56 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кинестетические ощущения и восприятия. “Ощущение суставов и мускулов. Кинестетическое восприятие”. Ильва Эллнеби

Развитие кинестетического восприятия

0-1 месяц:
Распознает лицо матери.

3 ― 4 месяца:
Смотрит на свои пальцы и играет ими, лежа на спине.

5-6 месяцев:
Играет с пальцами ноги. Прикасается к лицам мамы и папы.

8-9 месяцев:
Получает удовольствие от познания окружающего мира, например, когда его носят на руках или возят в детской коляске.

1 год:
Любит бросать перед собой различные предметы. Может подражать ряду движений (хлопать в ладоши, например). Ползает в определенном направлении (направление, пространство).

1 год и 6 месяцев:
Начинает отдавать предпочтение одной из рук. Карабкается вверх и вниз по ступенькам и мебели. Может преодолевать препятствия.

2 года:
Знает около 10 различных частей тела (когда спрашивают: “Где у тебя. ).
Понимает слова типа “выйти” и “войти”.
Когда попросят, может протянуть руку или ногу.

2 года и 6 месяцев:
Знает около 15 частей тела.
Если кто-нибудь попросит, то ребенок может: ползать под столом; перебираться через палку; встать на что-нибудь; покружиться; встать рядом с чем-то или кем-то.

3 года:
Знает около 20 частей тела.
Знает свой собственный пол.
Понимает такие слова, как “вверх”, “вниз”, “в сторону”, “в”, “на”, “над”, “под”.

4 года:
Ползает под чем-либо, не ударяясь головой.
Ощущает разницу в весе.
Подражает своим телом чьим-нибудь движениям.

5 лет:
Растягивается во всю длину тела и сворачивается калачиком.
Когда попросят, может: пойти вперед, пойти назад, пойти в сторону, встать перед чем-либо, встать позади чего-либо.
Хорошо копирует движения.
Напрягает и расслабляет тело.

6 лет:
Знает около 30 различных частей тела.
Может определить, что находится посередине помещения.

7 лет:
Контролирует мускулы лица, например, может закрыть один глаз, может сделать довольное, сердитое или грустное выражение лица.
Может маршировать.
Различает право и лево.
Копирует более сложные движения.
Знает разницу между напряжением и расслаблением.

Возрастные категории являются приблизительными вехами того, где находится ребенок в своем развитии.

Что помогает развивать ощущение суставов и мускулов?

Кинестетическое восприятие, подобно моторному движению, хорошо тренируется на открытых пространствах, таких, как площадка с песком, лес, поле или пляж возле воды.
Ритм также представляет для тела идеальные возможности открытия движения и чувства тела.
Так как дети нуждаются в дополнительной стимуляции в этой области, то я бы хотела, чтобы упражнения по развитию ритма проводились еженедельно.

При составлении программы по ритмике нужно очень четко обучать каждому движению, делать это медленно и изучатьть за один раз только одно движение. Вначале обучайте детей движениям без музыкального сопровождения, а затем, когда они хорошо выучат движение, добавляйте музыку. Позаботьтесь, чтобы в помещении для занятий было большое зеркало и дети могли все время видеть свое тело. Не забывайте о спине. Трудно работать с телом ребенка, который никогда не видел себя в зеркале, и, следовательно, не имеет ни малейшего представления о том, как он выглядит.
Это известно только его друзьям.

Одним из эффективных способов узнать свое лицо является рисование автопортрета. Детям нужно и чувствовать, и видеть, как они выглядят; как выглядят их глаза, где расположен их нос, какого цвета у них лицо и т.д.

Во время дневных занятий дети могут получить “дозу” кинестетического восприятия. Для этого называется имя ребенка, даже самого младшего возраста, в то время, как вся группа ритмично хлопает в ладоши или бьет в барабан, который пускается по кругу. Вместо этого обычно персонал дошкольного учреждения называет число месяца, хотя только немногие дети являются достаточно развитыми для восприятия этой информации.

Различные типы игр с пальцами также обеспечивают хорошую тренировку для чувства мускулов и суставов, поэтому в дневное занятие должна быть включена какая-нибудь игра с пальцами.

Другие виды стимуляции чувства мускулов и суставов

• Скакание на деревянной палочке ― лошадке.

• Игра с сырыми и вареными спагетти, жесткими/мягкими .

• Игра с пальцами.

• Игра с воздушными шарами.

• Сортировка различных тяжелых предметов.

• Качание на качелях.

• Игры, в которых нужно идти вперед, назад и в сторону.

• Ходьба перед или позади кого-нибудь.

Читать еще:  Что такое йога айенгара. «Чем отличается йога айенгара от хатха йоги» — наболевший вопрос учеников

• Таскание предметов вверх и вниз.

• Танцы вблизи и вдали от партнера.

• Прыжки высоко и низко.

• Прыжки далеко и близко.

• Изображение в воздухе различных предметов (моделирование).

• Обведение контуров друг друга на бумаге, обведение ладони и стопы.

• Рисование толстых/тонких линий.

• Рисование толстым куском мела/тонким карандашом.

• Расслабление и прослушивание музыки.

• Размещение предметов в одном и том же направлении (тренирует чувство направления).

• Игра в лошадей, которые бегают, и в собак, которые ходят.

• Быстрое/медленное сворачивание калачиком.

• Ходьба, как это делают тяжелые тролли, танцы, как это делают легкие эльфы.

• Принятие такого положения тела, чтобы стать круглым, как мяч, и таким прямым, как палка.

• Имитация различных животных путем движения.

• Различные прыжки и различные ритмичные движения.

• Работа с глиной, тестом.

• Движение под музыку.

• “Жужжи ― жужжи шмель”.

• Прыжки на батуте.

• Пение песен с движениями.

• Набирание песка в различные по размеру ведерки, чтобы почувствовать различный вес.

• Игра в статуи/качели (взявшись за руки вращают по кругу один другого и затем остаются в том положении, в котором приземлились).

• Игра в “Сделай это, сделай то” .

• “Делай, как я” (это эффективная игра, например, для того, чтобы вся группа держалась вместе, когда вы, например, возвращаетесь с пикника или экскурсии. Помните, что движение нужно выполнять до тех пор, пока все дети в состоянии их делать).

• Катание тачки (с одним колесом). Тренирует силу, равно весие, баланс.

• Пролезание в танце под канатом, который постепенно опускается до земли.

Помните, что нужно также работать в направлении “по диагонали” через комнату для тренировки ритма и движения.

ИльваЭллнеби
ПРАВО ДЕТЕЙ НА РАЗВИТИЕ /
Эллнеби И.; Пер. со шведск. Роббинг К.; ― Мн.: УП «Технопринт», 2004. – 124 с., ил.

Книга повествует о том, как дети могут получать поддержку и стимуляцию с помощью игр и творчества. Это пособие предназначено главным образом для персонала детских учреждений. Автор книги – специальный педагог и логопед.

Дата добавления: 2018-08-07 ; просмотров: 417 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Право детей на развитие

Книга “Право детей на развитие” повествует о том, как дети могут получать поддержку и стимуляцию с помощью игр и творчества. Это пособие предназначено главным образом для персонала детских дошкольных учреждений. Автор книги – специальный педагог и логопед.

Тактильное восприятие

Осязание – это наиболее обширный орган чувств, так как тактильные клетки, расположенные в коже и слизи­ стых оболочках, распространены по всему телу. Этот орган чувств очень важен для определения того, как мы чувст­ вуем себя и в физическом, и в духовном плане. Осязание яв­ ляется критическим для всей нервной системы. Через мозг распространяются импульсы, которые могут развивать другие органы чувств. Более того, осязание непосредственно связано с чувствами и эмоциональным восприятием.

В одном из европейских детских домов был очень высокий уровень смертности младенцев. Однако один ребенок, кроватка которого была рядом с входной дверью, вполне хорошо разви­ вался. Он все время прибавлял в весе и был наиболее гармонично развитым ребенком во всем детском доме. Оказалось, что женщи­ на, которая убирала комнату, обычно садилась возле дверей во время своих перерывов на обед. И все время, пока она ела, раз-

говаривала с этим младенцем, ласкала и обнимала его. Прикос­ новение и телесный контакт являются настолько жизненно важными, что, не имея их, дети могут даже умереть.

Американский исследователь Гарри Ф. Харлоу провел экспе­ рименты, в которых новорожденным детенышам обезьян были “назначены” искусственно изготовленные “матери”. Некоторые из “матерей” были сделаны из стальной проволоки, а некоторые – из ткани. Харлоу обнаружил, что младенцы обезьян чувствовали себя в безопасности с тряпичными “матерями”. Маленькие обезьянки обнимали “матерей”, карабкались на них и когда они были испуганы чем-то, успокаивались рядом с “матерями”. С другой стороны, детеныши испытывали растерянность и неза­ щищенность рядом с “матерями” из стальной проволоки и были неспособны устанавливать любые эмоциональные связи. Вместо этого они начинали ранить самих себя.

Читать еще:  Стартрек чужая земля взлом. Игра Стартрек: Чужая земля. Звездный уровень офицера

Когда я недавно посетила детский дом в Иордании, его ди­ ректор рассказал мне о паре близнецов, содержавшихся в этом доме, один из которых был рожден с волчьей пастью. В этом детском доме детей обычно не берут на руки во время кормления, а вместо этого им дают бутылочку, которая поддер­ живается на одеяле. Так как ребенок с волчьей пастью не мог сосать, персонал был вынужден брать его на руки и кормить. Этот ребенок хорошо развивался, в то время как другой близ­ нец медленно набирал вес, и у него наблюдались явные призна­ ки депрессии.

Осязание локализовано в коже и мембранах и стимулируется путем давления на кожу. Ощущения от прикосновения наиболее ярки там, где осязательные клетки расположены наиболее плот­ но, например, на кончике языка и подушечках пальцев. Рас­ стояние между осязательными клетками на спине намного боль­ ше, поэтому ребенку трудно определить, приложены ли к его спине один или два пальца. При работе с ощущением ребен­ ком своего тела нужно понимать, что ребенок должен много­ кратно на практике почувствовать свою спину, чтобы убедить­ся, что она существует именно там, где она и находится на са­ мом деле.

В Швеции долго пренебрегали осязанием. Во многих других странах существует более конкретное отношение к телесному контакту и прикосновениям. Во время работы над проектом,

касающимся беспризорных детей в Аргентине, я была хорошо осведомлена о существовании физической близости между людьми. В этом проекте дети и персонал во время работы и игры целовались и обнимались очень естественным образом. Дети были также очень изобретательны в отношении игр, в которых для них было бы больше прикосновений.

Примером этому может служить случай, происшедший лет­ ним теплым днем во время посещения игровой площадки. Дети карабкались вверх и вниз по лестнице для лазания, сделанной в форме ракеты. Было слишком жарко, поэтому я не принимала участия в игре, сидела на качелях и наблюдала. Дети немедлен­ но начали игру, в которой они собирались полететь в Швецию на ракете. Они все слезли вниз и стали в очередь, чтобы поцело­вать меня, когда я “приветствовала их в Швеции”. Через не­ сколько минут была пора улетать, и все они захотели поцело­ ваться на прощанье. Таким образом, дети играли в путешествие и одновременно обеспечивали себе получение прикосновений и контакта, в которых они нуждались.

Мы теперь знаем, что детям необходимо много прикосновений и контактов, и было разработано несколько методов массажа груд­ных младенцев. Массаж рекомендуется главным образом:

преждевременно родившимся детям.

Эксперимент, проведенный в США, где детям, родившимся до срока, делали “детский массаж”, дал очень хорошие результаты. Такие дети развивались быстрее и имели меньше неврологиче­ ских проблем, чем другие дети, родившиеся раньше срока, с которыми обращались традиционным образом;

детям, рожденным с помощью кесарева сечения.

Эти дети не получили самого важного из всех видов тактильной стимуляции – процесса рождения;

детям с замедленным развитием
(на ранних стадиях жизни).

Даже если многие чувства недоразвиты, осязание может функ­ ционировать и давать ребенку богатый опыт. Я работала с неко­торыми детьми с замедленным развитием, для которых прикос­ новение было одним из немногочисленных каналов развития.

Дети нуждаются в тактильной стимуляции также и для того, чтобы быть в состоянии самостоятельно инициировать тактиль­ ный контакт. Для ребенка важно, чтобы к нему прикасались на ранних стадиях, чтобы использовалась и развивалась его нерв­ ная система.

Многие животные вылизывают своих детенышей сразу после их рождения, давая им мощное ощущение прикосновения. Наи­ более важный фактор из всех – это телесный контакт с малень­ ким ребенком. Его нужно носить, прижимать к себе, ласкать и целовать, массажировать его, сгибать ему ручки и ножки во вре­ мя ухода за ним, разговаривать и осуществлять с ним визуаль­ ный контакт. В течение всей нашей жизни телесный контакт и прикосновения являются очень важными. Прикосновения также оказывают влияние на возможности обучения конкретной лич­ности путем содействия в развитии ее нервной системы.

Читать еще:  Львы рожденные в год Лошади: гороскоп и характеристика знака зодиака. Мужчина-лошадь - совместимость

Некоторые дети реагируют на прикосновения очень негативно, что относится к тактильной защите, хотя это может быть и следст­ вием психологических причин. Тактильная защита зависит также от неспособности ребенка справиться с неприятными ощущения­ ми. Большинство из нас может испытывать сильный дискомфорт, если мы ощущаем, как по руке ползет мохнатый паук. Если мы осознаем, что это всего лишь травинка, то мы можем “затормозить” неприятное ощущение. Ребенок с тактильной защи­ той, наоборот, может оказаться перед дилеммой, испытывая дис­комфорт, когда он сталкивается при прикосновении со многими ощущениями. Такой ребенок нуждается в телесном контакте даже больше, чем другие, но испытывает затруднения при получении его. Это может привести к серьезным трудностям в социальных отношениях, если люди не понимают его проблемы. Например, такому ребенку очень трудно стоять в очереди и находиться в тес­ ном контакте с другими людьми.

Детям, проявляющим признаки тактильной защиты, можно по­ мочь, если осознать следующее:

• держать ребенка уверенно — лучше, чем держать его с опаской;

• предпочтительнее, чтобы ребенок был в состоянии касать­
ся самого себя:

• такой ребенок больше всего боится, когда касаются его
лица и головы;

• лучше попытаться сделать так, чтобы ребенок обнял вас,
а не вы обняли его;

• полезно дать ему поиграть с материалом, который трени­
рует его осязание, например с глиной, песком и водой, и
предоставить ему свободу выбора.

Прикосновения к самому себе легче вытерпеть. Например, если вы щекочите себя, то вполне можете это выдержать. Поэтому про­блемой является возможность предоставить самому себе тактиль­ную стимуляцию. Маленькой девочке, имеющей ограничения, с которой я однажды работала, было разрешено иметь щетку, кото­ рую она погружала в банку с клубничным джемом. Это было для нее достаточной мотивацией, чтобы стимулировать область во­ круг своего рта, облизывая щетку с джемом.

Для некоторых детей легче получать прикосновения, если сти­мулируется чувство равновесия. Поэтому может быть полезным вертеться, прыгать, танцевать или раскачиваться перед тем, как перейти к играм, связанным с обниманием друг друга или исполь­ зованием материала, который обычно приносит детям ощущение дискомфорта.

Какое поведение может указывать на тактильную защиту?

• Негативная реакция на прикосновение к лицу.

• Неадекватные реакции на парикмахера и дантиста.

• Сильное неприятие мытья головы.

• Уклонение от прикосновений других людей.

• Негативная реакция на прикосновение к себе.

• Не играет в игры, связанные с телесным контактом.

• Не хочет участвовать в группе с другими людьми.

• Не хочет стоять в очереди.

• Не хочет носить блузки или рубашки с коротким рукавом.

• Испытывает сильную необходимость в мягких предметах
или, наоборот, избегает мягких предметов.

• Чувствителен к определенной одежде.

• Не любит играть с липкими материалами.

• Предпочитает не ходить босиком по песку или траве.

Ребенок с тактильной защитой может часто реагировать гиперак- тивно, и ему может быть трудно сосредоточиться, так как его постоянно беспокоит страх неприятных переживаний. Таким об­разом, тактильная защита блокирует обучающие ситуации, когда оказывается негативное воздействие на поведение ребенка. Ося­ зание включает также:

Кожа реагирует на тепло и холод. Ребенок обучается опытным путем различать, что такое тепло и что такое холод. Младенец не может самостоятельно решить, насколько теплым или холодным является что-нибудь, и взрослые должны позаботиться, чтобы на ребенка не воздействовал сильный холод или жаркое солнце и он не подвергался перегреву. Взрослые должны позаботиться также, чтобы ребенок потреблял больше жидкости во время жары;

Чувство боли служит самозащитой. Если какая-то часть тела под­ вергается боли, то ребенок может отодвинуться от источника бо­ ли. Ребенок в состоянии испытывать боль с самого рождения, но не может определить, откуда она приходит. После достижения приблизительно 18 месяцев малыш может показать, где у него бо­ лит, а в возрасте 3-4 года – уже может сказать, что именно у него болит.

Источники:

http://studopedia.net/7_61107_razvitie-kinesteticheskogo-vospriyatiya.html
http://www.knigi-psychologia.com/internet-magazin/pravo-detey-na-razvitie.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: