29 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулировка горнолыжных креплений по длине ботинка. Горнолыжные крепления: как выбрать и принцип работы

Как отрегулировать крепление лыж

Скорость передвижения и безопасность на горном склоне обеспечивается с помощью регулировки креплений горных лыж. Этот элемент представляет собой привод, находящийся между ногой и изделием.

СОДЕРЖАНИЕ (нажмите на кнопку справа):

Виды горнолыжных креплений

Крепежные детали изготавливают для установки на платформу или лыжи. В большинстве случаев их производят совместно с креплением и отверстием для его фиксации. Все комплектующие рекомендуется покупать у одного производителя, иначе элементы придется подгонять друг под друга.

Деталь разделяется на пластину и 2 части:

  • передняя область предназначена для отделения ботинка в боковом направлении;
  • с помощью задней части проводят отсоединение вверх;
  • пластина над передней областью ботинка обеспечивает низкий уровень трения.

Охват проводят по стандартным размерам, что дает возможность использовать обувь любой марки.

Крепеж может быть:

  • с полуавтоматической или автоматической застежкой;
  • с ручным элементом.

У каждого типа крепления есть недостаток. Автоматические застежки часто ломаются при попадании и замерзании воды. Ручные имеют высокую стоимость.

Общие правила регулировки

До выхода на лыжню необходимо настроить крепления.

Для этого нужно учитывать следующие моменты:

Крепления необходимо настроить полностью под себя.

  1. Шкала настройки присутствует в передней части ботинка. Каждая отметка соответствует весу лыжника. Показатель уменьшен в 10 раз, т.е. если вес человека составляет 50 кг, то выбирают значение 5.
  2. В торцевой области присутствует винт, которым изменяют показатели шкалы. Для его поворота придется приложить усилия.
  3. Задняя часть шкалы на креплении находится под прижимным механизмом. Деталь регулируется винтом.

Необходимые инструменты

Чтобы отрегулировать лыжные крепежи, необходимы следующие инструменты:

  • сверло;
  • отвертки;
  • рулетка для измерений;
  • спортинвентарь, ботинки и крепления;
  • шурупы;
  • шуруповерт.

Вам пригодится набор отвёрток.

Комплект инструмента зависит от метода установки: со встроенной платформой или со сверлением.

Регулировка усилий горнолыжных креплений

При регулировке креплений учитывают следующие моменты:

  • манеру катания и опыт человека;
  • настройку по весу лыжника.

Настройка проводится так, чтобы во время катания устройство не открепилось. Сначала определяется значение, при котором сработает деталь.

Для этого вес делят на 10. Если человек катается на лыжах не так давно, то от полученной цифры стоит отнять 1,5, а 2 единицы отнимают при небольшом росте.

Максимальный показатель высчитывают по формуле: вес лыжника делят на 10. Погрешность при этом составляет 1-2 пункта.

Показатель усилия нужно подбирать по уровню и возрасту лыжника.

Значение усилия может быть выражено не в единицах, а в килограммах. В этом случае от веса пользователя необходимо отнимать по 30-40 кг. Чтобы правильно выбрать значение усилия, можно использовать таблицу, которая прилагается в комплекте с крепежной системой. На первом этапе нужно посмотреть, подходит ли размер ботинка к установленным крепежным элементам.

Затем определяют вариант регулировки. Пятка крепления и передняя головка двигаются и блокируются по отдельности либо имеют совместный механизм, который позволяет настроить части одновременно.

Когда настройка проводится в центре площадки, сдвигают блокировку, поднимая фиксатор, сдвигая пятку или переднюю головку в необходимое положение. В некоторых ситуациях откручивают винт, но это требуется редко.

После проведенных действий осуществляют проверку попадания в размер. Для этого нужно вставить носок ботинка в элементы передней головки и проверить плотность прилегания подошвы ботинка к открытой пятке крепления.

Задняя часть ботинка не должна входить туда свободно или протискиваться внутрь с трудом. Оптимальным вариантом является плотное вхождение и отодвигание пятки на 1-2 мм.

Подгонка под размер ботинка

Настройка изделия под размер ботинка проводится просто. Ботинок устанавливают так, чтобы его носок плотно прилегал к головке, а пятка передвигалась по рельсам к его задней области. При правильно выполненных действиях ботинок будет входить с небольшим усилием, а пятка отходить назад.

Чтобы установка прошла без проблем, ботинки должны быть чистыми и сухими, на них не должно быть песка, снега или воды. Правильную подгонку осуществляют, учитывая все рекомендации по регулировке креплений.

Отличается ли регулировка креплений от разных фирм

Изначально установку и настройку горнолыжных крепежей проводят в сервисном центре, используя винты-регуляторы.

Пользователю установят нужное усилие срабатывания и подгонят элементы под длину подошв ботинок, а также отрегулируют смещение крепежной детали при необходимости относительно центральной точки лыжи Marker.

При смещении назад лыжи прибавляют немного в скорости, а при отведении вперед незначительно увеличивается маневренность изделия.

Крепления от разных фирм отличаются внешне, имеют различные технологии усовершенствования и модификации. Фирменные технологические нюансы каждой модели указаны в каталогах компании, но общие принципы функционирования остаются неизменными. При выборе крепежа не учитывается марка ботинок лыжника. Крепления подходят для любых ботинок, кроме моделей для детей.

В большинстве случаев горные лыжи продаются сразу с крепежными элементами. У некоторых вариантов изделий на лыже есть платформа, которая позволяет крепить модели лишь установленного типа.

Читать еще:  Хоккейные, конькобежные или фигурные? Как выбрать ледовые коньки. Разница между хоккейными и фигурными коньками

Если такая площадка отсутствует, используют любые крепления, фиксирующиеся с помощью шурупов.

Крепежные детали рекомендуется устанавливать в специализированной мастерской или сервисном центре, в котором присутствует оборудование, позволяющее настраивать элементы от разных производителей, в т. ч. Rossignol и Head.

Как регулировать горнолыжные крепления

В прошлый раз мы с вами разбирались с подбором горнолыжных палок. Что ж, продолжим. Если вы читаете эти строки, значит не так давно утюжите снежные склоны и по какой-то причине задались вопросом как регулировать горнолыжные крепления. Необходимость их настройки возникает достаточно редко и, как правило, в том случае, если вы только что обзавелись парочкой горных лыж, резко потеряли или наоборот прибавили в весе в межсезонье, или же кто-то попросил ваши лыжи напрокат. Как я ни крутил свои крепления, а в плане регулировок там все до безобразия просто: два винта и фиксирующая скоба. Эх, достал лыжи из чехла и прямо слюнки потекли, сейчас бы куда-нибудь вверх, да сразу вниз по белоснежной «вафельке».

Ну, мечты в сторону, давайте разберемся по порядку что к чему. Регулировка горнолыжных креплений, по крайней мере таких, как у меня, состоит из двух моментов: регулировка по длине (размеру) подошвы ботинка, а также по весу и росту горнолыжника. Для колдовства нам понадобится всего лишь одна крестовая отвертка. Для начала отрегулируем крепление по длине ботинка.

Как выглядят горнолыжные крепления

Головка и пятка горнолыжного крепления должны плотно держать ботинок, поэтому его носок плотно прижимаем к губкам головки крепления, после чего отжимаем вверх металлическую скобу задней части крепления, которую подводим по салазкам к пятке ботинка и фиксируем таким образом, чтобы при нажатии на ботинок произошел щелчок и лапки крепления поднялись вверх.

Теперь настроим крепления по вашим физическим параметрам. Берем в руки отвертку и начинаем крутить регулировочные винты (их всего два), которые без труда находим на головке и пятке крепления. Но не просто так крутим, а в соответствии со стандартом DIN ISO 11088-1988, разработанным какими-то умными дядями и тетями. В передней и задней частях крепления имеется шкала усилий, измеряемых в DIN. Выставляем те цифири, которые предлагает нам вот эта таблица:

Стандарт DIN ISO 11088-1988

Как ею пользоваться? Для начала разобьем опыт катания лыжника на уровни, их три: 1) начальный — лыжник, медленно катающийся по пологим склонам; 2) средний – катается и медленно и быстро, хоть на синих, хоть на красных и черных трассах; 3) спортивный – преимущественно скоростное катание по красным и черным трассам. Далее все просто. Выбираем в таблице величину своего веса и роста, двигаемся по строчке вправо до столбика с размером длины подошвы ботинка. На перекрестии строки и столбца и будет нужная нам цифирь, которую и выставляем на креплениях при помощи отвертки. Но тут есть один нюанс. Этот пример для лыжника начального уровня. Если вы отнесли себя к среднему уровню катания, спускаемся на одну строчку вниз и выбираем обозначенную там цифру; если стиль катания спортивный (скоростной), то спускаемся соответственно еще на одну строчку вниз. Вот как-то так, дорогие друзья.

Регулировка горнолыжных креплений

Но и тут не без исключений. Бывает когда рост и вес горнолыжника находятся на разных строках этой чудо-таблицы. Тогда поступаем так. Просто приведу пример. Лыжник любит очень быстро кататься на сложных трассах. Соответственно выбираем третий (спортивный) уровень катания. Вес лыжника равен 55 килограмм, а рост 160 сантиметров. Длина подошвы 280 мм. В данном случае надо выбрать верхнюю из двух строк, то есть со значениями веса 49-57 кг и двигаться по этой строке вправо до значения длины подошвы. На пересечении видим цифру 4. Ну, а раз лыжник продвинутый и быстрый, спускаемся вниз на 2 строчки и находим там циферку 6. Вот её-то и выставляем на креплениях! Вот и все.

Регулировка креплений горных лыж

Любое дело можно делать тремя способами: ПРАВИЛЬНО, НЕПРАВИЛЬНО и ТАК, как это делают в Армии… (Народная мудрость)

Философ Шарль Луи Монтескьё, в начале XVII века как-то заметил: «Природа мудро позаботилась о том, чтобы сделать человеческую глупость преходящей, — книги же увековечивают её».

Не знаю, что он сказал бы об Интернет. Я, к сожалению, не Шарь Луи и не Эразм Роттердамский. «Похвальное слово Глупости» писать не намерен…

Могу констатировать: Интернет, как минимум, тиражирует Глупость в таком объёме, что в прежние времена и не снилось.
Но Глупости бывают разные. Есть безвредные, как говаривал Жванецкий, — «Ни вреда, ни пользы». Например, какой длины должны быть лыжи? Точнее, до куда они должны доставать — до подбородка, до переносицы или до пупа… Пусть на эту тему ломают копья на форумах «продвинутые» блогеры.

Опасные для здоровья Глупости

Но есть, на самом деле, Вредные, точнее сказать, опасные для здоровья Глупости. Одна из них связана с установкой усилия срабатывания креплений.

Кто-то, когда-то залепил в Интернете (видимо от большого ума и самомнения), что цифры на шкале 4, 5, 6, …, 10, … — это вес лыжника без «0».

Глупости, в отличии от знаний и навыков, распространяются мгновенно. И вот, в любом прокате и почти в любом магазине у Вас спросят: «А Вам на какой вес ставить?»

Читать еще:  Хорошее отношение к лошадям сюжет. Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского

На 60 кг — пожалуйста «6». На 80 кг — будьте добры «8»… и т.д.

Это вредное и ОЧЕНЬ опасное заблуждения возникло вследствие того, что производители перестали давать какие-либо рекомендации по эксплуатации своих изделий.

Это, в свою очередь, произошло тоже «Вследствие» — вследствие трогательной заботы «Общества прав потребителей США» о своих Клиентах.

После нескольких успешных процессов на тему: «Я купил самые безопасные крепления у самого лучшего бренда, настроил их по Инструкции, а потом по собственному идиотизму сломал ногу. Так вот, пришлите мне теперь парочку миллионов $ или больше в качестве компенсации морального и материального ущерба…»

В результате, технические рекомендации исчезли. Теперь, распаковывая коробку, Вы можете прочитать о том, что Вы, несомненно, сделали самый лучший выбор в своей жизни, «грандмерси» и прочее, а также совет обратиться к «уполномоченным представителям» фирмы для проведения правильной настройки.

Круг замкнулся. Поскольку лыжами торгуют и выдают на прокат все, кому не лень, кроме «Уполномоченных представителей», то Вас, несомненно, ждёт вопрос: «На какой вес Вам поставить крепление?»

Для миниатюрных девушек и даже людей среднего роста и комплекции, которым выставляют от «4» до «6,5» — «7» — ещё ничего. Но если могучий дядя весом 100-120 кг и размером ноги 45-47 получит хотя бы «10», то путь у него один — к доктору травматологу.

Вес лыжника — параметр, который очень косвенно влияет на Индекс безопасного срабатывания креплений.

Ниже я приведу таблицу с рекомендованными производителем безопасными регулировками, но вначале несколько слов об Индексе.

Этот параметр кодируется цифрами от 0,5 до 16 (в любительских моделях) и выше — в спортивных. Цифры носят условных характер. Чем цифра больше, тем большее усилие потребуется для «срабатывания» крепления. И ТОЛЬКО. Никаких килограмм веса.

О безопасном усилии срабатывания

Теперь, особое внимание. Что же такое безопасное усилие срабатывания?

Достаточно близкий аналог — это «Безопасная скорость движения автомобиля». Понятие, которое часто ставит в тупик тех, что ходит на курсы вождения.

Традиционный вопрос: «Безопасная скорость» — это 40 км/ч, 60 или 90? Увы, но это изначально неправильный вопрос… Потому что «Безопасная скорость» — это не какая-то абсолютная цифра на все случаи жизни, это безопасная (и безаварийная) лично для Вас скорость в данным момент времени.

Это может быть 5 км/ч там, где валит толпа людей или 140 км/ч, когда вы «уходите» от камнепада на горной дороге и т.д.

То же самое можно говорить и о безопасном усилии срабатывания креплений. По сути оно должно открыться раньше, чем наступит травма, в тех условиях, в которых вы находитесь здесь и сейчас.

Поэтому Индекс — это не константа и не догма, а очень даже переменная величина. И зависит он от многих факторов:

  • физическая форма лыжника
  • его стиля катания
  • состояние снеги или льда
  • крутизны склона
  • и т.д.

Приведу пример. Весна, март месяц… Вчера склон после обеда развезло и на вязком снегу, лыжи глубоко проваливаются. Значительная часть работы падения тратится на деформацию снежного пласта и только часть этой работы достаётся креплениям. При падении импульс удара будет «растянут» во времени… В таких вот условиях Индекс должен быть уменьшен.

Наоборот, наутро замёрзло всё, что вчера «накопали» лыжники на склоне. На крутом льдистом склоне лыжи получают массу случайных, но жёстких ударов. «Случайное» открывание креплений чревато падением на жёсткий, шершавый склон, что совсем «некомфорт», поэтому лучше Индекс изменить вверх.

Как крайний пример приведу следующее.

Начало декабря. Гора Чегет. На склоне Школа инструкторов горнолыжной подготовки Управления Альпинизма СССР. Вчера катались под дождём. В конце дня наверху снег, ниже всё ещё дождь. Поверх чегетских бугров — крошево, месиво, земля и камни. Ночью — минус 16°С. На утро — «зимняя сказка». От вчерашнего месива сегодня остались заледенелые выдолбы, надолбы и … школа инструкторов. В этот день по нижнему Чегету больше не спускался никто — только Школа.

Для тех, кто знает о чём речь, ниже «нижнего домика» склон был цвета светло-бутылочного стекла. Спускались под опорами однокреселки так как в других местах снег смыло. Я спускался на сказочных слаломных лыжах длинной 2 метра с креплениями Marker-MR, на которых после цифр была бука «S», что означало STOP. То есть крепление гарантированно НЕ ОТКРОЕТСЯ ни при каких ударах и нагрузках.

Так вот, в тот раз я достал отвёртку и установил Индекс на S.

В тех условиях, если бы крепления сработали и лыжи бы отстегнулись, то вниз и уши бы не доехали.

Это я к тому, что в Мире всё относительно… И «советы» тоже 🙂

А теперь обещанная таблица:

Эта таблица разработана фирмой Salomon для фирменных пунктов проката и визуально доработана авторами сайта skiingmaster.com.

Все приведенные в таблице значения носят ориентировочный характер с запасом в сторону безопасности при катании на мягких, гладких склонах, на умеренных скоростях.

Таблица от Salomon выбрана как наиболее вменяемая и понятная.

К примеру, фирма Marker предлагала за исходный параметр брать диаметр Tibia — поперечный размер головки берцовой кости. Очень интересный параметр — легко снимается с рентгенограммы в масштабе 1:1 при условии правильного ракурса снимка… Но возможны и другие критерии!

Читать еще:  История развития фитнес аэробики в мире. История фитнеса. История фитнеса в России

Помнится как-то в начале 80-х прошлого века… Альплагерь «Алибек», начало Новогодней смены.

Для тех, кто не знает, до альплагеря ещё нужно было дойти пешком около 5 км с вещами от Домбая, поселиться в многоместных «камерах», получить, у кого нет, лыжи и ботинки, как правило не своих размеров и т.д.

Так вот, утомлённые инструктора сидят «на стакане» и снимают стресс первого дня. Появляется староста «новичкового» отделения со списком.

Инструктор, расставшись со стаканом, смотрит в список и спрашивает:
— Что ты мне принёс?
— Список отделения.
— Да тут только фамилии и имена…
— А что ещё надо?
— Как что? Завтра бугеля* будем выдавать…

— Так вот (продолжает инструктор), чтобы правильно подобрать бугель нужны длина ног и ширина задницы…

Ещё минут через 40 исполнительный староста представил уточнённый список учебного отделения. Бугеля подобрали правильно и безопасно.

Регулировка креплений горных лыж — самое важное!

Но мы живём, по счастью, в более просвещённое время. Поэтому возвращаюсь к таблице Salomon.

Обратите внимание. Очень существенный параметр — это длина подошвы ботинка, которая измеряется по его наружной части. Дело в том, что прочность кости зависит, например, от возраста, но не зависит от веса. А чем длиннее подошва — тем больше рычаг и, соответсвенно, травмирующее усилие.

Поэтому миниатюрная, хорошо катающаяся девушка с крошечной ножкой может «безопасно» кататься на том, же Индексе = 6, как и дядя с весом в 120 кг и ботинком 45-47.

Обратите внимание, что три категории лыжников — это не уровень технической подготовки. Это, прежде всего, манера катания, темперамент личности. То есть величина постоянная для данного лыжника. Конечно же, все новички — это Тип 1. Но уже через 3-4 дня катания можно уверенно сказать «Who is who».

Теперь прошу особого внимания и серьезности.

Это то, от чего безопасность катания зависит ещё более всего вышесказанного. Все эти Индексы будут работать и защищать Вас от возможность травмы только в одном единственном случае:

Если расстояние между передней и задней головками крепления точно соответствуют длине подошвы Вашего ботинка.

К великому сожалению, большое, очень большое количество травм связанно с несоблюдением именно этого параметра.

В прокатах и магазинах сплошь и рядом и у НАС и у НИХ Вам поставят крепления на «плюс-минус лапоть» по длине… Дело в том, что крепление защёлкивается в достаточно широком диапазоне, создавая иллюзию того, что всё в порядке.

Но в одном случае ботинок может оказаться заклиненным, в другом, что ещё хуже, они будет недозажат. В обоих случаях травма может наступить раньше, чем откроется крепление.

На всех современных креплениях есть индикация соответствия размера подошвы ботинка и расстояния между головками крепления. Но, к сожалению, их большое разнообразие. Поэтому подробно описать как найти эту индикацию для всех видов креплений не представляется возможным.

Приведу пример на достаточно распространённых креплениях фирмы Salomon (см. на картинке).

При правильном расстоянии между головками крепления, когда вы полностью защёлкните ботинок, «птичка» должна будет попасть в диапазон между двумя метками (см. рисунок). Если этого не произошло, срочно меняйте расстояние между головками или несите обратно в пункт проката, где попросите Вам в этом помочь.

Некоторые крепления (например, Salomon STH 14) не имеют «птички». Проверка правильности настройки длины в таких горнолыжных креплениях производиться по регулировочному болту, расположенному на задней головке (см. рисунок)

При правильной настройке длины крепления, после «встёгивания» ботинка, верхняя плоскость головки болта должна быть на одном уровне с краем платформы.

Подчеркну ещё раз — это важнейший момент в смысле безопасности.

Для понимания! Если длина креплений будет настроена не правильно, то пружины, которые обеспечивают «отстрел» лыж, будут взведены не полностью , либо, наоборот, перетянуты . Эффект от этого такой же, как если бы Вы не правильно установили усилие срабатывания на головках креплений.

Будьте бдительны. Не доверяйте «профессионалам» в центрах проката и умейте перепроверить всё сами. Ведь ноги (и не только) — ВАШИ.

P.S. Те, кто уже ездил с нами в горнолыжные туры в Швейцарию и Францию знают, что вопросу регулировки креплений горных лыж мы уделяем самое пристальное внимание в самый первый день на склоне.

И это не случайно. Ведь без практического опыты все эти таблицы и размышления, увы, быстро уходят на второй план.

Так что распечатайте эту статью или только табличку, чтобы воспользоваться ими в первый день катания. Ведь мы не так много времени проводим в горах, чтобы разменивать его на совершенно ненужные травмы и неприятности.

P.P.S. То, что написано в этой статье — это азы безопасности для лыжников всех уровней катания. Но на крутых склонах и в глубоком снегу даже своевременный отстрел лыжи может превратиться в большую проблему. О том как не потерять лыжи на фрирайде читайте в нашей новой статье.

Если у Вас остались вопросы по настройке горнолыжных креплений пишите их в комментариях… Мы стараемся регулярно отвечать на них.

This post was last modified on 25.02.2017 12:39

Источники:

http://skiings.ru/regulirovka-krepleniya-lyzh.html
http://skivsem.ru/kak-regulirovat-gornolyzhnye-krepleniya
http://skiingmaster.com/ski-bindings-adjustement/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector