Восточные духовные практики. О йоге и прочих восточных практиках
Восточные духовные практики как основа современной психотерапии.
Восточные духовные практики как основа
современной психотерапии.
(На примере связи дзен-буддизма и гештальт-терапии).
В наши дни развивается и всё более востребован институт психотерапии в различных его направлениях. Психотерапия давно уже вышла за пределы закрытых клиник и становится доступной для решения клиентских запросов широкого круга людей. Одно из самых динамично развивающихся направлений – это гештальт подход в психотерапии. В России сообщество гештальт-терапевтов (Московский Гештальт Институт) одно из самых многочисленных. Соответственно идеи гештальт-терапии начинают приобретать вес среди людей, которые ищут, нуждаются в помощи психолога.
Современный психолог, опирающийся на идеи и ценности гештальт подхода поддерживает клиента в осмыслении свей жизни, осознавании себя, своих чувств, выборов и места в жизни. Безусловно, что возможность такого исследования себя с помощью другого человека не является достижением только лишь психотерапевтов 20 и 21 века. Издревле человек задумывался о том какова его природа, зачем он в этом мире, каким образом лучше всего выстраивать контакт с окружающим. Восточная философия предоставляет богатый материал многовековых духовных поисков человечества. Вероятно роль психолога в прошлом выполняли духовные учителя.
Зачастую психотерапевты, исследуя корни своей профессии, стремясь более эффективно помогать клиенту, обращаются к опыту восточных практик. Так, к примеру, гештальт-терапия многое заимствовала и ассимилировала из философии и практики дзен-буддизма. Анализируя многие идеи гештальт-подхода, мы находим тесные связи с этим учением. Например, Фил Джойс и Шарлотта Силлс в книге “Гештальт-терапия шаг за шагом” указывают на большое значение философии дзен буддизма для опоры в поддержке клиента. [2] Так, в дзен-буддизме, к примеру, подчеркивается важность пребывания в настоящем, между тем, один из основных принципов гештальт подхода – “здесь и сейчас”. [3] К примеру, в исследовании проблемы клиента основным будет не анализ прошлого, причин возникновения симптомов и т.д. (в отличии от психоанализа). Важным будет прежде всего то, какое значение для клиента эта проблема имеет сейчас, сегодня, в этом кабинете, в этот час. А также что он здесь и сейчас хочет поведать своему терапевту, рассказывая о своей проблеме, как он выстраивает с ним контакт. [1]
В дзен буддизме можно встретить практики на достижение состояния “пустоты ума” [4]. Это, к примеру, практика, которая называется дза-дзен. Монах сидит неподвижно положив руки на колени и ничего не делает, между тем он позволяет любым мыслям, чувствам и желаниям появляться в сознании и исчезать свободно. Тем самым человек воспринимает различные свои чувства, идеи и желания, но не подчинён им. На приёме у гештальтиста психолог часто предлагает клиенту замедлиться и просто заметить те мысли и чувства, что есть у него на данный момент. Это особо эффективно, когда человек находится в “постоянной гонке” с самим собой, много всего делает, но при этом не чувствует удовлетворения.
В дзен буддизме предлагается избегать «думанья о» ради достижения простого осознавания («потеряй свой ум», «вернись, к своим чувствам»). Гештальт-терапевт тоже предлагает клиенту обратиться к своим чувствам, ибо они являются маркерами потребностей и желаний. [2]
Восточные учителя дзен буддизма предлагали практиковать невозмутимость. Нечто подобное мы встречаем и в гештальт-подходе. Психотерапевту предлагается сохранять позицию творческого безразличия по отношению к своему клиенту. Это означает что мы не направляем клиента куда-то, исходя из собственных ожиданий, а позволяем ему самому проявлять активность. При этом мы остаёмся любопытными по отношению к нему и открытыми новому опыту.
И, наконец, в дзен буддизме много говорится о сатори и о сериях маленьких просветлений. Сессии гештальт-терапевта с клиентом также полны маленьких просветлений [5], в плане внезапных инсайтов, значимых открытий, спонтанных встреч, когда терапевт и клиент видят друг друга не через призму социальных ролей, а как две отдельные целостные личности, которые между тем вместе (я-ты момент). В этот момент уходят все ожидания и проекции, люди как бы снимают завесу иллюзий, видят друг друга таковыми, какие они есть, и их чувствование момента на какой-то момент становиться общим. Так, к примеру, когда мы в разговоре с близким другом делимся какими-то сокровенными чувствами, чем-то очень важным, если мы встречаем не осуждение, а принятие, сочувствие и соучастие к тому что мы говорим, а также живой отклик, то мы можем ощутить нечто подобное.
Фил Джойс и Шарлотта Силлс указывают на важность понимания духовных основ современным психотерапевтом. Безусловно, что часто психолог работает с «земными» проблемами, но вместе с тем знакомство с основами духовных практик важно, как минимум, по трём причинам. Во-первых, духовный путь клиента зачастую сложным образом переплетается с его частной жизнью – они помогают или мешают друг другу миллионом способов. Во-вторых, для нас как консультантов, важно уметь отличать случаи, когда проблема или потребность клиента имеет духовную природу и не относится к области психотерапии или консультирования. В таком случае, возможно, придется посоветовать, клиенту какой-то источник духовного водительства. В-третьих, восточные духовные учения играли важную роль в формировании теории и практики гештальта с самого его начала, и многие принципы гештальта имеют много общего с восточными практиками. [2]
Восточные духовные практики
Духовные практики, которые помогут изменить жизнь к лучшему
Внутреннее развитие — первый шаг на пути к счастливой жизни. Обращаясь к духовным практикам, человек укрепляет свое биополе, восполняет энергетические ресурсы и находит свое истинное предназначение.
Следовать по пути духовного совершенствования проще, если придерживаться нескольких духовных практик, которые преображают человека.
Они помогут вам достигнуть просвещения, стать ближе к Богу, познать себя и узнать уровень развития своей души. Вы можете ежедневно применять некоторые духовные.
Духовные практики. Почему они не работают?
Сейчас существует очень много различных практик на притяжение того или другого. Интернет пестрит практиками притяжения мужчины, притяжения денег и исполнения всех желаний сразу))). И мы делаем эти практики, четко записывая последовательность выполнения шагов (изучаем алгоритм), говорим нужные слова, 10-15 минут отводим на это каждый день (в лучшем случае), “притопываем, прихлопываем ” и. воз и ныне там.
Что же происходит и почему многие практики не работают?
Мне такие вопросы задают очень.
Духовная практика на основе Цветок Лотоса
Практика «Цветок лотоса» существует столько же, сколько существует и человек. Это духовная практика не только работы над собой, над своими мыслями, но и, что очень важно, над пробуждением души. По отношению к жизни ее можно сравнить с динамической медитацией, поскольку она является постоянно действующей, вне зависимости от того, где бы человек ни находился и что бы ни делал.
Часть этого человека постоянно находится в этом состоянии, контролирует все то, что происходит внутри и вокруг.Смысл ее.
Духовная практика Цветок лотоса
Практика «Цветок лотоса» существует столько же, сколько существует и человек. Это духовная практика не только работы над собой, над своими мыслями, но и, что очень важно, над пробуждением души.
По отношению к жизни ее можно сравнить с динамической медитацией, поскольку она является постоянно действующей, вне зависимости от того, где бы человек ни находился и что бы ни делал. Часть этого человека постоянно находится в этом состоянии, контролирует все то, что происходит внутри и вокруг.
Духовная практика. Адвайта
Духовные практики в Ашрамах
Зачем вы едете в Ашрам? Только ли для того, чтобы увидеть Учителя или побывать в том месте, где жил Мастер? Скорее всего, это не просто любопытство и ваша цель гораздо серьезнее. Учитель и его Ашрам — это отличный от привычного, «другой» мир со своими ценностями и миропониманием, который дает главное — импульс для самопознания и движения к самому себе.
Для того, чтобы понимать координаты этого движения и научиться слышать самого себя, существуют приемы, которые позволяют, как при.
Духовная практика Сахадж Марг
Сахадж Марг, в переводе с санскрита «Естественный путь»- это система духовного обучения раджа йога (йога ума), в основании которой лежит медитация на сердце. Практика основана на принципе, что Бог – вездесущий и поэтому наполняет собой сердце каждого человека. Цель практики – исключительно духовная: достижение цели человеческого существования- единение с Богом, или, другими словами, реализация своей божественной природы, своего высшего «Я».
Медитация – это постоянная мысль, направленная на.
Духовные практики
Цогял, необходимо практиковать учение, которое даёт Освобождение от сансары! Если этого не делать, будет чрезвычайно трудно снова обрести такое же тело, наделённое свободами и достоинствами.
Трудно ли обрести подобное человеческое тело? Найти его столь же трудно.
Как горошине, бросаемой в стену храма, прилипнуть к ней; столь же трудно, как черепахе просунуть голову в ярмо, плавающее в океане; столь же трудно, как бросить горчичное зерно сквозь ушко стоящей иглы.
Причина такой трудности.
Духовная практика
Невежество – это не знать о том, что материальный мир является местом страданий. Это похоже на положение животного на бойне, которое пытается устроится в хлеву, познакомиться с животным противоположного пола, поесть побольше корма, родить побольше детей, стать настоящим другом хозяину.
Оно и не догадывается, что его уже определили в суп на ближайший праздник. Невозможно уютно устроиться на бойне или на плахе. А выгода в этом мире состоит в том, чтобы успеть как следует откормиться до.
Духовные практики через призму осознанности
Если суть почти всех духовных практик свести к одному слову, то этим словом будет «осознанность».
Осознанность – это, то самое, ради чего созданы почти все духовные практики, техники, медитации, существующие в мире.
Осознанность – это внутреннее состояние человека, при котором он более бдительный, живой, чуткий и умиротворённый.
Чтобы лучше было понятно, что такое осознанность, надо уяснить, что является её противоположностью. Противоположностью осознанности является то состояние, в.
Восточные духовные практики. О йоге и прочих восточных практиках
Войти
О йоге и прочих восточных практиках
В поисках здоровья, жизненного благополучия, а то и развития в себе тайных способностей многие наши современники обращают внимание на всевозможные восточные практики, в особенности на йогу. Йогу рекламируют как методику, которая поможет предотвратить заболевания, исцелиться от уже заработанных болезней, даже трудно поддающихся лечению, научит владеть собой, влиять на других, а также дарует приток жизненных сил.
Большинство людей привлекает в йоге внешняя, как они считают, оздоровительная сторона – лечебные позы, холодные ванны, очистительные клизмы, особая техника дыхания и так далее. Целью ставится улучшение работы внутренних органов и систем – пищеварения, потенции, давления, памяти и других органов. Обыватель полагает, что можно игнорировать мировоззрение йоги и в то же время признавать ее уникальной системой физического и психического развития. В современной йоге используется традиционная индусская гимнастика – хатха-йога, сходная с гимнастикой китайцев и древних персов. Встречаются и такие направления, как раджа-йога, мантра-йога, к которым примыкают “трансцендентальная медитация”, мистический даосизм, методы тибетского буддизма, дыхательные техники и прочее.
Что же несет в себе эта мудрость солнечной Индии?
Йога является составной частью философско-религиозных учений древней и средневековой Индии. Это система упражнений, методов и приемов, цель которых не только управлять психическими и физиологическими процессами организма, но и восходить к особому духовному состоянию. Изначально йога с ее системой психофизических упражнений ставила целью выработать в душе независимость по отношению к телу, чтобы после смерти человека душа избежала реинкарнации и растворилась в первичной безликой духовной субстанции.
Физические упражнения, развитые в йоге, по сути являются религиозными обрядами, раскрывающими человека навстречу индусской “духовности”. Йогические упражнения в своем непосредственном употреблении связаны с оккультными медитациями, а различные позы йоги отождествляют человека с животными или даже предметами (допустим, “поза кобры”, “коровьей головы”, “собаки мордой вниз” и другие). Как правило, используются специальные движения тела, фиксированные позы, задержка дыхания, повторение мантры, а также визуализация – такой способ работы с воображением, при котором, закрыв глаза, человек мысленно рисует в темноте какой-нибудь образ и со временем он видит воображаемое весьма ярко и отчетливо. Некоторые позы возбуждают сексуальные центры, по представлениям учителей йоги, это нужно, чтобы воспользоваться сексуальной энергией, преобразовать ее и распределить по всему телу для оздоровления и бодрости.
К сожалению, далеко не все понимают, что религиозная вера, нравственность и внешние обряды, практика глубоко взаимосвязаны, так что нельзя использовать какую-то практику саму по себе, не испытав влияния той духовной сути, какую выражает эта практика. Даже внешние движения могут заключать в себе определенную формулу-знак, сообщающую душе соответственное индийской религии настроение. Индийско-оккультные или восточные системы предлагают свои психотехнические приемы, направленные на “расширение сознания”, “сверхчувственное восприятие” и “открытие внутренних пространств”. Подлинная же цель всех видов йоги – раскрыть в себе скрытую “божественность”, слиться с первореальностью и таким образом выявить в себе сверхъестественные духовные силы. Вот как откровенно признается знаменитый апологет йоги, формально принадлежавший к католическому ордену бенедиктинцев, француз Жан-Мари Дешане в своей книге “Христианская йога”: “Цели индийской йоги – духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты. Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии; отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека – божественна; она есть Бог, об остальном можно только мечтать” [1].
Источники:
http://www.b17.ru/article/5534/
http://www.sunhome.ru/religion/vostochnye-duhovnye-praktiki
http://k-istine-icxc.livejournal.com/416290.html