0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гигиена и питание спортсмена. Глава III. Гигиена физической культуры и спорта

СПОРТИВНАЯ ГИГИЕНА (личная гигиена спортсмена).

Спортивная гигиена в узком понимании – это комплекс профилактических мероприятий, направленных на обеспечение гигиенических норм и сохранение здоровья человека в условиях занятий физкультурой и спортом. Не смотря на то, что физическая активность укрепляет иммунную систему человека и является залогом хорошего здоровья, несоблюдение правил гигиены в период тренировок, может привести к серьезным проблемам организма. Именно о правилах гигиены спортсмена и пойдет речь в этой статье. При этом стоит отметить, что к спортсменам в данном случае относятся даже те люди, которые изредка занимаются физической культурой, например раз в неделю посещают тренажерный зал.

Соблюдение правил личной гигиены спортсмена является неотъемлемой частью здорового образа жизни и играет очень важную роль. Во время тренировок значительно усиливается потоотделение, что является благодатной средой для размножения болезнетворных бактерий, грибков и всевозможных инфекций.

Правила личной гигиены спортсмена:

  • Если на теле имеются открытые ранки, то перед тренировкой необходимо их продезинфицировать и заклеить пластырем для защиты от попадания инфекции.
  • Девушкам перед занятиями рекомендуется смыть декоративную косметику, чтобы избавиться от загрязнений и дать возможность коже лица нормально дышать во время тренировки.
  • Желательно перед тренировкой принять душ. Особенно это важно, если тренировка проходит вечером и кожа достаточно загрязнена. Если не принять душ перед занятиями, то повышенное потоотделение приведет к еще большему закупориванию пор кожи, что может вызвать различные высыпания и раздражения на ней.
  • Переодеваясь в раздевалке и принимая душ, обязательно пользуйтесь резиновыми тапочками.
  • Если занятия связаны с использованием спортивных снарядов, которыми также пользуются другие люди (тренажеры, скамьи, коврики и т.д.), то лучше всего в зал брать свое полотенце и застилать снаряды в местах соприкосновения с телом, особенно с лицом.
  • Чтобы снизить площадь соприкосновения тела со спортивными снарядами выбирайте более закрытую одежду. Лосины, спортивные брюки вместо шортов, футболки вместо маек и топов.
  • После тренировки необходимо принять душ и помыть голову. Для мытья стоит пользоваться антибактериальным мылом и не использовать слишком горячую воду.

Правила гигиены спортивной одежды и обуви:
• Заниматься физической культурой и спортом нужно в специальной одежде, белье и обуви.
• Одежда должна соответствовать размеру человека и не быть тесной или слишком большой.
• Лучше всего выбирать одежду из натуральных тканей.
• После каждой тренировки спортивную одежду и белье необходимо стирать, а обувь проветривать.
• В наше время для многих видов физической активности существует специальная обувь, например кроссовки для бега, для игры в теннис, для занятий баскетболом и так далее. Если Вы занимаетесь спортом, для которого разработана специальная обувь, то лучше использовать именно ее. Это снизит риск получения травм, поможет повысить результаты и обеспечит комфортные тренировки.

Берегите себя и будьте здоровы! Помните, что здоровый образ жизни складывается не только из соблюдения правил гигиены. Чтобы оставаться здоровым, молодым и красивым долгие годы необходимо отказаться от вредных привычек, заниматься спортом, обеспечить организму правильное питание и здоровый сон.

Глава

В связи с необходимостью углубленной разработки отдельных проблем гигиены как науки сформировался ряд профильных гигиенических дисциплин: социальная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков и др. Одной из них является гигиена физической культуры и спорта, изучающая влияние различных факторов окружающей среды и социальных условий на организм физкультурников и спортсменов. Цель такого изучения — разработка гигиенических нормативов, требований и мероприятий, направленных на укрепление здоровья занимающихся, повышение их работоспособности и достижение высоких спортивных результатов.

Роль гигиены в советской системе физического воспитания была определена в одном из первых документов Коммунистической партии о физкультурном движении.

В постановлении РКБ(б) от 13 июля 1925 г. указывалось, что «физическая культуры не должна исчерпываться одними лишь физическими упражнениями в виде спорта, гимнастики, подвижных игр и прочего, но должна обнимать и общественную и личную гигиену труда и быта, использование естественных сил природы, правильный режим труда и отдыха и т.д.».

Необходимость широко использовать гигиенические факторы и оздоровительные силы природы в процессе физического воспитания неоднократно подчеркивалась и в последующих постановлениях Коммунистической партии и Советского правительства.

Основные задачи гигиены физической культуры и спорта состоят в том, чтобы:

— изучать влияние различных факторов внешней среды и социальных условий на состояние здоровья и работоспособность физкультурников и спортсменов;

Читать еще:  Ашхабад азиатские игры результаты

— научно обосновывать и разрабатывать гигиенические нормативы, правила и мероприятия по созданию оптимальных условий для физического воспитания и спортивной тренировки;

— научно обосновывать и разрабатывать нормативы, правила и мероприятия по использованию гигиенических средств и природных факторов для укрепления здоровья, повышения работоспособности и роста спортивных достижений.

При решении указанных задач гигиена физической культуры и спорта опирается на данные общей гигиены и профильных гигиенических дисциплин, широко использует теорию физического воспитания, спортивную медицину, физиологию спорта и другие науки.

В гигиене физической культуры и спорта наряду с общегигиеническими широко применяются специальные способы и методы исследований.

В процессе длительных наблюдений и экспериментальных исследований, во время тренировочных занятий и соревнований выявляется воздействие различных факторов на состояние здоровья и работоспособность физкультурников и спортсменов.

В последнее время проводится все больше комплексных гигиенических исследований. Они позволяют осуществлять дифференцированную гигиеническую оценку различных факторов, влияющих в процессе тренировочных занятий и на различных этапах восстановления на организм физкультурников и спортсменов, в том числе на различные психофизиологические функции, наиболее важные для спортивной деятельности.

Гигиенические исследования широко проводятся в ходе физкультурно-оздоровительных занятий и учебно-тренировочного процесса с учетом специфических особенностей того или иного вида спорта.

При этом наряду с гигиеническими часто применяются физиологические, психологические, биохимические и другие методы исследований.

На основании результатов исследований разрабатываются гигиенические рекомендации, нормы, правила и мероприятия оздоровительной и физкультурно-массовой работы и спортивной тренировки. Эти разработки находят свое отражение в таких документах, как санитарные нормы и правила, государственные общесоюзные стандарты (ГОСТы), строительные нормы и правила и др.

Гигиена физической культуры и спорта как учебная дисциплина относится к числу ведущих предметов в физкультурных учебных заведениях. Курс гигиены физической культуры и спорта вооружает студентов гигиеническими знаниями и практическими навыками для формирования здорового образа жизни, применения различных гигиенических средств и природных факторов в процессе физического воспитания, физкультурно-массовой работы и спортивного совершенствования. Вместе с тем этот курс способствует становлению материалистического мировоззрения учащихся.

Знания и практические навыки в области гигиены физической культуры и спорта позволяют физкультурным кадрам включиться в решение важных задач по формированию здорового образа жизни советских людей.

Значение гигиены физической культуры и спорта как научной дисциплины в последнее время еще больше возрастает в связи с широким развитием массовой физической культуры и спорта в стране.

С целью комплексного решения проблем физкультурно-оздоровительной работы разрабатывается система гигиенического обеспечения массовой физической культуры и спорта. Это позволяет более целенаправленно и комплексно использовать различные гигиенические средства для укрепления здоровья и повышения работоспособности физкультурников.

Расширяются исследования по разработке гигиенических основ массовой физической культуры по месту жительства и на производстве, где открываются новые возможности для проведения оздоровительных мероприятий во время отдыха и производственной деятельности. Особое значение имеет создание оптимальных гигиенических условий при проведении массовых физкультурно-оздоровительных занятий по месту жительства, и прежде всего в культурно-спортивных комплексах, а также в различных спортивных сооружениях. Об этом говорится в постановлении ЦК КПСС «О мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений» (1985).

Постоянная забота Коммунистической партии и Советского правительства о здоровье подрастающего поколения нашла свое выражение в одобренных в 1984 г. Пленумом ЦК КПСС и Верховным Советом СССР «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». В этом документе подчеркивается, что «социалистическое общество кровно заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины… Больше внимания уделять вопросам гигиены. Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке».

Успешное решение этих задач невозможно без широкого применения гигиенических средств и природных факторов в процессе учебы, физического воспитания и занятий спортом детей и подростков. Все более интенсивно ведется изучение гигиенических аспектов физического воспитания и подготовки юных спортсменов.

Актуальны исследования по гигиеническому обеспечению различных видов туризма, который приобретает в нашей стране все большую популярность. Специалистами разрабатываются гигиенические рекомендации по режиму туристов, особенностям личной гигиены, питания и питьевого режима, туристскому снаряжению, одежде и др.

Расширяется изучение наиболее важных гигиенических аспектов строительства и эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и инвентаря. Это позволяет в значительной мере усилить оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой и спортом.

Особое внимание уделяется дальнейшей разработке проблемы закаливания. Оно играет важную роль в профилактике простудных заболеваний, которые еще имеют широкое распространение, а также оказывает общеукрепляющее действие на организм. При этом разрабатываются более эффективные методики закаливающих процедур для различных групп физкультурников и спортсменов.

Читать еще:  Индивидуальные ванны для плавания грудных детей. Грудничковое плавание в группе - видео. Как научить малыша плавать дома в ванне - видео

Актуальны исследования в области гигиены спортивной одежды, обуви и снаряжения. Разрабатываются гигиенические рекомендации по применению современных тканей и материалов, а также покрою одежды и конструкции обуви для занятий массовой физической культурой и спортом в различных климатических зонах страны.

Советскими специалистами разработана и внедрена в практику система гигиенического обеспечения подготовки спортсменов. Она имеет определенную структуру и состоит из следующих основных элементов: суточного режима, личной гигиены, закаливания, рационального сбалансированного питания; средств восстановления; специализированных комплексов гигиенических средств при подготовке спортсменов в сложных климатических и других условиях.

Указанная система позволяет более эффективно применять различные гигиенические средства в тренировочном процессе в зависимости от специфики отдельных видов спорта, возрастно-половых особенностей спортсменов, этапов тренировочного процесса, условий тренировки и др. Практика показывает, что гигиенические факторы, оказывая глубокое и разностороннее воздействие на организм спортсмена, могут в значительной мере оптимизировать весь процесс спортивного совершенствования.

Особое внимание уделяется изучению средств восстановления и повышения работоспособности спортсменов. В нашей стране впервые предложены такие гигиенические средства повышения работоспособности и быстрейшего восстановления спортсменов, как ионизированный воздух и ультрафиолетовое облучение с помощью эритемных ламп и др.

В настоящее время усилия многих специалистов концентрируются на дальнейшей разработке различных аспектов проблемы «Гигиенические основы подготовки спортсменов».

Гигиена физической культуры и спорта как учебная дисциплина относится к числу ведущих предметов в физкультурных и учебных заведениях. Курс гигиены физической культуры и спорта способствует формированию у студентов диалектико-материалистического марксистско-ленинского мировоззрения и вооружает их знаниями и практическими навыками применения гигиенических факторов и естественных сил природы в процессе физического воспитания, физкультурно-массовой работы и спортивного совершенствования. В ряде институтов физической культуры имеются самостоятельные кафедры гигиены (Московский, Ленинградский, Белорусский, Казахский).

В становлении и развитии гигиены физической культуры значительную роль сыграли отечественные ученые,

среди которых прежде всего необходимо отметить П. Ф. Лесгафта, В. В. Гориневского, В. А. Волжинского, А. А. Минха.

Выдающийся русский ученый и общественный деятель П. Ф. Лесгафт (1837—1909) стоял у истоков теории физического образования и воспитания в нашей стране и внедрял ее в практику. Он обосновал необходимость введения гигиены в учебный процесс подготовки специалистов по физическому воспитанию. В 1987 г. П. Ф. Лесгафт разработал учебную программу по гигиене и включил ее в учебный план двухгодичных гимнастических курсов для подготовки учителей гимнастики, открытых по его инициативе при 2-й петербургской военной гимназии. Значительный интерес представляют его работы о гигиеническом обеспечении занятий физическими упражнениями в школе. Важное значение имели идеи П. Ф. Лесгафта о тесной связи физического, умственного и нравственного воспитания, сочетающего в себе гигиенические и педагогические интересы.

Видный деятель спортивной медицины В. В. Гориневский (1857—1937) еще в дореволюционных работах начал разрабатывать некоторые важные вопросы гигиены физической культуры и спорта. В 1925 г. им была опубликована, а в 1930 г. переиздана монография по гигиене физических упражнений и спорта. В этой работе приводились сведения о гигиенической оценке различных

видов спорта, закаливания, личной гигиены и питания физкультурников. В. В. Гориневский внес большой вклад в развитие отдельных областей спортивной медицины, физиологии спорта, закаливания, гигиены спортивной одежды и др.

Большая заслуга в развитии гигиены физических упражнений и спорта и организации преподавания этой дисциплины принадлежит профессору В. А. Волжинскому (1890—1942), руководившему с 1930 по 1942 г. кафедрой гигиены ГДОИФКА им. П. Ф. Лесгафта. В. А. Волжинский четко определил основные задачи и содержание гигиены физической культуры и спорта как профильной гигиенической дисциплины. Им были разработаны методические основы преподавания гигиены физической культуры. В. А. Волжинский — автор первого учебника по гигиене для институтов физической культуры.

Развитие гигиены физической культуры и спорта в СССР тесно связано с именем действительного члена АМН СССР, заслуженного деятеля науки А. А. Минха (1904—1984). В его и выполненных под его руководством исследованиях получены ценные в теоретическом отношении экспериментальные данные по различным разделам гигиены физической культуры и спорта: питанию спортсменов, закаливанию, гигиене спортивных сооружений, гигиене тренировки, личной гигиене и одежды спортсменов, применению гигиенических средств стимуляции спортивной работоспособности и ускорения восстановительных процессов (ультрафиолетовое излучение, искусственно ионизированный воздух, суховоздушная баня).

За годы Советской власти в области гигиены физической культуры и спорта выполнено большое количество научных работ, многие из которых сыграли большую роль в разработке таких важных проблем, как гигиена спортивных сооружений, питание спортсмена, гигиена спортивной тренировки, личная гигиена, гигиена физического воспитания детей и подростков и др.

Читать еще:  Как выглядит молочная кислота в мышцах. Как вывести молочную кислоту из мышц

Лаптев, А.П. Гигиена/ А.П. Лаптев [и д.р.]. – М.: Физкультура и спорт, 1990.- 368 с.

12.5. Особенности питания юных спортсменов

12.5. Особенности питания юных спортсменов

Питание детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом, почти не изучалось. Поэтому при его организации в настоящее время исходят из общих положений о питании детей и вносят некоторые коррективы на основе теоретических соображений и отдельных исследований.

По нормам питания, принятым в 1982 году, суточная калорийность питания детей в возрасте 7–10 лет составляет 2300 ккал, 11–13 лет – 2760 ккал у мальчиков, 2450 ккал у девочек; 14–17 лет – 2900 ккал у юношей, 2600 ккал у девушек.

При систематических занятиях физической культурой и спортом суточная калорийность питания детей младшего школьного возраста должна увеличиваться: при гимнастических упражнениях соответственно на 142 и 228 ккал; при лыжных тренировках подростков – на 485 ккал; при беге и играх – на 228 и 445 ккал.

Качественный состав пищевых рационов должен предусматривать тот факт, что пища нужна детям не только для возмещения потерь клеточных структурных элементов, как у взрослых, но и для роста и развития растущего организма. Поэтому значительно возрастает потребность в пластическом (строительном) материале, т. е. в белке, а также в витаминах, регулирующих процессы развития.

Суточная потребность детей и подростков в белках характеризуется следующими величинами (в скобках указывается количество животных белков): в возрасте 7–10 лет – 79 г (47 г); 11–13 лет у мальчиков – 93 г (56 г), у девочек – 85 г (51 г); 14–17 лет у юношей – 100 г (60 г), у девушек – 90 г (54 г).

Суточная потребность в жирах и углеводах для детей и подростков характеризуется следующими величинами: жиры – в возрасте 7–10 лет – 79 г; 11–13 лет у мальчиков – 93 г, у девочек – 85 г; 14–17 лет у юношей – 100 г, у девушек – 90 г; соответственно углеводы – в возрасте 7–10 лет – 315 г; 11–13 лет у мальчиков – 370 г, у девочек – 340 г; 14–17 лет у юношей – 400 г, у девушек – 360 г.

Для подростков, работающих в производственно-технических училищах, предусматривается дополнительное потребление пищевых веществ в размере 10–15 %, в зависимости от характера учебно-производственной практики.

По данным исследований, дети 11–13 лет, занимающиеся спортом, нуждаются в потреблении 3 г белка на 1 кг массы тела в сутки, а подростки 14–17 лет – 2 г.

Суточная потребность в витаминах для детей и подростков характеризуется следующими величинами: в возрасте 7–10 лет витамин С – 60 мг, витамин В1 – 1,4 мг, витамин В2 – 1,6 мг, 11–13 лет соответственно – 70 мг, 1,6 мг, 1,9 мг у мальчиков; 60 мг, 1,5 мг, 1,7 мг у девочек; 14–17 лет – 75 мг, 1,7 мг, 2 мг у юношей; 65 мг, 1,6 мг, 1,8 мг у девушек.

Наблюдения за юными спортсменами показали, что детям 11–13 лет и подросткам 14–17 лет требуется в сутки следующее количество витаминов: С – 100 и 110 мг соответственно, В2 – 2,9 и 3,5 мг, РР – 30 и 35 мг. Это касается летнего сезона, зимой же приведенные нормы изменяются соответственно до 75 и 80 мг; 2,8 и 3,4 мг; 25 и 35 мг.

Режим питания в школьном возрасте предусматривает четырехкратный прием пищи в день со следующим распределением суточной калорийности пайка: на первый завтрак – 25 % калорийности, второй – 15–20 %, на обед – 30–35 %, на ужин – 20–25 %.

В детских спортивных школах-интернатах рекомендуется на завтрак 30–35 % суточной калорийности, на обед – 40–45 %, на полдник – 5 % и на ужин – 25–30 %.

Порции не должны быть слишком объемными. Большое значение имеют школьные завтраки, которые своевременно удовлетворяют потребность в еде и оказывают положительное влияние на самочувствие и успеваемость в течение дня. Калорийность завтрака в городских школах должна составлять примерно 25 % общей калорийности суточного рациона, а в сельской местности, при отдаленности жилья от школы – 30–35 %.

Вопросы для самоконтроля

1. Гигиенические требования к организации тренировочного процесса юных спортсменов.

2. Особенности питания юных спортсменов.

3. Физкультурно-оздоровительная работа со школьниками.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источники:

http://chudesalegko.ru/sportivnaya-gigiena-lichnaya-gigiena-sportsmena/
http://big-archive.ru/medicine/hygiene/6.php
http://sport.wikireading.ru/13320

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector