92 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О пользе простирания. Буддийская практика простирания

О пользе простирания. Буддийская практика простирания

Люди, которые каждый день совершают простирания, во все времена отличались крепким физическим здоровьем и силой, а также стойкостью иммунитета к различным инфекционным заболеваниям. Врачи тибетской медицины утверждают, что простирания являются весьма эффективным путем как духовного, так и физического совершенствования. Действительно, в Индии нередко встретишь довольно пожилых людей, которые без особо труда совершают по несколько сотен простираний в день. При этом они превосходно себя чувствуют и не боятся тяжелой физической работы. Чем же все это можно объяснить? Почему для многих практикующих буддистов простирания оказываются не только духовной, но и оздоровительной практикой?

Многие склонны полагать, что простирания — это исключительно духовная практика. Однако правильнее было бы сказать, что это не только духовная практика. Если мы посмотрим на нее с медицинской точки зрения, то увидим, что простирания можно со всем основанием рассматривать как комплексное оздоровительное упражнение.

Общеизвестно, что даже у здорового и нестарого человека, если он ведет “сидячий” образ жизни и не занимается физкультурой, даже при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется повышенное сердцебиение и сильная одышка.

Напротив, человек, находящийся в хорошей спортивной форме, легко справляется со значительными нагрузками. Движения, нагрузка на мышцы и дыхание при совершении простираний удивительным образом превращают их в эффективное упражнение, выполняя которое мы не только поправляем общее состояние здоровья, но и повышаем стойкость своего организма. Давайте же путем анализа выясним, как простирания влияют на наше здоровье.

Рассмотрим в качестве примера образ жизни буддийского монаха, связанный с невероятным умственным напряжением. Заучивание молитв, философские дебаты, многочасовые молебны, изучение колоссального количества философских текстов, — все это предполагает сидячий образ жизни, который неблагоприятно сказывается на здоровье.

Конечно, высококвалифицированные Учителя избегают заболеваний посредством различных методик йоги и медитации. Но для молодых монахов практика простираний — незаменимая вещь.

Нагрузка на мышцы Совершать простирания порой совсем не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Для большинства начинающих практиков сделать хотя бы 108 простираний за один подход оказывается настоящей проблемой! И это не удивительно, поскольку при совершении простирания мы задействует огромное количество мышц своего тела: бицепсы, трицепсы, дельтовидные мышцы, брюшной пресс, поперечные мышцы живота, наружные косые мышцы живота, внутренние косые мышцы живота, мышцы спины, большие ягодичные мышцы, мышцы бедер, мышцы шеи и т.д. Простирания дают значительную нагрузку практически на все основные группы мышц. Эта нагрузка настолько интенсивна, что 108 или 216 простираний могут с лихвой заменить утреннюю пробежку любому спортсмену!

При этом у человека практикующего простирания, есть весьма важное преимущество перед любителем утренних пробежек. Простирания также включают потягивание: при совершении поклона вы в положении лежа вытягиваетесь вперед. Происходит растяжка мышц, которая не позволяет мышечным волокнам потерять эластичность и затвердеть, а значит, вы не теряете гибкости. Это существенный момент, поскольку некоторые врачи утверждают, что потягивание и растяжка мышц улучшают состояние сердечно-сосудистой и нервной системы, а это значительно снижает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.

Кроме того, сила и работоспособность нашей сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. У людей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической нагрузке. Поэтому и практика простираний, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу.

Дыхание — это жизнь. Люди неправильно дышат, и это становится причиной многих заболеваний. Зачастую люди дышат поверхностно. Из-за привычки “неправильно дышать” мы используем меньше трети объема своих легких. Такое дыхание буддийские мастера называют “поверхностным”. Оставшиеся две три альвеол (воздушных мешков) отвыкают работать. В конечном счете, каждая из наших двух альвеол на две трети наполнена застоявшимся воздухом, что плохо сказывается на деятельности мозга, сердца и центральной нервной системы, а также на общем состоянии здоровья.

Совершая простирания, мы душим глубоко и размеренно, а значит, производим замену застоявшегося воздуха. Это очень важно! Миллиарды клеток нашего мозга подвергаются сложным электрохимическим реакциям, что заставляет их поглощать 20% всего вдыхаемого человеком воздуха! Люди, дышащие поверхностно, испытывают недостаток свежего воздуха, что соответственно плохо влияет на деятельность мозга. Поэтому правильное размеренное дыхание — залог вашего гениального умственного труда!

Размеренность дыхания Если вы занимаетесь спортивным бегом или ходьбой, то при этом необходимо сохранять ровное дыхание. Это советуют и спортсмены, и врачи, поскольку чрезмерные нагрузки на сердечную мышцу весьма неблагоприятны. Неправильное сбившееся дыхание может вызвать чрезмерное напряжение. Именно поэтому при пороке сердца или бронхиальной астме бег и спортивная ходьба разрешены только в умеренном темпе.

Простирания позволяют выбрать темп и периодичность нагрузки, а это весьма важное преимущество. Бывали случаи, когда люди с пороком сердца начинали с трех поклонов, а через некоторое время достигали весьма ощутимых результатов, за один раз совершая по двести-триста простираний. Впрочем, подход здесь сугубо индивидуальный, и при серьезных заболеваниях сердца к практике простираний следует относиться с особой осторожностью. Не нужно рисковать здоровьем.

Психология простираний На протяжении веков для жителей Востока поклоны были не только религиозной практикой, но и этикетом, символом глубокого уважения и безмерной преданности, а также исцеляющей терапией. Буддисты всего мира совершают простирания перед своим Учителем, тем самым почитая не только наставника, но и превознося его Учения.

Однако для человека с европейским складом ума поклон связан с принижением. Преклонить колени — значит ущемить чувство собственного достоинства. Нередко, идя на поводу у обыденных представлений, мы склонны думать, что простирание противоречит демократическим принципам, идее всеобщего равенства. Поэтому не удивительно, что европейцы, посещая лекции различных буддийских Учителей, порой не могут отказаться от своих стереотипов и совершить три традиционных простирания перед наставником. С одной стороны они хотят получать традиционные буддийские знания, а с другой — не желают традиционным образом выразить свое почтение. Обычно людям с такими психологическими стереотипами очень трудно побороть ощущение неловкости и заставить себя преклонить колени перед наставником. Нередко случается так, что люди просто стесняются сделать поклон в силу своей чрезмерной робости. Но, на самом деле, такое отношение к поклонам совершенно неуместно. Для того, чтобы побороть в себе робость и неловкость, стоить поразмышлять о том, какую пользу приносят нам простирания.

Читать еще:  Карате для детей: польза и противопоказания. Каратэ для детей: со скольки лет и какая польза. Развивает силу воли и чувство собственного достоинства

С точки зрения буддийской практики, поклон — это отказ от гордыни и эффективный способ преодоления глупой самонадеянности. Человек должен вверить себя наставнику и просветленным существам, дабы они провели его по пути избавления от страданий. Простираясь перед Учителем, вы тем самым показываете свою искреннюю готовность выполнить все, что потребуется для достижения Просветления, и никакие трудности не остановят вас на этом пути.

Преодолев в себе связанные с простираниями предрассудки и совершив искренний преданный поклон, мы начинаем понимать, что в наших сердцах стало больше простоты и открытости. Нас больше не беспокоит чрезмерная важность собственной персоны и нам удается справиться с излишней самонадеянностью.

Естественная простота избавляет от бесполезных эмоций и открывает перед нами совершенно новые возможности. Преклонив колени перед Буддой и вверив себя Учителю, мы чувствуем их поддержку и понимаем, что мы — не одни в этом безумном мире, а значит, мы можем почувствовать себя счастливыми.

В практике простираний также есть еще одно преимущество: они являются хорошим средством разрядки отрицательных эмоций. К примеру, нам очень трудно перейти из раздраженного состояния в спокойное. Простирания помогут нам освободить ум от деструктивных эмоций и направить поток мыслей в правильное русло.

Практика простираний — как прогулка на свежем воздухе: она помогает отвлечься от суеты и наболевших проблем. Буддисты, ежедневно совершающие простирания, наверняка заметили, как ритмичность простираний успокаивающе действует на сознание и избавляет от приступов ипохондрии. Несомненно, по этой причине у практикующего простирания улучшается самочувствие, повышается работоспособность, а сон становится здоровым и крепким, как у младенца. Сосредоточенность нашего сознания и духовная направленность простираний позволяют освободиться от чрезмерного потока информации, из-за которого у людей часто возникают проблемы со сном. Поэтому полезно совершать простирания после рабочего дня.

Итак, практика простираний обладает огромной исцеляющей силой. Несомненно, она более эффективна, чем медицинские препараты и транквилизаторы. Поэтому, если вас одолевают психологические стрессы, депрессия и бессонница, то вам давно пора уделить время своей духовной жизни и заняться практикой простираний!

Выполнение простираний

Зачем вообще нужно делать простирания?

Зачем нам нужно растягиваться во весь рост на зачастую не слишком чистом полу, а потом вставать и повторять это сотни и тысячи раз? Простирания – это самый прямой метод принятия прибежища и один из самых лучших среди всех имеющихся методов освобождения от гордыни.

Они представляют собой внешний жест принятия истины Дхармы и выражение нашего намерения обнажить свою гордыню и расстаться с ней. Итак, принимая прибежище, мы простираемся ниц на полу, чтобы продемонстрировать своё полное смирение, бросаясь к ногам своего гуру и касаясь пола пятью точками своего тела – лбом, ладонями и коленями – как можно большее число раз. (В тибетской традиции есть два способа делать простирания: в полный рост и наполовину; но в нёндро мы обычно выполняем простирания в полный рост.)

Считается, что простирания приносят немало благ, например: в следующей жизни мы можем родиться с привлекательной внешностью, наши слова будут весомыми и ценимыми, мы будем благотворно влиять на своих друзей и сотрудников или же мы будем способны управлять теми, кто работает на нас. Говорят, что практикующие, выполняющие простирания, когда-нибудь будут наслаждаться обществом возвышенных существ и станут знатными, богатыми, обретут высокое рождение и в конце концов достигнут освобождения.

Для обычных мирских существ, однако, размышление о духовной пользе простираний и том объёме благой заслуги, который они способны принести, не обязательно явится наиболее эффективным способом обретения мотивации. С другой стороны, тот факт, что простирания полезны для здоровья, зачастую является достаточным стимулом для начала практики. Конечно, выполнение простираний с целью укрепить здоровье является мирской мотивацией, однако я ни в коем случае не стал бы её осуждать. В эту эпоху упадка любой фактор, подвигающий вас на практику Дхармы, имеет свою ценность, так что, пожалуйста, не смущайтесь и начинайте выполнять свои простирания, пусть пока лишь в качестве полезного физического упражнения. Поступив подобным образом, вы не только сэкономите деньги, которые иначе потратили бы на посещение спортзала, но и нарастите мышцы и немалое количество духовной заслуги!

Подсчёт простираний: просто сделай это!

Традиционно целью является повторение ста тысяч простираний в этой жизни или даже большего их количества, если это позволяет ваше здоровье и имеется на то время. Следует приложить все усилия для достижения этой цели, а вот то, сколь быстро вы достигнете поставленной цели – не столь уж и важно. Тот факт, что вы обогнали в этой практике других членов вашей сангхи, вовсе не означает, что вы первым достигнете просветления! Куда важнее скорости ваша мотивация и отношение к практике. В то же самое время не забывайте и о том, что сто пятьдесят простираний занимают примерно полчаса времени, и выполняя их ежедневно, менее чем через два года вы без особых усилий завершите стотысячный цикл.

Для многих из нас действительно очень полезно иметь ясно обозначенную цель. Некоторые возражают, что количество не имеет значения, но многие практикующие считают, что отслеживание количества выполненных практик и хорошо дисциплинирует, и приятно воодушевляет. Говоря по правде, те, кто утверждает, что предпочитает не считать простирания, зачастую слишком ленивы, чтобы себя утруждать, – даже просто купить чётки для счёта и то для них большой труд. Поддаваясь своей лени, они полностью упускают суть, потому что именно прилагать усилия, выполняя простирания, – самое главное в этой практике. Есть и такие, кто беспокоится о том, что, записывая количество простираний, они слишком возгордятся своими достижениями. Они утверждают, что практика Дхармы предназначена для того, чтобы разрушить самомнение и гордость, так зачем же подвергать себя опасности раздуть их ещё больше? Есть даже и такие, для кого вся идея «накопления» заслуг, как и накопление денег, подразумевает эгоистичность, и они считают себя выше этого.

Читать еще:  Эффективные упражнения со стулом для подкачки пресса: особенности и советы. Как качать пресс, сидя на стуле

На практике, если у вас есть сильное нежелание подсчитывать свои простирания и вы абсолютно убеждены, что это занятие нисколько не будет вас вдохновлять, то вы, несомненно, должны считать. Однако если только вы случаем не скрытый будда, такие невежественные существа, как мы, обычно достигают большего, когда ими движет желание достичь ясной цели. Следовательно, ежедневно записывайте свой счёт, даже если вам удалось сделать только десяток повторений. И помните, что, поскольку делать простирания труднее, чем произносить слова, нужно считать выполненные простирания, а не то, сколько раз вы повторяли слова молитвы прибежища.

Однако же, делая простирания, необходимо читать строки принятия прибежища непрерывно, когда опускаетесь и когда поднимаетесь, но синхронизировать слова с поклонами необязательно. Если вам нужно отдохнуть, посидите спокойно в позе медитации, продолжая читать молитву. Постарайтесь освежать свою мотивацию через каждые двадцать пять простираний или через десять, если вам так больше нравится; это бывает действительно полезно. Постоянно напоминайте себе, что вы практикуете на благо всех живых существ с полной уверенностью, что ваш гуру на самом деле наблюдает за вами, и пробуждайте бодхичитту.

Неизбежно случаются такие периоды, когда вы ловите себя на том, что механически выполняете простирания, ничего не «чувствуя». Когда такое происходит, просто продолжайте простирания. Лучше продолжать их, чем тратить время зря, ожидая, пока вас снова не посетит нужное чувство. Я и сам едва ли чувствую что-то, когда делаю простирания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

О пользе простирания. Буддийская практика простирания

БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА ПРОСТИРАНИЯ.

Простирания (поклоны) — одна из форм буддийской практики. Это психо-физические упражнения, сочетающие физическое действие (полный земной поклон с простиранием всего тела практикующего) и различные техники работы с сознанием, в первую очередь, техники визуализации Учителей, Будд, Бодхисаттв, йидамов и защитников, перед которыми и осуществляется простирание. Цель совершения этой практики — обуздание собственного ума, очищение накопившейся негативной кармы и приобретение благих заслуг. Как и во всех прочих практиках буддизма, основное значение при выполнении простираний имеет мотивация, с которой они выполняются.

Сейчас я расскажу, как делать простирания.
Сначала сложите вместе руки над макушкой. В простирании каждое движение имеет очень большое значение. Полное простирание (простирание в полный рост) очищает ваши каналы и закладывает основу для практики тантры. То есть каждое звено является подготовительным для следующего. Кроме того, простирание — очень хорошее физическое упражнение.

Американские ученые выяснили, что тибетские простирания — это лучший вид физических упражнений. Когда-то они думали, что бег — очень хорошее упражнение, потом узнали, что, если много бегать, то через некоторое время это может принести вред всем вашим сухожилиям. То есть с одной стороны — хорошо, а с другой — приносит вред. Но когда они исследовали простирания, то выяснили, что это абсолютно безвредное упражнение. Кроме того, оно очень полезно для всего тела. Простирания полезны для тех, у кого проблемы с нервами, например, для людей, легко впадающих в гнев. Если они будут постоянно делать простирания, то станут намного спокойнее. Таково воздействие простираний на чисто физиологическом уровне.

Вообще, для здоровья простирания очень полезны. Его Святейшество Далай-лама просил меня сделать сто тысяч простираний перед тем, как я отправлюсь в горы. Когда я сделал сто тысяч простираний, мое тело стало очень сильным и легким, поэтому я очень легко мог подняться в гору и спуститься обратно. И в течение трех лет я не нуждался в помощи ни одного врача. Голова тоже не болела. Вот когда я приехал в Россию, тогда то и начались все мои болезни.
Когда вы ставите ладони на макушку — это является символом короны Будды Когда-нибудь вы обязательно станете буддой, по¬тому что создали для этого причину. Хотя, конечно, вы станете буддой не только по одной этой причине, но она станет одним из факторов.

Далее вы приставляете ладони вместе так, чтобы кончики пальцев находились на уровне «третьего глаза». Это символизирует тело Будды и создает причину для обретения тела Будды. Затем ладони складываются вместе на уровне горла. Это способствует достижению речи Будды. Потом ладони перемещаются на уровень сердечного центра — для достижения сознания Будды. После этого вы ложитесь на землю и вытягиваетесь в полный рост. Вначале вы становитесь на колени, потом опираетесь на руки, затем руки скользят по ковру и вы вытягиваетесь. После того, как вы полностью вытянулись, ваши руки соединяются вме¬сте, большие пальцы соприкасаются. Потом немного приподнимаются ладони и опять опускаются на землю. Это — завершение простирания.

Когда вы опускаетесь на землю, вы должны думать о том, что вы вырываете корни сансары. С такой мыслью вы растягиваетесь на земле. А когда вы поднимаетесь с земли, то думаете о том, что открываете ворота освобождения. Очень важно, чтобы ваши ру¬ки были полностью вытянуты на земле, потому что это позволяет очистить ваши каналы. Подниматься нужно в обратном порядке. Итак, я описал вам, как выполняется полное простирание.
Полупростирания начинаются также, как и полные. Ладонями вы касаетесь макушки головы, середины лба, горла и середины груди. Затем вы становитесь на колени, ставите на землю руки и касаетесь земли лбом. То есть ваше тело не полностью лежит на земле, а только руки, колени и голова. Поднимаетесь также в обратном порядке.

Читать еще:  Тонус мышц ног у взрослых. Как лечить гипертонус у младенца. Причины гипертонуса у взрослых

Сейчас я расскажу, как это нужно делать. Если вы захотите сделать сто тысяч полных простираний, вам понадобится какая-нибудь большая деревянная доска, чтобы по ней можно было легко скользить руками. Или любое другое покрытие, подходящее для этой цели. Был вопрос о перчатках. Одевать перчатки нельзя, но можно что-нибудь подкладывать под ладони, чтобы проще было скользить рукам. Дело в том, что вам нужно будет чистыми голыми руками (без всяких подкладок и перчаток) делать жесты вначале простирания. А в какую сторону света при этом смотреть — неважно.

Перед тем, как делать простирания, вы должны прочесть молитву, которую мы читаем перед каждой лекцией. Затем представьте себе, что перед вами находится Будда и учителя четырех школ тибетского буддизма, а также все великие учителя Индии, все будды, бодхисаттвы, даки и дакини. В центре находится Будда Шакьямуни. Все это предваряет чтение мантры. После этого вы приступаете к самим простираниям.

Когда вы ставите руки на макушку, то начинаете читать мантру простираний. Количество простираний не так важно, как их качество. Если вы не можете сделать сто тысяч простираний, это не страшно, старайтесь каждый день делать качественные простирания, с полным вниманием. Не устраивайте погони за «духовностью». В вашей практике не должно быть давления, в том числе и давления на самого себя. Вы должны получать удовольствие от того, что делаете, вам должно это нравится. Потому что, если будет какое-то давление, например, вы будете внушать себе, что должны сделать сто тысяч простираний, то в какой-то момент вы просто почувствуете усталость от практики и вообще все бросите. Один месяц будете активно заниматься, а затем скажете, что больше не хотите ничего.

Теперь я вам дам мантру простираний. Считается, что эта мантра увеличивает благие заслуги от простираний в сто тысяч раз. Так сказано в древних текстах.
Мантра увеличения заслуг от простираний (мантра простираний):

НАМО МАНДЖУШРИЕ НАМО СОШИРИЕ НАМА У ДАРМА ШРИЕ СОХА

Произносить эту мантру лучше перед началом простираний, сложив руки в центре груди. Повторите ее три раза, а потом уже делайте простирания. При этом вы должны думать не только о том «поле заслуг», которое визуализировали перед собой, но и о том, что вы окружены множеством «полей заслуг».

Представьте также, что вы обладаете множеством тел, и все эти миллионы тел делают вместе с вами простирания, а также их делают все остальные живые существа. Думайте о том, что простирания делаются для очищения негативной кармы и накопления положительной, для того, чтобы вы достигли состояния будды на благо всех живых существ. Такая мотивация очень важна. Не стоит делать простирания с желанием приобрести здоровье или сделать свое тело красивым и стройным.

Делая простирания, читайте мантру Прибежища:
НАМО ГУРУБЕ НАМО БУДДАЯ НАМО ДХАРМАЯ НАМО САНГХАЯ

Первая строка говорит о том, что вы принимаете прибежище в своем духовном наставнике, вторая строка говорит о прибежи¬ще в Будде, третья — в Дхарме, четвертая — в Сангхе. С этой мантрой вы делаете простирания (мантра читается одновременно с выполнением простираний). Вы видите, как от тех будд и бодхисаттв, которых вы визуализировали вначале в качестве поля благих заслуг, исходит свет. Перед буддами и бодхисаттвами вы визуализируете вашего духовного наставника, он сидит на маленьком троне. На самом большом троне сидит Будда Шакьямуни -наш главный учитель. Все другие духовные учителя — его эманации.

Когда Будда умирал, то очень многие из его учеников спрашивали, что же с ними будет, когда он уйдет, кто будет направлять их? Он сказал: «Не беспокойтесь. Я буду приходить к вам иногда в виде монаха, иногда, как обычный человек. Я буду при¬ходить и творить благо, пока у вас будет нужда во мне». Многие великие учителя Индии и Тибета были эманациями Будды. Вы не можете сказать кто из них есть кто, это все разные формы Будды.

Огромная вера в Будду возникает у вас из понимания глубины его Учения. Чем больше вы размышляете над Учением, тем яснее осознаете, что он подлинный освободитель живых существ. Он действительно показал полный путь, логично и мудро обосновав его. Вы развиваете в себе веру в Будду, а затем делаете простира¬ния как символ уважения к нему.

В течение дня вы должны сделать минимум три простирания. Когда вы, например, летите на самолете, трудно делать простирания. В этом случае можете делать умственное или словесное простирания, сопровождая их теми же жестами, которые выполняются в начале телесных простираний, но не вытягиваясь. Если же вы испытываете некоторую неловкость перед окружающими, то можете сделать простирания только словесно или мысленно, без жестов. Для буддизма важнее всего сознание человека, его ум. Буддизм — очень гибкое учение, и он не требует делать ничего, что было бы слишком неудобно и болезненно.

Возвратимся к практике полного простирания. Когда вы дела¬ете простирание и произносите мантру прибежища, то в этот момент из сердец Будды, вашего духовного наставника, Его Святейшества Далай-ламы, всех будд и бодхисаттв, даков и дакинь исходит белый свет. Он проникает в ваше тело и очищает негативности вашего тела, речи и ума. Он дарует благословение телу, речи и уму. Вы ощущаете, что попадаете под защиту будд и бодхисаттв. Именно с таким чувством необходимо делать простирания.

Когда вам хочется сделать больше простираний, делайте боль¬ше (чем три). Мантру простираний можно говорить перед каждым простиранием, а можно и не говорить. Мантру прибежища произносим во время каждого простирания. Если вы можете говорить мантры быстро, то на каждое простирание можно произносить либо только мантру прибежища, либо две мантры подряд — и мантру простирания, и мантру прибежища. Заканчивая цикл простираний, обязательно сделайте посвящение заслуг.

Источники:

http://vk.com/topic-48283593_27845646
http://self.wikireading.ru/68695
http://ok.ru/tibetanbuddhism/topic/68526651927477

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector