14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Занятие на тему «Рыбы» в старшей группе

Конспект открытого занятия в старшей/подготовительной группе по теме «Кто такие рыбы?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект открытого занятия в старшей/подготовительной группе по теме «Кто такие рыбы?»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в старшей/подготовительной группе по теме «Кто такие рыбы?»

Цель: формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.

Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

Магнитный плакат «Водоемы», иллюстрации с изображением морских и пресноводных рыб, фишки, лист бумаги (разделенный на 2 полосы), круги синего и зеленого цвета, разрезные картинки.

Уточнить понятия: чешуя, жабры, морские и пресноводные рыбы; ввести обобщающее понятие – «рыбы», «водоемы».

Чтение произведений А. Клыкова «Зимой под водой», Л. Карпова «Как зимуют рыбы?», А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», разучивание пословиц: «На то и щука в реке, чтоб карась не дремал», «Мороз злее, а налим живее»; подвижные игры: «Удочка», «Караси и щука».

– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем?

Ответы детей: пароход, корабль, лодка.

– Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.

– Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот – направо, потом – налево, еще раз – направо, еще раз – налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).

– И вот мы с вами оказываемся на водоеме (воспитатель показывает магнитный плакат « Водоемы»).

– Ребята, как вы думаете, что это за водоем?

Ответы детей: река, пруд, озеро.

– Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!

– Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.

– Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.

Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.), лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.

– Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.

Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.

– А сейчас давайте поиграем. Игра «Кто, где живет?».

Играем по командам (1-ой команде необходимо отобрать картинки с изображением обитателей животного и растительного мира надводной части. 2-ой команде – картинки с изображением подводного мира). За правильный ответ команде присуждается 1 очко (фишка). В конце занятия подсчитываются очки. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выполнит это задание.

– Молодцы, все правильно справились с заданием. Теперь продолжаем дальше играть по командам.

Игра называется «Что мы знаем о рыбах». За каждый правильный ответ команде также дается 1 очко.

– Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

– Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

– Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

– С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

– Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

– Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

– Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

– Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете. (Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи и др.)

– Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)

– Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)

– Как можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят)

– Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

– А сейчас немножко давайте отдохнем. Физкультминутка «Рыбка в озере жила».

Рыбка в озере жила,

Рыбка к берегу плыла,

(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

Корм себе искала.

(прыгаем ноги в стороны, вместе)

Возле берега червяк,

Извивается вот так,

(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))

Дернул леску рыбачек,

Да сорвался червячок,

(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

Рыбка не попалась,

С червяком осталась.

(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

– Продолжаем, игра «Найди дом для рыбки».

Догадайтесь о какой рыбе идет речь, и положите круг (постройте дом) около соответствующей рыбы. Если рыба речная – зеленый круг на верхней полосе, если морская – синий круг на нижней полосе.

На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

– Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

На дне лежит один плоский блин. (Камбала)

Читать еще:  Авп настоящая. AWP — характеристики оружия. Контртактика или тактика игры против AWP

– Камбала – морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.

Драчун и забияка, живет в воде,

Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)

– Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)

– Щука – одна из крупных речных рыб.

Живу глубоко. Плыву легко,

Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

– Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.

Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)

– Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

Дальше педагог показывает картинки, а дети определяют морская или пресноводная рыба и выставляют круги (строят домики).

– Молодцы, дом для рыбок построили, а сейчас у вас на столах лежат разрезные картинки . Каждой команде необходимо быстро и правильно собрать картинку по частям. Определить, что это за рыба (морская или пресноводная, как называется). За правильный ответ команде присуждается 1 очко.

– Наконец, ребята, последнее испытание. Давайте выясним, чем все рыбы похожи. Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

4-ая картинка – у рыб есть жабры.

5-ая картинка – рыбы дышат кислородом (дети вместе с педагогом поэтапно зарисовывают).

– А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

– Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)

– Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)

– Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)

– Молодцы ребята! Вы побывали в роли исследователей, узнали много интересного и нового. Показали хорошие результаты, отвечали на все вопросы, не подвели свою команду.

(Подсчитываются очки команд. Объявляется победитель. Раздача призов).

Конспект занятия «Обитатели воды – рыбы»

Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».

Задачи:

Образовательная:

1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану.

Развивающая:

1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

2. Развивать эмоциональную сферу детей

Воспитательная:

Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных, карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб, фланелеграф, изображение Незнайки, рыб и морских животных для работы на фланелеграфе, разрезная картинка (рыба).

Предварительная работа: чтение рассказов о морских обитателях, рыбах, наблюдение за аквариумными рыбками.

Ход занятия. Воспитатель загадывает загадки:

Жива в воде она,

Поймаешь, вытащишь ее –

Умрет она тогда.

Крылья есть, да не летает,

Глаза есть, да не мигает,

Ног нет, да не догонишь.

Блещет в речке чистой

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

О ком эти загадки? (о рыбах).

Характеристика рыб (по тексту загадок)

Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке. в аквариуме.

Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыба.

Воспитатель. Отгадайте загадки, найдите – отгадки.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно (сом)

К нам из сказки приплыла,

Там царицей была.

Это рыбка не простая.

Ярко – красный или черный,

Очень резвый и проворный,

Длинный острый хвостик носит

И зовется . (меченосец)

На какие группы можно поделить этих рыб? (на пресноводных рыб и аквариумных рыб).

Работа с карточками.

Найти и обвести в кружок аквариумных рыбок.

Обвели в кружок сомика, а сома нет. Почему?

Чем они отличаются и чем похожи?

«Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, плавники.

Читать еще:  Сжигает ли жир имбирь? Как быстро имбирь сжигает жир

У сома – усы, а у сомика – усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме. Речной рыбой питаются птицы, животные, люди; аквариумными рыбками мы любуемся».

Как в аквариуме нашем

Рыбки золотые пляшут.

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

То закружатся кругами (движения по тексту).

Дети изображают резвящихся рыбок.

Мы сказали, что рыбы живут в аквариуме и реке, пруду, озере. А еще где живут рыбы? (в море). Но в море еще живут морские животные.

В гости приходит Незнайка.

Он приносит картинки, на которых изображены рыбы и морские животные. Надо найти морских животных. (кит и дельфин)

Чем отличаются морские животные от рыб (Рыбы откладывают икру, из икры появляются мальки или сразу появляются мальки, а у морских животных рождаются детеныши.)?

А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай.

Посмотрите, какие необычные рыбы изображены на рисунке. Вы их знаете? Найдите на рисунке рыбу-пилу, рыбу-иглу, рыбу-зебру и т.д.

Как вы догадались, где какая рыба?

О ком мы сегодня говорили?

Что нового мы узнали о рыбах?

1. Интернет – ресурсы

2. КРО «Ознакомление с окружающим миром» И. Морозова. М.А.Пушкарева Издательство «Мозаика – синтез» 2011г

3. «1000 загадок» Издательство АСТ, Полиграфиздат 2011г

Конспект занятия по природе в старшей группе по теме: Аквариумные и пресноводные рыбы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Коррекционно-образовательные цели:

  1. Учить детей обобщать и классифицировать (аквариумные рыбы и рыбы, живущие в пресноводных водоемах).
  2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбами.
  3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану.
  4. Показать взаимодействие живой и неживой природы.
  5. Сформировать первоначальное представление о рыбах, их образом жизни.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать речевой слух, память, внимание.
  2. Развивать зрительное внимание и память.
  3. Формировать интерес к объектам природы и умение наблюдать за ними.
  4. Развивать эмоциональную сферу детей.
  5. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
  2. Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Оборудование:

  • Магнитная доска,
  • Картинки с изображением частей рыб (плавники, хвост, чешуя, жабры, голова, глаза, туловище),
  • картинки с изображением рыб пресноводных, аквариумных,
  • карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб,
  • коктейльные трубочки,
  • стаканы с водой,
  • разрезные картинки (рыбы),
  • листы белой бумаги формата А4,
  • простые и цветные карандаши.

Предварительная работа: чтение рассказов о рыбах, наблюдение за аквариумными рыбками.

Дети сидят за партами.

Воспитатель загадывает загадку:

Там обитает, где вода,

И дышит жабрами всегда,

А вместо шерсти – чешуя.

Нет рук и ножек не найти,

Зато есть хвост и плавники,

Ответ загадки – очень прост

Ответишь ты на раз, два, три.

О ком загадки эти? (о рыбах).

Вместе с детьми обсуждает загадку и делают характеристику рыб (по тексту загадки).

Рыба живет в воде. На суше жить не может.

«Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники).

Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает).

Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль).

Одежда из (чешуек).

Зачем жабры рыбкам? (чтоб дышать).

Во время обсуждения загадки, воспитатель выкладывает называемые части на магнитную доску (вода, плавник, хвост, чешуя, жабры).

Дети перечисляют отличительные признаки рыбы и дополняют те части, о которых не говорилось в загадке: «У нее есть голова, рот, глаза, туловище». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыбка (Отдельно на магнитной доске)

Воспитатель. Послушайте, о чем я буду загадывать загадки?

Домик из стекла с водой

Есть в нем садик не большой

И ракушки, там и тут

Рыбки в домике живут.

Это, что за домик дети

На загадку, кто ответит?

Направо вода и налево вода

Плывут здесь суда и туда, и сюда.

Но если захочешь напиться, дружок,

Соленым окажется каждый глоток.

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, оправа зеленая.

Воспитатель. Как вы думаете – почему я загадала загадки о воде?

Дети. Потому что в воде живет рыба. Это ее среда обитания.

Воспитатель. Давайте теперь поиграем в игру. Игра называется «Что мы знаем о рыбах». Воспитатель задает вопросы, на которые дети дают ответы.

– Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

– Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

– Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

– С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

– Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

– Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

– Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

Воспитатель (показывает изображение щуки).

А вы знаете о том, что щуку называют пресноводной акулой? Щука обладает большим проворством движений. Известны случаи, когда щуки хватали и затягивали под воду утят, мышей, белок. Редкой рыбе удается избегнуть зубастой пасти погнавшегося за ней хищника. Тем более, что щука преследует ее не только в воде, но даже и в воздухе. Прыжки щуки изумительны! Все-таки большей частью хватает она свою добычу из засады или же прибегает к хитрости: щука нередко становится на мели и хвостом мутит ил, так что муть совершенно закрывает ее от мимо идущих рыбок.

Читать еще:  Как быстро бегать челночный бег. Техника челночного бега — тренировка координации и быстроты реакции. Как правильно выполнять челночный бег

Воспитатель предлагает детям рассказать о золотой рыбке (показывает изображение Золотой рыбки).

Это золотая рыбка. Она аквариумная рыбка. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбы покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на золотую монету, такая же круглая и блестящая. Она питается сухим кормом.

Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о золотой рыбке? (ответы детей)

Давным-давно в Китае было начато производство сосудов довольно больших размеров с широкой горловиной, предназначенных для содержания золотых рыбок в домашних условиях. Это были первые домашние аквариумы, и называли их «рыбьими прудами».

А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера

А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница (разновидность) золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера.

Для сравнения воспитатель показывает золотую рыбку и рыбку-телескоп

Дидактическая игра « Найди среду обитания для рыбок»

Воспитатель. Предлагаю посмотреть слайды (показ слайдов с аквариумными и речными рыбами).

Воспитатель. Как вы думаете, какие рыбки живут в аквариуме, а какие в открытом водоеме? Отправьте рыбок в их домики.

Дети используют раздаточный материал. Дети выкладывают картинки речных и аквариумных рыбок в определенное место проживание (изображение озера, аквариума).

(Рыбки петушки, вуалехвост, гуппи, телескоп, меченосец, сомик аквариумный, сом пресноводный, ёрш, щука, окунь).

Дидактическая игра « Счет рыбок до пяти»

Воспитатель. А теперь я предлагаю посчитать рыбок.

Один сом, два сома, три сома, четыре сома, пять сомов.

Один телескоп, два телескопа, три телескопа, четыре телескопа, пять телескопов.

Рыбка плавает в водице,

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбке весело играть.

(хлопают в ладоши)

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка спинку изогнула,

(Руки над головой, прогибаемся в спине)

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Давайте рассмотрим аквариумы (воспитатель показывает изображения аквариумов с растениями, замками, фильтром и т.п.).

Воспитатель. Что еще находиться в аквариуме, кроме рыбок?

Дети отвечают, что они еще видят (песок, ракушки, камушки, трава, декоративный замок, оборудование).

Воспитатель. Без чего рыбки не смогут жить?

Дети. Без воды, без воздуха, без еды.

Дети объясняют свои ответы (без еды рыбка умрет от голода, без воды – погибнет это ее среда обитания, воздухом она дышит с помощью жабр).

Воспитатель. Как вы думаете, для чего нужна трава в аквариуме?

Дети. Чтобы рыбки могли дышать.

Воспитатель. Правильно, ведь растения выделяют кислород. А для того чтобы рыбкам было комфортно, в аквариум опускают фильтр, который очищает воду и компрессор – специальный прибор для подачи кислорода в воду. Поэтому мы часто видим пузырьки в аквариуме

Воспитатель. А давайте с вами попробуем стать компрессорами и помочь рыбкам?

Дети берут коктейльные трубочки, один конец опускают в воду и выдыхают воздух в воду, не надувая щек.

Дидактическая игра « Найди отличие»

Воспитатель показывает картинку речного сома и аквариумного.

Воспитатель. Чем они отличаются и чем похожи эти рыбки, и как они называются?

Дети. Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, чешуя, плавники.

У сома – усы, а у сомика – усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме.

Речной рыбой питаются птицы, животные, люди;

Аквариумные рыбки доставляют эстетическое удовольствие.

Воспитатель. Давайте выясним, чем все рыбы похожи.

Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

Дети поэтапно рисуют рыбку на листе бумаги.

1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

4-ая картинка – у рыб есть жабры.

Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

Воспитатель подводит итог занятия:

– Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания).

– Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой тела, плавниками и хвостом).

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/01/25/konspekt-otkrytogo-zanyatiya-v-starsheypodgotovitelnoy-0
http://dohcolonoc.ru/conspect/569-konspekt-zanyatiya-obitateli-vody–ryby.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/12/04/konspekt-zanyatiya-po-okruzhayushchemu-miru-v-starshey

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: