Как научится кунг фу в домашних условиях. Основы искусства кунг-фу монастыря шаолинь
Монастырь Шаолинь: что по чём?
С тех пор как я жил в Шаолине, утекло много воды. О том периоде моей жизни никто ничего не знает, то было замечательное время. Жесткая дисциплина, аскетизм и постоянные тренировки, тренировки, тренировки. Сейчас многих интересует обучение в этом самом известном китайском монастыре.
В Шаолине обучение давно уже поставлено на широкую ногу и приносит, уверен, хороший доход (хотя цифры монахи предпочитают не афишировать). Шаолинь берет на обучение как иностранцев (стажировки от недели до года), так и китайцев, которые могут не просто освоить в монастыре боевые искусства, а пройти полный курс школьного обучения. Хотите знать что сколько стоит? Читайте.
I. Правила набора и регистрации
а) Хорошие манеры, желание обучаться боевым искусствам, крепкое здоровье, упорство, постоянство, отсутствие страха перед трудностями, целеустремленность, возраст от 4 до 25 лет, пол и место проживания не имеют значения;
б) Одаренные, умные, знающие основы ушу имеют преимущества при наборе;
в) Зачисление происходит после успешного прохождения собеседования с наставником, при себе нужно иметь удостоверение личности или паспорт; несовершеннолетние должны сопровождаться одним из родителей или опекуном.
2) Место регистрации: Китай, Дэнфен, провинция Хэнань, гора Суньшань, Школа боевых исскуств при Шаолиньском монастыре.
II. Обучение включает:
1) Общеобразовательный курс в соответствии с национальной учебной программой (речь о Китае, поскольку китайцы могут пройти полное обучение в Шаолине), полная программа от подготовительной школы до средней школы, имеется компьютерный класс, курсы иностранных языков, аудио-визуальная комната, занятия по культуре, кружки по интересам.
2) Курс боевых искусств: введение в законы Шаолиня, традиционная последовательность в боевых искусствах, владение всеми видами холодного оружия, владение оружием неожиданного нападения, техника болевых захватов, рукопашный бой, цигун, мастерство наработки твердости; познание единой сущности, силы Во Нью, искусство архат, искусство нень-хуа, система «кулака пяти составляющих», искусство куан ин, тренировка дыхания для воспитания выносливости, искусство парамита, искусство Веда, искусство владения ладонью «Шаолиньский дракон», обучение сутрам, духовное совершенствование и работа над обретением спокойствия. Также проходит обучение теории боевых искусств Шаолиня, обучение нравам и морали ушу, теории медицины, теорий других школ боевых искусств.
III. Система образования
Трёхлетние, пятилетние, восьмилетние уровни. После окончания трехлетнего курса можно участвовать в соревнованиях, работать тренером. После окончания пятилетнего и восьмилетнего курса присваевается степень: мастер Шаолиня, позволяющая быть инструктором, судьёй в соревнованиях и даже. актёром и постановщиком боевых сцен в кино.
Обычная группа: 750$ за год обучения, дополнительные расходы (уровень комнат, постельное бельё и т.д.) – 216$, примерно 50$ в месяц на проживание.
Школа–интернат: 2800$ в год (возраст 5-15 лет). Монастырь обеспечивает полное содержание учеников и обучение в небольших классах (плата за обучение составляет 1133$, расходы на содержание составляют 1000$, дополнительные расходы составляют 667$).
Группа спец.ухода: 3133$ в год (возраст 4-10 лет). Монастырь обеспечивает полное содержание учеников и обучение в небольших классах (плата за обучение составляет 1133$, расходы на содержание составляют 1000$, дополнительные расходы составляют 1000$).
VIP-группа: 4466$ в год (нет ограничений по возрасту). Монастырь обеспечивает полное содержание учеников и обучение в небольших классах (3-5 человек), плата за обучение составляет 1133$, расходы на содержание составляют 1000$, дополнительные расходы составляют 2333$.
Обучение кунг-фу: ежедневные занятия (от 3 до 6 часов) проводят монахи, стоимость составляет 5000$ в год.
Обучение цигун: для китайских учеников 333$ в месяц, для учеников из Гонконга, Макао и Тайваня стоимость обучения 500$, для иностранцев 833$ в месяц.
За 26 лет существования Школы боевых искусств при Шаолиньском монастыре обучение прошли 167580 человек из 98 стран и регионов.
527 человек продолжили свой путь в Шаолиньском монастыре. 816 человек были приняты в лучшие государственные ВУЗы Китая.
По своему опыту скажу: монахи иностранцам не спешат раскрывать главные секреты ушу и кунг-фу, иностранцев учат от недели до года, и только китайцы могут пройти 8-летнее обучение. Так что, если Вы полны романтики научиться побеждать один в драках против 20 или 30 соперников, летать, быть невидимым, оставьте. Шаолинь – это больше легенда. Боевое самбо гораздо более полезно в плане навыков боя.
Азбука кунг-фу: базовые стойки
Стойки — базовая часть всех китайских боевых искусств, фундамент для дальнейшего обучения традиционному кунг-фу. По тому, как ученик подходит к освоению стоек, мастер проверяет его усердие и стремление к действительно глубокому погружению в изучение ушу.
Китайское название стойки «бу» ( 步 ), один из переводов: «шаг».
И этот вариант толкования великолепно отражает особенность выполнения стоек кунг-фу, подчеркивает, что это статика, стремящаяся перейти в динамику. Становятся понятны на первый взгляд противоречащие друг другу требования к технике их выполнения:
- устойчивость в моменте
- возможность быстро сменить позицию, сохранив при этом равновесие и технику.
Начинайте освоение стоек с тренировки неподвижного нахождения в позиции, потом отрабатывайте переходы из одной в другую, постепенно ускоряясь. “Чтобы научиться ходить, нужно сначала научиться стоять на ногах”, — говорят китайцы.
Последователи кунг-фу считают, что даже если человек еще не осилил боевые таолу, как того требуют каноны, но овладел стабильными стойками и позициями, то это составляет треть победы в схватке с противником.
Техника выполнения кажется довольно простой, но все они очень энергоемкие и эффективно развивают внутреннюю силу. Мышечные волокна становятся эластичными, укрепляются суставы, энергия ци течет свободно, и дыхание помогает направлять ее в нужное место.
Существует несколько основных стоек, общих для спортивного и традиционного кунг-фу. Всего же их насчитывается более сотни, при этом варианты исполнения у разных школ и стилей имеют заметные отличия.
Стойки Шаолиньского кунг-фу
В статье — названия и техника выполнения ключевых стоек, характерных для северного шаолиньского кунг-фу.
Стойка всадника мабу
Важнейшая стойка, часто ее называют базовой. Встречается во всех стилях современного и традиционного ушу. В выполнении приемов, мабу рассматривается как промежуточная позиция, из которой ученик может быстро перейти в любую другую.
Ноги чуть шире плеч, фиксированное расстояние между ними определяется размером вашей ноги и составляет ровно 5 длин ступней. Ступни параллельны, колени согнуты под углом 90 градусов и слегка вывернуты наружу, спина прямая, поясница изогнута. Вес тела распределен между опорами, что обеспечивает устойчивость, ноги как бы «врастают» в землю. При хорошо освоенной и отработанной мабу, человек устоит даже после нижней подсечки противника.
Мабу используется для увеличения силы коленей, отработки концентрации и дыхания.
Прежде чем начать изучать переходы в следующие стойки и осваивать формальные приемы (таолу), ученики должны уметь держать мабу не менее 5 минут, любой мастер «не пустит» его дальше в обучение, пока практикующий не обретет устойчивость в мабу.
Сами же шаолиньские монахи держат мабу 30 минут и больше, некоторые ученики достигают таких же успехов.
Стойка лучника Гунбу
Левая нога впереди (левое Гунбу), на расстоянии 5 ступней, согнута. Правая — абсолютно прямая, ступни на ширине таза для большей устойчивости. Носки обеих ног слегка повернуты внутрь. Упор (центр тяжести) на 70% смещен на ногу, стоящую впереди. Точно также отрабатывается Гунбу и на другую ногу, время стояния на каждой — по 2 минуты.
В Гунбу можно перейти из мабу за счет поворота таза. Упираясь в землю и наполняясь ее силой, переносим всю мощь в таз и взрывной волной проворачиваем корпус, опираясь на заднюю ногу и одновременно выпрямляя ее резким движением. При повороте влево «выстреливает» правая нога, при повороте вправо — левая.
Гунбу часто используется для перехода к нападению. Структура ее такова, что практикующий может пробить левой ногой с большой силой, устойчиво опираясь на правую. Кроме того, из этой стойки можно молниеносно нанести удар и правой
Ложная, или «Пустая стойка» Сюйбу
Опираемся на правую ногу. Левую выносим вперед и касаемся носком как можно дальше, слегка приподнимая, пятку слева вверх. Весь вес на правой. Расстояние между коленями — кулак ученика (или мастера).
Стойка эффективна для быстрых ударов левой ногой, часто используется для уклоняющихся действий, переходов между боевыми позициями. В ней заключена та мягкость и скрытая сила, по которой всегда угадывались монахи Шаолиня. Так же пустой шаг тренирует стойку на одной ноге. В случае удара противника или проведения приёма на «пустую ногу» сохраняется равновесие.
Сюйбу отлично укрепляет силу бедер.
Стойка «Опущенный шаг» Пубу
Ноги широко расставлены, правая согнута до упора, пятка стоит на земле и касается ягодицы, колено и носок развернуты вправо. Прямая левая нога оттянута в сторону и почти лежит на земле, пятка ее касается земли. Ступни параллельны, туловище слегка наклонено вперед, но голова ниже таза не опускается.
В стойку пубу можно перейти из правого гунбу, разворачивая корпус влево и перенося вес на правую ногу. пубу способствует укреплению спины, растяжке ног и поясницы.
Эта стойка универсальна и для атаки, и для защиты от высоких прыжковых ударов. Именно находясь в пубу, военный художник У Сун во времена династии Сун убил прыгающего на него тигра.
Стойка отдыха Себу
Ноги скрещены и согнуты в коленях. Левая ступня впереди, пятка на земле, вы сидите на правой голени, правое колено прижато к левой голени с внешней стороны. Скрещенные ноги защищают пах и готовят к боковому удару или уходу от противника, стоящего сбоку.
Скрученные стойки развивают гибкость и способствуют свободному течению ци вдоль позвоночника.
Себу — основа для целого ряда приемов, содержащих в цепочке быстрое боковое движение. Тренировка Себу отрабатывает молниеносное «погружение» к земле, чтобы уйти от атаки и приготовиться нанести удар рукой снизу в открывшийся корпус противника.
Стойка Цзопань «Лохань спит»
Более глубокая, чем Себу, бедро и голень левой ноги прижаты к земле, правая заведена над левой, ступня ее касается земли. Эту стойку вы можете увидеть при исполнении комплекса Лохань, там она будет называться Лохань спит.
Используется в бою примерно также, как Себу — для быстрых перемещений и уходов в сторону.
Цзопань хорошо разрабатывает подвижность тазобедренных суставов.
Стойка на одной ноге Дулибу
Правая нога — опора для всей стойки, левое колено согнуто и поднято выше уровня пупка. Левая стопа прикрывает правое колено, носок вытянут вниз
Тренирует вестибулярный аппарат и концентрацию мысли.
Это очень эффективная устойчивая атакующая стойка, базовая для совершения ударов на среднем и высоком уровне. В обороне помогает отражать низкие и средние удары.
Стойка Ноги вместе Бинбу
Положение тела стоя, носки вместе, колени подсогнуты, плечи опущены, спина прямая. Дыхание ровное, мысли спокойны.
Бинбу часто является начальной и конечной в комплексах упражнений и используется в ритуале приветствия
Отработка каждой стойки начинается с 20 секунд стояния на каждой ноге, целью является стояние до двух минут. Исключение — мабу — в ней необходимо свободно находиться как можно дольше, не менее пяти минут. Она не требует смены опоры, так как вес в этой стойке изначально распределен равномерно.
При выполнении таолу и в позициях важно правильно держать кисти рук, все взаимосвязано: форма, поза, внутренний настрой, взгляд, цель.
Положения рук
- Когти орла
- Когти дракона
- Клюв журавля
- горизонтальный кулак
- вертикальный кулак
- открытая ладонь
(Art Work: Guy Robinson of Atlanta, Georgia)
Как научится кунг фу в домашних условиях. Основы искусства кунг-фу монастыря шаолинь
Положения кисти, стойки и базовые приемы
Сегодня, когда вы познакомитесь с первыми комбинациями кунг-фу, включая некоторые основные приемы, базовые положения кисти и главные стойки, вы сделаете первый шаг в область фундаментальных многовековых знаний, собранных воедино и сохраненных силой человеческого опыта и мудрости.
В течение многих веков мастера кунг-фу кропотливо выясняли, как именно можно лучше всего использовать те или иные методы нападения и защиты в различных конкретных ситуациях. Например, они открыли для себя, что удар, нанесенный на уровне пояса, гораздо более эффективен и обладает большей мощью, чем удар на уровне плеч. Поддерживая постоянное хорошее равновесие своего туловища, можно проводить удары ногами более аккуратно и сильно, чем из неустойчивого положения. Делая круговые махи руками, можно свести к минимуму все действия противника, полностью блокировав его удары руками. Отклонив назад туловище и приняв определенную стойку, можно избежать удара ногой, не двигаясь с места. Все движения такого рода, помогающие человеку одержать победу в рукопашном бою, были надлежащим образом выверены и отточены и собраны в систему, которую мы ныне называем приемами кунг-фу.
Самые первые приемы кунг-фу создавались путем многократных проб и ошибок. Позже, когда мастера рукопашного боя собрали достаточное количество разнообразных приемов для создания на их основе главных теоретических правил и принципов их применения, в развитии искусства рукопашного боя основную роль стало играть их целенаправленное изучение и исследование. Например, нашим предкам удалось установить, что противнику можно наносить не только прямые удары кулаками, но и поражать его ударами запястий и локтей. Они, кроме этого, поняли, что такие удары запястьями эффективны, только когда руки обладают достаточной физической силой, а противник находится на удаленном расстоянии. Если же вам не достает силы рук, а противник находится достаточно близко, то следует использовать локоть. Так, мало-помалу, и были созданы теории современного рукопашного боя, на основе которых искусство кунг-фу могло в дальнейшем развиваться самостоятельно, то есть черпая новые знания и создавая новые правила не на основе «подсматривания» за реальными схватками, а путем целенаправленного экспериментирования на занятиях в дружеской обстановке, предполагающей взаимный обмен опытом.
Старые мастера кунг-фу также догадались позаимствовать очень много ценного для изучения материала у окружающей их природы, то есть наблюдая за поведением и движениями зверей, птиц, насекомых и пресмыкающихся. Не стоит недооценивать возможности наших меньших братьев: за исключением способности мыслить абстрактно, мы, то есть люди, во многом очень сильно уступаем зверям и
птицам, особенно когда речь заходит о таких вещах, как физиология и анатомия, развитие органов чувств и инстинкт выживания и самосохранения. Мощь тигра, выносливость вола или стремительность орла давно стали нарицательными понятиями. Даже совсем мелкие и безобидные существа могут научить человека весьма важным для рукопашного боя вещам. Кролик или белка, к примеру, обладают феноменальными способностями предсказывать приближение опасности и мгновенно исчезать из поля зрения противника, проявляя при этом чудеса находчивости и ловкости. Поэтому старые мастера кунг-фу не только создавали свои приемы на основе наблюдения за движениями животных, но и старались подметить присущие этим созданиям основные качества «характера». На основе этих «звериных» черт поведения в дальнейшем и базировались новые способы тренировки тех или иных способностей человека, например «тигриной» мощи или «кроличьей» проворности.
Все эти приемы и навыки накапливались и совершенствовались много веков подряд, передаваясь из поколения в поколение. Монастырь Шаолинь стал первым социально-культурным институтом, в котором эти древние искусства и отдельные навыки в области внешней формы, внутреннего наполнения или теоретической информации начали совершенствоваться и развиваться на целенаправленной систематической основе. Эту пальму первенства наследникам традиций монастыря удается удерживать и по сей день.
Например, в то время как в большинстве боевых искусств мира для нанесения ударов используется только сжатый кулак, в кунг-фу существует более 20 различных форм атакующей кисти. В других боевых искусствах придается мало значения тому, как стоит боец и в каком он находится положении, в то время как в кунг-фу насчитывается больше дюжины различных специальных стоек, отработке которых в процессе тренировок уделяется особое внимание. Поэтому сегодня вы не просто познакомитесь с первыми комбинациями кунг-фу, включая некоторые основные приемы, базовые положения кисти и главные стойки, но сделаете первый шаг в область фундаментальных многовековых знаний, собранных воедино и сохраненных силой человеческого опыта и мудрости.
СМЫСЛ ЗНАЧЕНИЙ ФОРМЫ И БЕСФОРМЕННОСТИ
Для новичка приемы кунг-фу, с их разными положениями кисти и непривычными стойками, могут сначала показаться «неестественными». Конечно, в случае возникновения реальной боевой ситуации любому человеку, не знакомому хотя бы с основами кунг-фу, вряд ли удастся встать в стойку «лук-и-стрела» и провести прямой удар справа приемом «Черный тигр вырывает сердце». Для новичка, особенно для европейца, кажется гораздо более естественным принять положение борца самбо или дзюдо и ударить «по-боксерски». Однако у всех этих «неестественных» приемов есть очень много технических преимуществ перед привычными произвольными движениями. Например, при использовании того же приема «Черный тигр вырывает сердце» ваш удар обладает гораздо большей силой, а положение тела — большей устойчивостью. Поэтому, чтобы научиться использовать все эти преимущества, начинающий ученик должен добросовестно изучить все кажущиеся ему вначале «неестественными» движения и стойки настолько хорошо, чтобы со временем они стали его «второй натурой».
На ранних стадиях обучения ученик должен повторять все движения и приемы инструктора как можно более четко и тщательно, наибольшее внимание уделяя внешней форме упражнения. Этот этап обучения обычно носит название «от бесформенности к форме».
На более углубленных стадиях, когда вы уже приобрели кое-какой опыт в отношении внешних форм кунг-фу, вы можете начинать самостоятельно видоизменять их в зависимости от требований той или иной боевой ситуации. Например, вместо того чтобы во время нанесения удара «черного тигра» стоять строго прямо в стойке «лук-и-стрела», вы можете, если того требует ситуация, слегка наклониться вперед, чтобы увеличить дальность своего удара. Этот этап называется «от формы к бесформенности», то есть имеется в виду, что, овладев стандартными формами кунг-фу, ученик уже может давать волю фантазии; не выходя за общие границы стандартной формы, можно варьировать и видоизменять способы применения рук, ног и всех других частей тела при проведении тех или иных приемов кунг-фу. Многие опытные мастера рано или поздно вообще отходят от стандартной формы кунг-фу, со-вершенно не заботясь о ее соблюдении в бою, поскольку искусство их уже столь велико, что, как бы они не экспериментировали с противником, победа заведомо останется за ними. Это то же самое, как бой взрослого мужчины с трехлетним ребенком. Взрослый человек обладает таким колоссальным превосходством в силе и опыте, что у ребенка не остается ни единого шанса, даже если бы мужчина на какое-то время заснул в середине поединка!
Однако каждому ученику необходимо досконально знать все формы кунг-фу, что достигается лишь за счет ежедневных’ упорных тренировок. Но прежде чем вы начнете изучать приемы и комбинации, вам необходимо овладеть искусством правильно держать свои руки в тех или иных базовых «положениях кисти кунг-фу», а также сохранять равновесие в главных «стойках кунг-фу».
НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КИСТИ СТИЛЯ ШАОЛИНЬ
Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На рис. 6.1 и 6.2 изображено несколько базовых положений кисти.
Источники:
http://pikabu.ru/story/monastyir_shaolin_chto_po_chyom_2984217
http://ru.yanchenwuguan.com/teoriya/azbuka-kung-fu-bazovye-stojki/
http://webmyoffice.ru/site/51/444/