67 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коми народные сказки на русском языке короткие. Коми народные сказки

Коми-зырянские сказки

Восьминогая собака

Коми-зырянская сказка

Жил-был старик со старухой. Пошли они как-то в парму, в лес северный, за черникой. Собирают ягоды в набирушки, смотрят, бежит к ним какой-то зверь чудной.

– Ты кто? – спрашивает старик.

– Я собака, – говорит зверь. – Возьмите меня к себе.

– Да на кой ты нам нужна! – рукой машет старуха. – Нам вдвоём-то мудрено прокормиться, да ещё ты.

– Горемыка я несчастная! – заскулила, заплакала собака. – Весь свет обегала, никто меня к себе не берёт. Четыре лапы стерла, скоро остальные четыре сотру, а потом и помру. Ойя да ойя!

Дочка с веретёнце

Коми-зырянская сказка

Жили старик со старухой, и была у них дочка – ростом с веретено.

Пришла однажды к старикам ведьма – йома – и говорит:

– У вас дочь ростом с веретено, и у меня сын не больше. Отдайте вашу дочь замуж за моего сына! А не отдадите – жить вам не дам: дымоход у вас завалю-закрою, двери снаружи припру!

Испугались старики. Говорят йоме:

– Что ж с тобой поделаешь? Отдадим дочку за твоего сына.

Взяла йома девушку и утащила к себе.

Мышь и сорока

Коми-зырянская сказка

Жили-были сестрица-мышка и сестрица-сорока. Однажды собралась мышка на работу и говорит сороке:

– Я, сестрица-сорока, за сеном схожу, а ты пока приберись в доме да поставь варить суп.

Ушла мышка, а сорока стала прибираться и варить суп. Варила, варила суп-то, да и свалилась в горшок вниз головой.

Пришла мышь домой, стучится:

Перя-богатырь

Коми-зырянская сказка

В стародавнее время жил, говорят, на речке Лупье, что впадает в Каму, невиданный силач по имени Перя. Жил он охотой, охотился с луком и стрелами. Из лука он птицу бил, а на крупного зверя ходил с копьём. Увидит след лося, оленя или медведя и – бегом по следу. Быстро догоняет, копьём пронзает. Была у него в лесу избушка, только Перя в ней спать не любил: душно. И летом и зимой спал возле избушки на вольном воздухе у костра.

Люди уважали Перю-богатыря, любили его.

В то время много леших жило в наших лесах. Разные были лешие. Возле одной деревни очень лютый леший завёлся, всем в деревне досаждал, охотиться не давал, скотину воровал. Люди его и так и этак ублажали, угощали. Пирог с рыбой испекут, куриных яиц наварят, отнесут всё это в лес, на пенёк положат, крикнут:

Седун

Коми-зырянская сказка

Жил-был крестьянин. Было у него три сына: старший – Василей, средний – Пёдор и младший – Иван. Был Иван седуном, с печи не слезал, всё сидит там, бывало, да глину колупает. А два других брата – те не глупые, толковые. Вот заболел как-то отец, совсем ослабел. Позвал сыновей, говорит:

– Ну, сыновья мои, видно, помирать мне пришла пора, не поправлюсь уже. Похороните меня, а потом три ночи навещайте могилу. В первую ночь пусть Василей придёт, во вторую – Пёдор, а после и ты приходи, Седун.

Так простился отец с сыновьями, да тут же и отошёл. Похоронили они его честь по чести. Наступил вечер, пора идти на могилу старшему сыну.

Читать еще:  Ходьба сжигает. Сколько калорий сжигает ходьба? Интенсивная ходьба. Счетчик калорий

Старуха Йома и две девушки

Коми-зырянская сказка

Жили-были муж с женой. Была у них дочь. Но вот жена умерла, муж взял в дом другую, а у той была своя дочка. Новая жена была злая и сварливая, любила только свою дочь, а бедную падчерицу возненавидела. Заставляла её работать с утра до ночи, а есть давала остатки да объедки. Зато её дочь совсем не работала, а ела всё самое вкусное, всё самое сладкое.

Даёт однажды мачеха бедной падчерице моток пряжи и говорит:

– Пойди на реку да хорошенько пряжу выполоскай. Не бойся, что вода холодная. После, за работой, руки отогреются!

Коми-зырянские сказки

Пермские народы (удмурты и коми) проживают на северо-востоке европейской части Росии. Древнерусское обозначение пермь или перемь в XIII в. относилось, по-видимому, к двум областям: в южйбй части Кольского полуострова и в бассейнах Северной Двины и Пинеги. В дальнейшем число областей, обозйаабмых как Пермь, возрастает.

Географическая локализация перми позволяет связывать этноним с биармами, хотя полностью отождествить эти народы не удается. Существуют угие этимологии этнонима пермь, например из прибалтийско-финских языков: pera-maa. «задняя земля» (отдаленная). Большая часть коми называется зырянами (так в дореволюционной и зарубежной традиции обозначают и всех коми), другая часть пермяками. Зыряне (в русских источниках начиная с конца XIV в. сырьяне, серьяне, си- рянву суряне) термин, который возводили к мансийскому и хантыйскому обозначению saran «зырянин, коми».

Жил-был старик со старухой. Пошли они как-то в парму, в лес северный, за черникой. Собирают ягоды в набирушки, смотрят, бежит к ним какой-то зверь чудной. – Ты кто? – спрашивает старик. – Я собака, – говорит зверь. – Возьмите меня к себе. – Да на кой ты нам нужна! – рукой машет старуха. – Нам вдвоём-то.

Жили старик со старухой, и была у них дочка – ростом с веретено. Пришла однажды к старикам ведьма – йома – и говорит: – У вас дочь ростом с веретено, и у меня сын не больше. Отдайте вашу дочь замуж за моего сына! А не отдадите – жить вам не дам: дымоход у вас завалю-закрою, двери снаружи припру! Испугались.

Жили-были сестрица-мышка и сестрица-сорока. Однажды собралась мышка на работу и говорит сороке: – Я, сестрица-сорока, за сеном схожу, а ты пока приберись в доме да поставь варить суп. Ушла мышка, а сорока стала прибираться и варить суп. Варила, варила суп-то, да и свалилась в горшок вниз головой. Пришла.

В стародавнее время жил, говорят, на речке Лупье, что впадает в Каму, невиданный силач по имени Перя. Жил он охотой, охотился с луком и стрелами. Из лука он птицу бил, а на крупного зверя ходил с копьём. Увидит след лося, оленя или медведя и – бегом по следу. Быстро догоняет, копьём пронзает. Была у.

Жил-был крестьянин. Было у него три сына: старший – Василей, средний – Пёдор и младший – Иван. Был Иван седуном, с печи не слезал, всё сидит там, бывало, да глину колупает. А два других брата – те не глупые, толковые. Вот заболел как-то отец, совсем ослабел. Позвал сыновей, говорит: – Ну, сыновья мои.

Читать еще:  Как быстро заболеть анорексией в домашних условиях. Как заболеть анорексией и чем это грозит в будущем

Жили-были муж с женой. Была у них дочь. Но вот жена умерла, муж взял в дом другую, а у той была своя дочка. Новая жена была злая и сварливая, любила только свою дочь, а бедную падчерицу возненавидела. Заставляла её работать с утра до ночи, а есть давала остатки да объедки. Зато её дочь совсем не работала.

Слабость этой этимологии в том, что русские познакомились с манси и ханты позже, чем с зырянами; кроме того, предполагаемая этимология слова saran «морской живущий у моря» не учитывает того, что слово sar «море» есть в зырянском, но вряд ли существовало в мансийском и хантыйском языках Decsy . Кроме того, слово зыряне возводилось к фин. syrja «край» «окраинные жители»; к личному имени Зыран так звали военачальника пермских зырян этимология А. И. Попова. По нашему мнению, заслуживает внимания прежде всего та точка зрения, что этноним зы ряне происходит от фин. syrja «край». Во-первых, для древнерусских вариантов имени очень характерен разнобой в передаче финского переднеязычного гласного у (произносится й). Во-вторых, syrja «край» близко по значению к понятию peramaa «задняя, отдаленная земля» Тем самым оба этнонима пермь и зыряне оказались бы связанными семантически: это разные обозначения одного и того же удаленного, северного народа, живущего «на краю», за прибалтийскими финнами. Самоназвание всех коми то же, коми слово, встречающееся и в сочетаниях Ком-му «земля коми» коми-морт «коми-человек», видимо, древний этноним Его пытались связать с гидронимом Кама, что было бы естественно: предки коми сформировались в Прикамье коми и Кама разные слова. Правы те исследователи которые производят этноним коми из слов со значением «человек» манс. , селькуп, qum, видимо, и удм. kumi (уже не употребляется самостоятельно).

Пермское слово с тем же значением «человек» сохранилось в этнониме удмурт (по-удмуртски мурту коми морт). Пермское слово заимствовано из иранских языков: оно возводится к индоевропейскому корню mer- (ср« в санскрите marta- «смертный человек»). Первая часть термина удмурт родственна марийскому одб (или одо- мари) «удмурт», хотя значение слова одо неясно.

Несомненно, что старое русское обозначение удмуртов вотяки (прежде оты) связано с корнем уд. Другое наименование удмуртов ары, арские люди тюркское: в татарском языке аг «удмурт», в чувашском аг «человек».Смысл некоторых волжско-финских этнонимов также сводятся к понятиям «человек», «мужчина». Это значение удивительным образом повторяется в волжско-камском регионе. Таково самоназвание марийцев мари (марий) вероятно, из иранских слов со значением «юноша, молодой человек». (Русское старое название марийцев черемисы заимствовано от чувашского термина sarmis «мариец» неясной этимологии.) Исчезнувший, по-видимому, к XII в. народ меря (у Иордана Merens), этни-чески близкий современным марийцам, носил имя того же происхождения (меря, или меряне, народ, населявший часть территории современных Московской, Владимирской, Ярославской, Костромской областей).

Коми народные сказки

Кратко о народе

Под названием коми объединяются два близкородственных народа: коми и коми-пермяки. Первые живут в республике Коми, вторые — в Коми-Пермяцком автономном округе Пермской области. Существуют два родственных языка: коми-зырянский и коми-пермяцкий, которые относятся к финно-угорским языкам. Древнепермская письменность появилась ещё в 14 веке, но была забыта. Нынешняя письменность создана в 1920-х годах на основе русского алфавита. В советское время сформировались литературные языки, на которых издаётся литература и ведётся преподавание. Верующие коми и коми-пермяки — православные.

Читать еще:  Футболист башашкин. «Башашкиным будешь? Да, были люди в наше время

Предки коми обитали в бассейнах среднего и верхнего течения реки Камы. Поблизости, в бассейне Вятки, жили предки удмуртов, с которыми они составляли пермскую языковую общность, существовавшую ещё в первом тысячелетии до н.э. После её распада и выделения удмуртов предки коми ещё некоторое время представляли один народ, живший в Прикамье.

Со второй половины первого тысячелетия нашей эры часть коми переселилась из Верхнего Прикамья в бассейн реки Вычегды. На новых местах пришельцы смешались с местным населением и образовали новое племенное объединение. К началу второго тысячелетия нашей эры в бассейне Средней Вычегды и в бассейне Камы сложились два племенных объединения. Первое (предки коми-зырян) было известно в русских источниках под названием вычегодской перми, а второе (предки коми-пермяков) — под названием великой перми.

КОМИ (устаревшее название — зыряне) — коренное население Республики Коми (256 тыс. человек). Всего в России 293 тысячи коми.

В 16—18 веках коми расселились в бассейнах Верхней Вычегды и Печоры. Главными их занятиями были земледелие, животноводство; значительную роль играли охота и рыбная ловля. С середины 19 века в северных районах стало развиваться оленеводство. Самобытная культура коми находит выражение в фольклоре и в народном изобразительном искусстве (резьба, аппликация из меха, вязание).

КОМИ (Республика Коми) расположена на северо-востоке Восточно-Европейской равнины. На крайнем севере республики проходит Северный полярный круг. Площадь республики 415,9 тыс. км 2 . Население 1,124 млн. человек, из которых 70% русские, 26% коми. Столица Коми — город Сыктывкар. Республика образована 22 августа 1921 года как автономная область Коми (Зырян). 5 декабря 1936 года преобразована в Коми АССР. С 26 мая 1992 года — Республика Коми.

Старейший город республики — Сыктывкар известен как Усть-Сысольск с 16 века. Большинство других городов: Воркута, Печора, Ухта, возникли уже в 20 веке, что было связано с освоением природных ресурсов Коми. До начала 20 века Усть-Сысольский уезд, входивший в Вологодскую губернию, был известен в качестве поставщика пушнины и товаров традиционных промыслов. В начале 20 века началось освоение территорий крайнего севера Коми, связанное с разработкой месторождений каменного угля, нефти, газа. Около 70% территории республики занимают хвойные леса с разнообразным животным миром. Известны Национальный природный парк «Югыдва» и Печоро-Илычский заповедник.

В Республике Коми расположены культурные и исторические памятники: стоянки древнего человека на западных склонах Уральских гор, этнографический музей под открытым небом в селе Усть-Вымь, ансамбли Стефано-Ульяновского и Кылтовского монастырей, церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Вотча.

КОМИ-ПЕРМЯКИ — народ в России (147 тыс. человек), в т.ч. в Коми-Пермяцком автономном округе 95 тыс. человек.

КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ образован 26 февраля 1925 г. Население 151 тыс. человек. Административный центр — город Кудымкар. По результатам референдума 2003 года округ объединяется с Пермской областью в Пермский край.

  • Восьминогая собака
  • Дочка с веретёнце
  • Мышь и сорока
  • Перя-богатырь
  • Седун
  • Старуха Йома и две девушки

Источники:

http://mirckazok.ru/view_cat.php?cat=185
http://komi-zyrjanskie-skazki.larec-skazok.ru/
http://www.world-tales.ru/komglav.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: