0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Парусная регата — что это такое, и откуда взялось? Маршрутные и прибрежные

История регат

Тот, кто хоть раз совершал прогулку на яхте, никогда не забудет бурных ярких эмоций, ощущение полной свободы, которые дарит открытое море и попутный ветер.

А если добавить к этому азарт и дух соперничества, присущие парусной регате, то получится по-настоящему головокружительное приключение.

Регата – это крупное состязание, участниками которого могут стать как профессионалы, так и любители парусного или гребного спорта. В ходе регаты проводится серия одиночных и командных гонок с разной длиной и видом дистанции. Соперники, выступающие в таком соревновании, имеют возможность использовать самые разнообразные типы и классы парусных судов: это и килевые яхты, и швертботы, и макси-яхты, и парусные доски. Для каждой категории парусника существует свое первенство.

Первые в истории регаты: как всё начиналось

Первое упоминание об этом удивительном виде соревнований встречается еще в середине XVIII века. В те времена регаты проводились среди венецианских гондольеров – лодочников, орудующих довольно тяжелым удлиненным веслом. Интересно, что спустя много лет, в городе на воде и в наши дни проводятся ежегодные морские марафоны. Хотя по внешнему виду и особенностям конструкции современные лодки во многом отличаются от своих легендарных предшественниц.

Очевидцами первых парусных регат стали жители Великобритании, Италии, Германии, Нидерландов и Франции спустя целое столетие. В середине XIX века в этих странах стал активно развиваться парусный спорт. Этому, безусловно, способствовало географическое положение европейских государств, в которых мореплавание было широко распространено среди населения.

Яхтинг, как активный вид отдыха, зародился в Нидерландах. Само слово «яхта» имеет голландское происхождение. Позднее гонками под парусом заинтересовались и англичане. Интересно, что яхтенным спортом увлекался сам король, правивший во второй половине XVII века в Англии и Шотландии, — Карл II Стюарт.

Именно в Европе в те времена появились первые яхт-клубы. Одной из таких популярных спортивных организаций стала «Water Club», ныне известная как «Королевский Яхт-клуб Корка».

Постепенно интерес к парусному спорту приобретал все большие масштабы. Совершенствовалась конструкция судов, появлялись новые виды парусников, а вместе с ними и новые любители водных состязаний. Однако проводимые в те времена парусные гонки чаще всего принимали вид поединка – то есть в соревновании принимали участие двое спортсменов на однообразных судах.

Более масштабное состязание, которое вошло в историю как Кильская парусная регата, состоялось в 1882 году в Киле (Германия) в одной из бухт Балтийского моря. Гонка, в которой приняли участие 20 яхт, имела грандиозный успех. С тех пор ежегодно в Германии проводится Кильская неделя – одно из самых интересных событий в мире парусного спорта.

Со второй половины XIX века парусные регаты стали проводиться не только в Европе. Яхтенный спорт получил развитие в США, Латинской Америке и Канаде.

Интересна история возникновения регат в Соединенных Штатах. На одну из очередных английских парусных гонок, проходивших в 1851 году, прибыла из Нью-Йорка яхта «Америка». Члены экипажей английской Королевской яхтенной эскадры не видели в команде западной шхуны серьезного соперника, ведь Великобритания заслуженно считалась «владычицей морей». Однако на финише американская яхта обошла противников с большим отрывом – в целых 20 минут.

Хорошая морская практика членов экипажа во главе с Джоном Стивенсом позволила выиграть гонку с англичанами. Наградой за блестящую победу в соревновании стал кубок, который в дальнейшем был перевезен в Нью-Йорский яхт-клуб и назван в честь шхуны, выигравшей регату. «Кубок Америки» — с тех пор так называется одна из самых популярных и престижных регат, которая проводится и по сей день.

История регат в России

В нашей стране историю этого захватывающего соревнования связывают с фигурой Петра Первого. И в самом деле, вклад первого российского императора в развитие отечественного флота сложно переоценить. Первым в России яхт-клубом историки называют Невский флот, состоящий из 141 судна. Яхты, входящие в состав флота, преподносились в качестве награды за особые достижения высшим сановникам и другим знатным петербуржцам. Обладатель судна мог совершать небольшие путешествия по Неве в любое удобное время, и в обязательном порядке – принимать участие во всеобщих воскресных выходах.

После смерти Петра Первого Невский флот перестал существовать, однако прогулки на яхтах прочно вошли в повседневную жизнь горожан. И уже в XIX веке во времена Николая был учрежден Императорский Санкт-Петербургский Яхт-клуб. Первая парусная регата была проведена в 1847 году в водах Финского залива. Участвовали в ней всего 7 судов.

Парусный спорт дореволюционной России носил классовый характер. Это в значительной степени сдерживало его развитие. Картина поменялась в 20-х годах XIX века. Сохранившиеся после революции яхт-клубы были переданы в распоряжение комсомольских организаций. По всей стране создавались новые мастерские по восстановлению старых и постройке новых судов.

Уже в 1928 году парусная регата была включена во Всесоюзную спартакиаду, в которой приняли участие 66 спортсменов на 22 суднах. Известные яхтсмены того времени, Н.А. Мясников и А.К. Бальсевич стали первыми чемпионами страны по парусному спорту.

Современные регаты России

В наши дни особой популярностью пользуются регаты:

• Кубок Волги – соревнование крейсерских яхт, проводимое в водах Куйбышевского водохранилища;

• Кубок Залива Петра Великого – соревнование, состоящее из 5 гонок и имеющее статус Чемпионата России;

Читать еще:  Лошадиный бизнес. Конный бизнес: как открыть и сколько можно заработать? Основные характеристики бизнес-плана конно-спортивного клуба

• Большая Черноморская регата – состязание больших парусников международного уровня;

• Международная регата «Морской Корпус» — соревнование крейсерских яхт профессионального уровня.

Стать участником парусной регаты возможно при любом уровне квалификации. Чтобы выступать на таких соревнованиях, необходимо стать членом одного из яхт-клубов и пройти специальную подготовку. Как правило, в преддверии очередной гоночной регаты составляются планы обучения и проводятся курсы повышения квалификации яхтсменов. Чтобы разобраться во всех тонкостях парусного спорта, потребуется немало времени, поэтому готовиться лучше начинать уже сейчас!

Парусная регата Volvo Ocean Race

Регата

Регата — это соревнование по парусному спорту, но прежде всего следует отметить, что парусный спорт очень многообразен и мобилизует самые разные области личности яхтсменов, в которых можно проявить максимальным образом свои способности. Это физические способности, квалификация, способность работать в экипаже. В частности эти области личности яхтсмена проявляются в следующих конкретных областях:

  • умения управлять яхтой и слаженности действий экипажей;
  • тактики и стратегии гонок, применяемых спортсменами и учитывающие нюансы гидрометеорологических и иных условий;
  • постоянно проводимых усовершенствований, модернизации яхт, их органов управления, оборудования (прежде всего качества парусов), позволяющих яхте развить высшую скорость;
  • знаний и применения правил парусных гонок, способность «играть на нюансах»;
  • знание и умение использовать возможностей увеличения скорости яхты, предоставляемые правилами обмера (максимальное облегчение яхты, полировка подводной части, доводка киля, процесс обмера, работа с парусами и др.);
  • буквально искусства пользования навигационным оборудованием;
  • наконец, привлечение к созданию яхт конструкторов. Дело в том, что крейсерские яхты могут различаться конструктивно, хотя и имеют одинаковые теоретические размерения, контрольные точки обмера и вычисления. Однако, могут иметь разные скоростные потенциалы. То есть, используя одни и те же контрольные точки, правила класса, конструкторы могут создавать более скоростные яхты.

Яхтсмены могут эту особенность парусного спорта использовать для выигрыша.
При этом, по умолчанию, считают одинаково важными все упомянутые выше качества яхтсменов, (команд) и яхт.

Комплексной оценкой успеха гонщиков принимают обычно время прохождения дистанции. Оно разделяется на действительное (истинное) или исправленное прохождение дистанции парусной гонки. Истинное время — время от объявленного старта до фактического финиша. Исправленное время — это истинное время, скорректированное с учетом гоночного балла яхты и (или) другими поправками.

Виды парусных регат можно классифицировать следующим образом

  • клубные;
  • местные (городские, краевые);
  • региональные (например, Онежская, Поволжская, Черноморская, Дальневосточная и др.);
  • неограниченного района плавания, т. е. дальние спортивные плавания вплоть до кругосветных.
  • местные (первенство города, края и т. п.);
  • национальные (чемпионат России);
  • международные (олимпийские, первенство континента, первенство мира).
  1. гонки монотипов, построенных по одним и тем же жестким правилам постройки и обмера;
  2. гонки свободных классов яхт, где правила постройки и обмера также существуют, однако имеют минимум ограничений, дающих свободу конструирования;
  3. гонки экстремальных и экзотических яхт (например: суперэнерговооруженные и сверхлегкие с акробатическими системами откренивания, на подводных крыльях, с жесткими крыльями — парусами,воздушными змеями — парапланами вместо парусов, проа (Проа — судно, у которого к основному большому корпусу присоединен параллельно с помощью поперечных балок вспомогательный малый корпус, служащий противовесом при откренивании и т. д. и т. п.).

Кроме того, яхты типов 1 и 2 подразделяются на:

  • крейсерские яхты (как правило, килевые);
  • легкие швертботы;
  • многокорпусные яхты (катамараны и тримараны);
  • парусные доски;
  • радиоуправляемые модели парусных яхт.

И даже это не все. Все эти группы яхт, в свою очередь, подразделяются на дивизионы и классы близкие по своим ходовым качествам.

Дистанции на которых проводятся соревнования делятся, как правило на:

  1. Петли
  2. Треугольные, обеспечивающие яхтам на дистанции все виды основных курсов относительно ветра.

Пример треугольной дистанции. Это наиболее распространенный тип дистанции

  • Маршрутные гонки. Они проходят по дистанции от пункта А до пункта Б.
    Такие гонки дистанции обычны для крейсерских яхт, гоняющихся, например, по реке и могут достигать по протяженности 50, 100, 200 км. В случаях, когда на маршрутной гонке преобладает какой-либо один курс, дополнительно организаторы могут устраивать гонки по треугольнику или петлям так, чтобы были представлены все возможные курсы. Такие гонки проводятся вне зависимости от капризов погоды и они могут продолжаться как днем, так и ночью при всех прочих неожиданностях и несколько суток непрерывно. На крупных озерах и в море дистанции могут проходить с огибанием тех или иных островов, маяков, скал и при других, усложняющих гонку, обстоятельствах.
  • Часто акватория разделяется на несколько зон , в каждой из которых может быть установлена своя дистанция

    По набранным очкам (штрафным), соответственно приходом на финиш. Отделяют несколько систем (n — место в финишном протоколе, номер прихода яхты на финиш):

    1. «олимпийская система»: 0; 3; 5,7; 8; 10; 11,7 и т. д. n + 6 очков штрафных,
    2. логарифмическая N очков = lg n;
    3. линейная N очков = n.

    Гандикап это некий коэффициент служащий для исправления фактического времени прохождения дистанции яхтой. Гандикап призван учитывать скоростные потенциалы яхт. В этом способе, действительное время, затраченное яхтой на прохождение дистанции от старта до финиша исправляется с помощью этого самого гандикапа.

    Гандикап вычисляется:

    1. по специальным формулам в результате предварительных обмеров яхт;
    2. от статистических данных, полученных в результате прошлых выступлений яхт.

    Победитель определяется по минимальному исправленному времени.

    Часто регаты проводятся по «матчевой» системе. Это гонки одинаковых яхт на короткие дистанции со спарринг — партнерами, достающимися друг другу по жребию. Проигравший спарринг — партнер выбывает из дальнейшей игры. Победитель определяется в финальной гонке.

    Есть гонки с пересадками экипажей. Их проводят на яхтах разного типа, но близких по размерениям. После каждой гонки экипаж пересаживается на другую яхту. Зачет по очкам без гандикапа.

    На сколь-нибудь значимых регатах худшие результаты яхт из рассмотрения просто исключаются, т. е. в зачет идут 6 гонок из 7, или 5 из 6, или 4 из 5, и т.д., кроме худшего результата.

    Проводятся также регаты, парусные соревнования, без соперников:

    Это, по сути, дальние спортивные плавания, как с экипажем, так и одиночек, в которых важно поойти намеченный маршрут, чем – то примечательный. Например протяженностью, сложностью районов мореплавания, удалённостью от портов. В таких плаваниях пожалуй важна «победа над собой», то есть пройти такой маршрут, который открывает возможности для других мореплавателей, делает возможным то, что казалось невозможным ранее. Дальность, продолжительность и маршрут, не лимитированы и устанавливаются (объявляются) самими спортсменами.

    Есть нечто похожее на регаты: например заезды на установление рекорда скорости под парусами, который, например, в 1983 г. составлял 32 узла (59,2 км/ч), а 31.10.2006 г. был зафиксирован рекорд скорости на виндсерфере на дистанции одна морская миля равный 41,14 узла (74,87 км/ч).

    Документация

    Для участия в регатах создается документация, в которой описаны формальные стороны организация регат, ответственность участников. Документация регат состоит из двух блоков:

    1. Блок документов, разрабатываемых и распространяемых организаторами соревнований. (Положение о регате, гоночные инструкции, регламент работы мандатной, мерительной и судейской коллегий, комиссий, протоколы гонок и т. п.);
    2. Блок документов, представляемых участником регаты (заявка на участие, удостоверения яхтсменов, судовой билет и мерительное свидетельство яхты, декларация о применяемых парусах, страховые свидетельства и др.).

    Для успешной организации и проведения соревнований обязательно наличие обоснованного необходимого промежутка времени между моментами от появления «Положения» (оно же и приглашение к участию в соревнованиях) до момента начала гонок. Проще говоря, заявка на участие в регате принимается, согласно положению о регате, до какого – то установленного времени. Ограничение принятия заявок обосновано тем, что и организатором регаты и их участникам необходимо время. Яхтсменам нужно время для прибытия к месту старта, подготовке лодки к участию в регате, а иногда и время для постройки яхты. Организаторам нужно время для подготовки всех атрибутов регаты (номерных знаков, документации, социальная программа, места для парковки яхт в порту и т.д.) и для обеспечения безопасности всех заявившихся участников.

    Цели регат

    Цели, которые преследуют организаторы: популяризация парусного спорта, каких либо регионов плаваний, повышение уровня выучки экипажей, выявление сильнейших, воспитание лучших человеческих качеств, поддержка лучших флотских традиций, оценка скоростных и иных качеств конструкций яхт и т.д.. Деловая часть, как правило преследует цели повышения узнаваемости тех или иных брендов, размещение рекламы, извлечение прибыли из самого события проведения регат. Часто регаты сопровождаются выступлениями артистов, чествованием памяти героев и т. д..

    Цели, которые преследуют участники гонок: удовлетворение собственных амбиций, налаживание командной работы, объективная оценка, на основании результатов, своей квалификации, навыков, «разгон яхты», отработка навыков тактической и стратегической борьбы, обмен опытом, здоровый отдых и прочее.

    Общие принципы, присущие всем видам парусных соревнований:

    1. Принцип честной спортивной борьбы;
    2. Единые правила поведения яхт (и яхтсменов, в первую очередь) в соревнованиях;
    3. Одинаковые подходы к конструкциям яхт, допускаемых к участию в соревнованиях Примечание. Яхты должны быть построены в соответствии с выработанными поколениями яхтсменов и судостроителей правилами постройки, творчество конструкторской мысли, безусловно, также присутствует.
    4. Требования по безопасности плавания в части оборудования и снабжения яхт.

    Участвуя в регатах, яхтсмены, ориентированные на победу, используют весь имеющийся в их распоряжении арсенал знаний, опыта, материальной части и, имея перед собой подобные примеры, волей-неволей обучается чему-то новому. Ну как же брать рифы, когда рядом несут спинакеры, а в вантах уже посвистывает?! Как сохранить спокойствие и найти правильное решение, когда сосед — рукой до него достать можно — почти без ветра вдруг резко уходит? Как выиграть старт, как протестовать или отклонить протест и т.д. и т.п.

    Можно найти десятки примеров и подобных загадок, на которые ни одна книга не ответит однозначно. Только лично приобретенный опыт может подсказать единственно правильное действие в сложившейся из многих компонентов ситуации гонки. Таким образом, уважаемые любители плаваний под парусами, позвольте дать вам совет: Гоняйтесь! Гоняйтесь не за призами — за опытом и знанием. Гонка должна приносить удовлетворение, радость. Обстановка, атмосфера и на борту и на пирсе должна быть по сути праздничная! Сама попытка примериться к себе подобному многого стоит, а уже перенять кое-что у профи — тем более.

    Регаты, гонки — это не наука и не работа, даже если яхтсмен — профессионал. Регаты — это экзамен для всех сторон человека. Результат участия в регате зависит от того, насколько яхтсмен развит физически, какой он обладает квалификацией, насколько у него развиты интуитивные способности, способность сохранять расчетливость в самых сложных условиях противодействия с природой и соперниками, от способности яхтсмена взаимодействовать в команде и даже от того насколько он может обеспечить себя материально. Такой экзамен пойдет на пользу любому человеку и пожалуй его стоит проходить как можно чаще.

    Обмеры яхты

    Яхты, намеревающиеся участвовать в гонках, должны быть обмерены.

    Обмер яхт, это процесс, состоящий из:

    1. Физических измерений, описания, взвешивания яхт.
    2. оформления, вычисленного гандикапа и других параметров яхты в виде документов.

    Яхты, обладающие мерительными документами могут принять участие в регатах проводимых для тех классов яхт, в которых был проведен обмер.

    Записывайтесь в нашу гоночную школу или примите участие в регатах вместе со Skipperclub!

    Парусная регата — что это такое, и откуда взялось?

    Парусный спорт, как и традиции проведения парусных регат, появились очень давно, еще в период, когда начали свое существование большие и красивые парусные судна. Условия проведения парусных регат создавались под великих людей тогдашнего времени, ведь в гонках были обязаны принимать участие богатейшие жители страны и представители монаршего рода. Так как покупка и содержание яхты обходилось солидную сумму владельцу, поэтому позволить себе такую роскошь все желающие просто не могли. Например, даже сегодня состязания в парусной регате в Англии проводятся под попечением государства, и имеет статус королевской гонки. А все потому, что в свое время английский король Георг IV стал членом эскадры королевского яхт-клуба. Кроме всего прочего, брат и наследник престола Уильям IV стал учредителем награды для победителей в регате 1834 года, которая представляла собой особый кубок.

    Самый престижный и очень давний вид гонок на парусных суднах был основан еще во времена, когда правление было в руках королевы Виктории. Это гонка, в которой боролись за первенство и за Кубок Америки. В это время супруг королевы Виктории Альберт организовывает проведение всемирной выставки по теме технического прогресса, которая имела место в Лондоне. Выставка должна была «утереть нос» всем странам, и показать, кто является лидером вне конкуренции, в прогрессивных технологиях и достижениях. А в завершение выставки должна была стартовать парусная регата, которая также имела свой под смысл. Состязание должно было окончательно убедить всех, что именно Англия является единственным лидером в технических достижениях, поэтому для участия в ней были созваны «морские волки» со всех стран мира.

    Вполне с определенной целью в выставке вызвались участвовать и представители Америки, но в самом парусном состязании они взяли участие совершенно случайно. Это случилось в 1850 году, когда журналист из Англии предложил некому Джону Коксу Стивенсону (командору Нью-Йоркского яхт-клуба) принять участие в королевской гонке на парусных суднах. Гордыня американцев взыграла, и решение было принято в сторону позитивного ответа, и вопрос оставался только в выборе судна. В итоге, специально для участия в регате, было создано судно, которое бы во многих, если не во всех, параметрах превосходило яхту Англии. Здесь возникли сопутствующие вопросы о поиске финансов, постройке проекта и самого судна, спуск на воду и перевозка через воды Атлантики – это уже другая история. Но, не смотря на все трудности, в июне 1850 года яхта «Америка» все же была спущена на воду у берега Англии и принята в состав участников королевской регаты, что затем возымело легендарные последствия в парусном спорте в целом.

    На то время американское судно было просто шедевром судостроения с креативным дизайном. Длинна «Америки» от кормы до носа достигала чуть более 38 метров, а ширина – немного перевалила за 6 метров, и это при грузоподъемности — 170,5 тонн и осадке – 3, 35 футов. Высота основной мачты «Америки» была 24,69 м, а передней – 24,23 м. Производилась она из пяти видов различной древесины, закрепленной специальными металлическими скрепами. Обшивалась яхта светлым дубом, палубные помещения – желтой сосной. Днище облагородили листами меди, вышедшими выше ватерлинии на 15 см. Корпус был окрашен в цвет олова. Паруса занимали площадь 489 кв.м., и разрабатывал их лучший мастер Нью-Йорка, некий Р.Г.Вильсон. Каюты были цитаделью роскоши, и могли вместить 15 человек.

    Естественно, «Америка финишировала первой, а пришедшее через 18 минут английское судно повергло в панику английских болельщиков. Кроме того, американская шхуна была удостоена великой чести, так как ее посетила сама королева Британии вместе со своим мужем. Эта регата стала стартовой в продолжительном лидировании американцев в парусном спорте.

    Приз, который достался победителям – это великолепный сосуд из чистого серебра, формы которого были весьма утонченными и подчеркивались резной ручкой. На тот момент его цена была в пределах 500 долларов, это не большая сумма, но это ничто, если сравнивать с теми привилегиями, признанием и престижем, который впоследствии получила американская сторона. После кончины Джона Кокса, кубок передали на хранение в яхт-клуб города Нью-Йорк, где ее можно увидеть и сегодня. Естественно, в перспективе рассматривались варианты проведения регаты на Кубок Америки, но обязательным условием было то, что он должен при победе оставаться не в семье победителя, а в яхт-клубе. Несмотря на то, что первый выигранный приз совершенно не представлял собой никакой особой ценности, а оставался больше как почетный, в дальнейшем проводились гонки, трофеи которых были намного ценнее.

    Прошло много лет с тех пор, но соревнования на парусных яхтах не только не утратили, но и приумножили свою популярность. Кроме этого, они сохранили свой статус как международное состязание, хотя многие государства не могут позволить себе тратить баснословные деньги на участие в столь дорогой регате. Только представьте, яхт-клуб Нью – Йорка существует уже более 125 лет, и за это время он потратил больше 80 миллионов американских долларов на участие в регатах. Но даже сверх высокая стоимость, претендентов на участие и обладание трофеем было более чем достаточно, и интересовались люди одновременно из многих стран. Такая ситуация привела к тому, что для участия в регате начали проводить отборные туры, которые с 1983 года финансировались французской компанией «Луи Вюитон», которая в итоге учредила и кубок для победителя.

    Парусная регата собирает миллионы наблюдателей, несмотря на то, что это довольно дорогое удовольствие. Многие не на шутку увлекаются состязанием, так как с каждым годом оно становится все более интересным благодаря множественным техническим прогрессивным дополнениям. Каждый год появляются не только великолепно технически оснащенные судна, но и яхты с необычным внешним видом, благодаря креативному подходу к их дизайну. Парусная регата превратилась в популярное и любимое дело как для участников, так и для поклонников, и многие бы отдали многое, для того что бы хотя бы одним глазом взглянуть на подобное действие лет эдак через 100!

    Источники:

    http://proboating.ru/articles/people-and-sea/regata-history/
    http://skipperclub.ru/yakhtennaya-shkola/sailingraceschool/prs/
    http://seasail.ru/stati/parusnaya-regata-chto-eto-takoe

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector