: «покель», «в энтом», «без банки не разобраться». Лексика подчеркивает противоречие между естественным, искренним миром природы и неестественным, лживым, бездумным миром современных людей ).

Слайд №18 . – Прочитайте последний абзац рассказа. Как вы понимаете слова: «И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из этой лошадиной породы»?

(герой рассказа ощущает страдания лошадей. Он чувствует единство всего живого в мире, а значит, не способен на жестокость. Но в современной жизни не нужны не только лошади, и люди искренние, любящие, близкие к природе – об этом тревожится писатель).

Слайд №19 . – Какова идея рассказа? ( Люди перестают быть людьми, нравственно умирают, когда перестают чувствовать боль преданного им живого существа.Каждый человек на нашей Земле отвечает за будущее мира )

как вы думаете, почему автор назвал рассказ «О чём плачут …»? Такое название привлекает наше внимание к главной проблеме рассказа – проблеме ответственности человека за живые существа Земли, которые были им приручены на протяжении многих тысячелетий .

Слайд №20. – В каком произведении мы встречались с похожей главной мыслью рассказа? (Л. Андреев.«Кусака».)

Вспомните стихотворение В.Маяковского«Хорошее отношение к лошадям»

Источники:

http://sochinyshka.ru/abramov-analiz-proizvedeniya-o-chyom-plachut-loshadi-plan.html
http://reedcafe.ru/blogs/o-chem-plachut-loshadi-abramov-analiz-rasskaza
http://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-po-rasskazu-f-abramova-o-chem-plachut-loshadi-694889.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: