90 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Профессия тренер по художественной гимнастике: взгляд изнутри. Художественная гимнастика – это целая жизнь

ПРОФЕССИЯ ТРЕНЕР ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Татьяна Калонбаева

Тренер по художественной гимнастике, Спортивно-юношеская школа Олимпийского резерва

Стаж работы — 6 лет

ПУТЬ К ПРОФЕССИИ

Никогда не думала, что стану тренером и буду работать с детьми. Лет шесть назад мне предложили попробовать себя в роли тренера, потому что я всегда очень хорошо ладила с детьми, будь то мои племянницы или дети знакомых. Я попробовала, у меня получилось, и я поняла, что эта работа мне нравится, нравится вдохновлять детей, нравится, что я могу их чему-то научить и влюбить в этот вид спорта.

Мой папа занимался боксом, а мама танцами. Я всегда была спортивным ребенком. Лет с шести занималась хореографией, народными танцами. С 10 лет занималась легкой атлетикой и пятиборьем, была спринтером. Впоследствии пробовала себя во многих видах спорта. Я очень люблю танцевать, танец — это моя жизнь, а художественная гимнастика включает в себя элементы танцев, поэтому стала тренером именно в этом виде спорта.

Также у меня есть юридическое образование, я думала, что буду работать по этой профессии. Для меня важна справедливость и честность. А сейчас так получилось, что я стала не только тренером, но и спортивным судьей.

О СПЕЦИФИКЕ И СЛОЖНОСТЯХ

В художественной гимнастике важна фактура, конституция тела: удлиненные ручки и ножки, высокий рост, стройность ребенка. Конечно, детки приходят маленькими, в этом возрасте они все еще пухленькие, но тех, у кого есть потенциал, видно сразу. Также важен характер ребенка — трудолюбие, целеустремленность, желание побеждать. Я занимаюсь с детками с четырех лет. В этом возрасте у них еще мягкие мышцы и связки, растяжка дается им легче.

Когда тренируешь детей, особенно совсем маленьких, на первоначальном этапе очень важно, чтобы им понравилось. Важно не отбить желание заниматься спортом. Любой спорт, а тем более художественная гимнастика — это тяжкий труд, это упражнения на растяжку, на гибкость и это все больно. Чтобы расположить детей, влюбить в этот вид спорта, приходится много придумывать: проводить тренировки в форме игры, говорить на их языке, быть с ними на одной волне — ползать с ними, смеяться, петь детские песенки. Это располагает их к тренеру, и у них появляется желание ходить на занятия.

Добиваться хороших результатов в спорте очень часто мешает элементарное отсутствие у ребенка времени на занятия. Он начинает показывать хороший результат, у него появляются первые успехи, и в этот момент родители принимают решение, что нужно все-таки уделять больше внимания учебе. Это одна из больших сложностей в работе тренера.

Будучи тренером, весь результат своей работы ты видишь на соревнованиях

Работу тренера и ребенка оценивают судьи. Бывает так, что на тренировках дети выполняют элемент без запинки в день по сто раз, а на соревнованиях влияет страх и волнение, и ребенок уже не может ничего показать, у него не получается, или он просто забыл, как это делается. Бывает даже что он просто не выходит «на ковер». Ни мама, ни тренер никакими уговорами, просьбами, обещаниями не могут убедить его. Поэтому очень важно перед соревнованием морально подготовить своего подопечного, настроить его на то, что не нужно ничего бояться.

Для меня огромный плюс этой профессии в том, что тренер вместе с ребенком постоянно нацелен на преодоление какого-то рубежа: шпагат с первой реечки, потом со второй и так далее. Вы каждый день ставите перед собой небольшие цели и достигаете их. Это постоянная гонка за результатом. Спорт учит детей дисциплине, уверенности в себе, а также умению добиваться своих целей. Спортсмены знают, на что они способны, и это дает им силы реализовываться и в других сферах жизни.

Бывает, что на тренировке или после нее детки плачут. Но слезы бывают разные. Дети еще маленькие и могут плакать из-за того, что потерялся блокнотик. Или потому что у них что-то не получается, а когда мы растягиваем какие-то мышцы, они могут плакать, потому что это больно. И во всех этих ситуациях им просто нужна поддержка и понимание.

Важно прислушиваться к ребенку. Всегда, когда есть такая возможность, я даю им право выбора. Они могут выбрать музыку, под которую хотят танцевать. При постановке упражнений я спрашиваю, какой элемент больше нравится. У каждого ребенка свой характер, поэтому подход ко всем должен быть разным. Одного нужно постоянно хвалить, другого немного поругать, третьему показать, что у кого-то получается лучше.

Я всегда говорю детям: «Если не получилось один раз, второй и третий — не страшно. Продолжай делать, на 1001 раз получится. Главное не останавливаться». На моих тренировках нет слова «не могу», есть только «не хочу». А когда я говорю им: «Если сильно захотеть, можно в космос полететь» — они смеются и начинают тренироваться усерднее.

Читать еще:  Сколько весит 1 центнер в килограммах. Как вес в центрах переводится в килограммы. Сколько стоит центр

Мы работаем не только с детьми, но также и с их родителями

У этой части есть свои сложности. Для каждого родителя его ребенок — самый лучший, и некоторые родители дают свои советы и вмешиваются в процесс тренировок. Сложно объяснить маме или папе, что у каждого ребенка есть свои данные, у одного лучше получится это, у другого другое.

Разговаривая с родителями, я всегда говорю открыто и не обещаю, что их ребенок станет великим спортсменом. Но если он хочет заниматься, то это никогда не помешает. Он научится держать осанку, у него будет хорошая растяжка, гибкость, научится хорошо двигаться, координировать свое тело, а для девочки это очень важно. А еще гимнастика помогает выпрямить ножки детям с косолапием.

Со временем тренер начинает оказывать на ребенка очень сильное влияние. И родители потом даже просят: «Скажите ей, пожалуйста, что по утрам нужно кушать кашу, и что нужно ходить в садик. Она слушается только вас». Рядом с тренером ребенок проводит много времени, проходит через сложности и победы. И поэтому со временем тренер становится наставником, которому ребенок может довериться и поделиться своими переживаниями.

Иногда я выхожу с тренировки как выжатый лимон. Детей много и каждого нужно запомнить по имени, особенно если это дети из нового набора. Для ребенка приятно, когда ты обращаешься к нему по имени.

Мне нравится моя профессия. Я получаю много энергии от детей, когда у них что-то получается, когда они достигают успехов на соревнованиях. Восхищаюсь ими, и в тот момент в очередной раз доказываю себе, что я могу.

О ГЛАВНЫХ КАЧЕСТВАХ ТРЕНЕРА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Первое, что нужно тренеру — это уравновешенность и спокойствие. Чтобы дети смогли чему-то научиться и уловить смысл того, что им объясняешь, тренер должен уметь держать внимание детей, сохранять дисциплину.

Для человека нашей профессии важны упорство и настойчивость. Потому что нужно доносить до детей информацию и добиваться, чтобы тебя услышали.

На тренировках нужно больше разговаривать с детьми, общение разрушает все барьеры и помогает добиваться хороших результатов.

ПРО ТРЕНЕРА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ.

Заслуженный тренер России Галина Сергеевна Мазиева не любит давать интервью: “Понапишут черт знает что, а ты потом живи с этим!”. Однако одно интервью ей пришлось по душе. Всего одно интервью за всю свою жизнь. И мне чертовски приятно, что это было мое интервью. Давайте вместе узнаем, как рождаются звезды российской гимнастики.

Галина Сергеевна, как и когда вы поняли, что художественная гимнастика – дело вашей жизни?

Я с детства была в спорте, но к художественной гимнастике пришла не сразу. Сначала я занималась фигурным катанием. После того как моя тренер уехала, я попала в Детский образцовый танцевальный коллектив, где занималась вплоть до 10-го класса. После окончания школы я подала документы на физмат, и меня неожиданно пригласили выступить на спортивной спартакиаде за команду по художественной гимнастике. Там заболела одна гимнастка, и нужно было ее срочно заменить. Мне дали ленточку, мячик и обруч и сказали: «Что-нибудь придумай!». Моей задачей в той ситуации был не результат, а просто дополнение команды. И я поехала на соревнования в город Горький (сейчас это Нижний Новгород). Погрузившись всего лишь раз в мир художественной гимнастики, я сразу поняла, что именно этим я и хочу заниматься всю свою жизнь.

Когда я вернулась домой, я забрала свои документы с физмата, куда хотела поступать изначально, и подала их в Смоленский государственный институт физической культуры. Я приехала туда молоденькой, ничего не смыслящей в художественной гимнастике девочкой, и огромная заслуга моего тренера, Любови Александровны Морозовой (основатель художественной гимнастики на Смоленщине, воспитавшая целую плеяду мастеров спорта. – Прим. ред.), которая разглядела во мне способности и начала со мной индивидуальные тренировки. Помню, как в студенческом общежитии устраивались танцы, а у меня занятия до 10, а порой и до 11 часов вечера. На полчасика сбегаю в общежитие, потанцую со всеми – и обратно в спортивный зал. Так и жили.

Любовь Александровна начала меня буквально дрессировать. И речь идет не только о художественной гимнастике – она учила жизни. Когда у меня были каникулы, я не бездельничала, как многие, а постоянно проходила курсы, посещала семинары, выступала. Моя тренер всегда говорила, что нельзя зацикливаться на одной гимнастике, да и вообще на спорте, она побуждала искать что-то новое, черпать знания отовсюду. Как только где-то намечалось какое-то интересное событие, Любовь Александровна сразу же отправляла меня туда. Благодаря такому всестороннему развитию и постоянному движению вперед, я закончила институт со званием мастера спорта, а через год уже оказалась в сборной России, а еще через год – в сборной Советского Союза.

Читать еще:  Сердечная мышца называется. Что собой представляет сердечная мышца? Симптомы воспаления сердечной мышцы

Спортивная карьера, как правило, довольно рано заканчивается. Расскажите об этом моменте: как произошло превращение успешной гимнастки в не менее успешного тренера?

Я хотела выступать до 33 лет, как Фаина Алферова (заслуженный тренер России по художественной гимнастике, многократная победительница Чемпионатов России. – Прим. ред.). Но возникли проблемы со здоровьем – подозрение на язву. Пришлось сделать операцию. И так как на лечение и реабилитацию ушло много времени, карьеру пришлось завершить чуть ранее запланированного срока – в 29 лет.

Я была настолько увлечена гимнастикой и была предана моему делу, что после завершения спортивной карьеры не было сомнения, кем я буду. Я осталась в Смоленске и начала тренировать. Любовь Александровна, которую я считала не просто своим тренером, а второй мамой, мудро наставляла меня: «Когда у тебя не будет получаться, я тебе помогу. Но сначала попробуй все сделать сама!». Так я потихоньку стала набираться опыта в роли тренера. И моя команда гимнасток стала чемпионом России. С таким «багажом» в 1973 году я приехала в Калининград. Сначала я пошла на кафедру физвоспитания в КГУ, проработала там три года и перешла в спортивную школу «Буревестник», а потом стала работать в Детской спортивной школе, в которой тружусь и по сей день.

Вы стояли у истоков зарождения художественной гимнастики в России. Как она изменилась с тех пор?

Со времен моей юности художественная гимнастика значительно выросла. Мы не только не делали тех элементов, которые сейчас должна уметь исполнять любая гимнастка, претендующая на серьезные награды, мы даже не пробовали этого. Такая гибкость, такая синхронная работа ума и тела! Максимальная нагрузка! И если раньше можно было просто показать череду элементов, то сейчас предел сложности находится так высоко, что без определенного уровня интеллекта никуда.

“Шикарная гибкость – это патология. И мы ищем таких детей! Я, как тренер, «одеваю» гибкость в так называемую оболочку, чтобы этот природный дар не мешал сформироваться позвоночнику. А если такого дара нет, не стоит брать его у природы силой. Нельзя гнуть дерево, которое неспособно гнуться”.

Однако и проблем в этом виде спорта, как и в любом другом, стало больше. Сейчас соревнования, сборы, тренировки – мы все оплачиваем сами. И нет никакой помощи от государства. Я помню то время, когда все было бесплатно – и форма, и поездки по стране и за границу. Сейчас же родителям нужно выложить довольно большие деньги, чтобы их ребенок на профессиональном уровне занимался каким бы то ни было видом спорта.

Но самое обидное – изменилось отношение к своему делу и к тренеру. Нет былого уважения к педагогу, нет преданности выбранной профессии. Испугавшись первых трудностей, ученики и родители ищут тренера попроще, который меньше требует, они переходят из одной спортивной школы в другую. Однако никто не задумывается о результате, ведь в итоге ребенок ничему не научится: он не только не станет спортсменом, но и будет в будущем пасовать перед любыми преградами. А все идет из семьи: родители должны поддержать ребенка в трудную минуту, научить его бороться с трудностями, а не избегать их, показывая свой личный пример. Тогда и результат будет совсем другой!

Россия считается первой в мире по художественной гимнастике. Мы занимаем почти все призовые места. В чем наш секрет?

Не забывайте, что Россия – огромная страна, и вероятность появления талантливого способного ребенка больше, нежели в маленьких европейских странах. Также у нас крепкий костяк тренеров моего возраста или чуть помоложе, которые сохранили закалку советских времен. И хотя многие родители считают, что возрастной тренер не может дать того профессионального уровня, какого бы они хотели достичь, это не так. Моя задача не показать, а именно научить. Я знаю, как донести до ребенка информацию, как объяснить ему, что я от него жду. И возраст этому не помеха!

«Самое сложное в работе тренера – разглядеть талант в маленьком человечке и научить его тому, что умеешь сам».

Вы воспитали много сильных спортсменок. Скажите, а вы поддерживаете с ними отношения сейчас? И можете ли вы выделить, например, трех самых выдающихся учениц?

Мои ученицы, которые сейчас находятся в разных уголках мира, поддерживают отношения со мной. Я помню их всех, не выделяя любимчиков. Это моя большая семья! Но если говорить о самых способных, которые добились высочайших наград, то назову троих: Людмила Гречанникова – чемпионка страны по художественной гимнастике. Она не просто получила мастера спорта, она выстрадала это звание. Вот это настоящая спортсменка – сильная, не пугающаяся трудностей и всегда стремящаяся вперед и только вперед! Сейчас она живет в Германии. Анастасия Чивиль – мастер спорта международного класса. Первый тренер Анастасии – Наталья Григорьевна Смольская, с ней она стала мастером спорта, а потом уже перешла ко мне. Эта девочка тоже всего добивалась великим трудом! И мы получили звание чемпионки мира среди студентов по групповым упражнениям. Дарья Щербакова – трехкратная чемпионка мира и Европы, заслуженный мастер спорта по художественной гимнастике. Она завершила свою карьеру совсем недавно.

Читать еще:  Как уменьшить молочную кислоту в организме. Как убрать боль в мышцах от молочной кислоты

Мы много говорили о том, что семейные ценности находятся под угрозой. Дайте, пожалуйста, совет молодым родителям, как нужно воспитывать своего ребенка.

Ребенок – это прежде всего человек. И пусть ему всего один день, один месяц или один год – это уже личность, вот и растите его как личность.

Помните, что лучший пример – это вы сами. Поэтому начинайте воспитание ребенка с воспитания себя. Ведь от того, как мама с папой строят отношения со своими родителями, как они относятся друг к другу и к своей профессии, так и ребенок будет относиться к своей семье и своему делу.

А самое главное – нужно верить в хорошее и принимать участие в улучшении жизни. Как это сделать? Начните с себя! И все у вас получится!

Мечты юных гимнасток разбила мошенница-лжетренер

Сколотила миллионное состояние на доверчивости родителей. В Нижнем Новгороде приговорили к пяти годам за решеткой мошенницу, которая открыла школу по художественной гимнастике, набрала учениц и стала собирать с них деньги за участие в сборах. Только вскоре выяснилось, что у лже-тренера даже нет профильного образования, а соревнования для всех участниц были бесплатны.

Улыбки и горящие глаза дочерей усыпили бдительность родителей. Тренеру по художественной гимнастике Ирине Майоровой — вот она на ковре показывает элементы своим воспитанницам — все доверяли безоговорочно. На протяжении нескольких лет. Вопросы к этой хрупкой блондинке появились только после очередной отмены учебно-тренировочных сборов. Деньги родителям за проезд, проживание и вступительный взнос — никто не вернул.

“Мы не поехали в Сочи на сборы, как планировалось, и в Новогорске должны были сборы состояться, но мы туда тоже не поехали. — Сколько денег отдали? — За Сочи мы отдали 37 тысяч 400 рублей”, — рассказала Альбина Сенкова.

Сумма в итоге набежала немаленькая — один миллион триста тысяч рублей. По словам родителей, несколько месяцев тренер вполне успешно тянула время.

“То были деньги перечислены организаторам. Нам даже называлась гостиница, что им все проплачено и мы ждем, когда гостиница нам вернет обратно деньги. То напали, избили, обворовали”, — перечисляет Светлана Сотникова.

Эти жуткие фотографии, по словам Майоровой, были сделаны сразу после нападения. Кровь, синяки, но вот в полицию она обращаться не стала. С заявлением, но уже в прокуратуру пошли родители ее воспитанников. Тут и выяснилось, что Ирина Майорова не имеет тренерской квалификации.

Организация с громким названием “Центр подготовки по художественной гимнастике”, директором которого и сегодня является Ирина Майорова, официально зарегистрирована вот в этом жилом доме. Естественно, никаких занятий здесь не проводилось. Для этих целей тренер брала в аренду спортивные залы в соседних школах.

Действия тренера правоохранители квалифицировали как мошенничество в особо крупном размере.

“Назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении. Исполнение наказания отсрочено в связи с недостижением малолетнего ребенка возраста 14 лет”, — проинформировала общественность Кристина Гарсия, помощник прокурора Сормовского района.

Бледная, глаза заплаканные, жалуется на плохое самочувствие. Ирина Майорова свою вину не признает. Говорит, деньги потерпевшим уже выплачивает, произошедшее называет простым недопониманием. Деньги на сборы в Сочи были потрачены на другую поездку, но отчетных документов у нее нет.

“Организаторы соревнований и учебно-тренировочных сборов не выдают никакие отчетные документы — ни квитанции, ни договора. Они принимают деньги наличными денежными средствами”, — сообщила Майорова.

В спортивных кругах Нижнего Новгорода тренер Ирина Майорова никому не известна. Зато ее хорошо знают в Переславле-Залесском. От родителей местных учеников она получила 3,5 миллиона рублей.

“За сентябрь она собрала с каждого человека от трех до пяти с половиной тысяч и занятия не проводятся. Купальники не привезены – уже будет скоро год. Купальники стоят от 3 до 20-30 тысяч”, — рассказала Дарья Соколова.

Художественная гимнастика в России сейчас крайне популярна. На этой волне люди, мягко скажем, нечистые на руку, хотят заработать.

“Встречаются такие недобросовестные, возможно, бывшие спортсмены, которые были около спорта и возомнили себя тренерами, открыли какую-то организацию, и обманным образом, можно сказать так, заманивают туда детей. Всероссийская федерация художественной гимнастики будет поднимать вопрос о том, что бы какое-то регулирование происходило на законодательном уровне”, — считает Виктория Аникина, заслуженный тренер России, официальный судья сборной РФ по художественной гимнастике.

В спортивной федерации советуют обращаться только в официальные секции и сторониться тех тренеров, кто обещает громкие победы уже через несколько месяцев.

Источники:

http://weproject.media/articles/detail/professiya-trener-po-hudozhestvennoy-gimnastike-vzglyad-iznutri/
http://zen.yandex.ru/media/id/5af9d3042f578cbf92d3feda/5b19675ec3321bdbfd798ac1
http://www.vesti.ru/t?3210431

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: