11 071 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологические тренинги для спортсменов упражнения. Психологические модели поведения спортсменов со своими тренерами. Молодой психолог не может быть профессионалом

Тренинг на тему: «Способы приодаления психологического барьера спортсменов перед соревнованиями»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Тренинг на тему: « Способы приодаления психологического барьера спортсменов перед соревнованиями »

Шакирова Малика Шаймардановна

Управление физической культуры и спорта города Алматы ГККП «Специализированная школа- интернат для одаренных в спорте детей»

Цели: Помочь спортсменам способствовать познанию своих положительных и отрицательных качеств, мешающих принятию себя, снять напряжение, чувство тревоги, способствовать развитию умений самоанализа и преодолению психологических барьеров перед соревнованиями.

Оборудование: таблички, ароматическая лампа, магнитофон, листы, ручки, рефлексивная мишень, маркер.

«Здесь и теперь»- важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, приучают участников сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас», показывает, как он ведет себя.

«Искренности и открытости» – не лгать и не лицемерить. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лгали и не лицемерили. Признак сильной и здоровой личности- это определенная открытость окружающим своих чувств по поду происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Каждый участник группы должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той или иной мере, в какой он считает нужным.

«Я»- в группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение….», «Мы так считаем…». Все высказывание должны строиться с использованием «Я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.

«Активность» – в группе не должно быть пассивных наблюдателей. Если участники группы отказываются принимать участие в обработке навыков и форм поведения, но стоит уделить внимание обсуждению их мотивации целей присутствия на тренинге.

«Конфиденциальность» – все, что говориться в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытие.

На обсуждение правил отводиться 5 мин. Когда правила приняты психолог произносит слово «Обещаю!», участники группы тоже.

Психологический настрой. Упражнение: « Лучшее качество»

Все участники группы, свободно передвигаясь по комнате, должны подходить друг к другу и обмениваться комплиментами, т. е. подчеркивать лучшее качество партнера, которое вы в нем видите и цените больше всего. Не надо торопиться, желательно, чтобы каждый участник обратился ко всем членам группы.

Как мы все ценим уверенность в себе и жаждем ее обрести! Она считается, чуть ли не одной из главных добродетелей современного цивилизованного мира. Кого мы представляем в качестве примера уверенного в себе человека? Допустим Олимпийская Чемпионка по легкой атлетики О. Рыпакова или боксер Чемпион Мира среди любителей 2003г. и серебряный призер олимпийских игр 2004г., действующий Чемпион Мира среди профессионалов Г. Головкина, выходящего из «мерседеса». Но это вы так себе представляете. А у психологов на этот счет совсем другое мнение. Они твердо убеждены, что на сто процентов уверен в себе… счастливчик, который восседает на пеньке посреди полянки, безмятежно грызет горбушку и ощущает себя при этом в полном порядке.

На самом деле «он не уверен в себе» на языке психологов означает, что человек испытывает. стыд. Но стыд особого рода. Стыд за себя . Он внутренне ощущает, что сам по себе, без всех своих достижений он недостаточно хорош и ему надо подняться до определенного уровня, чтобы выглядеть достойно в глазах окружающих и иметь право делать то, что он хочет, не вызывая осуждения. Человек подозревает, что он «недотягивает» до каких-то критериев и норм — причем установленных не им. Успешная карьера, положение в обществе, счета в банке – часто нужны как подтверждение, что «я могу», «я состоялся», «я получил хорошую оценку» – следовательно, получил разрешение делать без подсознательного чувства стыда то, чего никогда бы не сделал, не будь я успешен и богат. А вот уверенному в себе человеку не стыдно за себя, даже если он ничего особенного не делает. или вообще все делает плохо.

Вдумайтесь только в абсурдность ситуации, когда мнение чужих людей и их отношение значат для человека больше, чем его собственная оценка себя! Неуверенный в себе человек не может оценить себя высоко и поэтому зависит от чужого мнения — явного или воображаемого. Он не может принять себя таким, каков он есть, и все время стремится себя улучшить. С помощью карьеры, денег, пластической операции.
Впоследствии все окружающие люди и само общество становятся как бы «осуждающими родителями», мнению которых он должен соответствовать, чтобы ощущать себя состоявшимся, хорошим. Но! Каждый человек способен заработать только определенное количество денег, может быть до известного уровня красивым и т. п. Если кастрюлька вмещает литр — глупо пытаться влить в нее 3 литра и стыдиться, что такое количество не вмещается.

Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей.

Уверенные в себе люди говорят громко, но не кричат, часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят» его глазами, всегда выдерживают определенную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Они умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. Уверенные в себе люди говорят открыто о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение «Я», не боятся выражения личного мнения. От уверенных в себе людей редко можно услышать оскорбления, упреки, обвинения. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица. Нельзя сказать, что эти способности формируются сами собой или, что человек уже рождается уверенным в себе. Как и все социально-психологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации, то есть во взаимодействии с социальным окружением. На сегодняшнем занятии мы будем работать над формированием этих способностей.

События в игре разворачиваются так же, как в сказке « Теремок», только участники предлагают 5 своих положительных качеств, для того, чтобы их пустили в теремок. При этом группа каждый раз на названное качество одобряет участника словами « Ах, какой ты молодец!».

Читать еще:  Верховая езда и беременность на ранних сроках. Можно ли беременным кататься на лошадях

После того, как вся группа попадает в теремок, все становятся в круг, берутся за руки, закрывают глаза и мысленно делятся своими качествами с остальными участниками.

Упражнение: «Парижская выставка».

( в группах по 4-5 человек)

Каждая команда – это фирмы, производящие ценные человеческие качества. Командам дается время обсудить, какие качества производит их фирма. Для этого нужно высказать каждому участнику, что вы в нем цените. После этого вы решаете, какое из его ценных качеств можно представить на Парижской выставке. Затем каждая команда пишет на табличках название ценных качеств, на каждой табличке одно качество. Каждая команда рассказывает, какие качества она представляет в своем павильоне (по одному качеству у каждого участника)

В заключение проводиться обсуждение результатов выставки.

Упражнение: «Я в тебе уверен».

Объединитесь в пары. Сядьте друг против друга. Посидите некоторое время, молча, просто глядя в глаза. Это трудно, не совсем привычно, но вы ведь знакомы.

Теперь по очереди высказывайтесь, каждый раз начиная фразу следующими словами: «Я уверена, что ты. » например: «Я уверена, что ты поможешь мне, если мне будет нужно», «Я уверена, что ты не скажешь обо мне плохо». Еще раз подчеркну, что вы говорите по одной фразе, передавая слово друг другу.

Что вы чувствуете сейчас?

Менялись ли ваши чувства на протяжении упражнения?

Какой из этапов упражнения показался вам наиболее сложным?

Упражнение: «Я самый лучший».

Участники образуют два круга: внутренний и внешний. Расходятся на расстояние. Двигаясь навстречу друг другу, участники обоих кругов, вглядываясь в лицо встречному, ударяют себя кулаком в грудь, утверждая «Я- самая лучшая, я- самая красивая и т. д.».

Представьте перед собой нарисованный круг.

Вспомните ситуацию, которая была для вас приятной, успешной, где вы были на высоте, на волне успеха, где проявлялись все ваши способности. Мысленно войдите в круг. Стоя в кругу, постарайтесь усилить эти приятные ощущения, стараясь в деталях вспомнить, что вы в той ситуации видели, слышали, чувствовали, ощущали. На пике ощущений сожмите правый кулак. Мысленно выйдете из круга, разожмите кулак, перенеситесь в сегодняшний день. Вспомните свою проблему. Войдите мысленно в круг, стараясь представить свою проблему и одновременно сжав кулак, вспомните свои ощущения, когда вы испытывали успех, что вы видели, слышали, чувствовали. Мысленно выйдите из круга, перенеситесь в сегодняшний день.

Упражнение: «Формирование уверенности»

Используя эту технику ума, вы можете избавиться от страхов и тревог, получить уверенность в себе, которая вам нужна, чтобы успешно встретить предстоящие испытания и вновь обрести хорошее самочувствие. Вы можете использовать эту технику, чтобы предотвратить появление у вас каких- либо сомнений в своих силах.

Нельзя быть уверенным, не осознавая того, в чем проявляется эта уверенность. И вот опять основных шагов по приобретению чувства собственного достоинства при помощи этой техники.

Отдать себе ОТЧЕТ и осознать свои положительные качества, таланты и достижения, выгодно отличающие вас от других лично знакомых вам людей.

УТВЕРДИТЕСЬ в мысли, что у вас есть качества, которые вы хотите развить. Постоянно повторяйте это, работая над развитием этих качеств.

Представьте себе, что вы преуспевающая личность, ДОСТИГШАЯ каких- либо целей, что ваши усилия признаны другими.

Представьте себя ПРОЦВЕТАЮЩИМ, богатым и имеющим все, что вы хотите.

Чувствуйте себя уверенно, чувствуйте уверенность в своих силах и владение ситуацией, где бы вы ни были. Чувствуйте уверенность КАЖДОЙ КЛЕТОЧКОЙ своего организма.

Сядьте удобно, положите свободно руки на колени, закройте глаза, дышите спокойно, ровно и глубоко. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь на нем. Вообразите, что видите на нем свою любимую чашку. Раскрасьте ее так, как вам хочется. Еще раз внимательно посмотрите на чашку, рассмотрите ее. Наполните ее до краев вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой другую, чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом еще пустая чашка, еще и еще… Отливайте из своей чашки в пустые и не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна до краев! Что же с ней случилось? Почему так произошло.

Ваша чашка особенная- волшебная. Мы можем отливать из нее, а она всегда будет полной. Это чашка- твоя! Она наполнена твоей добротой и уверенностью! Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка!»

Участникам предлагается встать в круг. Один из желающий выходит в центр круга, а остальные ему бурно аплодируют. Они продолжают это делать ровно столько, сколько он захочет. Он благодарит группу и возвращается в круг. После этого выходит следующий участник.

Упражнение: рефлексия «Зажигается ароматическая лампа»

Занятие подошло к концу, сядьте поудобнее. Если хотите, закройте глаза и дышите медленно и глубоко… Мы с вами уже попробовали несколько методик расслабления. Сегодня попробуем новую. Расслабиться можно, заставив себя осознанно почувствовать процесс дыхания. Попробуем сделать это прямо сейчас. Не старайтесь дышать как- то по- особому, просто сосредоточьте свое внимание на том, как входит через нос холодный воздух и выходит теплый… (Пауза 20 секунд). Сосредоточьтесь на воздухе, проходящем через ваш мозг, наружу, внутрь, наружу… Постарайтесь ни о чем не думать. Если вам все же приходит в голову какая- нибудь мысль, не старайтесь отгонять ее прочь, просто проговорите ее про себя и как бы отложите в сторону, а потом опять сосредоточьтесь на дыхании ещее на одну минуту…

А теперь откройте глаза, сделайте глубокий выдох. Оглянитесь вокруг.

Вопросы ко всему тренингу:
1. Изменилось ли ваше представление о себе?
2. Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня?
3. Какие выводы вы сделали для себя?

Психологическая подготовка спортсменов

Psychological preparation

О психологической подготовке спортсменов в силовом тренинге

Психологическая подготовка – это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психологических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них. Один из основоположников теории физического воспитания проф. А.Д. Новиков сформулировал важное методологическое положение о том, что любое качество может быть воспитано лишь через деятельность в процессе деятельности: «Нельзя сделать человека смелым, мужественным, коллективистом одними разговорами об этом. Его надо ставить в условия, требующие проявления указанного качества».
Способность спортсмена управлять процессами высшей нервной деятельности выражается в степени развития психических качеств.
В структуре подготовленности психических качеств спортсмена выделяют две самостоятельные и взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.
Основные направления подготовки и развития психических качеств спортсмена

  1. Формирование мотивации занятий спортом;
  2. Воспитание волевых качеств;
  3. Идеомоторная тренировка;
  4. Совершенствование быстроты реагирования;
  5. Совершенствование специальных умений;
  6. Регулирование психической напряженностью;
  7. Выработка толерантности (терпимости) к эмоциональному стрессу;
  8. Управление стартовыми состояниями спортсмена;
  9. Изменение масштаба времени в стрессовых ситуациях;
  10. Экстраполяция.
Читать еще:  Наталья кларк настоящая фамилия. Наталья Кларк – о роли женщины в хоккейных трансляциях и удовольствии смотреть на хорошо сложенных игроков

Мотивация – внутреннее убеждение человека.
На начальном этапе многолетней тренировки, когда результаты хорошо растут, а тренировки интересны мотивация достаточно высокая.
Но с ростом спортивного мастерства тренировки занимают много времени, нагрузки приближаются к предельным, а результат растет медленно наступает психическое напряжение, которое приводит к потере интереса к тренировкам. Однообразие нагрузок, техники выполнения упражнений и места проведения тренировок так же снижает интерес к занятию спортом.
Меры для сохранения и повышения мотивации:

  1. Вовлечение спортсмена в творческий процесс планирования тренировки, вызывание у него инициативы и активного поиска новых средств и методов тренировки.
  2. Разнообразие и новизна занятий, смена места проведения тренировки и музыкального сопровождения.
  3. Стимулирование спортивными наградами званиями и вознаграждениями.
  4. Воспитание чувства патриотизма, командного духа и любви к спортивному клубу.
  5. Появление возможности во время соревнований увидеть различные города и страны, народы и их обычаи, нравы, культуру.

Воля – активная сторона сознания, в единстве с разумом регулирует поведение человека.
Волевая подготовка будет успешной, если она тесно связана с совершенствованием технико-тактического и физического мастерства, роста результатов и побед.
Решающим при воспитании воли является:

  1. Ориентация деятельности спортсмена на преодоление возрастающих трудностей;
  2. Направленность к высшим достижениям;
  3. Постоянное повышение тренировочных и соревновательных требований.

Факторы практической основы методики воспитания волевых качеств:

  1. Регулярная обязательная реализация тренировочной программы и соревновательных установок;
  2. Системное введение дополнительных трудностей;
  3. Регулярное участие в календарных соревнованиях;
  4. Самовоспитание (соблюдение спортивного режима, самовнушение, самоконтроль и ведение дневника спортсмена);
  5. Требование к культуре(воспитание высокой морали и нравственности, чувства долга, личный пример тренера и товарищей по команде).

Идеомоторная тренировка – малозаметные микродвижения мышц в ответ на мысленное (воображаемое) выполнение физического упражнения.
Методические приемы идеомоторной тренировки:

  1. Мысленное воспроизведение должно проводиться в точном соответствии с техникой упражнения;
  2. Концентрация внимания должна быть направлена на выполнение конкретных элементов техники.

Совершенствование быстроты реагирования тренируется раздельным улучшением техники движения (различные фазы движения снаряда по отдельности, специальные упражнения в скоростно-силовом стиле).
Специализированные умения относятся к проявлениям «измененного состояния сознания» или сверхсознания. Способность переключаться от одних действий к другим, выбирать лучший момент для начала действий является наиболее распространенным специализированным навыком спортсменов.
Очень важным фактором является напряженность – психическое состояние, сопровождаемое тревогой, дискомфортом, страхом, переживаниями, чувствами эмоционального возбуждения или торможения.
Способность спортсмена к предельной мобилизации возможностей функциональных систем, к предельному использованию энергетических ресурсов организма, быстрому переходу от относительно пассивных состояний к периодам предельной мобилизации функциональных ресурсов и наоборот, является способностью спортсмена регулировать психической напряженностью в процессе тренировочной и соревновательной деятельности – залог его успешного выступления на соревновании.
В годовом планировании наряду с нагрузкой так же необходимо вести учет и рациональное распределение и психической напряженности во избежание психического срыва спортсмена.

Толерантность к эмоциональному стрессу – снижение чувствительности к неблагоприятным факторам воздействия: выдержка, самообладание, адаптация, сопротивляемость.
Главной задачей психологической подготовки спортсмена является выработка переносимости к эмоциональному стрессу. Для этого применяются воздействия стрессового характера:

  1. Сбивающие факторы ( внезапная смена музыкального сопровождения, отвлекающие вопросы);
  2. Факторы затруднения деятельности (использование непривычных снарядов);
  3. Нехватка или дефицит пространства и времени действий;
  4. Ограничение или искажение информации, получаемой спортсменом (искаженная информация от тренера, судей);
  5. Выполнение соревновательной деятельности на фоне утомления ( сложные раскладки или тренировка на фоне эмоционального утомления).

Управление стартовыми состояниями

Различают четыре вида состояния соревновательной готовности спортсмена.
Недостаточное возбуждение (заторможенность и апатия, вялость, недостаточная концентрация). Внешне спортсмен спокоен, даже безразличен. В этом случае необходимо активно применить возбуждающие средства( скоростно-силовые упражнения в разминке, возбуждающий массаж, холодный душ, психологическое воздействие).
Оптимальное возбуждение (желание победить, «зарубиться», уверенность в себе).
Перевозбуждение (излишнее возбуждение, чрезмерная активность, раздражительность, суетливость, вспыльчивость). В этом случае требуется доброжелательное отношение (теплый или горячий душ, малоинтенсивная уединенная нагрузка).
Запредельное торможение вследствие перевозбуждения (безразличие к происходящему, нежелание соревноваться). ). В этом случае требуется внимательное и спокойное отношение (теплый или горячий душ, малоинтенсивная уединенная нагрузка и психорегулирующее воздействие).
Психическое предстартовое состояние спортсмена должно регулировался разминкой, характер упражнений которой зависит от психологического состояния спортсмена.

Психическая подготовка осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах и соревнованиях. Способность управлять психическими процессами и помехоустойчивостью с ростом спортивного мастерства играет важную роль и часто определяет результат соревнования. Все психологические способности (воля, внимание, память, реакция и другие) поддаются развитию и управлению со стороны нашего сознания.
Таким образом, было бы неправильным сводить тренировочный процесс только к повышению уровня отдельных физических качеств. Воздействие такой подготовки гораздо многогранней, поскольку в процессе ее ненавязчивости естественно происходит воспитание и самовоспитание целого ряда необходимых человеку в жизни психических качеств, черт и свойств личности, уверенности в себе.
И лучшей иллюстрацией этого являются слова фельдмаршала А.В. Суворова (1730-1800): «Надега на себя – основание храбрости».

Библиографический список

  1. А.А. Васильков. Теория и методика спорта, 2008;
  2. В.И. Ильинич. Физическая культура студента и жизнь, 2008;
  3. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнезов. Теория и методика физического воспитания и спорта, 2001;
  4. В.Н. Платонов. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте, 2004;
  5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / под редакцией Ю.Ф. Курамшина, 2004;
  6. Озолин Н.Г. Настольная кника тренера, 2004;
  7. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / под ред. И.П. Волкова, 2002.

Автор: преподаватель кафедры физической и тактико-специальной подготовки
М. И. Асафьев

Психологические модели поведения спортсменов со своими тренерами

Сергей Иванов 16.11.2016, 10:00 374 Нет комментариев

В своей практике тренеры часто сталкиваются с ситуациями, когда спортсменам не достаточно тренировочной программы и ее профессионального сопровождения. Людей довольно часто интересуют несколько иные вещи, а именно – психологические игры. Об этом и поговорим в этой короткой статье-зарисовке.

Возможно, кто-то здесь узнает себя. Не обижайтесь, здесь нет ничего предосудительного. Просто имейте в виду, что описанные ниже модели поведения хорошо известны квалифицированным, профессиональным тренерам и они редко вовлекаются в этот игровой процесс. Хотя…..

Читать еще:  Как восстановить дыхание после тренировки. Картотека по физкультуре на тему: Упражнения на восстановление дыхания

Разберемся с определениями. Игра (определение ВикипедиЯ) — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе действия. Если в труде важнейшим является конечный продукт, результат, ради которых затрачивается физическая и нервно-психическая энергия человека, то в игре основное — субъективная удовлетворенность от самого процесса. В игре можно отвлечься от реальной обстановки с ее ответственностью и многими требованиями. Таким образом спортсмен, вовлекаясь в процесс психологической игры, преследует прежде всего процессуальные цели, отвлекаясь от непосредственного фокуса тренировочной программы.

Можно выделить следующие психологические игры, в которые, бывает, наши ученики пытаются играть. Итак:

  1. «Я устал». Спортсмен постоянно жалуется на усталость, апатию, ищет симптомы перетренировки без объективных предпосылок. «Я не пошел на тренировку, потому что почувствовал неладное, утром пульс был на 2 удара выше, чем нужно в моем возрасте. Кажется, я перегружен», — часто можно услышать от спортсмена, играющего в эту игру. Предполагается, что тренер должен в экстренном порядке снижать нагрузку, и минимум 2 раза в день интересоваться здоровьем подопечного.
  2. «Измерь меня». Игра, построенная на безотчетном стремлении спортсмена померить все, что только можно и нельзя. Как правило, используется неограниченное количество различных гаджетов. От тренера ожидается много умного текста на предмет анализа полученных данных, большинство из которых не отражают объективной картины происходящего. Кроме того, обычно самого анализа мало, нужно еще объяснить спортсмену, например, каким образом анализ недельных данных легочной вентиляции находит свое отражение в структуре программы следующей недели.
  3. «Найди меня». Спортсмен получил программу и пропал. Активные его поиски сначала ни к чему не приводят, затем тренер получает смс такого плана: «был в командировке, все пропустил, готов тренироваться снова». При этом тренер не был в курсе этой командировки, отметок в дневнике у таких спортсменов не бывает в принципе. Подобного плана действия у играющих не единичны, а входят в систему. От тренера в принципе ничего не ожидается, он просто должен все время ругаться. Как правило, с такими спортсменами тренеры расстаются через 3-4 подобных случая.
  4. «Не учи меня». Частичное или полное отторжение программы с частой сменой тренеров. Такое бывает редко, но все же случается. Спортсмен принципиально делает все наоборот, меняет нагрузки по собственному желанию без предупреждения, утаивает сделанное, формируя у себя ощущение «тайного знания». Различают скрытных игроков и явных. В первом случае тренер должен «раскусить» подмену, во втором – начать вести споры на предмет правильности программы. К слову, эти споры никогда не заканчиваются победой тренера, иначе игра потеряет смысл. С такого плана спортсменами необходимо расставаться практически сразу.
  5. «Научи меня». По сути гибрид «измерь меня» и явной формы «не учи меня». Безостановочное требование объяснений смысла каждой тренировки, не смотря на то, что тренировка имеет ярко выраженный восстановительный характер, например 8 км восстановительный кросс. Игрок может каждую неделю присылать длинный список вопросов по программе и, что характерно, многие вопросы раз за разом повторяются. От тренера требуется терпение и однообразные ответы.
  6. «Со мной что-то не так». Поиск несуществующих симптомов и странных состояний. Спортсмен регулярно и часто присылает сообщения с описанием различных головокружений, недомоганий, припадков слабости. При этом профессиональные врачи ничего найти не могут или каждый, не желая признаваться в собственной некомпетентности, ставит разные диагнозы. Задача тренера проявлять заботу, корректировать задание в экстренном порядке и, в общем-то, 24/7 быть на связи.
  7. «Заставь меня». Регулярный отказ от выполнения тренировочной программы по абсолютно разным причинам. Работа, усталость, жена, выпил, не выпил, с собакой надо было гулять, ветер сильный – причина всегда найдется. От тренера требуется мотивация угрожающего типа и задушевная мотивирующая беседа.
  8. «Ты меня не научишь». «Меня и Вася учил-учил – не научил. И Джон учил-учил-не научил. И ты не научишь» — основная песня таких игроков. Спортсмен находит любые предлоги для того, чтобы сделать элементарное движение неправильно. От тренера требуется как можно чаще заниматься анализом техники движений, искать новые подходы и научно их обосновывать. Очень полезная игра именно для тренеров, потому как мотивирует развивать компетенцию. Однако абсолютно бесполезная для играющих спортсменов, т.к. задача игры – сам процесс, а не достижение финальных результатов.
  9. «Мне сказал один парень». Постоянное увлечение спортсмена советами различных «бывалых», сторонних советчиков и инструкторов. По сути – мягкий вариант игры «не учи меня», с той разницей, что позволяет тренеру узнать источник бедствия. Как ни странно, от тренера в этой игре ожидается, пожалуй, самый большой спектр действий. От постоянных объяснений до открытого конфликта с очередным советчиком.
  10. «Ты меня не любишь». Распространенная игра в коллективах. Постоянный поиск «знаков», указывающих на то, что спортсмен находится в самом низу иерархической лестницы, обделен вниманием и заботой, а программа совсем не подходит для него именно. От тренера требуется акцентированное внимание к играющему одновременно с акцентированным игнорированием остальных членов коллектива .
  11. «Косяк». С играющим спортсменом постоянно что-то случается. Упал, порезался, подвернул ногу, выпал из машины – и все это одно за другим без остановки. Так вы узнаете этого спортсмена. От тренера ожидается искреннее удивление в комплексе с восхищением находчивости и мужеству подопечного.
  12. «Догони меня». Один из вариантов «не учи меня». Спортсмены, постоянно переделывающие программу. Как правило, не ведут дневник, пропадают. Однако при этом работают по плану и со значительным превышением как объемов, так и интенсивности. От тренера ожидают похвалы и одновременно мотивации на снижение нагрузки.

Возможно в одном из этих типов психологических моделей поведения вы узнали себя. Тогда у вас есть возможность скорректировать своё поведение. Если не узнали — значит вы на правильном пути и для вас важнее конечный результат тренировочной программы. Давайте будем стремиться максимально повысить эффективность совместной работы. Ведь именно для этого мы и ищем тренеров. Работайте и нацеливайтесь на конечный результат. А иначе зачем тратить и свое и чужое драгоценное время.

Источники:

http://infourok.ru/trening-na-temu-sposobi-priodaleniya-psihologicheskogo-barera-sportsmenov-pered-sorevnovaniyami-1116729.html
http://www.crossfitzoom.ru/archives/570
http://triskirun.ru/6297-igry-v-kotorye-igrayut-sportsmeny-so-svoimi-trenerami

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: