38 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Айкидо краткое описание. История айкидо. История появления Айкидо и основа философии

Aikido Yoshinkan

Виртуальное додзе

Главная

Краткая история Айкидо

Основатель современного айкидо О-Сэнсэй Морихэй Уэсиба (1883 – 1969 гг.) провозгласил, что истинный путь Будо (Путь воина) – это путь мира. Он посвятил себя созданию искусства, которое придавало бы техническое мастерство и силу, а также воспитывало самодисциплину, необходимую для личного совершенствования. Он назвал это новое искусство айкидо – “Путь гармонии духа”.

В буквальном переводе с японского “айкидо” означает Путь (До) Гармонии (Ай) с Жизненной Энергией (Ки) и, по традиции, считается одним из видов “будо” (Путь боевых искусств). Однако, в том виде, в котором айкидо существует и практикуется в настоящее время во всем мире, оно представляет собой систему физического, духовного и нравственного совершенствования личности.
Айкидо отличается от других, рожденных в Японии и ставших интернациональными боевых искусств,
– ярко выраженным оборонительным характером,
– отсутствием состязаний и
-системой тренинга, приемлемой для людей любого возраста, пола и физических возможностей.
А также глубокой философией, в основе которой лежит принцип всеобщей гармонии через овладение энергией Ки.

Основатель айкидо – О’Сэнсэй (Великий Учитель) – Морихэй Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в Танабэ провинции Кии (ныне – префектура Вакаяма) в семье мелкого землевладельца. Отец Морихэя, Ёроки Уэсиба, избирался членом местного муниципалитета и был одним из уважаемых людей. Его общественная деятельность вызывала зависть политических противников, которые нередко прибегали к услугам наемных громил, жестоко избивавших Ёроки. Увиденное в раннем детстве насилие оставило глубокий след в сознании Морихэя и желание разделаться с обидчиками отца стало главным побудительным мотивом его стремления к физическому совершенствованию.

В отрочестве Уэсиба был хрупким и болезненным, однако, энергичность, целеустремленность и хорошие манеры выгодно отличали его от других детей. Духовное и интеллектуальное развитие юного Морихэя во многом определялось влиянием буддийских священников Фудзимото Мицудзо и Насу Тасабуро бывших его наставниками. По настоянию отца он занимается плаванием и сумо; в это время начинает проявляться его интерес к боевым искусствам.

Научившись читать в семилетнем возрасте и успешно освоив программу школы и колледжа, молодой Уэсиба становится служащим в налоговом управлении, а затем, в 1901 году, полный честолюбивых замыслов, уезжает в Токио. Вначале он изучает торговое дело, а потом открывает в квартале Асакуса собственный магазин “Уэсиба Сокай”. Его интерес к будо растет, и он тратит все свободное время на обучение Кито-Рю Дзюдзюцу под руководством Токусабуро Тодзава, а также Кэн-дзюцу в додзё Синкагэ-Рю. Однако, вскоре он заболевает авитаминозом и вынужден возвратиться в Танабэ, где спустя некоторое время женится на подруге детства Хацу Итокава.

Мысль о необходимости укрепления здоровья не оставляет его и, едва оправившись от тяжелой болезни, он приступает к ежедневным тренировкам, безжалостно увеличивая нагрузки. Постепенно его силы восстанавливаются, и накануне своего двадцатилетия Морихэй выглядит совершенно иначе. Его тело покрывает броня мускулов и, несмотря на свой небольшой рост (всего 152 см.), он значительно сильнее многих. Однако, чисто физическое совершенство не удовлетворяет его, и Уэсиба отправляется в Сакай к известному мастеру Накаи Масакацу изучать Гото-Ха Ягю-Рю Дзюдзюцу. Полученные им в ту пору навыки отразились впоследствии в движениях айкидо.

В этот период Уэсиба отдает много сил решению местных социально-экономических проблем, и его бурная политическая деятельность приносит ему известность и уважение жителей Танабэ. Он был полон сил и обладал несгибаемой волей. Его стремление всегда быть впереди других проявлялось во всем, в том числе и в деревенских состязаниях по приготовлению рисовых лепешек. Уэсиба столь искусно и энергично управлялся с тяжелой кувалдой, с помощью которой сбивалась рисовая масса, что оставлял позади всех соперников.

В 1903 году отношения между Россией и Японией серьезно осложнились, и Уэсиба вступил добровольцем в расквартированный в Вакаяма пехотный полк, который вскоре был направлен в Манчжурию. Высокие духовные и физические качества, воинское мастерство и доблесть Уэсибы в период боевых действий были высоко оценены командованием, и ему присваивается чин сержанта. Незадолго до демобилизации Уэсиба получает предложение поступить в военную академию, однако, он решительно отказывается от продолжения военной карьеры.

Возвратившись в Танабэ он с головой погружается в общественную жизнь округа, что, однако, не мешает ему организовать для молодежи клуб дзюдо, под руководством имевшего тогда третий дан Киэчи Макаги, где он сам усердно тренировался. Одновременно он продолжает совершенствоваться в Ягю-Рю у Накаи, с которым не порывал связи на протяжении всего периода армейской службы, и в 1908 году получает диплом этой школы.

В 1910 году японское правительство приступает к осуществлению проекта массового заселения острова Хоккайдо. Уэсибу привлекает перспектива сменить обстановку и испробовать силы в освоении новой территории, и он возглавляет группу энтузиастов, которая весной 1911 года начинает возделывать земли вокруг Cиротаки в провинции Китами.

В течение первых двух лет усилия колонистов не приносили ощутимых результатов, однако, трудолюбие и упорство, в конце концов, победили, и земля начала давать хороший урожай. Уэсиба целиком погружен в дела колонии: по его инициативе построены торговый центр, школа и больница; он вносит существенный вклад в расширение местного храма и организует ассоциацию по строительству в регионе железной дороги. Его забота о всеобщем благе, самоотверженность и предприимчивость вызывали доверие и уважение поселенцев, которые почтительно именовали его “Король Cиротаки”.

В феврале 1915 года, во время поездки в Энгару, Уэсиба повстречал известного мастера Дайто-Рю Дзюдзюцу Сокаку Такэда, который согласился обучать его искусству и, спустя некоторое время, приехал в Cиротаки. Уэсиба построил дом для своего учителя и всецело заботился о нем, включая приготовление пищи и ванны, что не исключало отдельной платы за обучение, составлявшей от трехсот до пятисот йен за каждый новый прием. Будущий основатель айкидо отдает все силы (равно, как и деньги) учебе и, прозанимавшись непосредственно с Такедой в общей сложности не более ста дней, получает в 1916 году заветный диплом Дайто-Рю. Этот сравнительно недолгий период его жизни самым непосредственным образом связан с созданием современного айкидо.

Читать еще:  Как люди болеют анорексией. Как люди заболевают анорексией. Анорексия - не значит идеальная фигура

В ноябре 1919 года Уэсиба получает известие о тяжелой болезни отца и, оставив все свое имущество учителю Такэда, отправляется на родину. По дороге он узнает, что в Аябэ живет Преподобный Ванисабуро Дэгучи, глава синтоистской секты Омотокио, обладающий огромным духовным потенциалом. Готовый на все, чтобы вылечить отца, Уэсиба решает посетить Аябэ и вознести молитвы о его выздоровлении. Встреча с Дэгучи производит неизгладимое впечатление на Уэсибу. Он продолжает свой путь на родину, но, прибыв в Танабэ, к своему глубокому огорчению узнает, что отец умер четыре дня назад.

Глубоко опечаленный потерей самого любимого в мире человека, ощущая свое бессилие перед неумолимой смертью, Уэсиба замыкается в себе и проводит время в страстных молитвах и размышлениях.

Истерзанный сомнениями, Уэсиба, в конце концов, принимает решение стать учеником Преподобного Дэгучи и переезжает с семьей в Аябэ, где ведет жизнь аскета, полностью отдаваясь духовному самосовершенствованию, физическому труду и занятиям будо, в т. ч. изучению искусства владения копьем.

В феврале1924 года Дэгучи предпринимает попытку осуществить свою заветную мечту – создать в Монголии Царство Мира и Справедливости на основе объединения новых религиозных течений. Уэсиба, в числе нескольких наиболее доверенных адептов секты, сопровождает его в этом полном опасностей путешествии по территории, на которой в то время сражались китайская и японская армии. Благородная миссия Дэгучи потерпела крах и ее участники, перенесшие немало лишений и неоднократно оказывавшиеся на волосок от смерти, спаслись только благодаря вмешательству японского правительства.

Возвратившись летом 1924 года в Аябэ, Уэсиба вновь посвящает себя упорным тренировкам, пытаясь проникнуть в сущность будо. Именно тогда ему нанес визит один морской офицер – эксперт по кэндо, беседа с которым неожиданно переросла в конфликт и завершилась дуэлью. Вооруженный деревянным мечом офицер яростно атаковал Уэсибу, однако, ни один из его ударов не достиг цели. Окончательно обессилев, он опустился на землю и Основатель айкидо объяснил ему, что чувствовал каждый удар еще до того, как он был нанесен в действительности. Эта способность предвидеть действия противника впервые проявилась у него в Монголии, когда пытавшийся убить Уэсибу китайский солдат к своему изумлению обнаружил его после выстрела у себя за спиной. По словам самого Учителя, он получил мысленный импульс, свидетельствующий об агрессивном намерении за долю секунды до реального действия.

Отдыхая после дуэли в саду, Уэсиба вдруг испытал доселе неизвестное ему чувство. На него снизошло откровение, и ему открылась сущность будо. Он не мог двинуться с места и ощутил наполнившую его душу и тело просветленность. Окружающий его мир начал вибрировать, а от земли поднялся и окутал его золотистый туман. Он начал понимать щебетание птиц и почувствовал способность проникнуть даже в замыслы божественного творца Вселенной. В этот момент он понял, что истинное будо заключается не в том, чтобы повергнуть противника с помощью силы, а в том, чтобы сохранить мир и гармонию во Вселенной, благосклонно принять все сущее и способствовать его расцвету. Он осознал, что практика будо неизбежно должна приводить к совершенствованию нас самих и окружающего нас мира. Это озарение круто изменило его жизнь и привело к созданию айкидо.

Духовное начало свойственно всем японским боевым искусствам, однако, нигде оно не развито до такой степени, чтобы нести в себе любовь к человечеству. Положив в основу философии нового будо понятия Всеобщей Любви и Гармонии, Уэсиба завершил в общих чертах построение системы духовного, физического и нравственного совершенствования личности, которую он позже назовет айкидо.

Начиная со второй половины 20-х годов, известность Учителя Уэсибы быстро растет, его дом в Аябэ все чаще посещают известные мастера будо, высокопоставленные политические деятели и военные. В 1927 году, по приглашению одного из своих покровителей, адмирала Такэситы, он переезжает в Токио, где начинает обучать искусству айкидо военную элиту и представителей знати. Он постоянно получает приглашения продемонстрировать свое мастерство, проводит двадцатиоднодневный семинар для членов Императорской Гвардии, имевших не ниже пятого дана по дзюдо или кэндо. Вместе с тем, постоянного Додзё он в ту пору еще не имеет и вынужден арендовать залы в различных районах Токио.

Одним из наиболее памятных событий этого периода стало посещение школы Уесибы основателем дзюдо профессором Дзигаро Кано, который, резюмируя свои впечатления, сказал: “Вот мой идеал будо”,- и вскоре направил несколько своих лучших учеников в Айки Додзё.

Весной 1931 года завершилось строительство нового Додзё в Усигомэ (ныне Синдзюку) Вакамацу-хо, которое получило название Кобукан. В то время число постоянно живших в школе Уэсибы учеников – утидеси – не превышало нескольких десятков человек. Все они проходили безжалостный отбор и обладали незаурядными физическими данными, однако, даже эти молодые силачи с трудом выдерживали тренировочные нагрузки и место их занятий вскоре стало известно как “Адское Додзё” в Усигомэ”.

Эти годы можно с полным правом назвать периодом расцвета айкидо: имя Учителя Уэсибы пользуется высоким авторитетом в сфере будо, его искусство общепризнанно, число занимающихся и филиалов постоянно растет.

С началом Второй Мировой войны большинство талантливых учеников Уэсибы призвано в армию и деятельность Кобукана замирает. Сам Учитель, которому претит мысль об использовании будо в милитаристских целях, удаляется в Ивама (префектура Ибараки), где находится “Святыня Айки” и посвящает себя занятиям будо и земледелию. Тренировки в токийском Центре ведет его сын Киссёмару и именно в это время название “айкидо” начинает использоваться официально.

Читать еще:  Клуб Осознанного Материнства: беременность, роды

Окончание войны и оккупация Японии принесли с собой запрет на занятия любыми видами будо, продлившийся около двух лет. В 1948 году организация айкидо под новым названием Айкикай возобновляет свою деятельность и получает официальное признание Министерства просвещения Японии в качестве Дзайдан Ходзин (Общественно полезная школа).

Начинается период возрождения и бурного распространения айкидо сначала в Японии, а затем и во всем мире. К середине 70-х годов процесс интернационализации айкидо охватывает около тридцати стран. В 1976 году создается Международная федерация айкидо (IAF), которая по настоящее время координирует деятельность более сорока национальных организаций айкидо, объединяющих в своих рядах (в т. ч. и в Япония) свыше миллиона человек.

История айкидо. Происхождение и суть боевого искусства.

Айкидо – боевое искусство, которое ведет к самосовершенствованию и самодисциплине, к гармонии с природой, Вселенной, с самим собой.

Основателем Айкидо является японец Морихей Уесиба.

Родился великий мастер в 1883 году в г. Танабэ в крестьянской семье.

Мальчик с детства изучал буддистскую письменность, познавал учение Конфуция. В 19 лет переехал в Токио, где поступил на службу продавца письменных принадлежностей. Тогда же начал изучать дзю-дзюцу и кэн-дзюцу. Через год ушел добровольцем на русско-японскую войну и находился на военной службе 4 года.

Покинув службу в армии, селится на втором по величине острове Японии Хоккайдо. Самозабвенный и упорный труд обращает на себя внимание членов товарищества, его выбирают руководителем переселенцев.

Морихей Уесиба много лет посвятил себя изучению различный видов боевых искусств, их стилей. С 1915 по 1920 год он, в качестве ученика, посещает занятия Сокаку Такэды. Доводит до совершенства умение владеть мечем. Потеряв отца и двух сыновей, Морихей еще больше углубляется в изучение религии.

Все свободное время проводит в медитациях и молитве, не забывая совершенствоваться в боевых искусствах. Уже зрелым мужчиной увлекается изучением религии омото, которая проповедует добро, любовь и терпимость, необходимые для создания гармонии на земле.

Слава о нем расходится далеко за пределами Аябе. У него появляются ученики, накапливаются навыки, умение, личные наработки.

Именно тогда зарождается будущее Айкидо.

Суть Айкидо

Айки — это метод объединения людей в единую семью, средство к установлению мира, способ гармоничного слияния со Вселенной, а не мастерство нанесения поражающих ударов.

Умиротворение, разум и спокойствие в любой ситуации.

Только любовь может сохранить божественное начало. Ни что и ни кто не может существовать без нее. Айкидо — это созидание любви. Пройдя намеченным путем созидания, мы вступаем в единение с Богом, Вселенной. Совершенствуя себя, мы не стремимся исправлять других.

У Морихэя начинают проявляться сверхъестественные способности, он начинает предсказывать будущее. Путем усиленных тренировок и духовных практик, он достигает просветления.

И в возрасте 49 лет становиться лидером Общества продвижения и поддержки боевых искусств Японии, открывает свою школу.

Пережив вторую мировую войну и гонения правительства, учитель приходит к выводу, что только любовь и гармония смогут объединить всех людей на планете.

На этом строится вся философия айкидо. Обладая совершенной техникой, Морихэй разъезжает по всей Японии, дает уроки и пропагандирует философию познания айкидо.

Постоянно совершенствуясь, он приходит к пониманию истины, что только любовь может защитить природу, мир и процветание на Земле.

  • Боевое искусство должно не разрушать, а созидать и развивать.
  • Все в мире имеет свою ценность.

Морихей впустил эту идею в свое сердце и всю свою жизнь был ей верен. Он изучал Сумо, Дзюдо, Кендо, Дайто-рю, Джту-джитсу, Дзю-дзютсу.

Взяв с каждого боевого искусства самые лучшие элементы, соединив с философией и религией, создал новую систему самообороны – боевое искусство айки-буджитсу, основанного на гармонии тела и духа.

Главным принципом, которого стала защита себя и противника от любых повреждений. Использование агрессии противника против него самого.

Впоследствии название айки-буджитсу сменил на айки-будо, что обозначает гармония и любовь.

Официальной датой рождения боевого искусства считается 1922 год. Но только в 1941 году искусству присвоили официальный статус и закрепили название Айкидо. Его основой являются броски, круговые движения, помогающие уйти от нападения противника, болевые удержания.

  1. Айкидо становиться популярным на всей планете, его изучают и пропагандируют.
  2. Существует более 30 самостоятельных стилей и техник этого боевого искусства.

Духовные и философские представления айкидо в разных странах толковались по-разному. К тому же мастера-преподаватели, которые занимались другими видами искусств, привносили в айкидо что-то свое.

Все этого не могло не отразиться на технике преподавания, возникли новые стили. Самые известные из них: есинкан, ивама-рю, айкикай, ки-айкидо, томики-рю.

В айкидо сила противника во время нападения перенаправляется на самого противника. Гармония и духовное равновесие того, кто защищается, не нарушается. Но как бы не отличались между собой техники, остается неизменным принцип, заложенный еще Уэсибой, забота о нападающем.

  • Быть сильным, не значит убивать других.
  • Основой взаимодействия людей должна быть любовь и гармония, стремление помогать другим, а не агрессия.

Морихей стремился объединить всех людей в один большой дом, где не будет соперников, враждебности.

Где ценностями будут выступать открытое сердце, понимание единения с человечеством, с Богом.

Айкидо – это завещание всем жителям земли жить в любви и гармонии с самим собой и окружающим миром.

Если вы хотите научиться этому боевому искусству, то вам нужен хороший наставник, посетите школу Айкидо в Москве, официальный сайт: айки.рф

Читать еще:  Застой молочной кислоты в мышцах что делать. Как выгнать молочную кислоту из мышц после нагрузки

Айкидо

Айкидо — боевое искусство, представляющее собой синтез древних техник самообороны и борьбы в сочетании с философией гармонии духа.

История возникновения айкидо

Основателем айкидо считается Морихей Уэсиба, а год основания — 1925. Заняться изучением практики мужчину подвигли его болезненность и хилость. За годы освоения древних единоборств Уэсиба из слабого и уязвимого ребенка превратился в крепкого, выносливого и мускулистого мужчину.

Он перенимал опыт у учителей многих направлений. Но несмотря на идеальное тело и славу непобедимого воина, его душа не находила покоя. Тогда он обратился к религиозным и философским учениям. Итог – создание собственной школы Айкикай, которая положила начало боевому искусству под названием айкидо и объединила в себе физическое и духовное развитие.

Только после Второй мировой войны Морихей обнародовал свое открытие. До этого в школе обучались только проверенные люди.

Сегодня существует множество стилей айкидо, со своими техниками и толкованием. Но главный его принцип – в ходе борьбы заботиться и о нападающем – остается неизменным.

Философия и принципы айкидо

Философия айкидо заключается в гармонии тела и духа, дыхания и движения, в полном отказе от собственных амбиций. Это не просто боевое искусство. Это движения, направленные на защиту, а не на атаку. Здесь упор делается на силу разума, а не на физическую силу. Во время борьбы тело должно быть расслаблено, а ум напряженным.

Цель айкидо – не победа. Цель айкидо – побудить противника не нападать и перенаправить его агрессию в мирное русло. Цель айкидо – использовать агрессию оппонента против него же самого, а самому остаться в духовной безмятежности.

Философия айкидо – равнение на природу, где царит гармония и нет конфликтов. Морихей верил, что его учение изменит человечество к лучшему.

К основным принципам айкидо относятся:

  1. Непрерывные спокойные движения и расслабленность.
  2. Уверенность в себе.
  3. Постоянный контроль за мышцами.
  4. Концентрация воли.
  5. Умение защитить себя.
  6. Тренировки в хорошем расположении духа.
  7. Освоение техники по принципу «от простого к сложному».

Стили айкидо

Хотя основатель учения был против выделения разных стилей борьбы, это неминуемо происходило. Ученики Уэсиба открывали собственные школы и преподавали практику исходя из собственного ее видения. А после его смерти школы основывались уже учениками его учеников. Поэтому неудивительно, что философия учения, по-разному истолкованная, задавала разные стили.

На сегодняшний день известно более тридцати автономных направлений айкидо, среди которых:

  • айкикай;
  • айкибудо;
  • есинкай;
  • ки-айкидо;
  • томики-рю;
  • ивама-рю;
  • ай-рю;
  • традиционное айкидо;
  • нисио будо;
  • кобукан;
  • кокикай.

Техника айкидо

В айкидо нет атакующих приемов. Техника айкидо заключается в изучении движений оппонента и предугадывание его дальнейших действий. Итог – разрушение намерений противника за счет поглощения его энергии. К основным приемам борьбы относятся:

  • броски;
  • захваты;
  • уход с линии атаки;
  • маневренность;
  • удары отвлекающего характера.

Экипировка и оружие

Для занятий понадобится спортивная комфортная одежда, позволяющая легко передвигаться, в том числе и на коленях. На первых порах подойдет футболка и спортивные трико. Обувь в айкидо нужна только для того, чтобы дойти до татами: сама практика проходит босиком.

Серьезный подход к айкидо требует приобретения специальной одежды – кэйгори, так называется кимоно для айкидо.

Кэйгори состоит из трех элементов:

  1. Хлопчатобумажные штаны, усиленные в коленных суставах, — «дзубон».
  2. Куртка – «уваги».
  3. Плотный многослойный пояс – «оби».

Айкидо предполагает использование целого ряда оружия, среди которого:

  • «танто» — деревянный нож или «кинжал самурая»;
  • «боккен» — японский меч из дуба, который в зависимости от цели может быть гибким, с толстой рукоятью или с утолщенным лезвием;
  • «дзе» — деревянный шест;
  • «викидзаси» — короткий меч из дерева.

Пояса в айкидо

В разных стилях айкидо применяется своя классификация поясов. К примеру, в есинкай известно десять видов, а в айкикай – шесть поясов. Кстати, если обратиться к истории, в японском варианте поединка никаких цветовых градаций не было предусмотрено. Это уже было французским изобретением с целью облегчения восприятия ранга воина: от ученика до мастера.

Следует также иметь в виду, что все уровни учеников в айкидо обозначаются как «кю», а у мастеров – «дан». При этом мастера айкидо должны пройти десять данов, высшей наградой каждого из которых является черный пояс. У учеников цвета поясов меняются в зависимости от «кю».

Наиболее распространенной считается следующая цветовая классификация:

  1. Белый пояс айкидо. Пояс белого цвета получает каждый вновь прибывший ученик. При этом сей факт не означает, что он достиг шестого уровня: для этого нужно пройти соответствующую квалификацию.
  2. Желтый. Первый отличительный цвет, который говорит о том, что ученик перешел от шестого уровня к пятому и, соответственно, начал свой путь в айкидо.
  3. Красный. Присуждается ученику, перешедшему на четвертый уровень. Цвет символизирует, что ученик успешно совершенствуется как в технике, так и в знаниях.
  4. Зеленый. Говорит о том, что ученик находится на половине пути к своему первому «дану». Как правило, чтобы дойти до третьего «кю» необходим год работы над техникой и философией учения. При этом зеленый пояс уже подталкивает ученика к дальнейшему совершенствованию и не дает ему возможности сделать шаг назад.
  5. Синий. Соответствует второму уровню развития, при котором ученик уже обладает достаточной техникой, но продолжает изучать философию.
  6. Коричневый. Это последний пояс, получаемый учеником. Пройдя этот этап, ученик становится мастером и начинает свой путь по ступенькам «дан».

Источники:

http://dojo.in.ua/history_aikido
http://www.dacha.aikidoka.ru/1391-istoriya-aykido-proishozhdenie-i-sut-boevogo-iskusstva.html
http://ru.sport-wiki.org/vidy-sporta/ajkido/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: