98 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Международное спортивное движение. Спортивное движение в россии

III. Международное спортивное движение

Исторические предпосылки становления и развития современных видов спорта, установление международных спортивных связей, образование международных спортивных объединений по политическим, религиозным, расовым признакам во второй половине XIXвека.

Исторически сложившиеся формы международного спортивного движения (МСД), отразившее его систему, международное движение по отдельным видам спорта. Олимпийское движение. Международное рабочее движение, международные связи. Создание международных спортивных федераций (МСФ), проведение международных спортивных соревнований по отдельным видам спорта.

Создание олимпийского комитета (МОК), формирование олимпизма. Роль Пьера де Кубертена в возрождении и развитии олимпийского движения в мире. Начало проведения Олимпийских игр. Создание Генеральной ассоциации МСФ и Генеральной ассамблеи НОК в 1967–1968 гг., взаимодействие в работе МОК, НОК и МСФ. Проведение Всемирных игр по не олимпийским видам спорта.

Первый международный конгресс рабочих спортсменов, создание международного рабочего культурного и спортивного союза – первого органа по координации связей между рабочими спортивными организациями разных стран (1913 г.) Образование красного спортивного интернационала (КСИ,1921 г.) – отражение разногласий в международном рабочем спортивном движении на идеологической основе. Организация и проведение Международных рабочих Олимпиад (1925, 1931 и 1937 гг.). Создание в 1946 году Международного рабочего спортивного комитета (КСИТ), руководящего органа МРСД и его деятельность до настоящего времени.

Вступление России в Международное олимпийское движение, участие ее спортсменов в играх IV и V Олимпиад.

Международные спортивные связи СССР. Создание в СССР Федераций по видам спорта и вступление их в МСФ. Начало выступлений советских спортсменов на чемпионатах Мира и Европы. Создание НОК СССР (1951) и признание его МОКом. Достижения советских спортсменов на олимпийских играх 1952–1988 гг. Дебют олимпийцев Российской Федерации на зимних и летних олимпийских играх 1994 г.

Основные проблемы МСД: расовая дискриминация, взаимоотношение спорта с политикой, демократизация, коммерциализация, любительство и профессионализм, допинг, терроризм и крупные трагедии на спортивных аренах. Проблемы середины 1990-х гг.: выбор городов для проведения Олимпийских игр и олимпийское образование.

для подготовки к экзамену

по истории физической культуры и спорта

1. Предмет, структура и задачи курса истории физической культуры и спорта, его значение.

2. Истоки физической культуры.

3. Физическая культура в первобытном и рабовладельческом обществе.

4. Физическая культура в Древней Греции.

5. Физическая культура Древнего Рима.

6. Спартанская и афинская системы физического воспитания.

7. Рыцарская система военно-физической подготовки.

8. Физическая культура в Средние века и в эпоху Возрождения.

9. Создание и развитие систем ФК и С в странах Востока.

10. Зарубежные системы ФК и С (XVIII–XX вв.)

11. Гимнастические системы физического воспитания в конце XVII – начале XX вв. в Германии, Швеции, Чехии, Франции и др. странах.

12. Особенности развития физической культуры в России: народные формы физического воспитания.

13. Развитие в России теории и практики государственных форм физического воспитания в период XVII–второй половине XIX вв.

14. Становление педагогических и естественнонаучных основ отечественной физической культуры.

15. Научно-педагогическая деятельность П.Ф. Лесгафта и его вклад в разработку отечественной системы физического воспитания.

16. Физическое воспитание в образовательных учреждениях и общественных физкультурно-спортивных организациях России (конец XIX–начало XX вв.)

17. Зарождение и развитие в России современных видов спорта (конец XIX–начало XX вв.)

18. Образование Российского олимпийского комитета. Российские Олимпиады 1913 и 1914 годов.

19. Организационно-управленческие основы и различные направления развития советской системы физического воспитания в 1920–1930-е годы.

20. Научно-методические основы советской системы физического воспитания.

21. Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО СССР как программная и нормативная основа советской системы физического воспитания.

22. Военно-физическая подготовка населения в годы Великой Отечественной войны.

23. Физическая культура и спорт в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период 1945–1950 гг. Развитие спортивной направленности.

24. Становление физической культуры как учебного предмета в общеобразовательной школе (1917–1930-е годы).

25. Школьные программы по физической культуре в предвоенные, военные и послевоенные (1940-е) годы.

26. Развитие физической культуры в школе в 1950–1980-е годы.

27. Программы школьной физической культуры Российской Федерации в 1990–2000-е годы.

28. Структура и функции государственных и общественных органов управления ФК и С в Российской Федерации.

29. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в редакции 1999 г. и 2007 г. (основное содержание и значение).

30. Развитие массовой и оздоровительной физической культуры населения России. Разработка физкультурно-оздоровительных образовательных проектов.

31. Международное спортивное движение: общая характеристика спортивных объединений (НСО и МСО).

32. Международное спортивное движение по отдельным видам спорта.

33. Участие российских и советских спортсменов в чемпионатах мира и Европы.

34. Возрождение олимпийского движения и его функционирование в настоящее время. Олимпийские игры.

35. Игры XXII Олимпиады (1980, Москва)

36. Международное рабочее спортивное движение.

37. Международное спортивное движение студентов. Спортивное движение в области массовой и оздоровительной физической культуры.

38. Проблемы международного спортивного движения.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СПОРТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ

В конце XIX в. начинает развиваться международное спортивное движение (МСД), которое сопровождалось созданием международных спортивных объединений (МСО). Международное спортив­ное движение является сегодня составной и неотъемлемой часты современной общественной жизни и межгосударственных отношений.

Развитие спортивного движения в мире шло и продолжает иди по двум направлениям: по пути создания национальных спортивных организаций (НСО) и образования МСО. С одной стороны существование МСО не имело бы смысла без НСО, а с другой деятельность последних носила бы (как это и было в то время, когда МСО еще не существовали) локальный характер и не использовала бы всех возможностей спорта как фактора, способствующего установлению тесных контактов между различными странами.

Читать еще:  В костяных коньках. Эволюция коньков: от Киммерийцев до наших дней

Закономерно, что НСО как составная часть общественной жизни соответствующих государств выступают выразителями господствующих в их странах политических и идеологических взглядов. В этой связи становится очевидным, что для существования и развития МСД на современном этапе необходимо наличие общеприемле­мых принципов. Такими объединяющими принципами являются интересы развития спорта, борьба с политической и расовой дискриминацией, признание суверенитета и равноправия НСО, не­вмешательство в их деятельность, демократические основы opганизации и деятельности МСО, участие в борьбе за достижение всеобщего мира и взаимопонимания.

МСО сыграли большую роль в унификации спортивной техники, оборудования и правил проведения соревнований в большинстве видов спорта.

Первые международные спортивные объединения появились в конце XIX — начале XX в. (международные федерации гимнастики, гребли, конькобежного спорта, МОК и др.). К первой половине XX в. их насчитывалось около 100, а к нашему времени — свыше 200.

Развитие физической культуры и спорта во всем мире, возросшая их роль в социальной жизни людей, необходимость координации деятельности в этой области определили потребность в создании многочисленных МСО.

МСО — это всемирные и региональные неправительственные международные организации в области физической культуры физического воспитания и спорта. Членами МСО могут быть национальные, а в ряде случаев и международные спортивные орга­низации, и отдельные учреждения и лица.

Различают МСО универсальные и специальные общего характе­ра, деятельность которых не ограничена какой-либо одной об­ластью физической культуры и спорта. К ним относятся, напри­мер, МОК, Международный совет физического воспитания и спорта (СИЕПС), Ассоциация национальных олимпийских ко­митетов (АНОК), Ассоциация международных спортивных фе­дераций (ГАИСФ), Международная олимпийская академия (АИД) и др.

МСО по видам спорта — это прежде всего международные спортивные федерации, которых к концу 90-х гг. насчитывалось более 100. МСО по отраслям знаний и деятельности, имеющим не­посредственное отношение к физической культуре и спорту. На­пример, Международная федерация спортивной медицины (ФИМС), Всемирная” организация здравоохранения (ВОЗ), Меж­дународная ассоциация спортсооружений и сооружений для досу­га (ИАКС), Международное общество психологии спорта (ИССП), Международная ассоциация высших школ физического образова­ния (АИЕСЕП), Международная ассоциация спортивной прессы (АИПС) и др.

Существуют МСО, объединяющие спортсменов по какой-либо принадлежности: профессиональной — Международный спортив­ный союз железнодорожников (УСИК), Международная федера­ция университетского спорта (ФИСУ), Международный рабочий спортивный комитет (КСИТ) и др.; религиозной — Международ­ная ассоциация молодых христиан, Международный католический союз физического воспитания и спорта и др.

В задачи МСО входят содействие спортивным организациям отдельных стран в создании соответствующих национальных орга­низаций, признание их, установление и укрепление связей с ними, практическая помощь в работе, контроль за выполнением этими организациями принятых уставов; изучение и распространение международного опыта в своей области деятельности; создание материально-финансовых условий для развития физической куль­туры и спорта; совершенствование и единое толкование офици­альных международных положений, касающихся определенного вида спорта; планирование и организация международных сорев­нований, конгрессов, симпозиумов и т. п.; регистрация и утверж­дение рекордов мира, континентов и т. п.

Спортивные организации России участвуют в деятельности практически всех МСО. Исключение составляют МСО по видам спорта, не культивируемым в нашей стране (тобогган, боулинг, крикет и др.).

Особо следует подчеркнуть, что в преддверии 100-летия совре­менного олимпийского движения НСО России активно включи­лись в пропаганду, изучение и вовлечение в него широких слоев населения нашей страны, особенно учащейся молодежи.

Известно, что Международная олимпийская академия (АИД) как специализированное учреждение по изучению и пропаганде идей олимпийского движения основана в 1961 г. в Олимпии (Гре­ция). АИД ежегодно организует двухнедельные сессии, в програм­ме которых лекции и семинары по философским, идеологичес­ким, общетеоретическим, историческим, педагогическим, мето­дическим и другим проблемам олимпийского движения. НОК раз­личных стран направляют известных ученых, тренеров, препода­вателей, студентов и аспирантов для участия в сессиях АИД. С 1978 г. АИД проводит конкурсы на лучшие научно-исследовательские ра­боты по проблемам олимпийского движения.

Наша страна участвует в работе Международной олимпийской академии и ее сессий с 1973 г., но Советская олимпийская акаде­мия (СОА) была создана по рекомендации Международного олим­пийского комитета лишь в 1987 г.

В настоящее время в России образованы и работают 9 регио­нальных олимпийских академий (Смоленская олимпийская акаде­мия, Олимпийская академия Поволжья, Уральская олимпийская академия и др.). Координирует их деятельность Центральная олим­пийская академия (ЦОА), президентом которой является ректор РГАФК. Эти академии начиная с 1990 г. проводят ежегодные Все­российские научно-практические конференции «Олимпийское движение и социальные процессы». ЦОА ежегодно устраивает сес­сии-конкурсы по олимпийской тематике среди студентов и моло­дых ученых, на которых лучшие доклады отбираются для пред­ставления на Международной сессии в Олимпии.

Значительную работу по развитию в мире научно-методических основ физического воспитания и спорта проводит СИЕПС. Эта международная организация с целью содействия развитию физи­ческого воспитания и спорта, их пропаганды организует семина­ры, конференции, симпозиумы, конгрессы. Следует заметить, что первоначальные соображения о том, что СИЕПС будет междуна­родным объединением исключительно в области массовой физи­ческой культуры, не были претворены в жизнь, поскольку оно сейчас функционирует как подчиненная МОК организация, вхо­дящая в ЮНЕСКО.

В настоящее время СИЕПС занимается и проблемами физичес­кого воспитания различных групп населения, и вопросами спорта высших достижений. Так, например, в период Олимтшады-80 в Тбилиси проводился всемирный научный конгресс «Спорт в со­временном обществе», участниками которого были 900 ученых, в том числе 400 из-за рубежа — представители 50 стран мира. Науч­ные конгрессы стали традиционной частью всех олимпийских игр. В 1975 г. была проведена II Европейская конференция по спорту под девизом «Спорт в жизни людей и народов», а в 1976 г. состоя­лась I Международная конференция министров спорта и руково­дящих работников, ответственных за развитие физической культу­ры и спорта и воспитание молодежи. Она обсудила такие пробле­мы, как воспитание молодежи посредством спорта, пути и сред­ства укрепления международного сотрудничества, сохранение и приумножение духовного и физического потенциала людей. Раз­личные формы международного сотрудничества в области физи­ческой культуры и спорта под эгидой СИЕПС проводятся практи­чески ежегодно.

Читать еще:  Смысл волка ноги кормят. "Волка ноги кормят": значение фразеологизма и примеры

В современном МСД определились формы относительно строй­ного организационного построения с довольно четко выраженны­ми целями и задачами, практикой работы: МСД по отдельным видам спорта, международное олимпийское движение, междуна­родное рабочее спортивное движение, международное студенчес­кое спортивное движение, МСД по массовой и оздоровительной физической культуре и спорту, деятельность международных спортивных объединений по различным направлениям междуна­родного сотрудничества в области физической культуры и спорта.

Глава 13. Международное спортивное движение студентов и в области массовой и оздоровительной физической культуры

Международное студенческое спортивное движение

В 1923 г. спортивный отдел Международной конфедерации студентов организовал в Париже Международный спортивный конгресс университетов, а с 1924 г. начали проводиться чемпионаты мира среди студентов по отдельным видам спорта. Они регулярно проходили до начала Второй мировой войны. Это обстоятельство явилось первым заметным шагом на пути к созданию международного студенческого спортивного движения, наиболее значительного после олимпийского.

С 1947 г. проведение Всемирных студенческих игр возобновляется под эгидой Международного союза студентов (МСС).

В период с 1949 по 1959 г., после создания Международной федерации университетского спорта (ФИСУ), из-за политических разногласий обозначился раскол в международном студенческом спортивном движении: МСС продолжал проведение зимних и летних студенческих игр, а ФИСУ (1949) в противовес этому устраивала так называемые студенческие Недели спорта. С точки зрения спортивного уровня эти соревнования принципиально различались: на Всемирных студенческих играх устанавливалось много мировых и континентальных рекордов, Недели спорта, между тем, отличались весьма посредственными результатами. Студенчество бывших социалистических стран в организуемых ФИСУ соревнованиях не участвовало.

После длительных спортивно-дипломатических переговоров в 1959 г. было достигнуто окончательное соглашение о том, что страны — члены МСС вошли в состав ФИСУ. С этого момента студенческие игры начали проводить под названием универсиад. Первая летняя Универсиада прошла в 1959 г., а зимняя — в 1960 г. Большинство первых мест, как правило, делили между собой спортсмены США и бывшего СССР.

Спортивные соревнования, связанные со Всемирными фестивалями молодежи и студентов, отделены от универсиад и называются Международными дружескими спортивными играми молодежи.

Участие спортсменов России в универсиадах

В СССР в 1957 г. многочисленные студенческие ДСО были объединены во Всесоюзное ДСО “Буревестник”. Его советы на всех уровнях — от коллективов физической культуры до ЦС ДСО “Буревестник” — осуществляли руководство студенческим спортом в стране. Общество входило в ФИСУ. И СССР, и Российская Федерация регулярно принимали участие во всех всемирных универсиадах.

В Российской Федерации в 1993 г. ДСО “Буревестник” было преобразовано в Российский студенческий спортивный союз (РССС). Союз признан как единая организация по руководству студенческим спортом на всей территории страны. Он принят коллективным членом ОКР. В настоящее время РССС объединяет спортивные коллективы более чем 500 вузов и 2500 средних специальных учебных заведений. Возглавляет деятельность РССС Бюро исполкома и избираемый на конференции президент. Первым президентом РССС стал зав. кафедрой физического воспитания МГТУ им. Баумана, олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР, профессор А. И. Киселев.

К 1998 г. отделения РССС имелись в 24 регионах России. С 1996 г. он входит в российское и европейское народные спортивные движения, проводящие свою деятельность под эгидой ООН. В 1994 г. РССС был принят в Международную федерацию университетского спорта (ФИСУ). На всемирных универсиадах студенты России наиболее успешно выступали в гимнастике, фехтовании, легкой атлетике, волейболе, дзюдо, лыжных гонках, биатлоне, хоккее, горных лыжах, занимая высокие командные места. В целом успешное выступление российских студентов на зимних и летних универсиадах говорит о высоком авторитете РССС в мире (см. табл. на с. 294). Наибольший вклад в успешное выступление студентов-спортсменов на всемирных универсиадах внесли Российская государственная академия физической культуры, Московская государственная академия физической культуры, С.-Петербургская академия физической культуры. Уральский государственный технический университет, Красноярский государственный университет, Тюменский государственный университет. Среди педагогических вузов на Универсиаде-99 чемпионами стали студенты Ростовского-на-Дону, Пензенского и Ставропольского гос-педуниверситетов.

Результаты выступлений спортсменов России на универсиадах

Золотые медали Универсиады-99 завоевали студенты Е. Продунова из Ростовского-на-Дону госпедуниверситета (спортивная гимнастика), Ю. Пахалина из Пензенского госпедуниверситета (прыжки в воду). Ю. Таранова из Ставропольского госпедуниверситета (бег на 800 м).

Начиная с 1994 г. РССС по многим видам спорта регулярно проводит массовые и федеральные вузовские соревнования среди студентов и учащейся молодежи России (см. табл. ниже).

Успех работы РССС в дальнейшем во многом будет зависеть от источников финансирования.

Соревнования среди студентов и учащейся молодежи России

Международное спортивное движение в области массовой и оздоровительной

Физической культуры

Приоритет в становлении МСД в области массовой и оздоровительной физической культуры принадлежит преподавателям Стокгольмского центрального гимнастического института. А поскольку этот институт до Второй мировой войны готовил преподавателей физической культуры для многих стран мира, то это начинание получило широкое международное распространение. Начиная с 1898 г. было решено “. раз в два года или по мере необходимости, или если позволят условия. ” проводить международные конференции. Первая такая встреча, которая была названа Конгрессом по физическому воспитанию, состоялась в Антверпене в 1898 г. На конгрессе в 1911 г. была создана международная организация “Международный институт по физическому воспитанию” (под словом “институт” имеется в виду “союз”). Целью этого союза было желание обособиться от спортивного направления, включающего в себя соревнования по различным видам спорта. Однако это объединение прекратило свое существование с началом Первой мировой войны. После войны на Брюссельском конгрессе в 1923 г. была создана Международная федерация физического воспитания и гимнастики (ФИЖЕ). Ее целью было сплочение имевшихся союзов по физическому воспитанию, превращение во всеобщее достояние технических, педагогических, научно-методических результатов в области физического воспитания, распространение в мире шведской концепции в гимнастике. Организация спортивных соревнований и международных спортивных встреч не была поставлена в качестве особой задачи. В этот период, вплоть до начала 50-х гг., в практике работы федерации усиленно пропагандировалось шведское направление в физическом воспитании.

Читать еще:  Можно ли кормящей маме. Когда можно ходить в бассейн после родов

В 1953 г. в работе конгресса ФИЖЕ в Стамбуле кроме европейских стран участвовали американские организации ритмической гимнастики, учреждения, занимающиеся вопросами лечебной физической культуры, специалисты физического воспитания из Центральной и Южной Америки, Азии, Африки. В соответствии с возросшими функциями физического воспитания в общественной жизни и в этой связи более широкой сферой деятельности федерации она стала называться Международной федерацией физического воспитания (ФИЕП). С 1958 г. и в настоящее время функционирует как Международный совет физического воспитания и спорта (СИЕПС). Он работает, как уже говорилось, при ЮНЕСКО, является международной организацией, объединяющей общественные и правительственные национальные руководящие органы по физической культуре и спорту, научно-исследовательские и учебные заведения, крупнейших ученых мира — специалистов в данной области. Этот орган призван также осуществлять общее руководство научными конгрессами и их тематикой. Советские организации вступили в СИЕПС в 1961 г.

С середины 70-х гг. в мире начинает развиваться самое мощное и популярное в наше время международное массовое физкультурно-оздоровительное движение, получившее название “Спорт для всех”. В 1975 г. была принята европейская хартия этого движения, наметившая программу его развития. “Спорт для всех” — это общедоступные занятия оздоровительным бегом и ходьбой, аэробикой и атлетической гимнастикой, выезды за город, проведение простейших соревнований, разнообразные игры, туристские походы и экскурсии и другие виды двигательной активности с оздоровительной направленностью. В конце 80-х гг. при МОК была создана комиссия “Спорт для всех”, которая регулярно организует международные конгрессы. Например, тема восьмого конгресса 2000 г. называлась “Спорт для всех и политика”.

В разных странах это движение получило различные названия: в Норвегии и ФРГ, например, оно называется “Тримм” (что означает — быть всегда в хорошей форме). Норвежская организация “Жизнь на свежем воздухе” (ФРИФО) объединяет в своих рядах около 430 тыс. человек. Президент ФРИФО г. Рибер-Мон так объясняет содержание занятий по программе ФРИФО: “Для меня “Жизнь на свежем воздухе” — это и есть моя жизнь. Летом я ловлю рыбу и брожу по горам, осенью — охочусь и гуляю в лесу, а зимой встаю на лыжи так часто, как только возможно”. В Италии и США это движение получило название “Мы рассчитываем на вас” и “Физическая активность” соответственно.

С конца 80-х гг. СССР также стал участником международного движения “Спорт для всех”. Например, в 1989 г. состоялись массовые соревнования 5 городов СССР с 5 городами Канады. От СССР участвовали 573 тыс. человек. На втором этапе, в феврале 1990 г., заочный спор проводился уже среди 11 городов СССР и 11 городов Канады. Эти физкультурно-оздоровительные соревнования в рамках движения “Спорт для всех” проводились с советской стороны Госкомспортом СССР, газетой “Известия” и Гостелерадио СССР, диапазон участников был от детей до пенсионеров.

Без преувеличения можно сказать, что занятия по программе ГТО в СССР по своим целям были формой двигательной активности с оздоровительной направленностью всех возрастных групп населения нашей страны, т. е. по содержанию соответствовали движению “Спорт для всех”.

Как уже указывалось выше, в 1990 г. профессором РГАФК В. И. Столяровым был разработан проект “СпАрт”. Цель проекта—в рамках олимпийского движения содействовать практической реализации в современных условиях идей Кубертена о важности включения каждого человека в прекрасный мир спорта, о необходимости разностороннего, гармоничного развития молодежи, ее приверженности принципам “честной игры” и укрепления связи спорта с искусством. В движении “СпАрт” участвуют тысячи школьников, молодых инвалидов, воспитанников ДЮСШ, студентов. Многочисленные игры, турниры, соревнования начиная с 1991 г. проводились на новых принципах, направленных на приобщение детей и молодежи к миру спорта и искусства, принципам “честной игры”, воспитание гуманизма. Это движение вышло за рамки России и стало международным. Так, в 1992 г. на базе российского детского центра “Орленок” были проведены (совместно с Министерством образования России и под патронажем Олимпийского комитета России) олимпийские со-, ревнования школьников под названием Российские игры “СпАрт”. В них приняли участие 1,5 тыс. школьников из различных регионов России, а также Украины, Узбекистана и США. Особенность этого олимпийского турнира состояла в том, что самим соревнованиям и конкурсам предшествовала работа своеобразной “школы”, где школьники могли повысить свои знания, умения и навыки в области искусства и спорта, олимпизма.

В июле 1993 г. в Новосибирске состоялись самые массовые по числу участников олимпийские соревнования школьников по программе “СпАрт” — Международная детская Сибириада. В ней приняли участие около 2 тыс. школьников из различных городов и регионов России и других государств бывшего СССР. Как и на других спартианских соревнованиях, среди участников были инвалиды. В 1994 г. в Новокузнецке работал Международный спартианский лагерь.

Источники:

http://lektsii.org/14-6299.html
http://studopedia.ru/3_64849_mezhdunarodnoe-sportivnoe-dvizhenie.html
http://megalektsii.ru/s38223t2.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: