Упражнения из ада. Полезные упражнения для гитаристов на каждый день
Гитаристам. Как организовать свои занятия. Личный опыт.
Гитаристов везде полно. Думаю, и на пикабу – каждый третий с половиной.
Всегда хочется играть лучше, но лень и нерегулярные занятия часто становятся серьезной преградой.
И даже когда занимаешься регулярно, организовать процесс занятий правильно – большая проблема.
Очень долгое время я садился, и играл определенные упражнения часами. Но все равно в этом царил элемент хаоса. И после очередного просмотра гитарной школы Джона
Петруччи, в голову пришла идея – организовать занятия правильно. Никогда не был сторонником записей и заметок, но в этом деле решился.
Итак, ближе к делу. Как я организовал свой процесс занятий.
Все это можно делать в тетрадке, в текстовом файле – кому как удобно. Я же решил идти в ногу со временем, и воспользовался программой Evernote.
Разобраться в ней – не составит большого труда. И для наших целей с головой хватит бесплатной версии.
Я начал думать, каким образом разделить занятия. И набросал приблизительно 7 пунктов. Со временем, я добавил новые, что-то убрал или объединил.
И сейчас мой список выглядит примерно так:
1. Разминка.
2. Переменный штрих. Пропуск струн.
3. Гаммы, лады, боксы, секвенции.
4. Бэнды. Форшлаги. Вибрато. Флажолеты.
5. Техника правой руки. Свип. Тэппинг. Слэп .
6. “Вертушки” (Roll).
7. Техника левой руки. Легато. Pull Off. Hammer on.
8. Интервалы. Аккорды.
9. Риффы. Песни.
10. Новая информация.
11. Фишки, нестандартные приемы.
В каждом разделе есть пункты, в которые я написал приблизительные упражнения. Это выглядит примерно так:
1. Разминка. Обязательно.
(Все на чистом звуке)
– Растяжка Петруччи
– Штрих через струну Петруччи
– Паук. На 6 струнах, на 4 струнах
– Angelo. Warm-up
2. Переменный штрих. Пропуск струн.
– Скорость. Фигура Петруччи
– По струне. Через палец. Через 2,3,4.
– Краб.т
– Краб Паук.
– упражнения Анджело
– Хроматика 16-ми,3-ми,6-ми.
3. Гаммы, лады, боксы, секвенции.
– Нахождение нот
– Боксы гамм. 16-ми, триолями. Во всех позициях.
– Боксы пентатоник.
– Секвенции.
4. Бэнды. Форшлаги. Вибрато. Флажолеты.
– Подтяжка. Пропевать ноты.
– Вибрато. Зак Уайлд.
– Форшлаги – каждая струна.
– Искусственные по всем струнам.
5. Техника правой руки. Свип. Тэппинг. Слэп.
– Тэппинг. Lick Library.
6. “Вертушки” (Roll).
– Вертушки по гамме.
7. Техника левой руки. Легато. Pull Off. Hammer on.
– Срыв. По минуте.
– Хаммер. Срыв. По два пальца.С 6-ой по 1-ую струну и наверх.
8. Интервалы. Аккорды.
– CAGED. Строить аккорд во всех позициях по грифу. Мажор-минор
9. Риффы. Песни.
10. Новая информация.
11. Фишки, нестандартные приемы.
Я все делал исключительно под себя, поэтому многие названия будут непонятны. Также, если кликнуть на каждый раздел, переходишь по ссылке на отдельную страницу этого раздела, где я вставляю описание каждого упражнения, материалы по теме.
Естественно, мы имеем дело с гитарой, и нужно как-то изобразить нотный стан или табулатуры. Все просто – я захожу в известную всем программу Guitar Pro, изображаю упражнение на табулатуре, нажимаю Print screen, в редакторе изображений вставляю и обрезаю изображение – и просто вставляю это изображение в нужное место.
Таким образом, у меня получилось организовать занятия, и не прыгать бездумно с одной темы на другую.
Конечно, не всегда хватает времени, чтобы охватить все разделы и пункты. В таком случае, эффективнее всего – делать по одному упражнению из каждого раздела. И вот – вы за минимальное время охватили все темы.
Надеюсь, этот текст кому-нибудь поможет. Если возникнет потребность – напишу подробнее и с картинками. Или освещу другую гитарную тему. Спасибо.
Тренировка для гитариста – учимся играть быстро
Если вы серьезно занимаетесь музыкой и планируете в будущем играть сложные композиции, необходимо уделять время тренировкам. Мастерство всегда требует больших затрат времени и сил. Поэтому подходить к занятиям нужно со всей ответственностью. В этой статье мы рассмотрим различные упражнения для развития скорости и чистоты игры на гитаре, тренировке чувства ритма. А начнем с разогрева рук.
Разогрев рук перед игрой
Возьмите себе за правило разминать руки перед игрой. Разминка должна стать неотъемлемой частью ваших тренировок и выступлений на публике. И чем больше времени вы будете ей уделять – тем лучше.
Во-первых, напрягая неразогретые мышцы, вы рискуете их травмировать. Тендинит (воспаление сухожилий) и артрит (воспаление сустава) – профессиональные болезни гитаристов. Банальная разминка сильно уменьшает риск травм.
Во-вторых, гимнастика для рук сильно повышает эффективность тренировок. Попробуйте разминаться перед игрой – и почувствуете, насколько быстрее и точнее стали бегать по грифу ваши пальцы. Личное наблюдение: без разминки максимальная скорость исполнения пассажей падает на 25-30%.
Гимнастика состоит из 2-х частей: с гитарой и без нее. Сначала вам нужно отложить инструмент в сторону и подготовить руки. Начните с предплечий и кистей – сделайте несколько десятков круговых вращений в обе стороны, как на физкультуре.
Затем идет растяжка пальцев. Старайтесь развести пальцы левой руки в стороны на максимальное расстояние. Сначала тянитесь без помощи правой руки, потом с ней. Следите за своими ощущениями – до боли доводить не стоит. Также неплохо будет сгибать пальцы по одному, удерживая все остальные. Если у вас есть эспандер – можно немного позаниматься с ним.
Уделяя этому всего несколько минут в день, вы обезопасите свои руки от травм, а также повысите эффективность тренировок. Особое внимание уделяйте левой руке – именно она нагружается больше всего. Но и о правой забывать не стоит – быстрая игра тоже утомляет ее.
Разминка с гитарой – развиваем чувство ритма
Когда вы сделаете простую зарядку – можно смело браться за гитару. Сходу играть на пределе возможностей чревато неприятностями. Нужно начинать не спеша, постепенно наращивая темп. Поупражняйтесь хотя бы 10-15 минут – и ваши руки скажут вам спасибо.
Сейчас самое время уделить внимание ритму. Ритмичность – основа любой музыки (кроме, разве что, ambient). В каком бы направлении, и на каком бы инструменте вы ни играли – о ритме забывать нельзя.
Начать стоит с медленной игры. Возможно, вам кажется, что играть медленно – это очень легко и скучно? Попробуйте безошибочно попадать в удары метронома 4-ми нотами при темпе 40-50 ударов в минуту. Большинство начинающих гитаристов не смогут этого сделать. Тренироваться нужно на всех скоростях и непременно с метрономом. Метроном – лучший друг и учитель музыканта.
Установите скорость метронома в 60 bpm (ударов в минуту). Сыграйте пассаж, представленный на картинке. Через несколько минут увеличьте скорость до 70 bpm, потом до 80, 90 и так далее.
Пройдите его по кругу несколько раз. Сначала играйте 4-ми нотами, затем 8-ми, затем 16-ми. Можно их комбинировать, чтобы получать простейшие ритмические рисунки, например, галоп (8-8-4 или 16-16-8), или использовать триоли.
Затем пробегитесь по гаммам. Постройте от любой ноты на 6-й струне гамму – и проиграйте ее аналогичным образом. Важно не «засиживаться» в одном месте на грифе. Одинаковое внимание уделяйте как первым ладам, так и самым последним. Ваши пальцы всегда должны бегать уверенно.
Если вы играете медиатором – пробуйте разные способы атаки. Сначала поиграйте пассаж переменным штрихом, затем даунстроком. Владельцам электрогитар рекомендуется упражняться и на чистом звуке, и с перегрузом. Техника игры у них немного отличается, и над ней тоже нужно ежедневно работать.
Если вы торопитесь – позанимайтесь хотя бы минут 10. Это гораздо лучше, чем ничего.
Упражнения для скоростной игры
Научиться играть быстро – это всего лишь половина дела. Многие музыканты могут выдавать и по 20 нот в секунду, но разобрать в этом хоть какую-то мелодию очень тяжело. Дело здесь в правильной настройке звука и чистоте игры. Звук – это очень масштабная тема и заслуживает целого цикла отдельных статей. А вот над чистой игрой нужно работать.
Сначала определите максимальную комфортную для себя скорость. Выберите любимый рифф или простую гамму, включите метроном и проиграйте ее. Затем увеличьте скорость и повторите. Увеличивайте до тех пор, пока в мелодии не начнет появляться «грязь». Небольшие ритмические неточности, скрежет медиатора по оплетке струн, задевание лишних струн – все это сильно портит мелодию. Особенно если в своей музыке вы используете овердрайв или дисторшн.
Когда вы поняли предел своих возможностей – можно приступать к его расширению. Еще раз: забудьте про игру без метронома! Начните с упражнения, описанного выше. Выбирайте любой лад, стройте от него аналогичный пассаж и проигрывайте. Следите за чистотой. Если играете грязно – стоит немного снизить темп или передохнуть.
Не зацикливайтесь на одном упражнении. Надоело играть этот пассаж – переключайтесь на другие лады, на гаммы. Игра любимых произведений ничем не хуже. Выберите интересную быструю композицию или отрывок из нее, разучите – и в бой! Самое главное – сыграть максимально четко. Ни разу не сбиться с ритма. Ни разу не задеть лишнюю струну.
Когда это будет получаться – немного увеличивайте скорость. Всего на 2-3 удара в минуту. Вы почти не почувствуете разницы, и без проблем сыграете разогретыми руками. Даже если вы будете сдвигать порог на 1 bpm в день – уже через месяц получите ошеломляющий результат.
Не забывайте про различные техники игры. Если вам интересен свип – обязательно тренируйте его. Нравится теппинг – добавляйте новые ноты в свои упражнения. Попробуйте, например, двумя руками проиграть пассаж с картинки.
Буква Т в табулатуре показывает, какие звуки играются пальцем правой руки. При игре теппингом обращайте внимание на громкость звучания ноты. У начинающих гитаристов очень хромает извлечение звука мизинцем и безымянным пальцами – следите за этим. Приглушайте все лишние струны, чтобы игра была максимально чистой. Ваша задача – довести свое исполнение на текущей скорости до идеала. И только потом можно переходить на следующий уровень.
Подведем итог
Повторим еще раз, как должна проходить ваша тренировка:
- Разминка рук и растяжка;
- Медленная игра гамм под метроном;
- Определение комфортной скорости на сегодня;
- Игра упражнений для скоростной игры также под метроном.
Возможно, такой подход покажется вам скучным. Десятки раз проигрывать один и тот надоевший рифф, к тому же следить за сотнями мелочей. Но вспомните пословицу: «Повторенье – мать ученья». Быстрая игра – это очень сложная техника. Далеко не каждый гитарист может похвастаться чистым исполнением скоростных пассажей. Чтобы достичь вершин мастерства, нужны годы упорных тренировок. Уделяйте всего 40 минут в день этим упражнениям – и результат не заставит себя ждать.
Автор текста – Молянов Павел
3 супер упражнения для начинающего гитариста
Играть упражнения скучное занятие и особенно на первых этапах не интересное. Но это необходимо. Моментально играть, то что нравится, не получится. Для того, чтобы начало что то получаться нужно выполнять упражнения и учить, те песни которые нравятся. Всё это очень легко сочетать. Упражнения достаточно выполнять по 10-15 минут в день и результат будет виден. Особенно будет это понятно, если совмещать занятия с разучиванием песен. Вы начнёте понимать, что играть становится легче.
И ещё один важный совет! Когда начнут получаться упражнения,то выполняйте их под метроном . В последствии это будет мега полезно. Это даст вам начальное развитие чувства ритма. А это очень важно.
1 упражнение из классической гитары. Оно выполняется таким приёмом, как «апояндо» или игра с опорой.
Этот приём похож на игру перебором, очень простой и способствует чёткому звукоизвлечению.
Основная ошибка – когда убирают пальцы. Сыграл – убрал. Это не правильно.
Далее мы играем по 4 раза на каждой струне, кроме 6-ой (её мы не трогаем), двигаясь вверх и постоянно чередуя пальцы. А затем вниз по струнам.
Играть нужно медленно и чётко. Это простое упражнение даёт нам правильное положение руки.
2 упражнение похоже на первое, но добавляем к нему ещё левую руку. Это называется хроматизм.
Указательным пальцем левой руки прижимаем 1-ю струну на 1-ом ладу. Играем эту ноту 4 раза, тем же приёмом, что и в первом упражнении.
Затем средний палец на 2-ой лад (при этом указательный остаётся на месте)- 4 раза.
Добавляем безыменный на 3-й лад – 4 раза и мизинец на 4-й лад -4 раза. Пальцы левой руки должны оставаться на месте.
Далее перемещаемся на следующую струну. Убираем все пальцы со струн и перемещаем указательный на 2-й лад второй струны. И так же играем как и по первой.
Когда становится легко, то играйте две ноты. Т.е. по два раза на каждом ладу.
Когда будет совсем просто, то играйте по одной ноте.
3 упражнение сложнее предыдущих. Но оно очень полезное! Если даже лень делать упражнения, то сделайте хотя бы это.
Упражнение для левой руки и направлено на растяжку и рассинхронность пальцев. На их не зависимость.
Ставим указательный палец на 3-ю струну 5 лада и дальше все пальцы по порядку.
Большой палец должен быть за грифом.
Ставим указательный палец на 4-ю струну (не убирая остальные пальцы, они так же стоят). И играем правой рукой 1 раз.
Затем переставляем тот же палец на 2-ю струну и тоже играем 1 раз.
Потом опять на 4-ю и опять на вторую. Нужно на короткое время зафиксировать и дать струне позвучать. Вначале это играется очень медленно. Играете так много раз пока не привыкните.
Потом расширяем дистанцию и играете так же, только 5 и 2 струна.
Далее 6 и 1 струна. Всё это играется пока не привыкнут пальцы к этим движениям.
Затем ставите пальцы в исходную позицию на 3-й струне и делаете тоже самое, только со средним пальцем.
Это упражнение играется очень медленно. Оно направлено на точность.
И далее проделываете тоже самое с безымянным и мизинцем.
С безымянным будет сложнее всего, он не хочет двигаться без остальных. Это нужно преодолеть.
Если во время упражнения устала рука, то нужно отдохнуть. Упражнение сложное и быстро утомляет руку. Не доводите до усталости и во время отдыхайте.
Такие дела! выполняйте различные упражнения, занимайтесь с метрономом и скоро будет всё отлично получаться. Это даёт очень хорошее развитие и помогает в исполнении.
Источники:
http://pikabu.ru/story/gitaristam_kak_organizovat_svoi_zanyatiya_lichnyiy_opyit_1084063
http://music-education.ru/trenirovka-dlya-gitarista-uchimsya-igrat-bystro/
http://zen.yandex.ru/media/id/5aca04ee9e29a2658dfd6bf0/5ae828720422b4726564808a