7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как называется ангелочек который стреляет стрелами. Как вызвать ангела любви и возможно ли это? ангелочек с луком и стрелами

Кто такой Купидон на самом деле: факты о боге любви, которых мы не знали (4 фото)

Имя и образ Купидона известен практически каждому. Многие знают, что Купидон – бог любви, однако на этом зачастую и заканчивается наше знакомство с ангелоподобным мальчиком, вооруженным луком и стрелами.

На самом деле у Купидона далеко не простая история. Стоит упомянуть лишь то, что в разные исторические периоды бог любви не просто выглядел по-разному, но был совершенно иным существом.

Метаморфозы Купидона

В древнегреческих источниках, откуда впервые мы и узнали о нем, Купидона называли Эросом или Эротом (в зависимости от перевода)

В самых ранних источниках (космогонии, самые ранние философские тексты) он – один из примордиальных четырех богов, создавших космос. Среди них, кроме Эроса, еще Хаос, Гея и Тартар.

Более поздние источники говорят об Эросе как о сыне Афродиты то ли от Урана, то ли от Ареса. В римскую традицию Купидон или Амур перешел сыном Венеры (Афродиты) и Марса (Ареса).

В конечном счете у более поздних, практически средневековых поэтов и трубадуров Купидон представлен как ребенок с луком и стрелами, часто ослепленный. В раннем греческом искусстве Эрос же изображался молодым мужчиной – воплощением страсти и сексуальной силы.

Древняя Греция и Рим

В Древнем Риме у бога любви было два имени, как и сегодня. Оба значения этих имен напрямую связаны с любовью. Купидон происходит от латинского слова Cupido, что означает «желание». Другое латинское имя Купидона – Амур – происходит от латинского слова «любовь».

Как выглядел Купидон у греков, мы описали выше. Однако после Эллинистического периода, который закончился около 31 года до нашей эры, когда Рим завоевал Грецию, этого бога стали изображать маленьким полнощеким мальчиком, который знаком каждому современному человеку, особенно в преддверии Дня святого Валентина.

Непостоянство любви

Непостоянство любви стали изображать двухконечной стрелой Амура. Один конец – золотой, наполнит сердце искренней и страстной любовью, другой – медный, остудит влюбленное сердце.

Стоит отметить, что двойственная природа любви отражалась и в древнегреческой мифологии, где у Эроса был брат-близнец – Антерос. Антерос был богом взаимной «ответной» любви, он не отличался страстностью, скорее наоборот, был хладнокровным и мстил тем, кто не отвечает на искренние чувства и особенно тем, кто насмехается над ними.

Средневековье

Лук и стрелы были у Купидона и в период классицизма, однако огромное внимание им стали уделять в период раннего Средневековья. Тогда же Купидона начали ослеплять, символизируя тем самым непредсказуемый характер любви – ей подвластны все вне зависимости от возраста, пола и положения в обществе.

Ослепленного повязкой Купидона можно встретить в пьесах Шекспира.

После того как христианство стало фактически единственной формой культуры в Европе в Средние века, бога любви пытались изображать скорее демоном, нежели ангелом. Он был «демоном внебрачной связи», обольстительной злобной фигурой, сбивающей людей с пути истинного. Его колчан стал символом развращенного ума, лук – символом обмана, стрелы – яда, а факел – горячей порочной страсти.

Амур и Психея

Одним из самых популярных классических мифов было повествование о любви Эроса и Психеи – смертной прекрасной девушки. Этот миф увековечил в своем романе римский писатель и поэт Апулей.

Психея была настолько прекрасна, что сама Афродита стала завидовать ее красоте. Ревнивая богиня послала к девушке Эроса, чтобы он заставил ее сердце запылать страстью к самому уродливому существу на земле. Девушку оставили на краю утеса, где ее должен был встретить монстр и забрать в жены. Однако Эрос, увидев Психею, смиренно ожидающую свою жестокую судьбу, сжалился над девушкой и унес ее с утеса.

Эрос стал приходить к девушке, но лишь под покровом тьмы, так как не хотел, чтобы она узнала, кто он. Он взял с девушки обещание не пытаться разведать, кто он. Ревнивые сестры Психеи прознали об ее спасении и любви к таинственному спасителю и решили обхитрить сестру. Они сказали Психее, что ее тайный любовник – жуткое чудище, и убедили ее взглянуть на него, пока он спит.

Психея зажгла масляную лампу и взглянула на Эроса. Он оказался настолько прекрасным, что девушка залюбовалась им настолько, что не заметила, как масло от лампы потекло на плечо бога любви. Эрос, увидев, что Психея предала его, покинул ее и исчез.

Расстроенная Психея бросилась вслед за возлюбленным, долго искала его, скитаясь по всему миру, пока не решилась обратиться за помощью к Афродите.

Разгневанная богиня захотела поиздеваться над девушкой, давая ей одно невыполнимое задание за другим. Однако Психея не сдавалась и справилась со всеми заданиями не без помощи сверхъестественных сил, сжалившихся над нею.

Эрос, узнав о том, что его любимая так долго его искала и перенесла столько мук и страданий, даже спустилась в ад, отправился к Зевсу просить о том, чтобы Психее был дан статус бессмертной. Зевс послушал его, и Психея отправилась жить на Олимп вместе с Эросом. У них родилась дочь Гедония (в римской традиции Волупия) от слова «сладострастие».

Читать еще:  Платини Мишель. Спортивная биография. Мишель Платини, французский футболист и тренер: биография, семья, спортивные достижения

Купидон в искусстве

Амур всегда был одним из любимых сюжетов поэтов, художников, музыкантов и скульпторов.

С возобновившимся интересом к гуманизму классического искусства художники эпохи Возрождения изображали Купидона как вполне реалистического ребенка. Однако он неумолимо становился все моложе и моложе. На некоторых картинах мастеров итальянского и северного Ренессанса Купидон был изображен не просто малышом, но даже младенцем.

В период развития итальянского Ренессанса многие художники начали изображать несколько Купидонов на одной картине. Этот прием стал известен как amorini, или амуры. Порой амуры (которых называли еще и putti – ангелочки) попадали даже на библейские изображения, например на «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля.

Купидон в современной культуре

С кудрявыми волосами, красными губками, крошечными крыльями, стрелой с наконечником в форме сердца Купидон является культовой и узнаваемой фигурой в современной массовой культуре. Чаще всего его можно заметить на валентинках, коробках конфет и мягких игрушках, но не стоит забывать про глубокое художественное наследие этого исторического символа.

Купидон остается актуальным и в современном искусстве. Например, популярный поп-арт дуэт муж и жена Класа Олденбурга и Косье ван Брюгген установили популярную скульптуру в Сан-Франциско. Скульптура называется «Охват Купидона» (Cupid’s Span), что очень даже символично, ведь вдохновленные Купидоном предметы и произведения искусства создавались и все еще создаются уже на протяжении тысяч лет, доказывая тем самым, что бог любви и искусство всегда были идеальной парой.

Амур — ангелочек с луком и стрелами.

Амур вроде как пришёл к нам из Древней Греции. А кто-то знает почему именно лук и стрелы находились в руках у Амура? Не праща, тоже оружие древнее и широко распространённое в то время, не дротик (метательное копьё), а именно лук со стрелами?

Амур — ангелочек с луком и стрелами.

«Знай, это любовь,

с ней рядом Амур,

Знай, это любовь,
сердце не прячь,
Амур не промажет»

Группа «Ляпис Трубецкой». Из песни.

Ну, ваши мысли по этому поводу?
А ведь история эта, почему Амур вдруг вооружился луком и стрелами, довольно интересна.

Чтобы разобраться в этом историческом казусе, отмотаем тысячи две с половиной лет назад и посмотрим на древнегреческую армию. Почему казусе? А вот почему.

Посмотрим на армию того времени. Самая многочисленная и наименее защищённая часть воинов – пращники, кидатели камней. Большая часть воинов была вооружена копьями (в основном, короткими метательными – дротиками, тяжелая пехота – фаланга была вооружена длинными тяжелыми копьями). Были также элитные бойцы, вооруженные гнутыми мечами-кописами, а вот лучников… Их не было. Совсем. Ни на юге Греции, ни в колониях Северного Причерноморья, откуда Древняя Греция получала зерно и мясо, не было подходящего материала для луков и стрел, пробивавшего доспехи тяжелого воина. Даже острые бронзовые наконечники не помогали.

Лук использовали лишь охотники. И именно лук был главным атрибутом богини охоты древнегреческого пантеона Артемиды. Она же была и хранительницей всех зверей. Защищала их как могла. И поражала всех, кто поднимал руку на беззащитных зверушек. Стреляла из лука, главного оружия тогдашних охотников и рыболовов. Но не пристало даме, да ещё и богине, таскать лук и колчан со стрелами самой. Вот и нашелся оруженосец, махонький пацан, который, то ли из уважения, то ли по принуждению, а вдруг божья кара постигнет, и таскал лук со стрелами за прекрасной богиней, не отходя, а точнее не отлетая от неё ни на шаг. Но озорному пацану так надоедало это однообразие, что иногда, когда богиня не видела, он постреливал по сторонам. Именно этот сюжет часто рисовали древнегреческие художники.

Так почему же сейчас несчастные влюблённые так клянут эти стрелы Амура, а счастливые и рады, что в их сердце попала эта… древняя пуля. И почему многие считают, что: «Амур, персонаж древнегреческой мифологии (древнеримское название – Купидон), озорной крылатый малыш, спутник богини любви Венеры. Порхая у ее плеча, поражает сердца людей из своего лука невидимыми стрелами, в результате чего в них вспыхивает любовь».

Так или почти так думают многие, многие, многие… И вот здесь и скрывается неправда.

В древнегреческой мифологии Амур никогда не был спутником Венеры. Это заблуждение появилось во времена древнего Рима, когда римские легионы завоевали землю древней Эллады. Именно тогда в моду у римской знати вошли древнегреческие сюжеты. И, видимо, римские художники, перерисовывая греческие сюжеты на новый лад, перепутали богинь: ведь Артемида тоже была прекрасна, думаю, не менее, чем богиня любви Венера. И именно тогда Амур стал называться «Купидон» и изображаться не как оруженосец богини охоты, а как спутник богини любви, этакий хулиган, озорной мальчишка-снайпер, что палит без разбора и поражает сердца людей своими стрелами.

И благополучно дожил в этой роли до нашего времени.

«Миленький ангелочек» или «пламень огненный»?

О благоговейном отношении к ангелам

В каком виде являлись ангелы праведникам Ветхого и Нового Заветов? Как правильно изображать ангелов и относиться к ним? Безобидны ли изображения «ангелочков» в виде младенцев с крылышками? Об этом размышляет в своем слове схиархимандрит Авраам, духовник Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря (г. Екатеринбург).

Белый ангел. Монастырь Милешева, Сербия

Сегодня, братья и сестры, мы поговорим об ангелах. Хотя нам открыто о них немного, но все же, опираясь на Священное Писание, мы можем составить правильное представление о природе этих существ и иметь к ним правильное, благоговейное отношение.

Для начала приведем отрывок из Евангелия от Матфея. Когда жены-мироносицы пришли ко гробу Господню, им явился ангел и возвестил о воскресении Христовом. Вот каково было это явление: «Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф. 28, 3). Такой облик имеют ангелы, когда являются в своей славе. Иногда, применяясь к человеческой немощи и желая доставить пользу людям, ангелы скрывают от них свою славу. Так, архангел Рафаил явился Товии под видом юноши и сопутствовал ему в качестве слуги. Но когда ангелы являются человеческому взору в той Божественной славе, которой наделена их природа, то вид их представляет собой необычайное зрелище. «Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф. 28, 3). В Иудее снег выпадает крайне редко и очень быстро тает, поэтому он не успевает потемнеть и бывает ослепительно белым, сияющим белизной. И под словами «бела как снег» евангелист подразумевает белизну необыкновенную, неземную. Какова реакция обыкновенных грешных людей на такое явление ангела? «Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые» (Мф. 28, 4). Ангел же, обратившись к женщинам, сказал: «Не бойтесь» (Мф. 28, 5). Как видно, испугались и мироносицы, хотя они были праведными, святыми, искренне любящими Господа. А тех, кто был настроен к Господу враждебно, объял такой ужас, что они упали замертво. На иконах, передающих это событие, стражники так и изображаются: упавшими на землю и оцепеневшими от страха. Вот как воспринимает явление ангелов немощный человек, в особенности человек грешный.

Читать еще:  Батман тандю пур ле пье перевод. Классическая терминология

В Евангелии от Марка повествуется, что жены-мироносицы пришли ко гробу Господню, и «увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду, и ужаснулись» (Мк. 16, 5). Ангел явился в виде юноши и, вероятно, не имел крыльев, с которыми обычно изображают ангелов на иконах, но все-таки в его облике, в окружавшей его атмосфере было нечто такое, что привело жен в трепет.

На иконах, передающих это событие, стражники изображаются упавшими на землю и оцепеневшими от страха

А сейчас прочтем из Ветхого Завета о явлении ангелов пророку Иезекиилю. Все эти отрывки из Священного Писания вам известны, но, собранные вместе, они производят особо сильное впечатление. Они показывают, каково должно быть наше благоговение перед ангелами. Я приведу большой фрагмент, но, думаю, Священное Писание настолько интересно, что всякому подлинному христианину чтение его доставляет удовольствие, духовное наслаждение, а не скуку.

«И я видел, – говорит пророк Иезекииль, – вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был как у человека. И у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их – ноги прямые, и ступни ног их – как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них – у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния» (Иез. 1, 4–14).

Непостижимо для нас, что же испытывал в тот момент пророк Иезекииль. Какой благоговейный ужас должен был охватить этого человека, узревшего непостижимое, страшное видение ангелов, видевшего их такими, какие они есть!

Приходится наблюдать, что ангелов изображают в недостойном, по сути, в кощунственном виде

Между тем сейчас приходится наблюдать, что ангелов, этих святых, небесных существ, изображают в недостойном, по сути, в кощунственном виде. Я говорю о традиции изображения ангелов как младенцев с крылышками. Глядя на них, даже верующие люди умиляются: «Какой миленький ангел!» На самом деле ангел – это не какой-то «миленький ангелочек». Ангел – это тот, кто являлся в таинственном видении пророку Иезекиилю. Ангел – это тот, чей лик сверкает, как молния, по описанию апостола Матфея. Представьте себе человека, у которого лицо сверкает, как молния. Наверное, вы в обморок упали бы, если бы такое увидели. Этих возвышенных, святых существ мы изображаем в виде каких-то миловидных младенцев с крылышками, умиляемся этому и считаем это вполне христианскими чувствами. Получают широкое распространение всевозможные поздравительные открытки с такими изображениями, сувенирчики подобного рода. И нам самим это нравится, и детям мы это дарим, чем внушаем им неправильное, кощунственное представление об ангелах.

Откуда появились такие изображения? Они пришли к нам с Запада. Когда благодать Божия оставила западных христиан, тогда постепенно началось разложение бывшего христианского общества. Люди стали искать другие идеалы, вне христианского предания. Западные художники стали изображать Спасителя, Божию Матерь и святых в таком духе, что эти изображения не возбуждают подлинных христианских чувств: благоговения, молитвы, страха Божия, истинного умиления. Напротив, они приводят к ложному, чувственному восторгу. Так, распятого Христа западные художники, не умея изобразить Его как Сына Божия, искупающего грехи мира, изображали как страдающего человека, который в муках умирает на Кресте. Божию Матерь изображали как обыкновенную красивую женщину. Часто писали Пречистую Деву с какой-нибудь красивой блудницы, что является верхом кощунства и низости человеческой. Ангелов изображали не как страшных, величественных, неземных существ, а в виде детей.

Читать еще:  Какой был рекорд по планке. Какой текущий рекорд по планке в мире

Откуда же взялось именно такое изображение ангелов? У древних язычников почиталось божество по имени Купидон, которое изображали в виде мальчика с крыльями. Это существо было сыном богини любви, правильнее сказать, блуда, Афродиты, или Венеры, как ее называли древние римляне. По представлению древних язычников, Купидон в виде пухлого крылатого младенца – «ангелочка», как бы мы сейчас сказали, – летал с золотым луком и стрелами, пуская их в людей, чем воспламенял в них блудную страсть, или любовь, как говорят некоторые, желая прикрыть это низменное чувство приличным словом. И вот художники эпохи Возрождения стали изображать купидонов вместо ангелов.

Такое извращенное отношение к духовным предметам возникло в связи с отступлением от христианских идеалов. Люди хотели заменить потерянные, уже забытые ими истинно христианские чувства хотя бы какими-то чувствами, например, чувством сострадания к распятому Христу как к простому человеку, сентиментальным, чувственным умилением ангелами. Постепенно все это стало переходить к нам, когда Россия подверглась влиянию Запада. С конца XVII века Император Петр I стал насильственно насаждать западные принципы, как в государственном устройстве, так и в культуре и религии. И под напором государственной власти западный дух стал проникать в Церковь. Так у нас появились вот такие «купидонообразные» ангелы.

Чтобы очиститься от той скверны, которую нам принес лишенный христианских идеалов Запад, мы должны изгнать из своей души симпатию ко всему чувственному. Мы должны ориентироваться на Священное Писание, на православную древнерусскую, византийскую иконопись, для того чтобы воспитать в себе подлинно христианские чувства, и в данном случае для того, чтобы во время молитвы у нас не возникала совершенно неуместная сентиментальность по отношению к ангелам. Когда мы молимся Ангелу Хранителю, когда взираем на иконы ангелов, мы должны испытывать страх Божий, благоговение, смирение перед этими существами, которые, хотя и посланы нам в услужение, но неизмеримо превосходят нас по своей природе и в особенности по своей святости.

Если же говорить об ангелах падших – демонах, то мы не должны представлять себе их наподобие забавных козликов с рогами, копытами и хвостом. Когда демон нападает на человека, искушает его, это совсем не смешно, и тот, кто смеется над демонами, бывает сам посмешищем для них. Борьба с демонами – это страшно. Они являются в чудовищном, уродливом виде, иногда и в образе козлов, но если бы мы увидели такого козла, то, наверное, упали бы от страха в обморок, а не смеялись бы. В Апокалипсисе, например, диавол изображается в виде дракона, то есть гигантского змея. А апостол Петр говорит: «Дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5, 8). Как лев, а не как козлик с рожками и с хвостиком.

Схиархимандрит Авраам (Рейдман)

Тот, кто смеется над демонами, бывает сам посмешищем для них

На этот счет мне хотелось бы привести один пример из малоизвестной книги «Возле заката». В ней повествуется о подвижниках благочестия, подвизавшихся на Кавказе в конце XIX – начале X веков. Был некий монах Иордан, обратившийся из старообрядцев, бывший офицер, который стал отшельником и строгим постником: ничего не ел, кроме кукурузной муки – ни хлеба, ни ягод. Но при том, что этот подвижник ел одну муку, он испытывал сильнейшую блудную страсть. Однажды, находясь под действием блудных помыслов, творя против них молитвы, он вышел из келлии, и вдруг видит перед собой обнаженную женщину огромного роста, в несколько метров, от которой исходил нестерпимый смрад. «Подойди ко мне, – говорит женщина монаху, – насладимся». От ужаса отец Иордан упал в обморок. Не молодая девушка упала в обморок, а упал в обморок взрослый мужчина, бывший офицер, да еще постник и молитвенник. Чудовищное, омерзительное явление, но из этого примера мы можем сделать вывод, как страшно видение бесов.

Очень опасно, с одной стороны, умиляться ангелами в виде младенцев с крылышками, с другой – смеяться над демонами в виде чертиков с рожками и с хвостиками наподобие козлиных. Будем относиться с благоговением и со страхом Божиим к ангелам; будем относиться с осторожностью к искушающим нас демонам, совершая свое спасение со страхом. Не будем их бояться, ведь нас защищает Господь, и наш Ангел Хранитель оберегает нас, но не будем и переоценивать свои силы и делать вид, что мы герои. Таково правильное, истинно православное отношение к миру духовных существ. Духовный мир неотделим от нас. Как телом мы соприкасаемся с миром земным, так душой – с миром духовным. Как верующий человек, хотя бы и не хотел, вынужден жить телесной жизнью, так и неверующий человек, хотя бы и не хотел, живет духовной жизнью, то есть его душа, сознает он это или нет, состоит в общении с духовными существами. Поэтому будем относиться к делу своего спасения со страхом Божиим и вниманием, следуя православному преданию, а не тому, что привнесло время в виде изображений и, самое главное, в виде неправильного отношения к духовным предметам. Аминь.

Источники:

http://nlo-mir.ru/bezrubriki/kto-takoj-kupidon.html
http://vilingstore.net/article/116346/amur-angelochek-s-lukom-i-strelami/
http://pravoslavie.ru/120412.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector