Борис житков – кружечка под елочкой. Сказка кружечка под елочкой. как живется птицам зимой
Кружечка под елочкой
Мальчик взял сеточку – плетёный сачок – и пошёл на озеро рыбу ловить.
Первой поймал он голубую рыбку. Голубую, блестящую, с красными перышками, с круглыми глазками. Глазки – как пуговки. А хвостик у рыбки – совсем как шёлковый: голубенький, тоненький, золотые волоски.
Взял мальчик кружечку, маленькую кружечку из тонкого стекла. Зачерпнул из озера водицы в кружечку, пустил рыбку в кружечку – пусть плавает пока.
Поставил под ёлочкой, а сам пошёл дальше. Поймал ещё рыбку. Большую рыбку – с палец. Рыбка была красная, перышки белые, изо рта два усика свесились, по бокам тёмные полоски, на гребешке пятнышко, как чёрный глаз.
Рыбка сердится, бьётся, вырывается, а мальчик скорее её в кружечку – бух!
Побежал дальше, поймал ещё рыбку, совсем маленькую. Ростом рыбка не больше комара, еле рыбку видно.
Мальчик взял тихонечко рыбку за хвостик, бросил её в кружечку – совсем не видать. Сам побежал дальше.
“Вот, – думает, – погоди, поймаю рыбу, большого карася”.
А подальше, в камышах, жила утка с утятами. Выросли утята, пора самим летать. Говорит утка утятам:
– Кто поймает рыбу, первый кто поймает, тот будет молодец. Только не хватайте сразу, не глотайте: рыбы есть колючие – ёрш, например. Принесите, покажите. Я сама скажу, какую рыбу есть, какую выплюнуть.
Полетели, поплыли утята во все стороны. А один заплыл дальше всех. Вылез на берег, отряхнулся и пошёл переваливаясь. А вдруг на берегу рыбы водятся? Видит – под ёлочкой кружечка стоит. В кружечке водица. “Дай-ка загляну”.
Рыбки в воде мечутся, плещутся, тычутся, вылезти некуда – всюду стекло. Подошёл утёнок, видит – ай да рыбки! Самую большую взял и подхватил. И – скорее к маме.
“Я, наверно, первый. Самый я первый рыбу поймал, я и молодец”.
Рыбка красная, перышки белые, изо рта два усика свесились, по бокам тёмные полоски, на гребешке пятнышко, как чёрный глаз.
Замахал утёнок крыльями, полетел вдоль берега – к маме напрямик.
Мальчик видит – летит утка, низко летит, над самой головой, в клюве держит рыбку, красную рыбку с палец длиной. Крикнул мальчик во всё горло:
– Моя это рыбка! Утка-воровка, сейчас отдай!
Замахал руками, закидал камнями, закричал так страшно, что всю рыбу распугал.
Испугался утёнок да как крикнет:
Крикнул “кря-кря” и рыбку упустил.
Уплыла рыбка в озеро, в глубокую воду, замахала перышками, поплыла домой.
“Как же с пустым клювом к маме вернуться?” – подумал утёнок, повернул обратно, полетел под ёлочку.
Видит – под ёлочкой кружечка стоит. Маленькая кружечка, в кружечке водица, а в водице – рыбки.
Подбежал утёнок, скорее схватил рыбку. Голубую рыбку с золотым хвостиком. Голубую, блестящую, с красными перышками, с круглыми глазками. Глазки – как пуговки. А хвостик у рыбки – совсем как шёлковый: голубенький, тоненький, золотые волоски.
Подлетел утёнок повыше и – скорее к маме.
“Ну, теперь не крикну, не раскрою клюва. Раз уже был разиней”.
Вот и маму видно. Вот совсем уже близко. А мама крикнула:
– Кря, это рыбка, голубая, золотая, – кружечка стеклянная под ёлочкой стоит.
Вот и опять клюв разинул, а рыбка – плюх в воду! Голубенькая рыбка с золотым хвостом. Замотала хвостиком, заюлила и пошла, пошла, пошла вглубь.
Повернул назад утёнок, прилетел под ёлку, посмотрел в кружечку, а в кружечке рыбка маленькая-маленькая, не больше комара, еле рыбку видно. Клюнул утёнок в воду и что было силы полетел обратно домой.
– Где ж у тебя рыба? – спросила утка. – Ничего не видно.
А утёнок молчит, клюва не открывает. Думает: “Я хитрый! Ух, какой я хитрый! Хитрее всех! Буду молчать, а то открою клюв – упущу рыбку. Два раза ронял”.
А рыбка в клюве бьётся тоненьким комариком, так и лезет в горло. Испугался утёнок: “Ой, кажется, сейчас проглочу! Ой, кажется, проглотил!” Прилетели братья. У каждого по рыбке. Все подплыли к маме и клювы суют. А утка кричит утёнку:
– Ну, а теперь ты покажи, что принёс! Открыл клюв утёнок, а рыбки и нет.
Борис житков – кружечка под елочкой. Сказка кружечка под елочкой. как живется птицам зимой
Мальчик взял сеточку – плетёный сачок – и пошёл на озеро рыбу ловить.
Первой поймал он голубую рыбку. Голубую, блестящую, с красными перышками, с круглыми глазками. Глазки – как пуговки. А хвостик у рыбки – совсем как шёлковый: голубенький, тоненький, золотые волоски. Взял мальчик кружечку, маленькую кружечку из тонкого стекла. Зачерпнул из озера водицы в кружечку – пусть плавает пока рыбка.
Рыбка сердится, бьётся, вырывается, а мальчик скорее её в кружечку – бух! Побежал дальше, поймал ещё рыбку – совсем маленькую. Ростом рыбка не больше комара, еле рыбку видно. Мальчик взял тихонечко рыбку за хвостик, бросил её в кружечку – совсем не видать. Сам побежал дальше.
«Вот, – думает, – погоди, поймаю рыбу, большого карася».
Кто поймает рыбку, первый кто поймает, тот будет молодец. Только не хватайте сразу, не глотайте: рыбы есть колючие – ёрш, например. Принесите, покажите. Я сама скажу, какую рыбу есть, какую выплюнуть.
Полетели, поплыли утята во все стороны. А один заплыл дальше всех. Вылез на берег, отряхнулся и пошёл переваливаясь. А вдруг на берегу рыбы водятся? Видит: под ёлочкой кружечка стоит. В кружечке водица. «Дай-ка загляну».
Рыбки в воде мечутся, плещутся, тычутся, вылезти некуда – всюду стекло.
Подошёл утёнок, видит: ай да рыбки! Самую большую взял и подхватил. И – скорее к маме.
«Я, наверное, первый. Самый я первый рыбу поймал – я и молодец».
Рыбка красная, перышки белые, изо рта два усика свесились, по бокам тёмные полоски, на гребешке пятнышко, как чёрный глаз.
Замахал утёнок крыльями, полетел вдоль берега – к маме напрямик.
Мальчик видит: летит утка, низко летит, над самой головой, в клюве держит рыбку, красную рыбку с палец длиной.
Крикнул мальчик во всё горло:
Моя это рыбка! Утка-воровка, сейчас отдай!
Замахал руками, закричал так страшно, что всю рыбу распугал.
Испугался утёнок да как крикнет: «Кря-кря!» Крикнул «кря-кря» и рыбку упустил.
Уплыла рыбка в озеро, в глубокую воду, замахала перышками, поплыла домой.
«Как же с пустым клювом к маме вернуться!» – подумал утёнок, повернул обратно, полетел под ёлочку.
Видит: под ёлочкой кружечка стоит. Маленькая кружечка, в кружечке – водица, а в водице – рыбки.
Подбежал утёнок, скорее схватил рыбку. Голубую рыбку с золотым хвостиком. Голубую, блестящую, с красными перышками, с круглыми глазками. Глазки – как пуговки. А хвостик у рыбки – совсем как шёлковый: голубенький, тоненький, золотые волоски.
Подлетел утёнок повыше и – скорее к своей маме.
«Ну, теперь не крикну, не раскрою клюва. Раз уже был разиней».
Вот и маму видно. Вот уже совсем близко. А мама крикнула:
Кря, это рыбка, голубая, золотая – кружечка стеклянная под ёлочкой стоит.
Вот и опять клюв разинул, а рыбка – плюх в воду! Голубенькая рыбка с золотым хвостом. Замотала хвостиком, заюлила и пошла, пошла, пошла вглубь.
Повернул назад утёнок, прилетел под ёлку, посмотрел в кружечку, а в кружечке рыбка маленькая-маленькая, не больше комара, еле рыбку видно. Клюнул утёнок в воду и что было силы полетел обратно домой.
Где ж у тебя рыбка? – спросила утка. – Ничего не видно.
А утёнок молчит, клюва не открывает. Думает: «Я хитрый! Ух, какой я хитрый! Хитрее всех! Буду молчать, а то открою клюв – упущу рыбку. Два раза ронял».
А рыбка в клюве бьётся тоненьким комариком, так и лезет в горло. Испугался утёнок: «Ой, кажется, сейчас проглочу! Ой, кажется, проглотил!»
Прилетели братья. У каждого по рыбке. Все подплыли к маме и клювы суют. А утка кричит утёнку:
Ну, а теперь ты покажи, что принёс!
Открыл клюв утёнок, а рыбки и нет.
Тема урока: Б.Житков «Кружечка под елочкой».
«Кружечка под елочкой».
Задачи : – создать условия для усвоения содержания сказки;
Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;
Средством образного слова воспитывать любовь к природе,
бережное отношение к ней, наблюдательность.
Оборудование : – учебник « Литературное чтение» 2 класс
Комплект сборников «Волшебное слово» (по количеству учащихся)
Портрет Б. Житкова
Индивидуальные тренажеры для глаз на каждого ученика
Контрольно-оценочные листы «Проверь себя»
Карточки с трудными словами для словарной работы
Выставка книг Б.Житкова
Карточки со скороговоркой для речевой разминки
Запись мелодии из программы «В мире животных»
Рисунки для сюжетной линии.
I .Организационно- мотивационный момент
Прозвенел звонок для нас
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Ну, начнем урок, друзья!
– Чему хотите научиться?
– Подготовим наш речевой аппарат к работе
Игра «Птичьи рифмы»
В забавные рифмы со мной поиграйте,
Я начинаю, а вы продолжайте.
Сегодня дятел без очков.
Не видит дятел. . . червячков (рисунок)
Тает снег, бегут ручьи,
В гости к нам летят. . . грачи (рисунок)
От важности слегка надут,
Гуляет по двору. . . индюк (рисунок)
На кур он смотрит с высока
Не замечает. . . петуха (рисунок)
Слетелись к кормушке разные птички
Среди них есть и. . . синички (рисунок)
– КАК ЖИВЕТСЯ ПТИЦАМ ЗИМОЙ?
– В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ НАША ЗАБОТА?
– Возьмите карточку и попробуйте произнести скороговорку без запинки .
Три вороны спозаранку подрались из-за баранки .
б) медленно (дирижируя)
в) ускоряя темп (отхлопывая)
(Звучит музыка из передачи «В мире животных»)
Звучит, я думаю, очень знакомая вам мелодия. Начало какой передачи она сопровождает?
Почему я предложила вам ее послушать?
(Мы путешествуем по разделу «Страна живой природы»)
С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
(сказка Л.Толстого «Сорока»)
Чтение по ролям
Давайте оценим чтение ребят.
Изменить концовку сказки.
1.Сообщение темы и цели урока. Мотивация.
Ребята, а вы хотите еще узнать интересные истории из жизни животных?
Для чего мы читаем такие произведения?
Цель : сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по разделу «Страна живой природы». Прочитаем еще одну сказку, но другого автора – Бориса Степановича Житкова.
2. Знакомство с биографией и творчеством Б. Житкова
Замечательный русский писатель Борис Житков родился 30 августа 1882 года в семье препода -вателя математики.
Он очень любил море. Может быть, оттого, что вырос он в Одессе- городе, построенном у самого Черного моря.
С детства Б.Житкова окружали океанские пароходы, баржи, лодки. Кем только он не был:
Моряком, химиком, инженером, учителем. Один за другим печатались рассказы о необычных приключениях мужественных моряках.
Но не только о море писал Б.Житков. Он очень любил наблюдать за жизнью домашних и диких животных. Поэтому у него появляются рассказы о повадках животных и в природных условиях и в доме у человека: про обезьянку, жившую в доме у Житковых, про беспризорную кошку, про ручного леопарда Ваньку. Самая знаменитая книга писателя «Что я видел», на которой выросло не одно поколение детей. Всю жизнь он был защитником природы.
Увидев книгу с именем Б. Житкова на обложке, не сомневайтесь – вас ожидает интересное чтение.
– Обратите внимание на выставку книг Б. Житкова. Их вы сможете найти в библиотеке. (В классе выставка книг автора)
3. Словарная работа
Лексическая работа Орфоэпическая работа
Сачок – конусообразный сетчатый мешок на ручке для ловли рыб, летающих насекомых.
Гребешок – вырост на голове некоторых птиц, пресмыкающихся.(Работа над многозначностью слова)
Камыш – высокое водное или болотное растение.
Ребята, а кто знает, куда мы можем обратиться, если встречаются непонятные слова? (В толковый словарь)
Демонстрация толкового словаря.
4. Тренажер для глаз
Установка: – внимание(2 с)
Концентрация (10-12 с)
Название букв, слогов
Основная часть урока
5.Собственно чтение с предварительным проговариванием вида контроля.
Установка на содержание
Чтение учителя – «Я»
Жужжащее чтение – «Вместе»
Физкультминутка для глаз (красная точка)
Синхронное чтение – «Рука»
Самостоятельное чтение со сжатыми губами – «Сами»
Вопросы на понимание
Какие еще слова в тексте были непонятными?
1) Тест-опрос по содержанию
+ 1 Мальчик взял сеточку- плетеный сачок и пошел на озеро ловить рыбу?
2 Первой поймал он голубую рыбку? (Золотую)
3 Поставил кружечку под елочку , а сам пошел дальше?
4 Поймал большую рыбку – с палец ?
6 Подошел утенок и самую маленькую взял? (Самую большую)
7 Затем он схватил голубую рыбку?
8 Клюв разинул, а рыбка плюх – на землю? (В воду)
9 Посмотрел в кружечку, а там рыбка маленькая, не больше мухи? (Не больше комара)
Борис Житков — Кружечка под елочкой: Сказка
Мальчик взял сеточку — плетёный сачок — и пошёл на озеро рыбу ловить.
Первой поймал он голубую рыбку. Голубую, блестящую, с красными перышками, с круглыми глазками. Глазки — как пуговки. А хвостик у рыбки — совсем как шёлковый: голубенький, тоненький, золотые волоски.
Взял мальчик кружечку, маленькую кружечку из тонкого стекла. Зачерпнул из озера водицы в кружечку, пустил рыбку в кружечку — пусть плавает пока.
Поставил под ёлочкой, а сам пошёл дальше. Поймал ещё рыбку. Большую рыбку — с палец. Рыбка была красная, перышки белые, изо рта два усика свесились, по бокам тёмные полоски, на гребешке пятнышко, как чёрный глаз.
Рыбка сердится, бьётся, вырывается, а мальчик скорее её в кружечку — бух!
Побежал дальше, поймал ещё рыбку, совсем маленькую. Ростом рыбка не больше комара, еле рыбку видно.
Мальчик взял тихонечко рыбку за хвостик, бросил её в кружечку — совсем не видать. Сам побежал дальше.
«Вот, — думает, — погоди, поймаю рыбу, большого карася».
А подальше, в камышах, жила утка с утятами. Выросли утята, пора самим летать. Говорит утка утятам:
— Кто поймает рыбу, первый кто поймает, тот будет молодец. Только не хватайте сразу, не глотайте: рыбы есть колючие — ёрш, например. Принесите, покажите. Я сама скажу, какую рыбу есть, какую выплюнуть.
Полетели, поплыли утята во все стороны. А один заплыл дальше всех. Вылез на берег, отряхнулся и пошёл переваливаясь. А вдруг на берегу рыбы водятся? Видит — под ёлочкой кружечка стоит. В кружечке водица. «Дай-ка загляну».
Рыбки в воде мечутся, плещутся, тычутся, вылезти некуда — всюду стекло. Подошёл утёнок, видит — ай да рыбки! Самую большую взял и подхватил. И скорее к маме.
«Я, наверно, первый. Самый я первый рыбу поймал, я и молодец».
Рыбка красная, перышки белые, изо рта два усика свесились, по бокам тёмные полоски, на гребешке пятнышко, как чёрный глаз.
Замахал утёнок крыльями, полетел вдоль берега — к маме напрямик.
Мальчик видит — летит утка, низко летит, над самой головой, в клюве держит рыбку, красную рыбку с палец длиной. Крикнул мальчик во всё горло:
— Моя это рыбка! Утка-воровка, сейчас отдай!
Замахал руками, закидал камнями, закричал так страшно, что всю рыбу распугал.
Испугался утёнок да как крикнет:
Крикнул «кря-кря» и рыбку упустил.
Уплыла рыбка в озеро, в глубокую воду, замахала перышками, поплыла домой.
«Как же с пустым клювом к маме вернуться?» — подумал утёнок, повернул обратно, полетел под ёлочку.
Видит — под ёлочкой кружечка стоит. Маленькая кружечка, в кружечке водица, а в водице — рыбки.
Подбежал утёнок, скорее схватил рыбку. Голубую рыбку с золотым хвостиком. Голубую, блестящую, с красными перышками, с круглыми глазками. Глазки — как пуговки. А хвостик у рыбки — совсем как шёлковый: голубенький, тоненький, золотые волоски.
Подлетел утёнок повыше и — скорее к маме.
«Ну, теперь не крикну, не раскрою клюва. Раз уже был разиней».
Вот и маму видно. Вот совсем уже близко. А мама крикнула:
— Кря, это рыбка, голубая, золотая, — кружечка стеклянная под ёлочкой стоит.
Вот и опять клюв разинул, а рыбка — плюх в воду! Голубенькая рыбка с золотым хвостом. Замотала хвостиком, заюлила и пошла, пошла, пошла вглубь.
Повернул назад утёнок, прилетел под ёлку, посмотрел в кружечку, а в кружечке рыбка маленькая-маленькая, не больше комара, еле рыбку видно. Клюнул утёнок в воду и что было силы полетел обратно домой.
— Где ж у тебя рыба? — спросила утка. — Ничего не видно.
А утёнок молчит, клюва не открывает. Думает: «Я хитрый! Ух, какой я хитрый! Хитрее всех! Буду молчать, а то открою клюв — упущу рыбку. Два раза ронял».
А рыбка в клюве бьётся тоненьким комариком, так и лезет в горло. Испугался утёнок: «Ой, кажется, сейчас проглочу! Ой, кажется, проглотил!»
Прилетели братья. У каждого по рыбке. Все подплыли к маме и клювы суют. А утка кричит утёнку:
— Ну, а теперь ты покажи, что принёс! Открыл клюв утёнок, а рыбки и нет.
Источники:
http://www.skazka.ru/story/gitkov/kruzhechka-pod-elochkoy/
http://narubalke.ru/boris-zhitkov—kruzhechka-pod-elochkoi-skazka-kruzhechka-pod-elochkoi-kak/
http://skazki.rustih.ru/boris-zhitkov-kruzhechka-pod-elochkoj/