49 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Маяковский забота о лошадях. «Хорошее отношение к лошадям» В. Маяковский. Средства художественной выразительности

Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (восприятие, истолкование, оценка)

В. Маяковский — один из талантливейших русских поэтов 20 века. Он занимает особое место в плеяде великих художников слова.

Творчество этого поэта самобытно и оригинально. Маяковский явился великим новатором не только в области содержания, но и в области формы стихотворных произведений. Ему принадлежит изобретение знаменитой «лесенки», призванной выражать смысловые и эмоциональные оттенки стиха. На мой взгляд, по силе, энергетике, оригинальности и яркости языка В. Маяковскому нет равных в русской поэзии.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» относится к послереволюционному творчеству поэта (1918 г.). Композиционно оно состоит из трех частей, выделенных самим автором.

В первой части дается завязка действия: по зимней улице, «льдом обутой», шла лошадь. Шла, поскользнулась и упала: «Лошадь на круп грохнулась…»

Моментально ее окружила толпа насмешливых зевак:

и сразу
за зевакой зевака…
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал…

И только лирический герой не последовал общему «вою» жестокой толпы:

Лишь один я
Голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…

Здесь проявляется характерный для раннего творчества Маяковского мотив одиночества лирического героя, противопоставления его грубой и тупой толпе, и связанный с этим мотив отверженности, изгойства (лошадь).

Во второй части происходит развитие действия:

Подошел и вижу –
За каплищей каплища
По морде катится…

Третья часть содержит кульминацию:

И какая-то общая
Звериная тоска,
Плеща, вылилась из меня…
«Лошадь, слушайте –
Чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
Все мы немножко лошади…»

Далее следует развязка:

…Лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.

О чем это стихотворение? О хорошем отношении к лошадям (животным)? Конечно. О революционной ситуации, когда народ (лошадь) подбодрили, оказали сочувствие, вытерли слезы, и в результате:

И все ей казалось –
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

Возможно. Но это стихотворение еще и просто о хорошем отношении к людям. Недаром лирический герой убежден: «все мы немножко лошади». В понимании и сочувствии нуждаются все люди: попавшие в беду или неприятную ситуацию, уставшие, загнанные жизнью, изгои, не принятые толпой. Всем им достаточно крохи тепла и словечка участия. Тогда они, словно помолодев, обретут новые силы, будут думать, что все не напрасно, что

и стоило жить,
и работать стоило.

В связи с этим в стихотворении звучит и пессимистическая нотка: «каждый из нас по-своему лошадь». Жизнь часто выматывает, опустошает людей, превращает их в старых кляч, работающих по инерции и не замечающих красоты жизни. Поэтому особенно важным становится человеческое участие и сочувствие, способное вдохнуть в человека второе дыхание. Таким образом, «Хорошее отношение к лошадям» проникнуто гуманистическим пафосом, стремлением показать людям всю важность «хорошего отношения» к любому живому существу.

Передать мысли и эмоции стихотворения помогают оригинальные, мастерски подобранные средства художественной выразительности. Произведение наполнено звукописью, помогающей почувствовать атмосферу описываемых событий. например, стук копыт лошади: Гриб. Грабь. Гроб. Груб. В этих словах звучит предвестие отношения толпы к упавшей лошади (гроб — груб), а также революционные нотки (грабь – гроб — груб).

Аллитерация с согласным «з»: скользила, и сразу за зевакой зевака, Кузнецким, зазвенел и зазвякал – позволяет создать ощущение резкости, колкости, пронизывающих ударов толпы. Аллитерация с шипящими звуками: общая, плеща, шелесте – помогают «услышать», как тоска героя выплескивалась из него. Обилие гласных и сонорных согласных в конце стихотворения создают настроение веселья, бодрости, радости: «лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла. Хвостом помахивала. Рыжий ребенок. Пришла веселая, стала в стойло. И все ей казалось – она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило».

Интересны и оригинальны тропы, использованные поэтом в данном произведении: метафоры (копыта пели, ветром опита, льдом обута, улица скользила, смех зазвенел и зазвякал, улица опрокинулась, течет, за каплищей каплища прячется в шерсти, тоска, плеща, вылилась из меня и расплылась в шелесте); метонимия (смеялся Кузнецкий), эпитеты (звериная тоска), сравнения (все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь).
Наблюдается в стихотворении и игра слов (стойло – стоило, рыжий ребенок – жеребенок), неологизмы (ржанула), диалектные слова (плоше), слова с эмоциональными увеличительными суффиксами (за каплищей каплища – суффикс передает силу переживаний лошади).

Таким образом, «Хорошее отношение к лошадям» является, на мой взгляд, одним из лучших стихотворений В.В. Маяковского, пронизанным гуманистическим пафосом, наполненным богатейшими и очень оригинальными средствами художественной выразительности.

Читать еще:  Под каким номером играл бекхэм. Дэвид Бекхэм – биография и личная жизнь

Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского

Стихотворение Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” является типичным образчиком ранней лирики поэта. В молодости его волновала тема противостояния человека и толпы, которой он посвящал много своих произведений. Краткий анализ “Хорошее отношение к лошадям” по плану рассматривает как раз такое стихотворение, его можно использовать как основу для урока литературы в 5 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Хорошее отношение к лошадям.

История создания – произведение было написано в 1918 году, когда другие поэты, захваченные вихрем революции, писали в основном о ней.

Тема стихотворения – любовь к самому обычному рабочему животному, которое символизирует собой простых людей.

Композиция – последовательно развивающийся рассказ, от момента падения лошади до того, как она встала и продолжила свой путь.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – лесенка.

Эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребенок”.

Метафоры“улица опрокинулась”, “смех зазвякал”, “тоска вылилась”.

Неологизмы“клешить”, “ржанула”.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Жанр
  5. Средства выразительности

Бонус

  • Тест по стихотворению

История создания

О замысле этого произведения Маяковский писал Лиле Брик. Поэт остро ощущал, что в разгар революции люди озлобились, ими владеет страх, они не проявляют милосердия и даже простого внимания друг к другу. Именно в этого период, как говорит история создания “Хорошего отношения к лошадям”, у него и родился замысел “чего-то прочувствованного про лошадь”.

1918 год был важным и для самого Маяковского – он уже был признан в литературных кругах, но ощущал тоску от того, что его никто не понимает. Он перенес свое эмоциональное состояние в стихотворную форму и создал своеобразный крик души, которая никак не может пробиться к людям. При этом поэт подчеркивает желание продолжать творить, надеясь когда-то быть понятым и принятым хотя бы одним человеком.

Это произведение затрагивает много проблем. Прежде всего это любовь к ломовой кляче, то есть простым трудящимся людям, которые работают на благо общества. И далеко не всегда это общество им так благодарно, как следует.

Тема равнодушия и жестокости, которая в то время очень волновала Маяковского, также становится предметом рассмотрения в этом стихотворении. Лирический герой становится свидетелем ситуации, когда бедная старая лошадь, утомившись от работы, падает, а люди вокруг, вместо того, чтобы помочь животному или хотя бы посочувствовать ему, только смеются и тыкают пальцами.

И вот тут поэтом высказывается главная мысль – надо быть добрее. Простых сочувственных слов лирического героя было достаточно для того, чтобы старая кляча не просто встала и пошла. Нет, она повеселела, почувствовала себя ребенком и поняла, что все ее усилия были не напрасны. Так же нужно поступать всем и во всеми – люди должны быть добры друг к другу, чтобы ноша жизни была для них не такой тяжелой.

Композиция

Это облеченный в стихотворную форму рассказ, почти репортаж, сюжет которого развивается последовательно: лошадь падает – над ней потешаются – приходит лирический герой и подбадривает ее – она счастлива, так что находит в себе силы встать.

Используя эти образы, Маяковский рассказывает и свою историю – в 1918 году поэт много работал, стараясь принести пользу новому, только формирующемуся революционному обществу, однако продолжал чувствовать себя изгоем. Как и лошадь, он в какой-то момент решил прекратить старания, но все же решил продолжать работать для людей – в этом смысл стиха.

Это лирическое стихотворения, но, как и все произведения Маяковского, не совсем типичное для этого жанра. Оно воспринимается иначе из-за разговорного стиля, в котором написано, который делает его не похожим на традиционную лирику.

Особую роль в создании настроения играет и используемый Маяковским нетрадиционный стихотворный размер – лесенка. Также поэт применяет неточную рифму, которая помогала ему создавать необычные ситуации, образы, идеи.

Средства выразительности

Маяковский был поэтом-новатором, И хотя он использовал для своего стихотворения и привычные выразительные средства, такие как эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребенок” – и метафоры – “улица опрокинулась” , “смех зазвякал” , “тоска вылилась” , они все же играют не главную роль в художественной концепции.

Поэт использует разнообразные неологизмы, такие как “клешить”, “ржанула” и другие, а также аллитерации, передающие настроение. Так, он имитирует тяжелую поступь старой лошади с помощью таких слов, как “гриб, грабь, гроб, груб “.

С помощью этих художественных средств поэт показывает, как тяжело было идти лошади и как больно падать. Главную роль в данном случае играет звукопись.

«Все мы немножко лошади…» (По стихотворению В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»)
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Когда Вас называют лошадью,

не воспринимайте это за оскорбление…

Образовательные цели:

1) раскрыть главную проблему стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»;

2) познакомить с изобразительно-выразительным средством — инверсией;

3) расширить знания о личности поэта, его мировоззрении и поэтических особенностях.

Развивающие цели:

1) совершенствовать умение анализировать лирическое произведение;

2) развивать творческие способности учащихся.

Читать еще:  Чем можно глушить рыбу в пруду. Значение «глушение рыбы. Пешня бывает полезнее удочки

Воспитательные цели:

1) подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, сострадание, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность;

2) формировать у ребят данные качества характера;

3) воспитывать уважение к чувствам другого.

Оборудование: портрет В.Маяковского, иллюстрации к стихотворению, записи на доске (тема, эпиграф, словарь непонятных слов), мультимедийный проектор, гитара (на уроке звучат песни А.Розенбаума «Жеребенок», Расторгуева «Конь»…)

Тип урока: интегрированный (литература, музыка)

Форма урока: урок открытых мыслей, урок-исследование

Методы:

1) словесный (слово учителя);

2) исследовательский (творческие работы, создание видеороликов и презентаций);

3) практический (чтение стихотворения);

4) частично – поисковый (нахождение изобразительно-выразительных средств в тексте);

Технологии:

1) технология преподавания литературы как предмета, формирующего личность;

2) технология сотрудничества;

3) инновационно — коммуникационные технологии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Все мы немножко лошади…»

(По стихотворению В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»)

Когда Вас называют лошадью,

не воспринимайте это за оскорбление…

  1. раскрыть главную проблему стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»;
  2. познакомить с изобразительно-выразительным средством — инверсией;
  3. расширить знания о личности поэта, его мировоззрении и поэтических особенностях.
  1. совершенствовать умение анализировать лирическое произведение;
  2. развивать творческие способности учащихся.
  1. подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, сострадание, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность;
  2. формировать у ребят данные качества характера;
  3. воспитывать уважение к чувствам другого.

Оборудование : портрет В.Маяковского, иллюстрации к стихотворению, записи на доске (тема, эпиграф, словарь непонятных слов), мультимедийный проектор, гитара (на уроке звучат песни А.Розенбаума «Жеребенок», Расторгуева «Конь»…)

Тип урока : интегрированный (литература, музыка)

Форма урока : урок открытых мыслей, урок-исследование

  1. словесный (слово учителя);
  2. исследовательский (творческие работы, создание видеороликов и презентаций);
  3. практический (чтение стихотворения);
  4. частично – поисковый (нахождение изобразительно-выразительных средств в тексте);
  1. технология преподавания литературы как предмета, формирующего личность;
  2. технология сотрудничества;
  3. инновационно — коммуникационные технологии.

На доске словарь:

  1. Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.
  2. Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.
  3. Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве.
  4. Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».
  5. Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».
  6. Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».

— Видеоролик о лошадях на песню «Я подозвал коня…»

— Давайте попробуем объяснить афоризмы, которые представлены в видеоролике:

  1. Лошадь – это поэзия в движении.
  2. В мире нет ничего прекрасней скачущего коня, танцующей женщины и корабля под парусами.
  3. Даже хорошему наезднику надо помнить, что с коня можно упасть.
  4. Если Вас называют лошадью, не воспринимайте это за оскорбление…

— Немного о В.Маяковском.

— Слово учителя, презентация о поэтической манере В.Маяковского

Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру как “агитатор, горлан, главарь”. Он действительно шагнул к нам “через лирические томики, как живой с живыми говоря”. Его поэзия громка, неуемна, неистова. Ритм, рифма, шаг, марш — все эти слова ассоциируются и выражают творчество поэта.
Маяковский — поэт разносторонний. Он мог писать обо всем в равной степени талантливо и необычно. Он, как смелый мастер, работающий со своим материалом по собственным законам. У него свое построение, свой образ, свои ритм и рифма.

«Хорошее отношение к лошадям» читает О.Басилашвили

-Давайте подумаем над темой и идеей стихотворения.

Тема стихотворения : история лошади, которая « грохнулась » на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая. Упавшая и плачущая лошадь – это своеобразный двойник автора: « Деточка, все мы немножко лошади ».

Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками (« может быть старая… »), « рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла ».

Идея стихотворения : Если старая упавшая лошадь нашла в себе силы подняться, да еще и пойти, « хвостом помахивая », то и поэт сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его, « поэтичном », слове.

-Какова главная проблема?

В мире людей утрачены такие качества, как милосердие, сострадание, доброта…Толпе зевак нет никакого дела до чужой боли…

Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? Как вы их понимаете? (Боль и страдания за животное вылились из души автора и выразились в его словах.)

Слова поэта, обращенные к лошади, взяты в кавычки. Как вы считаете, произнесены они вслух или являются внутренним монологом? ( Это внутренний монолог.)

Давайте посмотрим, какие тропы и фигуры встречаются в этом стихотворении.

1. Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.

БиЛи КоПыТа,
ПеЛи БуДТо:
— ГРиБ.
ГРаБь.
ГРоБ.
ГРуБ. –

Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим , как идет лошадь, как цокают ее копыта.

ЛоШаДь на КРуП
ГРоХНуЛаСь…
… СГРуДиЛиСь…

Лошадь, поскользнувшись на ледяной мостовой, не просто упала, — она « грохнулась ». Если бы я была лошадью, то мой круп даже очень бы почувствовал соприкосновение с твердой поверхностью.

Читать еще:  Как рисовать лошадь. Рисуем гриву коня

А зевакам что? Лишь что-нибудь привлекло их внимание и почему-то развеселило.

… и СРаЗу
За ЗеваКой ЗеваКа,
ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…

Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении. А длинная строка – метафора бесконечного шествия зевак по Кузнецкому мосту.

2. Ассонанс — созвучие , повторение гласных звуков в слове, фразе.

В предложенном отрывке 6 раз употреблена буква «у» — звуковое выражение боли, которую испытывала старая лошадь. 7 раз – буква «и» — с восклицанием этого звука «и-и-и! – можно прокатиться с ветерком на ледяной дорожке. Но лошади не до смеха. 11 раз – буква «а». Особенно часто она повторяется в двустишии:
— ЛошАдь упАлА!
-УпАлА лошАдь!

Лошадь наверняка могла заржать. Звук «а» — выражение крика и самой лошади и многочисленных прохожих.

3. Звукоподражание – подражание с помощью языка звукам живой и неживой природы.
— Гриб.
— Грабь.
— Гроб.
— Груб.

В данном случае слова полностью теряют свое лексическое значение, но выступают в другой функции – звукоизобретательной.

4. Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.

Первые 6 строк – лошадь скачет, звук каждого копыта отчетливо слышен.

У-ли-ца сколь-зи-ла.
Ло-шадь на круп
грох-ну-лась.

Автор подбирает слова с двумя-тремя слогами; причем эти слова можно разделить еще: с-ко-ль-зи-ла , г-рох-ну-ла-сь . Поэтическая задача: воспроизвести звуки бега, скольжения и падения.

5. Повтор:
— Лошадь упала!
-Упала лошадь!

Это так называемый зеркальный повтор , когда элементы следуют в обратном порядке. Зеваки кругом сгрудились около упавшей животинки. Но и лошадь тоже их видит своими плачущими глазами. Кроме того, она, живая, упавшая на круп, перевернувшаяся, подогнула копыта, которые вместе с ушибленной спиной передают зримое ощущение круговой боли.

Каково значение многоточия в стихотворении?

Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти.

звериная тоска, пришла веселая

Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.

за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:

Улица опрокинулась,
течет по-своему.

У Ф.Абрамова есть рассказ «О чем плачут лошади?

-Что такое слезы?

-Так о чем же плачут лошади?

Лошади действительно плачут, когда им плохо. Люди плачут чаще. Не раз каждому из нас приходится «тащить свой воз» по скользкому подъему жизненной дороги. И полно вокруг насмешников. Встречаются и наездники — палачи, готовые спустить шкуру.
Хорошее отношение к животным не всегда подразумевает хорошее отношение к людям. У Маяковского такое отношение есть.
. Глупенькая,
все мы
немного лошади.

Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет.

… встала на ноги,
ржанула
и пошла .
Хвостом помахивала .
Рыжий ребенок.
Пришла веселая ,
Стала в стойло.
И все ей казалось –
Она жеребенок,
И стоило жить,
И работать стоило.

В иносказательном плане глупого человека называют ослом,

а какого человека называют лошадью?

Вспомните фразеологизмы, касающиеся характеристики человеческих качеств, поступков,…

Надеть хомут
Взять под уздцы

Счастье в наследство и сказка Салтыкова-Щедрина «Коняга»

Как-то шёл по дороге мудрец, любовался красотой мира и радовался жизни.
Вдруг заметил он несчастного человека, сгорбившегося под непосильной
ношей.

— Зачем ты обрекаешь себя на такие страдания? — спросил мудрец.


Я страдаю для счастья своих детей и внуков, — ответил человек. — Мой
прадед всю жизнь страдал для счастья деда, дед страдал для счастья
моего отца, отец страдал для моего счастья, и я буду страдать всю свою
жизнь, только чтобы мои дети и внуки стали счастливыми.

— А был ли хоть кто-то счастлив в твоей семье? — спросил мудрец.

— Нет, но мои дети и внуки обязательно будут счастливы! — ответил несчастный человек.


Неграмотный не научит читать, а кроту не воспитать орла! — сказал
мудрец. — Научись вначале сам быть счастливым, тогда и поймёшь, как
сделать счастливыми своих детей и внуков!

сказка Салтыкова-Щедрина «Коняга»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал содержит развёрнутый конспект урока по теме «Анализ стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

В данном материале мы знакомимся с содержанием стихотворения, со звуковой организацией речи, со своеобразием стихотворного ритма, с составными и приблизительными рифмами;показываем бессердечие ме.

К теме общения человека с «братьями нашеми меньшими» обращались многие русские литераторы. На современном этапе нравственное воспитание школьников на примере доброты по отношению к животным играет бол.

Данная презентация позволит учителю сделать урок более интересным и выразительным.

Cтихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Основной задачей учителя является стимулирование познавательной деятельности учащихся. И в этом очень важная роль нестандартных форм обучения, одной из которых является проведение бинарных уроков.

раскрыть главную проблему стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям&raquo.

Источники:

http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/mayakovskij-v-v/raznoe/5004-stikhotvorenie-v-v-mayakovskogo-khoroshee-otnoshenie-k-loshadyam-vospriyatie-istolkovanie-otsenka
http://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/mayakovskiy/horoshee-otnoshenie-k-loshadyam.html
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/09/26/vse-my-nemnozhko-loshadi-po-stikhotvoreniyu-vmayakovskogo

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector