16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Для чего нужны школьные олимпиады

Зачем нужны олимпиады

В комментариях к одному посту возник вопрос, а зачем водить детей на олимпиады? Это тратит время детей, там сложные задачки и вообще все коррумпировано и нет смысла ввязываться. Так вышло, что я с младшей школы оказался вовлечен во все подобные активности (сначала с подачи родителей, а потом и по собственной воле), поэтому попытаюсь показать свой субъективный взгляд на этот вопрос, подкрепляя рассуждения примерами из опыта.

И в первую очередь давайте оговоримся, что тезисы из разряда “защищать честь школы”, “будет чем похвастаться родителям на работе”, “поможет в поступлении в хороший ВУЗ” и прочее котироваться не будут. Это субъективщина и патетика, которая ничего общего с реальной пользой в жизни не имеет. Хотя пункт про ВУЗ нужно сразу уточнить. Олимпиады высокого уровня позволяют без внутренних экзаменов (если есть) и учета ЕГЭ поступить в любой институт России и не только или, на худой конец, возводят результаты ЕГЭ по соответствующему предмету до 100 баллов. Вот только обычно это приятный бонус, а не цель. Олимпиадники и без этого хорошо сдают экзамены, особенно по своему основному предмету, и поступают в желаемый институт.

Определимся, что есть олимпиада. Это соревнование, в котором требуется показать навыки, выходящие за рамки школьной программы. И дополнительные знания, расширяющие кругозор – это уже хорошо. Согласитесь, существует необходимый минимум знаний, достаточный для жизни. Сложить пару чисел, записать свое имя и т.д. И раньше была возможность остановиться на этом, уйти на завод после 4го класса. Но времена меняются и сейчас этого уже недостаточно для полноценной жизни. Нужно знать больше, уметь больше, а главное быстрее осваивать новые знания. При том, чем больше начальный багаж, тем проще добавить к нему что-то новое.

Но одних знаний недостаточно. Знание существования понятия “интеграл” само по себе не дает ничего. Нужно еще понимать, в каких случаях его уместно применять и для каких целей. Задачи олимпиад учат думать, применять имеющиеся знания и через это получать новую информацию, приводящую к ответу. Пример: в школе учат, что 2+2=4, но, вдруг, возникает необходимость решить уравнение 2+х=4. И все, многие школьники опускают руки, говоря, что они подобное не проходили. Пример утрированный, но близок к реальности. Я занимаюсь подготовкой к ЕГЭ и ситуации, когда условие задачи хоть немного отличается от рассмотренных, вызывают у учеников ступор. В олимпиадах же вам никогда не попадется двух абсолютно одинаковых заданий, нельзя выучить единый алгоритм, который бы всегда приводил к правильному результату. Как в жизни. Умение анализировать имеющиеся данные, строить и подтверждать предположения, выстраивать аналогии и искать закономерности, вот чему учит участие в олимпиадах.

Наконец, есть и более практическая сторона. Некоторые олимпиады спонсируются большими компаниями и, соответственно, имеют хороший призовой фонд. Мой друг на подобном мероприятии выиграл планшет, что 10 лет назад в далеком сибирском городе было поистине щедрым подарком судьбы. Из менее материального, через олимпиаду я получил автомат по физике в институте. Не то, чтобы я сам не сдал бы, но 3 часа решения задач мне кажутся куда лучшей альтернативой бессонной зубрежке никому не нужных дат и определений терминов.

На написание этого поста меня побудила позиция одного из членов сообщества, что олимпиады бесполезны. Надеюсь, я смог привести аргументы в пользу обратного. И не стоит это расценивать, как призыв к действию. Если Вашему ребенку не интересен процесс получения знаний, то и все вышеописанное работать не будет. А как этот интерес привить? Над этим вопросом бьются множество психологов мира, но я, увы, не компетентен.

Как устроены школьные олимпиады и зачем они нужны

Победитель международной олимпиады по физике рассказывает, почему к интеллектуальным соревнованиям нужно относиться как к спорту.

Путь олимпиадника

Я начал принимать участие в олимпиадах с 7 класса. Учился в обычной пермской школе. Моей первой олимпиадой стала школьная олимпиада по математике, а уже через год на областной я получил диплом 3-й степени. Тогда я любил решать задачки со звёздочкой и смотрел в журнале «Квант» выпуски с олимпиадами прошлых лет. Задания там были сложные, и поэтому интересные. Так и увлекся.

В 9-м классе перешёл в физико-математическую школу и с тех пор участвовал в профильных олимпиадах. Регулярно занимал призовые места на всех этапах всероссийских олимпиад, ездил на сборы, получал баллы в рейтинге… И вот, в 2000 году, в 11-м классе, оказался в числе пяти счастливчиков, которые поехали представлять Россию на международной олимпиаде в Лондоне. Я выиграл золотую медаль, а Россия в тот год в общем зачёте заняла второе место.

Как устроены олимпиады

Читайте также :

Система всероссийской олимпиады состоит из нескольких этапов. Первый — школьная олимпиада, в ней могут принимать участие все желающие. Дальше призёры и победители в зависимости от баллов едут на районную и региональную. В международных олимпиадах, как правило, принимают участие одиннадцатиклассники. После заключительного этапа всероссийской олимпиады отбирают около 20 человек, которые борются за участие в международной. Из 20 остается 5 человек, которые едут представлять Россию за рубежом.

Если вы хотите в 11-м классе отправиться на международную олимпиаду, усиленно тренироваться нужно начинать не позднее, чем в 10-м классе: решать олимпиадные задания за 11-й и получить на всероссийской олимпиаде диплом 1-й или 2-й степени.

Читать еще:  Можно ли выпрямить ноги без операции. Как выпрямить ноги с помощью упражнений

Какие преимущества дают олимпиады?

Сейчас это равносильно 100 баллам ЕГЭ. После победы в лондонской олимпиаде я и многие ребята из нашей команды сразу поступили в МФТИ на факультет прикладной физики (ФОПФ). Сейчас, я знаю, туда со 100 баллами ЕГЭ сложно поступить, поэтому особенно учитываются дополнительные баллы и рейтинги.

Во-вторых, за победу дают президентскую премию. В-третьих, олимпиадники — это очень мощное сообщество единомышленников. И вовсе не все там «ботаны», нормальные ребята, с ними и повеселиться можно. Я со многими до сих пор дружу. И, конечно, каждому школьнику интересно посмотреть другие города. Это некое ощущение избранности — референтная группа, в которую ты попал.

Как подготовиться к олимпиаде?

Чудес не бывает, нужна постоянная практика. Я не занимался обычной физикой ни на уроках, ни дома — всегда решал сложные задачи. Мне очень помог в этом мой преподаватель по физике Сергей Евгеньевич Полянский. Подготовка к олимпиаде — серьёзное занятие, и здесь интерес и самостоятельная работа, конечно, важны, но в первую очередь всё зависит от учителя. Да, к школьной олимпиаде можно подготовиться самому, я видел таких ребят. Но дальше уровня областной олимпиады подняться сложно. Учитель направит, подскажет, даст материал. Победителей-самоучек единицы, гораздо больше олимпиадников, которых готовят учителя.

Помимо интеллектуальной базы в олимпиаде важна выносливость. Решать задачи 4-5 часов без перерыва сложно и умственно, и физически. Эта «крепость» вырабатывается со временем с помощью постоянных тренировок.

«Подводные камни»

Читайте также :

Олимпиады — это определённый темп жизни. Здесь, как в спорте, работаешь на результат несколько лет. Но после 11-го класса всё заканчивается, нужно перестраиваться.

В жизни нет задач, которые ты можешь решить за полчаса-час. По сути ты перестраиваешься под эту систему в вузе. Но олимпиаднику, вопреки распространенному мнению, намного сложнее это сделать.

Лично мне даже в Физтехе первые два года было легко, хоть там и матёрые физика с математикой. На третьем курсе начинаются специализации, а ты к тому времени уже теряешь первоначальный ритм. Олимпиадник тут может растеряться. У меня самого был трудный период. Очень важно, чтобы семья поддерживала рёбенка в момент перехода во взрослую жизнь, помогла ему адаптироваться и найти свой вид деятельности.

Карьерные перспективы победителей олимпиад

К 30 годам все мои ровесники-олимпиадники вышли на свои карьерные линии. Да, у многих был этот период потерянности, который я описывал выше. Но каждый нашёл себя, и всё у них в жизни сложилось. Во многом потому, что на олимпиадах закладывается очень хороший интеллектуальный базис. На эту плодородную почву надо только что-то засеять. Кто наукой занимался, имеют научные степени, статьи, открытия. Кто бизнесом занимался, тоже свои стартапы в прибыльные компании развили. На 4-м курсе я увлёкся программированием и инвестировал в него — и свои плоды сейчас уже получил.

Как развить интерес к олимпиадам у ребенка?

Заставить насильно невозможно. Здесь вариант только один: предлагать ребенку пробовать что-то увлекательное и новое для себя. Например, мы в Учи.ру делаем в понятной детям игровой форме онлайн-олимпиады — по математике, предпринимательству, русскому языку. Уже первоклассники могут попробовать свои силы в решении увлекательных задач, цель которых — развитие нестандартного мышления и раскрытие своего потенциала.

12 ноября как раз стартует пробный тур олимпиады «Плюс» для 1-4 классов. Вместе с Департаментом образования г. Москвы и Центром педагогического мастерства на базе нашей платформы мы разработали задания по математике, которые нравятся детям. При этом уровень сложности точно выверен, чтобы каждому ребенку было интересно принимать участие.

В первой олимпиаде «Плюс», например, была хорошая задача: расставить фигуры в трёхмерном пространстве так, чтобы они отбрасывали заданные тени на две стены. Проекции проходят в школе позднее, и ребёнку на бумаге такое задание сложно решить. Но благодаря интерактивному формату около 60% участников справились, потому что детям сначала показывали, как можно переносить фигуры и как они отбрасывают тени. Это большой успех для нас, так как мы сложную тему смогли объяснить через визуализацию, а ребенок мог таким образом сам решить более сложную для себя задачу.

Олимпиада «Плюс» — настоящий математический праздник для ребёнка.

В оформлении использована фотография Всеволода Тарасевича «Экзамен по математике в ЛЭТИ», 1960-е гг.

10 ноября 2016, 12:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Для чего нужны школьные олимпиады?

Участие в олимпиаде, на сегодняшний день, дает гораздо больше преимуществ, чем 20 лет назад. Если раньше талантливые дети отстаивали честь школы, то сегодня, выиграв олимпиаду, можно облегчить себе поступление в престижный вуз.

История

Всем людям свойственно соперничество, поэтому многим важно признание не только ближайшего окружения, но и конкурентов. Для того чтобы выяснить, кто же самый умный еще в эпоху Ренессанса организовывались всевозможные интеллектуальные соревнования. Основным предметом, где взрослые профессионалы соревновались за звание самого умного, была математика.

Официально самой первой олимпиадой, считается олимпиада, по математике, проведенная в 1934 году Ленинградским университетом. Именно она положила начало олимпийскому движению на территории бывшего Союза. Спустя всего год, уже в 1935 году математическая олимпиада приобрела большое число участников, где наравне со студентами, пробовали свои силы 122 школьника.

Читать еще:  Диета на неделю 1 день питьевой. Диета любимая: подробное меню

Затем к олимпиадному движению подключились и такие предметы как физика в 1938 году и химия в 1939 году. Эти олимпиады проводились уже на школьном уровне и были предназначены для выявления одаренных детей. Олимпиадное движение разрасталось с каждым годом все больше и больше, и в 1960 году была проведена самая большая математическая олимпиада, а в 1964 году был официально подписан приказ об утверждении государственной системы предметных олимпиад школьников.

Это давало право любому школьному предмету на участие в олимпиаде, то есть уже после 1965 года стали появляться олимпиады по информатике, географии, биологии и литературе. Все олимпиады проходили в несколько уровней, сначала были городские олимпиады, затем республиканские и самый высокий уровень международные (Всесоюзные).

Современное олимпиадное движение в России

После распада Советского Союза исчезли Всесоюзные олимпиады, и появилось два основных направления, Всероссийская олимпиада, которую проводят сами школы под патронажем Минобрнауки и олимпиада школьников под эгидой Российского союза ректоров. Эти две олимпиады не зависят друг от друга, но согласно приказу Минобрнауки в 2007 году проводятся по одним и тем же стандартам и требованиям.

Всероссийская олимпиада проводиться по определенному перечню предметов, на сегодняшний день их более 20, и в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.

Школьный этап проводится в основном между учениками 5 – 11 классов, в период с середины октября до конца ноября. Затем школьники ставшие призерами на данном этапе допускаются до участия в следующем.

Муниципальный этап или как еще называют городская олимпиада, организовывается местной властью и проводится между учениками 7 – 11 классов, в период с середины ноября до конца декабря месяца. Затем представители только старших классов, ставшие призерами в городской олимпиаде могут претендовать на участие в следующем этапе.

Региональный этап допускает к участию только учеников 9 – 11 классов, проводится в период со второй половины января по февраль. Призеры данного этапа автоматически включаются в заключительный этап, который проводится со второй половины марта по апрель.

Олимпиады школьников, под эгидой Российского союза ректоров не имеют единой системы, все они проводятся каждым вузом отдельно и те бонусы, которые дает участие и призовое место в данной олимпиаде, так же индивидуально.

Льготы

Призовые места во Всероссийской олимпиаде обеспечивают существенные льготы при поступлении и дальнейшем обучении в вузах. Участие в альтернативной олимпиаде дает большой шанс быть зачисленным в определенный вуз автоматически или так же предоставляет существенные льготы при поступлении.

По статистике из 23 тысяч дипломантов 2012 года, воспользовались своими льготами всего 14 тысяч, а 8114 были зачислены в вузы автоматически, без вступительных экзаменов.

На сегодняшний день, конкурсы и олимпиады проводятся в элитных детских садах, развивающих центрах и колледжах, даже среди детей младшего школьного возраста. Отношение к ним, как среди родителей, так и среди педагогов неоднозначное, участие проходит полностью на добровольной основе и может дать только льготы при поступлении в школьное учебное заведение, хотя показатели данных конкурсов не берутся за основу.

Всероссийские и вузовские олимпиады являются бесплатными. Первые финансируются из бюджета, вторые существуют за счет спонсорских выплат. Если олимпиада организовывается не вузом и не школой, тогда обязательно нужно уточнять платным является участие в данной олимпиаде или нет.

Подготовка

Для подготовки к определенной олимпиаде, чаще всего, используются прошлогодние задания, которые либо издаются в печатном виде, либо размещаются на специальных сайтах. Задания идут вместе с ответами и разными вариантами решения задач. Все большей популярностью начинают пользоваться он-лайновые игры-тренинги и специальные тренажёры для подготовки участников.

Достаточно просто зарегистрироваться на выбранном сайте и получить доступ ко всевозможным функциям, которые предоставляет данный сайт, так же популярны форумы, где все участники могут задавать вопросы и получать нужную информацию в режиме онлайн. Очень многие популярные вузы разработали свои официальные сайты, которые занимаются предварительным отбором участников и индивидуальной подготовкой к участию в олимпиаде.

Именно на таком сайте можно узнать место и время проведения олимпиады, условия и критерии отбора. Так же можно дистанционно пройти начальный отборочный тур, а вот на заключительный этап требуется обязательное присутствие участника. По желанию самого человека он имеет право принять участие в нескольких олимпиадах одновременно. Такой случай имел место быть в 2010 году, когда школьница Анна Андреева стала абсолютной рекордсменкой, приняв участие в 13 олимпиадах и победив в них.

Плюсы участия в олимпиаде

Поступление в вуз. Гораздо легче убедить ребенка в том, зачем ему нужно хорошо учиться, продемонстрировав конечный результат. Допустим, если ты будешь хорошо учиться, станешь директором, а если плохо дворником. Данный пример показывает ребенку наглядно, к чему ему нужно стремиться, мотивирует его и делает обучение более целесообразно.

Так дело обстоит и с олимпиадой, если ребенок еще в средних классах поймет, для чего ему нужно участвовать в олимпиадах и конкурсах, то определенная цель будет являться мотиватором к действию или обучению. Очень важно чтобы родители и учителя раскрыли для ребенка все преимущества участия в олимпиадах.

Читать еще:  Противопоказания при занятии йогой. Йога: противопоказания к занятиям. Что такое и откуда

Ведь начиная принимать участие с пятого или седьмого класса, ребенок набирается определенного опыта, тем проще, легче и увереннее будет его участие в старших классах, где на кону будет уже стоять поступление в престижный вуз.

Душевное равновесие. Не секрет, что выпускники старших классов практически полгода находятся в паническом состоянии страха. Сначала они переживают о том, как сдадут выпускные экзамены, затем продолжают находиться в состоянии неизвестности при поступлении в вуз. Очень многие поддаются панике и не понимают, что они будут делать, если не поступят, кто-то будет вынужден идти в армию, кто-то работать.

Весь этот стресс очень неблагоприятно отражается на общем эмоциональном состоянии ребят и не дает сосредоточиться и показать все свои знания во время сдачи вступительных экзаменов. Куда в более спокойном состоянии находится человек выигравший олимпиаду, он уже точно знает, что зачислен в определенный вуз или имеет льготы при поступлении.

Можно спокойно отдохнуть за летний период и набраться сил для нового учебного года, ведь принимая участие в олимпиаде, ученик не просто показал себя, как умного абитуриента, а оградил от большого числа конкурентов. Идти к своей цели пошагово, гораздо легче, чем все оставить на последний момент и довериться, в некоторой степени, воле случая. Все вузы заинтересованы в талантливых и инициативных студентах, поэтому участие в олимпиаде поощряется даже участникам, занявшим второе и третье место.

Расширение кругозора. Цель обеспечить себе льготное поступление в престижный вуз, появляется уже в старших классах, а вот что может дать участие в олимпиаде ребенку средних классов? Олимпиада в школе, повышает самооценку и уверенность в себе и своих силах, прежде всего. Дает ученику возможность, получить наиболее полные знания в той области, которая ему очень интересна.

Ученик, который попадает уже на городскую олимпиаду, имеет возможность познакомиться с единомышленниками, создать свой круг общения, состоящий из людей которые понимают друг друга, живут одними взглядами на жизнь, одними интересами. Если ребенок пошел еще дальше, то перед ним появляется еще одна возможность, это путешествия в другие города. Выиграв городскую олимпиаду, есть очень хороший шанс поехать в другой город на следующий этап.

Таким образом, можно расширить свой кругозор в разных направлениях. В основном первыми кто поддерживает интерес ребенка к определенному предмету, является непосредственно преподаватель, далее его родители, которые так же прилагают усилия к тому, чтобы ребенок прошел все этапы олимпиады, обеспечивают материальную сторону этого вопроса (переезд, проживание и питание). Поддержка и вера в силы своего ребенка и ученика тоже играют очень большую роль в победе.

Советы психолога

Любые конкурсы или школьные олимпиады – это, прежде всего, способ самовыражения и самореализации для ребенка. Поэтому если ребенок проявляет интерес к интеллектуальным соревнованиям, его обязательно нужно в этом поддержать. Ребенку важно почувствовать не только дух соперничества, но и принять себя как часть интеллектуального сообщества, сравнив свои успехи с успехами сверстников.

Если ребенок проявляет интерес самостоятельно – его нужно обязательно поддержать, если ребенок не хочет участвовать, принуждать его к этому категорически не рекомендуется. Возможно, внутренние барьеры и страхи не дают ему этого сделать, здесь важно найти их и преодолеть совместными усилиями.

Допустим, ребенок боится стать «белой вороной» в своем классе или ему мешает внутренний страх перед публичными выступлениями. Если у ребенка есть интерес, но он по каким-то причинам боится его проявить, то лучше всего начать с малого, записаться в кружок, познакомиться со сверстниками, у которых такие же интересы, постепенно дух соперничества разовьется и ребенок станет намного смелее.

Интеллектуальная перегрузка может проявиться в нервных срывах или физических проявлениях таких как: бессонница, боли в желудке или наоборот сонливость, апатия и хроническая усталость. Важно не доводить ребенка до такого состояния и строго следить за чередованием умственной деятельности с физической активностью. Порою дети сами не могут остановиться, и все свое время сидят за книгами или компьютером.

Но родители должны донести до ребенка, что от физического здоровья так же зависит умственная работоспособность. И что каждый человек должен развиваться гармонично. У ребенка должен быть режим дня, куда в обязательном порядке должно входить время, проведенное на свежем воздухе, время для игр, время для занятий и время для компьютера. Если разграничить эти составляющие четким временем, то ни зависимость от компьютера, ни переутомление в будущем ребенку грозить не будет.

Если родители хотят чтобы ребенок был интеллектуально развит, начинать этот процесс нужно еще с младшего возраста. Нужно проводить с ребенком много времени, читая, играя и объясняя все, к чему проявляется интерес чада. Все основы закладываются внутри семьи, поэтому ребенок является зеркальным отражением всего того что он получил от родителей. Если родители чем-то недовольны, возможно, есть смысл пересмотреть собственную линию поведения прежде, чем искать виновных в школе или окружении.

Участие в олимпиадах придает ребенку уверенности в себе, дает возможность для самовыражения, делает его более инициативным и ответственным, а это очень хорошие качества для будущих руководителей.

Источники:

http://pikabu.ru/story/zachem_nuzhnyi_olimpiadyi_7133610
http://newtonew.com/school/school-olympics
http://veselajashkola.ru/shkola/dlya-chego-nuzhny-shkolnye-olimpiady/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: