32 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Метод медитации раджа йоги. Раджа йога: классическая методика для начинающих

Раджа-йога. Практика медитации. Первые уроки для начинающих.

Раджа-йога. Практика медитации. Первые уроки для начинающих.

Здесь я предлагаю Вам серию «ментальных упражнений», примеров размышлений, которые позволят Вам испытать богатство и красоту Раджа-йоги, этой древнейшей культуры и философии, и почувствовать себя счастливыми, здоровыми и удовлетворенными. Жизнь бессмысленна, если мы не имеем покоя, счастья и добрых взаимоотношений.
Техника Раджа-йоги не связанна с положением тела, поэтому ее могут практиковать люди любого возраста и физического состояния, в том числе с ослабленным здоровьем, и в любое время: за работой и во время отдыха, утром или вечером, сидя, стоя или двигаясь.
Слово «медитация» имеет два значения: первое – положительное мышление, второе – исцеление. Исцеление души.
Цель практики йоги – сделать душу чистой и сильной. Душа, утратившая свою чистоту и духовную силу, должна снова получить их от Всевышнего Отца.
Некоторые во время медитации держат руки ладонями вверх, считая, что таким образом они получат энергию. Но духовную силу невозможно получить через ладони из космоса.
Первый и самый важный аспект йоги – это связь интеллекта с Богом. И если Ваш интеллект не соединен с Всевышним Отцом, а Вы сконцентрировали его на какой-то другой мысли, или он находится в состоянии вакуума, то это не йога. Вы не получаете духовную силу от Бога и не закрываете свои счета.
Раджа-йога – интеллектуальная йога, и главное в ней – постоянно сохранять легкое, ненапряженное и сильное состояние ума.
Итак, если Вы решили изменить свою жизнь к лучшему (чему и учит Раджа-йога), то не отступайте – и успех Вам обеспечен!
Чтобы усилия были результативны, рекомендую Вам с первой же темы такой порядок занятий: внимательно читайте и продумывайте каждый аспект.
Постарайтесь почувствовать каждую мысль. Поработайте над каждым упражнением как минимум полчаса, прежде чем следовать дальше. Проведите целый день, не упуская из памяти какое-либо упражнение – и Вы сразу почувствуете результат. В процессе медитации сжигаются старые санскары ( точного перевода с санскрита этого слова нет, приблизительно: отпечатки в памяти, привычки) и обретаются новые.
Когда Вы сидите в медитации, не следует закрывать глаза, лучше держать их открытыми. В этом мире действий мы живем не зажмурившись, поэтому лучше бы сразу привыкнуть сохранять такое состояние. Ведь Раджа-йога – это образ жизни, а не практика на 1-2 часа. Знание ведет к пониманию. Понимание же следует превратить в практический опыт. Знание, понимание и опыт – триада, которая сделает свое дело: Вы преобразите себя и получите ответы на свои вопросы, обнаружив источник безграничного покоя, радости, чистоты и силы – Бога, Всевышнего отца. Погружайтесь глубоко в себя и играйте с драгоценностями Знания.

Станьте любимыми Богом. Станьте полезны Богу. И пусть никогда, ни при каких обстоятельствах, в Ваших глазах не гаснет свет!

нулевой цикл – урок 1 * урок 2 * урок 3 * урок 4 * урок 5 * урок 6 * урок 7 * урок 8 *

Раджа йога: эволюция через служение

В современном мире под словом «йога» чаще всего понимается так называемая хатха-йога, то есть методики по работе с физическим телом: асаны, пранаямы, реже — шаткармы, мантры и другие практики. И чаще всего на работе со своим физическим телом вся йога и заканчивается. Но на самом деле подготовка физического тела — это только начальная ступень йоги, так сказать, предисловие, закладывание фундамента. А цель йоги совсем не похудение, здоровый позвоночник или состояние блаженства, которое можно почувствовать после хорошей практики пранаямы.

Говоря о конечной цели йоги, стоит рассмотреть такое понятие, как раджа-йога. Что такое раджа-йога? В переводе с санскрита означает ‘царская йога’. Почему же царская? Может быть, потому, что она доступна только царям, а не простым смертным? Вовсе нет. Дело в том, что раджа-йога предусматривает работу со своим умом. А ум, можно сказать, является главным движущим механизмом нашей личности, а всё остальное — тело и психика — уже подчиняются ему. Раджа-йога названа так потому, что позволяет обрести полный контроль над своим умом, а значит, и над своей личностью. И в целом — над своей жизнью.

Таким образом, главным инструментом раджа-йоги является дхьяна — высшая форма медитации. В среде йогов широко распространено заблуждение, что эта самая дхьяна, собственно, и является целью раджа-йоги. Но тут важно разделять такие понятия, как «инструмент» и «цель». Это тоже самое, что и с хатха-йогой, — если человек воспринимает здоровье тела как самоцель, то его путь в йоге приведёт в никуда. Ставить здоровье как высшую цель (даже хатха-йоги) — это большая ошибка, поскольку такая практика приведёт к тому, что всё своё время человек будет тратить на поддержание своего здоровья в идеальном состоянии, а жизнь тем временем пройдёт мимо. Поэтому здоровое тело — это лишь инструмент для эффективной жизни.

Та же самая ситуация и с раджа-йогой. Дхьяна — это лишь инструмент для совершенствования своей личности. Представьте себе ремень для правки опасной бритвы. Так вот ремень — это наша практика медитации, с помощью неё мы совершенствуем и оттачиваем наш беспокойный ум. Бритва — это сам наш ум, который в процессе «правки» с каждым днём становится ещё более совершенным. А теперь подумайте — является ли процесс заточки бритвы самоцелью? Никому не придёт в голову изо дня в день затачивать бритву и убирать её на полку, любуясь её совершенной остротой. Бритву затачивают для того, чтобы её использовать. То же самое и с нашим умом — мы совершенствуем его с помощью практики медитации не для того, чтобы пребывать в безмятежном блаженстве и наслаждаться спокойствием своего ума. Это то же самое, что наточить бритву, положить перед собой и наслаждаться её блеском.

Читать еще:  Обрезка лука и его правильное хранение. Как правильно обрезать лук для хранения на зиму после сбора урожая

Раджа йога: что даёт практика и какова её цель

Итак, мы подошли к самому главному вопросу: какова же цель раджа-йоги. Если спокойствие ума, как выяснилось, не является самоцелью раджа-йоги, то в какую сторону путнику, двигающемуся по этому пути, следует обратить свои стопы?

Традиционное определение раджа-йоги и её цели как «yogas citta vritti nirodhah» (‘йога — это прекращение беспокойства ума’) — это, конечно, красиво звучит, но самоцелью быть не может. Представьте себе человека, который находится в глубоком коматозном состоянии — спокойствие ума просто идеальное. Однако является ли такой человек йогом? Вопрос риторический. Таким образом, конечная цель раджа-йоги — это служение. В современном обществе слово «служение» вызывает, как правило, негативные ассоциации и является чем-то вроде синонима слова «рабство» или чего-либо подобного. На самом деле, служение — это высшая цель не только йоги, но и вообще жизни человека. Служить людям и миру — это означает исполнять своё предназначение на земле или, говоря терминами йоги, свою дхарму.

Важно понимать, что не всякая деятельность есть адекватная форма служения. В современном мире всё настолько перевёрнуто с ног на голову, что общепринятое понятие добра вполне может обернуться злом. В современном обществе практически не существует деятельности, которая не причиняла бы вред либо людям, либо животным, либо, как минимум, окружающей среде. Почти вся человеческая деятельность направлена на производство товаров и услуг и наращивание объёмов их потребления. Говорить о том, что таким образом осуществляется служение, не приходится. Какая же наиболее адекватная форма служения?

Самая благостная форма служения — это распространение знаний. Удовлетворение любых желаний, так или иначе, в конечном итоге приводит человека к страданиям. И лишь стремление к освобождению от всего, что нас ограничивает, стремление к Истине, к знаниям — это то, что нас освобождает. Поэтому лучшее, что мы можем сделать для этого мира, — это распространять знания. Есть старая поговорка о том, что нет смысла кормить человека рыбой, лучше дать ему удочку. Не стоит буквально воспринимать эту пословицу (всё-таки рекомендуется соблюдать ахимсу и оставить несчастную рыбу в покое), здесь речь идёт о том, что нет смысла устранять страдания людей — нужно устранять причины этих страданий.

К примеру, вы видите, что у человека проблемы со здоровьем. И можно, конечно, ему посоветовать пару асан или какую-нибудь другую методику для того, чтобы устранить эти проблемы. Но какой в этом смысл? Любая болезнь, проявленная на физическом уровне, имеет свою причину в уме человека, в его мировоззрении, в отношении к миру, в поступках и так далее. Поэтому нет смысла устранять само страдание, гораздо разумнее устранить его причину. Потому что если не убрать причину, а только последствия, то болезнь у человека, может быть, и пройдёт. Если он не устранил ту негативную тенденцию своего ума, которая вызвала этот недуг, болезнь вернётся, а то и ещё хуже — она придёт в более тяжёлой форме, или произойдёт какая-то неприятная жизненная ситуация. Потому что если человек «не понимает по-хорошему», Вселенная начинает воспитывать его более жёстко. И в данном случае вы окажете человеку «медвежью услугу», помогая ему устранить проблему только на физическом уровне. Потому что болезнь была уроком, и если он не пройден, то такое исцеление не будет благом. И лучшее, что мы можем сделать в данной ситуации, — это указать человеку на причину его страданий. К сожалению, часто люди не готовы слышать. Но это уже проявление их кармы. Указать человеку на причину его страданий и дать совет, который поможет эту причину устранить, — это и есть самая благостная форма служения.

Итак, лучшая форма служения — распространение знаний. О каких знаниях идёт речь? Речь идёт о тех знаниях, которые ведут человека к освобождению от страданий и причин страданий. Поделиться любопытными фактами о физике, химии и молекулярной биологии — это, конечно, очень здорово, но вряд ли поможет человеку изменить свою жизнь к лучшему и вообще, вряд ли применимо в реальной жизни, за крайне редким исключением.

Поэтому знания, которые необходимо распространять, — это знания о йоге, самосовершенствовании, здравомыслии, здравом образе жизни и так далее. Подумайте сами — объективно говоря, йога меняет жизнь к лучшему. Если, конечно, это йога в адекватной её форме, а не направленная на то, чтобы более эффективно прожигать жизнь. Вы и сами можете убедиться, как йога позволяет изменить качество жизни и устранить многие страдания. И если убедились в этом на личном опыте, почему бы не поделиться этими знаниями с другими? Это и будет самое адекватное служение.

Один из лучших способов распространять знания — это стать преподавателем йоги. Это позволит не искать способы распространения знаний и людей, которым на самом деле это нужно. Зачастую бывает так, что человек, вдохновлённый успехами в йоге, пытается «всех догнать и всем причинить добро». Он начинает навязывать всем свою истину, думая, что реально помогает людям. На самом деле, эффект часто бывает обратный — люди начинают думать, что человек тронулся умом или попал в секту, и в итоге начинают испытывать только отвращение к йоге и различным философским концепциям, которые человек пытается людям навязать. И чтобы такого не произошло, если уж есть стремление распространять знания, лучше стать преподавателем йоги. Это позволит не навязывать свои знания тем, кому это не нужно, а работать непосредственно с людьми, которые сами пришли за знаниями. И это будет высшая форма служения.

Читать еще:  Какой частью кулака наносить удар. Как бить кулаком сильнее

В раджа-йоге порой существует такая интерпретация служения, как служение Богу, высшим силам, Абсолюту или каким-то конкретным богам. И часто всё заканчивается воспеванием имён Бога, мантрами, песнями, какими-то странными ритуалами, круглосуточным поеданием прасада и тому подобными странными, мягко говоря, вещами. Как показывают наблюдения, никакой практической пользы ни для самого человека, ни для окружающего мира от такой формы служения нет. Если же говорить о служении Богу, то многие религии твердят о том, что каждое живое существо — есть проявление Бога. И уметь видеть Божественное в каждом — это высшее мастерство. И служение Богу — это, в первую очередь, служение людям. Стремление пробудить в каждом человеке его божественное начало — это и есть высшая форма служения Богу.

Каждый, приходя в этот мир, имеет своё предназначение. Никто не рождается просто так или для того, чтобы посвятить жизнь развлечениям. У каждого из нас есть свои кармические связи и даже кармические ученики, которых только мы сможем «пробудить». Поэтому реализовать своё предназначение и превратить его в настоящее служение, которое будет менять мир к лучшему, — это есть высшая цель раджа-йоги. А работа со своим умом и его совершенствование — лишь инструмент для взращивания в себе главных качеств: сострадания ко всем живым существам и мудрости, которые позволят нам служить этому миру максимально эффективно. И если постигнуто это, то всё остальное из этого следует. Именно к этому нас должен привести Путь раджа-йоги.

Раджа йога: классическая методика для начинающих

Философия йоги на Западе многие века была недоступной и непонятной. Первым, кто на научной основе стал интересоваться йогой, был великий философ Шопенгауэр. Ближе всего по духу ему была именно раджа и буддхи йога, то есть йога ума и сознания. Шопенгауэр опирался на Упанишады, но современному учёному или изучающему йогу доступны многие другие исторические и очень древние документы, что, несомненно, упрощает погружение в мир йоги и облегчает понимание её особенностей.

Раджа йога многими источниками трактуется как царица йоги, так как она напрямую связана с практиками контроля разума. Мы же инстинктивно считаем ум «царём» всего нашего организма, ведь он вольно или невольно подчиняется приказам ума и находится под его непрерывным неусыпным вниманием.

Суть этого направления в йоге

В интернете можно найти некоторые статьи, в которых раджа йога трактуется как практика для царей, «королевская йога», едва ли не способ стать абсолютным властителем. На деле это совершенно неправильное объяснение сути этого направления. По своей природе любой вид йоги направлен не вовне, на окружающий мир, а внутрь, на достижение внутреннего равновесия и гармонии с самим собой, единением с верховным Абсолютом Духа.

Раджа йога направлена на работу с умом человека, поэтому считается одним из самых важных направлений. Так как тело и ум человека находятся в постоянной и неразрывной связи, чтобы повлиять на состояние ума, нужно научиться в совершенстве управлять собственным телом. На этом этапе многие начинающие практиковать йогу делают основные ошибки. Они слишком много внимания уделяют телесным практикам, ограничивая духовные, например, медитацию или дыхательные упражнения. На самом деле в раджа йоге крайне важны все этапы. Только научившись управлять своим телом и психоэмоциональными проявлениями, можно надеяться перейти к контролю ума. Для этого и существует классическая методика для начинающих.

Все уроки проводятся по системе, включающей в себя восемь этапов, или уровней. Из-за этого раджа йогу часто называют аштанга-йога (аштанга – это восемь ступеней):

  • Яма – правила поведения.
  • Нияма – погружение в духовные практики.
  • Асана – выполнение специальных упражнений для гармонизации духа и тела.
  • Пранаяма – практики для контролирования дыхания, также приводящие к объединению духовной и телесной сущности.
  • Пратьяхара – отвлечение от внешних воздействий.
  • Дхарана – концентрация умственных способностей.
  • Дхьяна – состояние медитации.
  • Самадхи – полное умиротворение, внутреннее созерцание своего единения с верховным разумом.

Только пройдя все эти восемь ступеней, можно по-настоящему освоить раджа йогу. При этом каждый этап очень важен, его нельзя пропускать или исключать, так как все вместе они являются единым целым, основным условием освоения йоги ума. Работать над собой с целью постижения раджа йоги лучше всего под руководством опытного учителя, однако существуют и упражнения для начинающих, позволяющих начать обучение лично. На данный момент лучшим и едва ли не единственным руководством подобного типа является книга Виллис Слейтер «Раджа йога. Классическая методика для начинающих». Она доступна и на русском языке. В ней достаточно просто и доходчиво изложены основные условия практического освоения этого вида йоги.

Книга В. Слейтер как помощь для начинающих йогинов

Эта книга в значительной степени облегчит усвоение йогических практик, так как в ней изложены все методики, основанные на большом личном опыте автора. Они адаптированы для понимания представителей нашей расы с его специфическим менталитетом. Весь курс достаточно упрощён и доступен даже тем, кто йогой никогда и ни в какой форме не занимался.

Книга описывает упражнения для начинающих, рассчитанные на десять месяцев занятий. Всего в ней 10 уроков, то есть на усвоение упражнения и его перенесения в постоянную практику отводится целый месяц. Опираясь на эту книгу, освоить этот упрощённый вариант раджа йоги будет намного проще, нежели пытаясь сделать это, опираясь на другие внешние источники. Кроме того, наличие грамотного и хорошо сформулированного «учебника» поможет намного проще и быстрее освоить практику, а также поможет начинающим не наделать грубых и опасных ошибок.

Читать еще:  Как научиться играть в баскетбол: краткие правила. Как научиться играть в баскетбол? Основы баскетбола

Университет Брахма Кумарис

В наши дни царская йога становится все более популярной, не удивительно, что появляется множество различных её адаптаций и вариантов. Одним из наиболее широко известных центров, занимающихся пропагандированием именно этого направления, является Брахма Кумарис, или Всемирный Духовный Университет Брахма Кумарис. Он представляет собой современное религиозное течение, основанное на раджа йоге как одной из медитативных практик.

Брахма Кумарис использует очень упрощённый и адаптированный для понимания и освоения современными людьми вариант раджа йоги. Брахма Кумарис заимствовал многие свои положения из «Йога-Сутр» Пантаджали.

Все члены Брахма Кумарис отказываются от половых контактов, не едят мяса, становясь сторонниками вегетарианской диеты. Также для сторонников Брахма Кумарис характерен отказ от употребления спиртных напитков, курения и использования наркотических веществ.

Главная цель Брахма Кумарис — достижение блаженного состояния тотального счастья, полного благополучия. Для этого в Брахма Кумарис используются 4 основных принципа:

  • Знание
  • Соединение в мыслях
  • Положительные качества
  • Служение

Рост численности поклонников этого Университета говорит о высокой популярности этого вида раджа йоги.

Царь царей

При переводе с санскрита раджадхираджа — это царь царей. Таким образом, раджадхираджа йога — это практика, позволяющая йогину перестать отождествлять себя исключительно физическим телом, и почувствовать себя душой — частью всемирного разума. Если считать разум царём человеческого тела, то душа становится царём царей — руководителем разума. Именно это и подчёркнуто в названии этой системы.

Раджадхираджа йога имеет глубокие корни и древнюю традицию. Она фактически выросла из лучших проявлений тантры, а в прошлом веке её практики были восстановлены, расширены и развиты, а также адаптированы под требования и особенности современных людей.

Практикуемая раджадхираджа йога базируется на мягком выполнении ряда асан, которые призваны сбалансировать тело и дух. Они подбираются индивидуально учителем для каждого конкретного ученика, так же, как и мантры, мысленно повторяемые во время выполнения всего комплекса упражнений и каждой конкретной асаны в частности. Такой комплекс способствует гармонизации гормонального фона, тем самым улучшая общее состояние организма и способствуя дальнейшему процессу освобождения разума.

Используемые упражнения

Нужно всегда помнить, что физическая сторона упражнений, дыхательных практик (пранаям) и медитаций не является приоритетной, этот лишь средство для достижения духовного совершенства. Однако все они способствуют укреплению здоровья и совершенствуют тело, что приводит к физической крепости и долголетию. В результате практикующий аштанга йогу получает большой запас жизненных сил и душевную и физическую закалку, а также запас времени для достижения духовного совершенства и возможности контролировать свой ум и управлять им.

Хотя раджа йога связана со всеми восемью ступенями аштанга йоги, в основном она использует последние четыре, то есть пратьяхра, дхарана, дхьяна и самадхи. Именно поэтому пытаться целиком и полностью освоить этот вид йоги при помощи только асан или пранаям не удастся. Нужно всегда помнить, что основной целью является духовное совершенствование, поэтому весь упор приходится на медитацию, а все остальные методики являются вспомогательными и подчинёнными.

Некоторые виды упражнений могут показаться начинающим очень простыми, иногда даже — излишне простыми, не приносящими никакого явного эффекта. Но следует помнить, что и «Москва не сразу строилась», поэтому ожидать сиюминутного проявления каких-либо результатов не стоит. Однако любое постепенное воздействие обязательно приведёт к успеху.

«Царская йога» не ставит перед человеком цели «нахрапом» овладеть всеми знаниями. Для достижения цели весь путь разбивается на этапы:

  • Устранение негативных чувств и проявлений.
  • Развитие в себе позитивных свойств и умений, чувств.
  • Накопление праны.
  • Прохождение различных состояний сознания.
  • Самадхи.

Наряду с обычными упражнениями, которые могут показаться слишком простыми, существует и практика правильного дыхания. Это очень важный этап, которому нужно уделять достаточно внимания. Способность контролировать дыхание также приходит только с опытом, но без старания и усердия этого никак не достичь.

1. Стартовое упражнение — задержка дыхания. Она должна быть вдвое дольше выдоха и в 4 раза дольше вдоха.

2. Второй этап — максимальное замедление мыслительных процессов до полного отсутствия мыслей. В это время психика будет отдыхать, но постоянно находится под контролем. В дальнейшем это даст возможность контролировать и бессознательное.

3. Третий уровень — медитация. Это глубинное погружение в самого себя поможет со временем овладеть искусством осознания своей духовной сущности.

Для контроля разума нужно освоить способы управления собственным телом. В раджа йоге часто практикуется эка пада раджакапотасана, или поза царя голубей. Она отличается сильным выдвижением вперёд груди, что напоминает горделивое поведение этой птицы. Поза эка пада раджакапотасана может иметь несколько разновидностей, в которых конечности занимают разные положения. При этой асане занимается положение сидя на полу, чаще всего одна нога поджимается пол себя, а вторая отводится назад, сгибается в колене и поднимается вверх. Верхняя часть корпуса вытягивается вверх и подтягивается к поднятой стопе, выгибаясь вперёд дугой. Такая поза способствует оживлению кровоснабжения мозга и «вытягивает» позвоночник, помогая мыслительным процессам.

Практика царственной йоги для начинающего может быть как очень сложной, так и приятной и доступной. Очень многое зависит от настроя практикующего и его желания достичь успеха. Прежде чем приступать к изучению раджа йоги, человеку нужно осознать, с какой целью он это делает. Только после этого ему будет намного проще проходить все этапы обучения и успешно продвигаться по пути йоги царей.

Источники:

http://praktikdelosvet.ru/praktiki-meditatcii/radzha-yoga-praktika-meditatcii-pervye-uroki-dlya-nachinayuschik
http://www.oum.ru/yoga/osnovy-yogi/radzha-yoga-evolyutsiya-cherez-sluzhenie/
http://yogarossia.ru/yoga/vidy/radzha-klassicheskaya-metodika-dlya-nachinayushhix.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: