44 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие туманы бывает осенью? Осень в неживой природе

Осень в неживой природе

Вспомним

  1. Что относится к неживой природе?
  2. По своим наблюдениям расскажите, какая погода была летом. Как она изменилась с приходом осени?

Летом земля получала много тепла. Ведь солнце высоко поднималось в небе, лучи его падали отвесно и хорошо прогревали землю. Осенью солнце поднимается в небе уже не так высоко. Его лучи падают наклонно, скользят по земле и меньше нагревают её. Поэтому холодает.

Однажды утром земля, трава, крыши домов побелели. Нет, это ещё не снег. Это иней. Значит, на улице лёгкий мороз — заморозки.

Первые заморозки обычно бывают ранней осенью, в начале сентября. А ближе к середине сентября бывает последняя гроза. Осенние дожди на летние не похожи. Они мелкие, моросящие, затяжные.

Воздух осенью насыщен влагой, которая из-за холода превращается в мельчайшие водяные капельки. Так образуются туманы. Осенью густые туманы часто стелются над рекой, озером, прудом.

Правда, с середины сентября на одну-две недели обычно устанавливается тёплая, сухая погода.

Это время в народе называют «бабье лето». Замечательная пора для прогулок, осенних работ, да и для весёлых детских игр!

Между тем дни становятся всё короче, а ночи длиннее. Наступает 23 сентября — день осеннего равноденствия, когда светлое время суток равно тёмному, день равен ночи.

Поздняя осень бывает холодной, дождливой. Иногда идёт мокрый снег. Поздней осенью во всём чувствуется приближение зимы. В самом конце осени на водоёмах происходит ледостав — реки, озёра, пруды покрываются льдом. А вскоре и вся земля оденется в белый снеговой наряд.

  • Рассмотри рисунки. На каком из них показана ранняя осень, а на каком — поздняя? Объясни, почему ты так думаешь.

Старинная детская игра

Погожей ранней осенью на свежем воздухе так весело играть! Вот русская игра «В куликй». Скатают из сухой травы небольшой мячик. Считалкой выберут водящего — птицу кулика. Он в сторонку отойдёт, а дети мяч в сухой траве спрячут. Водящий выйдет на поляну, начнёт по траве шарить — мяч искать. Если далеко от мяча отойдёт, дети кричат: «Кулик, кулик, кулик!» Если водящий близко от мяча, кричат по-другому: «Травы, травы, травы!» Играют, пока «кулик» мяч не найдёт.

Как замерзает река

Ледостав — одно из интереснейших явлений природы. Сначала появляются забереги — тонкий ледок вдоль берегов. Он словно держится за берега, зацепился за них.

Потом в воде можно увидеть ледяное сало. Это маленькие плоские льдинки, похожие на блёстки сала в тарелке с остывшим супом. А после снегопада в реке появляется снежура, похожая на плывущую по течению кашу из снега.

Но вот ледяное сало и снежура слиплись в большие рыхлые комья льда. Это шуга. Ледяные комья на ходу смерзаются друг с другом. Образуются большие плывущие льдины.

Но плыть им всё труднее: льдины увеличиваются, смыкаются друг с другом. И вот они соединяются с заберегами.

Движение льда на реке прекращается. Река замёрзла.

Подумаем!

  1. Почему иней при первых заморозках быстро тает?
  2. В каком осеннем месяце больше всего туманов?

Проверим себя

  1. Чем вызвано осеннее похолодание?
  2. Чем осенние дожди отличаются от летних?
  3. Почему осенью часто образуются туманы?
  4. Чем интересен день 23 сентября?
  5. Приведи примеры осенних явлений в неживой природе.

Уменьшение продолжительности дня, похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав — это осенние явления в неживой природе. 23 сентября — день осеннего равноденствия.

Неживая природа осенью

Неживая природа осенью, зачастую, изменяется до неузнаваемости. И конечно же, первое изменение, которое мы замечаем – это понижение температуры. Водоемы становятся не пригодными для купания в них, да и солнце больше не греет своим теплом, так как это было летом. Вместе с этим, очень заметно и то, что световой день уменьшается. Темнеет уже на пару часов раньше, да и рассвет приходит с опозданием. Ночи становятся все длиннее.

Читать еще:  На животе нет жира но он выпирает. Выпирающий живот. Выпирает желудка, что провоцирует заболевание

Но это лишь малые изменения, которые терпит окружающая природная среда. Так, вместе со всем прочим небо все реже окрашено в голубые оттенки. Чаще оно затянуто серыми, а не редко и черными тучами.

По земле расстилается туман, отчего кажется, что тучи всюду.

Ко всему прочему льют частые и обильные дожди, которым кажется, конца и края нет.

Такие изменения происходят в самом начале – в сентябре, а вот чем дальше, тем более заметно меняется все вокруг. Утром, на земле можно увидеть белый иней, который покрывает землю и все низко растущие растения.

А вот ближе к зиме может даже образоваться тонкий лед, на поверхности еще не высохших луж, а также может выпадать редкий снежок.

Интересно и то, что деревья сбрасывают уже пожелтевшие лисья, которые, в этот момент, превращаются в объекты неживой природы. Опадая, они становятся частью почвы, или пищей для некоторых червей. Можно сказать, что, осенняя пора активно превращает живую природу в неживую.

Но не все так страшно, так как через пару месяцев деревья вновь обретут свою пышную крону. Хотя изменяются не только деревья. Ведь почва также становится другой. Если в сухую и теплую погоду, земля достаточно твердая, то осенью, под воздействием многочисленны осадков, она становится боле мягкой, иными словами превращается в грязь. Наступая в такую почву в ней остаются глубокие следы. Правда такое происходит лишь до первых заморозков. Потом почва вновь становится твердой и холодной.

Еще одним любопытным явлением считается «бабье лето». Вед именно в этот период, неживая природа осени, вновь изменяется. Столбики термометров вновь ползут вверх, солнце греет более заметно, а дожди на время отступают и дают насладиться теплом и сухостью перед предстающей затяжной осенью.

Казалось бы, что неживая природа не имеет особого влияния на окружающую среду. Но оказывается, что именно благодаря ей мы замечаем изменения времен года, которые так сильно сказываются на всем живом на планете.

урок по окружающему миру “Осень в неживой природе” 2 класс 1 триместр
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Урок организван так, чтобы деятельность учащихся была направлена на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой природе. Проблемный вопрос: “Почему стало холодать. Установление связи между живой и неживой природой, развивая устную речь, память, мышление, воображение, умение наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в живой и неживой природе. Воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично.

Скачать:

Предварительный просмотр:

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности . Формулирование темы и задач урока.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

– Ребята, какому времени года посвящены эти строки?

– Почему вы так решили?

– Какова, по-вашему, будет тема сегодняшнего урока? На какие вопросы мы можем ответить сегодня?

– Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о том, какие изменения происходят в неживой природе с приходом осени.

3. Работа по теме урока.

  • Актуализация знаний.
  1. Назовите осенние месяцы.
  2. Расскажите об их старинных названиях (выступления уч-ся)
  3. Установите соответствие

Сентябрь Капустник, грязник

Октябрь Полузимник, бездорожник

Ноябрь Зоревник, дождезвон

  • Объясните народные пословицы:
Читать еще:  Масляная рыба холодного копчения калорийность. Масляная рыба. Противопоказания. Калорийность масляной рыбы копченой

* Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает.

* Октябрь – месяц близкой пороши.

* Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме – родной батюшка.

  • Какие вы знаете народные приметы об осенних месяцах?

– На что обращают внимание все народные приметы? (на связь неживой и живой природы)

– Что мы называем природой? Перечислите все то, что относится к природе.

– Все то, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Назовите их (живая и неживая природа) . Выберите, что относится к неживой природе?

– Назовите предметы, относящиеся к неживой природе. По мере того, как дети называют, на доске появляется таблички-надписи:

– Что такое погода? Вспомните погоду летом (дети опираются на слова, записанные на доске). Как она изменилась с приходом осени?

А. Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

Б. Летом дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

В. Летом погода тёплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

4. Планирование деятельности.

– Мы превращаемся с вами в исследователей, будем изучать осенние изменения в неживой природе. Вы получите маршрутный лист, который будете заполнять по ходу урока.

– Чем вызвано осеннее похолодание?

– Какие дожди идут осенью?

– Почему осенью часто образуются туманы?

– Чем интересен день 23 сентября?

– Что такое ледостав?

– Я каждому раздаю маршрутный лист. Внимательно рассмотрите его. Если вы получите ответ на данный вопрос и вам всё понятно, закрасьте квадратик зеленым цветом, если у вас есть вопросы и что-то осталось непонятным, то красным.

5. Работа над темой урока.

– Какое главное изменение происходит в природе осенью?

– Какие есть предположения?

– Давайте попробуем выяснить.

– Почему улетают птицы? (стало холоднее)

– Почему желтеют и опадают листья? (стало холоднее)

– Почему исчезают насекомые? (стало холоднее)

– Значит, какое изменение в природе осенью самое главное?

– По своим дневникам наблюдений посмотрите, что происходило с температурой воздуха?

– А почему температура воздуха стала понижаться? С чем это связано?

– Выберите схему, где показано положение солнца осенью?

– Как меняется его положение, в сравнении с летом?

– Какой вывод можно сделать?

– На какой вопрос мы с вами сейчас нашли ответ? (1 – закрасьте квадрат зеленым или красным цветом.) Заполните маршрутный лист.

– У кого есть вопросы, кому нужна помощь?

  • – В этом сентябре “небо прохудилось”. Что это значит? Когда так говорят?

– Сравните летний и осенний дождь.

– Прочитайте текст. Какие дожди идут осенью?

В основном идут моросящие, холодные, затяжные дожди. Стелются над землёй туманы. Кажется, будто облака опустились и окутали землю густым и пушистым покрывалом. Гуще всего бывает туман по утрам, когда земля сильно остывает. Но стоит взойти солнцу, пригреть землю – и туман исчезает. Туман, дождь, заморозки – обычные явления для осени

– О каких ещё явления природы обычных для осени говорится в тексте?

– Как вы думаете, почему осенью часто бывают туманы?

– Как они образуются?

– Заполните маршрутный лист.

  • – Посмотрите наш маршрутный лист. На какие вопросы мы еще не нашли ответ?

– Чем интересен день 23 сентября?

– Учебник стр. 59. Найдите ответ на этот вопрос. (Проверка)

– После этого дня ночь становится всё длиннее, а день всё короче.

– Заполните маршрутный лист.

– Что такое ледостав?

– Осень всегда вдохновляла и вдохновляет художников и поэтов. Послушайте отрывок из стихотворения О. Высоцкой «Осеннее утро»

Читать еще:  Ментальные и энергетические упражнения. Ментальная тренировка

Желтый клен глядится в озеро,

Просыпаясь на заре.

За ночь землю подморозило,

Весь орешник в серебре.

– Какие бы вы взяли краски, чтобы нарисовать рисунок к этому стихотворению? (Желтую, голубую, серебристую)

– А что бы нарисовали серебристой краской? (Иней, он не стоек. Только выглянет солнце. Он мигом растает.)

– Какое явление природы описывается в стихотворении? (Заморозок)

  • Учебник с. 28-29 (рисунки, задание к ним)

– Какой осенний месяц относится к поздней осени?

– Ноябрь называют ледовым кузнецом. Как вы думаете, почему?

– Найдите ответ на последний вопрос в учебнике стр. 58. (Проверка)

Игра «Мы листики осенние». Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снов набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил

И на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по классу, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся)

7. Делается вывод: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе.

1 . Работа в парах

Прочитайте стихотворение. Выделите осенние приметы в неживой природе, о которых пишет автор?

Октябрь уж наступил –

Уж роща отряхает

С нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – (понижение t воздуха)

Дорога промерзает, (замерзание почвы)

Журча, еще бежит

За мельницу ручей,

Но пруд уже застыл… (лед на водоемах)

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало, (понижение t воздуха)

Короче становился день, (день короче, ночи)

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман, (частые туманы)

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу; приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

8. Самостоятельная работа

1. Объясните, что приходит осенью. Впишите нужные слова в предложения.

Осенью солнце ____________________________ над горизонтом.

Дни становятся ____________. Небо _________________цвета. Всё

чаще идут ______________. Температура воздуха ____________, чем

летом, а в конце осени становится ______________.

Всё чаще дует __________________ ветер

2. Обведите номера предложений, в которых говорится об осенних явлениях в неживой природе.

1. Температура воздуха, воды, почвы стала ниже.

2. Изменилась окраска листьев на деревьях.

3. Солнце поднимается высоко над горизонтом.

4. Часто идут тёплые, ливневые дожди.

5. Замерзают водоёмы, на почве заморозки.

6. По утрам часто туманы.

– О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?

– Какое из них самое главное.

– Какой сделаем вывод?

– Сравните его с авторским выводом (стр. 61).

Осень – время, когда красота природы становится наиболее зрелищной и вместе с тем ускользающей. В цветовой палитре осени преобладают коричневые, красные и золотые тона – яркие насыщенные оттенки, подчеркивающие естественные тона сезона.

Как часто мы браним осень, называем ее скучной, тоскливой порой… Может быть, мы правы? Осенью короче становятся наши прогулки, часто идут холодные дожди, а иногда кажется, что неба вовсе нет: одна серая пелена. Каждый из нас находит для осени свои краски, слова, вопросы, ответы на которые летят, летят, как осенние листья.

Да и сама осень так разнообразна! Осень красок, осень ветров, осень народных

примет, поговорок, золотая пора знаний…

– А сейчас посмотрите свои маршрутные листы и скажите, какие вопросы были самыми интересными, самыми трудными.

Источники:

http://tepka.ru/okruzhayuschij_mir/14.html
http://ecologyproblems.ru/time-year/382-nezhivaya-priroda-osenyu
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2017/11/02/urok-po-okruzhayushchemu-miru-osen-v-nezhivoy

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: