Иван шмелев за карасями читать. Как я встречался с чеховым
Как я встречался с Чеховым
Читаю рассказы Ивана Сергеевича Шмелева. В гимназические годы он не раз видывал Антона Чехова, популярного сотрудника «Стрекозы» и других осколочных изданий. На детских впечатлениях и основаны его «чеховские рассказы». Один из них воспроизводит картинки с берегов пруда в московском Мещанском саду: ужение рыбы. Написано ароматно, сочно, пальчики оближешь. Но какая разница в восприятии детства! Чехов признавался: в детстве у меня не было детства. У Шмелева – напротив – апология счастливых дней младенчества.
В произведениях Шмелева как бы открывается исток собственно-чеховского рассказа «Мальчики»: дети начитались романов про индейцев и собираются бежать в Америку. Собственно, можно ли это считать «истоком»? Шмелев художнически моделирует житейскую ситуацию, от которой мог отталкиваться Чехов при работе над своей вещью. Юные рыболовы ловят карасей, чтобы после сушки перемолоть их в рыбную муку – пеммикан. Подчеркиваю: все это «как бы».
«Смотрим из-за берез: сидит — покуривает, удочки на рогульках, по обе стороны. Женька шипит: «Пощупаем, не браконьер ли?» Но тут незнакомец поднимается, высокий, голенастый, и — раз! Тащит громадного карасищу, нашего, черноспинного, чешуя в гривенник, и приговаривает баском таким: «Иди, голубчик, не упирайся»,— спокойно так, мастера сразу видно. И кому-то кричит налево: «Видали, каков лапоток?» А это, сбоку, под ветлами, Кривоносый ловит, воспитатель училищный. А незнакомец на кукан карася сажает, прутик в рот карасю просунул, бечевочку под жабры, а на кукане штуки четыре, чисто подлещики И Кривоносый тащит – красноперого, золотого, бочка оранжевые, чуть с чернью. А карасище идет, как доска, не трепыхнется. Голенастый, в чесучовом пиджаке, в ладоши даже захлопал: «Не ожидал, какое тут у вас рыбье эльдорадо! Буду теперь захаживать». Смотрим — и на другой удочке тюкает, повело А незнакомец выволок золотого карасищу, обеими руками держит и удивляется: «Не карась, золотая медаль!» Сердце у нас упало. А Кривоносый орет: «А у меня серебряная, Антон Павлыч. » А незнакомец опять золотого тащит. — и плюнул с досады в воду: плюхнулся карасище, как калоша.
Подошли поближе, уж невтерпеж, Женька рычит: «А, плевать, рядом сейчас закину». Смотрим. — чу-уть поплавок ветерком будто повело, даже не тюкнуло. Знаем — особенное что-то. И тот сразу насторожился, удочку чуть подал,— мастера сразу видно. Чуть подсек — так там и заходило. И такая тишь стала, словно все померли. А оно — в заросли повело. Тот кричит: «Не уйдешь, голуба. знаю твои повадки, фунтика на два, линь. » А линей отродясь тут не было. Стал выводить. — невиданный карасище, мохом совсем зарос, золотце чуть проблескивает. А тот в воду ступил, схватил под жабры и выкинул — тукнуло, как кирпич. Кинулись мы глядеть…
Голенастый на нас прищурился и говорит Кривоносому, прыщавому, с усмешкой: «Мещане караси у вас, сразу вид¬но!» А Кривоносый спрашивает почтительно: «Это в каком же смысле. в Мещанском пруду-с?» А тот смеется, приятно так: «Благородный карась любит ловиться в мае, когда черемуха. а эти, видно, Аксакова не читали». При¬ятным таким баском. Совсем молодой, усики только, лицо простое, словно у нашего Макарки из Крымских бань.
Размахнулся Женька — «дикобразово перо» в самом конце и зацепилось, мотается, а мотыль-наживка над са¬мой водой болтается. Незнакомец поглядел на нашу беду и говорит: «Не снять. У меня запасная есть, идите на ваше место,— и дает Женьке леску, с длинным пером, на желобок намотано. — Всегда у нас, рыболовов, когда случится такое. — потрепал Женьку по синей его рубахе, по «индейской».— Уж не сердитесь. » Женька сразу и отошел. «Мы,— говорит,— не из жадности, а нам для пеммикана надо». – «А-а,— говорит тот,— для пеммикана. будете сушить?» —«Сушить, а потом истолкем в муку. так всегда делают индейцы и американские эскимосы. и будет пеммикан».—«Да,—говорит,—понимаю ваше положение. Вот что. Мне в Кусково надо, карасей мне куда же возьмите для пеммикана». Вынул портсигар и угощает: «Не выкурят ли мои краснокожие братья со мною трубку мира?» Мы курили только «тере-тере», похожее на березовые листья, но все-таки взяли папироску. Сели все трое и покурили молча, как всегда делают индейцы. Незнакомец ласково поглядел на нас и сказал горлом, как говорят индейцы: «Отныне мир!— и протянул нам руку. Мы пожали, в волнении. И продолжал:— Отныне моя леска — твоя леска, твоя прикормка — моя прикормка, мои караси — твои караси!»— и весело засмеялся. И мы засмеялись, и все закружилось, от куренья.
Потом мы стали ловить на «нашем» месте. Наш «бледнолицый брат» говорил: «Как жаль, такое чудесное «дикобразово перо» погибло!» —«Нет, оно не погибнет!» — воскликнул Женька, снял сапоги и бросился в брюках и в синей своей рубахе в воду. Он плыл с перочинным ножом в зубах, как всегда делают индейцы и эскимосы, ловко отхватил ветку и поплыл к берегу с «дикобразовым пером» в зубах. «Вот!— крикнул он приятному незнакомцу, отныне — брату,— задача решена, линия проведена, и треугольник построен!— Это была его поговорка, когда удавалось дело.— Мы будем отныне ловить вместе, заводь будет расчищена!» Брат бледнолицый вынул тут записную книжечку и записал что-то карандашиком. Потом осмотрел «дикобразово перо» и сказал, что заведет и себе такое. Женька, постукивая от холода зубами, сказал взволнованно: «Отныне «дикобразово перо» — ваше, оно принесет вам счастье!» Незнакомец взял «дикобразово перо», прижал к жилету, сказал по-индейски: «Попо-кате-петль!», что значит «Великое Сердце», и положил в боковой карман, где сердце. Потом протянул нам руку и удалился. Мы долго смотрели ему вслед.
Пришел Сашка Веревкин и рассказал, что незнакомец— брат надзирателя Чехова, всю ночь играл в винт у надзирателей, а потом пошли ловить карасей. что он пишет в «Будильнике» про смешное — здорово может прохватить!— а подписывает, для смеха,— «Антоша Чехонте».
Этот замечательный текст был написан Шмелевым в июне 1934 года в Алемоне, Франция.
То же самое – модулирование собственно-чеховской житейской ситуации – видим в другом сюжете Шмелева – «Веселенькая свадьба». В 1885-86 годах семья Чеховых жила в доме И.С.Клименкова на Большой Якиманке. На дверях нижнего этажа была табличка: «Доктор А.П.Чехов». Наверху сдавали зал для массовых мероприятий, свадеб и др. «Надо мной сейчас играет свадебная музыка… какие-то ослы женятся и стучат ногами, как лошади… Не дадут мне спать» ( И.Билибину – 1886 г.).
Шмелевская вещь – вольная вариация на чеховскую тему свадьбы с намеком на то, что именно здесь, у Клименкова, где бывал на пирушках и Шмелев, чеховская муза могла напитаться впечатлениями для водевиля. Это для меня ново. Мы привыкли к документированию, то есть, отысканию фактических источников чеховских сюжетов. К этому в свое время нас сильно приучил Михаил Павлович Чехов (книга «Вокруг Чехова»). Но тут у Шмелева – задача художническая. Он делает вид, что пишет мемуар, называет подлинное имя владельца дома, указывает его московский адрес, но одновременно «сочиняет» образ самого Чехова. Образ не лишен клишированных черт. Антон Павлович у него уже в 80-х годах носит пенсне, хотя известно, что очки он начал надевать лишь ко второй половине 90-х. До того изредка пользовался очками младшего брата. Его Антоша Чехонте уже пользуется записной книжицей, хотя у Чехова она появилась только в 1891 году. Он заставляет писателя цитировать книгу С.Аксакова «Записки об ужении рыбы» – эту книгу Антон Павлович действительно любил, она до сих пор хранится в Ялтинском доме писателя. Но все рыбацкие диалоги Чехова сочинены в духе осколочных рассказов А.Чехонте: «Какое у вас тут рыбье эльдорадо!». «Не карась, золотая медаль!». «Благородный карась любит ловиться в мае, когда черемуха… а эти, видно, Аксакова не читали». Сам автор на сей счет откровенен: «Это были встречи веселые, в духе рассказов Антоши Чехонте».
Итак: это не документальная автобиографическая проза Шмелева. Это ностальгические художественные картинки, набросанные в 1930-х годах, в эмиграции. Фактические, реальные детали вошли в ткань рассказов на правах художественных деталей. Освещенные двойным светом – факт плюс образ – они приобрели уникальный статус. Сам Чехов изображен тоже в двойном освещении: и реальное лицо, и художественный образ одновременно. Грань между ними нарочито не обозначена.
Вот такая литературная хитрость…
У И.С.Шмелева в Алуште (Профессорский уголок) была скромная дачка. Она сохранилась, ее отселили для создания музея. Валерий Цыганник, директор Дома-музея С.-Ценского, и его коллеги из университета отыскали в крымской прессе времен гражданской войны неизвестный рассказ И.С.Шмелева. Личная драма Ивана Сергеевича: в Крыму расстрелян его сын, белогвардеец, участник гражданской войны. Создается творческая группа для подготовки публикации Собрания сочинений И.С.Шмелева.
В 2005 году мне довелось в Народной библиотеке Сербии (Белград) листать газету «Новое время» за 1923 год. Газеты издавали сыновья А.С.Суворина – Алексей и Борис. Тут мне попалось интервью И.С.Шмелева, сделанное после отъезда из Совдепии. Он рассказал журналистам об ужасах голода, воцарившегося в Крыму после победы красных. В Симферополе людей отлавливали арканами на улицах, резали и пускали на мясо. Пекли пирожки. В сущности, это конспект будущего романа «Солнце мертвых», написанного спустя год.
Тест по литературе И.С. Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями» для 5 класса
Тест по литературе И.С. Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями» для 5 класса с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 3 части. В части А — 4 задания. В части В — 2 задания. В части С — 1 задание.
1 вариант
А1. Кем был И.С. Шмелев во время первой встречи с Чеховым?
1) учителем
2) гимназистом
3) студентом
4) военным
А2. С кем автор отправился на рыбную ловлю?
1) с Чеховым
2) с воспитателем Кривоносым
3) с Сашей Веревкиным
4) с Женькой Пиуновским
А3. Во что любили играть И.С. Шмелев и его приятель?
1) в индейцев
2) в рыцарей
3) в мушкетеров
4) в разбойников
А4. На прудах, где рыбачили герои рассказа И.С. Шмелева, ловились:
1) лини
2) лещи
3) караси
4) сомы
В1. Как назывался специальный поплавок на карасей, который приобрел Женька?
В2. Как назывались пруды, на которых рыбачили герои рассказа?
С1. Как вел себя А.П. Чехов с гимназистами, рассерженными на то, что он и его спутник заняли их место?
2 вариант
А1. Где происходит действие рассказа И.С. Шмелева?
1) в Москве
2) в деревне
3) в лесу
4) в Петербурге
А2. Увидев незнакомца, приятель И.С. Шмелева:
1) обрадовался
2) рассердился
3) повернул назад
4) стал шуметь, распугивая рыбу
А3. Что делали И.С. Шмелев и его приятель из пойманной рыбы?
1) уху
2) жаркое
3) пеммикан
4) котлеты
А4. Кто рассказал гимназистам о незнакомце, которого они встретили на прудах?
1) его брат
2) воспитатель Кривоносый
3) инспектор училища
4) Саша Веревкин
В1. Как звали гимназиста, с которым рыбачил И.С. Шмелев?
В2. Какое индейское прозвище было у И.С. Шмелева в рассказе?
С1. Что произошло с «дикобразовым пером»?
Ответы на тест по литературе И.С. Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями» для 5 класса
1 вариант
А1-2
А2-4
А3-1
А4-3
В1. «Дикобразово перо»
В2. Мещанские
2 вариант
А1-1
А2-2
А3-3
А4-4
В1. Женька Пиуновский
В2. Соколиное перо
Методическая разработка урока в 5 классе по рассказу И.С.Шмелева ” Как я встречался с Чеховым. За карасями”
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Барон Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы.
Урок по литературе в 5 классе.
Иван Сергеевич Шмелев
«Как я встречался с Чеховым. За карасями.»
Тема: Встреча с личностью.
1.Воспитать внимательное чтение;
2.Заложить умение анализировать художественное произведение,
делать обобщения и выводы, давать характеристику героям;
3.Использовать понятие, связанное с теорией литературы (композиция произведения), сформировать умение находить части композиции в тексте;
4. Развивать речь учащегося;
5. Представить себе личность А.П.Чехова, увидеть Чехова
глазами гимназиста Шмелева;
6. Постараться понять, как незнакомец и ребята стали
7. Почувствовать, что уважение, мир, доброта способны делать
чудеса, изменять мир.
Оборудование: портреты И.С.Шмелёва, А.П.Чехова; сборник рассказов И.С.Шмелёва, А.П.Чехова; Толковый словарь Ожегова.
Сегодня мы обсуждаем рассказ И.С.Шмелева, который вы прочитали дома.
Начать хочу с необыкновенного для вас задания: вы сами, по ходу нашего разговора, должны будете сформулировать и предложить тему урока.
-Ребята, кого мы называем личностью?
– который сделал что-то полезное, важное для общества;
-совершил какое-либо открытие, поступок, требующий от него усилий;
-которого все уважают;
-индивидуальный, непохожий, который выделяется из окружающего мира.
Давайте обратимся к лексическому значению этого слова, которое дает Толковый словарь Ожегова (индивидуальное задание)
Личность – 1.) Человек, как носитель каких-либо свойств;
2.) Свойства человека все вместе, в их совокупности, своеобразная индивидуальность человека ( героическая личность, выдающаяся личность).
Сегодня у нас есть прекрасная возможность «соучаствовать» в необычайном открытии, которое делает мальчик Шмелев. Он открывает для себя личность знаменитого писателя Чехова.
Дома вы прочитали этот рассказ, кому-то из вас показалось, что в нем много говорится о рыбалке, в самих героях(мальчиках-гимназистах), их мироощущении и очень мало о Чехове. Ведь фамилия Чехова встретилась в
тексте всего лишь дважды: в самом начале и в конце. Поэтому, будьте особо внимательны, потому что говорить мы будем о Чехове, о том, каким его увидел автор.
Нам потребуется понятие «композиция художественного произведения» (оно нам уже знакомо)
Композиция-построение произведения. Состоит из нескольких частей:
Ребята, приготовьте текст, откройте его.
Итак, Экспозиция (время действия, место действия, кто герои).
Что мы можем об этом сказать?
КОГДА ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ РАССКАЗА?
( Летом, автор-гимназист, 12лет;
Год рождения Шмелёва- 1873+12=1885г.
В 1884г. Чехов закончил медицинский факультет Московского университета, занимался врачебной деятельностью и печатал в сатирическом журнале «Будильник» смешные рассказы, подписывая их литературным псевдонимом Антоша Чехонте.
В рассказе Чехову 25 лет).
(В Москве, Замоскворечье, Мещанском саду при Мещанском училище).
(Автор с другом Женькой целыми днями пропадали в Нескучном саду, строили вигвамы (вигвам у индейцев Северной Америки – это хижина из ветвей, кожи, коры) и вели жизнь индейцев. Затем мальчики стали «эскимосами» и рыбачили на прудах в Мещанском саду).
ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ О ДЕТЯХ, ЗНАЯ ОБ ИХ ИГРАХ И ЗАНЯТИЯХ?
(Мальчики прочитали много приключенческих книг об индейцах. У них богатое воображение, они большие выдумщики. В играх они находили то, чего им не хватало в жизни).
ПОЧЕМУ В НАЧАЛЕ РАССКАЗА ГОВОРИТСЯ О ГИБЕЛИ ЖЕНЬКИ?
(Рассказ – не только воспоминания о встрече с Чеховым. Он посвящён памяти погибшего на войне друга).
ПОЧЕМУ ДЕТИ СЧИТАЛИ ПРУДЫ СВОИМИ?
(Сашка Веревкин, сын училищного инспектора, был приятелем мальчишек).
У хорошего писателя не бывает случайных слов. Давайте подумаем, какие слова из экспозиции сыграют важную роль в развитии действия? (какие слова привлекли ваше внимание?)
Дикобразово перо – что это такое?
-особенный поплавок на карасей. (Как он попал к Женьке?) Женька приобрёл его, оттащив к букинисту латинский словарь.
Букинист- (толковый словарь)-торговец подержанными и старинными книгами.
Прикормка- богатая, из горелых корок, каши, конопли.
Пеммикан – толченый порошок из сушеной рыбы.
Перечитаем описание природы на пути детей к прудам. Важно оно в развитии действия?
-Конечно! «Только рыболовы знают, что творится в душе, когда подходишь на зорьке к заводинке».
Ребята чувствуют красоту природы, у них радостное настроение, ждут удачную рыбалку.
А теперь найдем ЗАВЯЗКУ. С какого момента начинает развиваться действие рассказа?
– Богатое место занято незнакомцем в соломенной шляпе.
Как описаны пойманные незнакомцем и воспитателем училища Кривоносовым (найдите в тексте, прочитайте) караси?
-«тащит громадного карасищу, нашего, черноспинного, чешуя в гривенник».
-«Кривоносый тащит – краснопёрого, золотого, бочки оранжевые, чуть с чернью».
Мы прямо-таки увидели этих карасей.
Шмелёв- удивительный рассказчик. Мы ощущаем, видим, слышим, даже будто прикасаемся ко многим вещам, о которых идёт речь. Достигает этого художник, благодаря своему индивидуальному языку – сочному, яркому, красочному, точному, богатому.
Ребята, а как вы понимаете слова, сказанные незнакомцем «Да у вас тут целое рыбье Эльдорадо?»
-Это место, где вдоволь рыбы. В переносном смысле слово ЭЛЬДОРАДО означает «СКАЗОЧНЫЙ УГОЛОК».
Это слово – испанское. В переводе означает ЗОЛОЧЕНЫЙ. Так называли страну золота и драгоценных камней, будто бы существующую в Америке. Легенда об Эльдорадо долгое время ходила среди завоевателей Америки. Искатели золота много раз пытались разыскать эту на самом деле не существующую страну.
– Как вы думаете, для чего так подробно и красочно автор описывает пойманных карасей?
(дети испытывают зависть, обиду, отчаянье, досаду, видя, каких карасей ловят «самозванцы» )
А ТЕПЕРЬ НАЙДЁМ САМЫЙ НАПРЯЖЁННЫЙ МОМЕНТ В РАЗВИТИИ ДЕЙСТВИЯ – КУЛЬМИНАЦИЮ РАССКАЗА.
«Дикобразово перо» Женьки зацепилось, он начал дёргать за леску и звонить – всех карасей распугал. «Заняли наше место с нашей прикормки и пользуетесь» – злобно бросает он незнакомцу.
Что вы почувствовали в этом крике души?
– отчаянье и раздражение.
Сравните отношение Чехова и Кривоносого к детям.
Когда Чехова обвиняют в незаконном захвате чужого места, он отвечает вежливо: «Что же вы не сказали? У нас, рыболовов, правила чести строго соблюдаются…прошу вас, идите на ваше место, право, я не хотел вам портить.»
Он с уважением относится к детям.
А реакция Кривоносого? Злобно, грубо: «Чего с ними церемониться? Мало их пороли, грубиянов». (старается обидеть ребят)
Как Чехов сумел расположить к себе детей, снять раздражение Женьки?
– стремился исправить свою невольную ошибку
– Чехов отдал Женьке свою запасную леску
– потрепал по синей его рубахе (дружеский жест)
-Чехов понял серьёзность и важность детских увлечений. (Женька уже отошёл, пытался оправдаться, объяснить свою горячность: «Мы, говорит, не из жадности, а нам для пеммикана надо».)
– Чехов отдал детям всех карасей
– предложил «краснокожим братьям» выкурить трубку мира, сказал по – индейски: «Отныне мир », протянул руку. «Отныне моя леска – твоя леска, твоя прикормка – моя прикормка, мои караси – твои караси!» и все засмеялись.
Какой же поступок совершил вспыльчивый, ершистый Женька , покорённый обаянием и дружелюбием «бледнолицего брата»?
– когда незнакомец произнес: «Как жаль, такое чудесное «дикобразово перо» погибнет»,- Женька с возгласом «Нет, не погибнет» бросился в брюках и в рубашке воду.
– Женька подарил чудесный поплавок «бледнолицему брату», и тот оценил этот дар – прижал к жилету и положил перо в боковой карман, где сердце.
Где, по вашему мнению, развязка действия?
(От Саши Веревкина дети узнали, что незнакомец – Чехов, пишет смешные рассказы в «Будильнике».)
Почему Женька отказался жаловаться на Кривоносого?
(Он находился под впечатлением встречи с добрым, умным, вежливым, дружелюбным человеком. Эта встреча по-доброму на него повлияла: «Он лежал на спине и мечтал; нежное что-то было в его суровом лице».
Прочитаем финал рассказа.
Какая основная мысль выражена в нем?
«Случилось такое необычное в бедной и неуютной жизни, которую мы пытались наполнить как-то нашим воображением. Много мы не понимали, но сердце нам что-то говорило. Не понимали, что наш «бледнолицый брат» был поистине нашим братом в бедной и неуютной жизни и старался её наполнить.
Что же необычного случилось в жизни детей?
– взрослый человек сумел понять их, отнестись к ним с уважением
– произошла яркая встреча, оставившая след
– они стали лучше, добрее, другими
– Как вы понимаете слова «бедная жизнь»?
( Бедная жизнь – жизнь без интересных событий, скучная, обыденная. Здесь слово употребляется в переносном значении.)
Чтобы наиболее полно ответить на вопрос о том, каким мы увидели Чехова, давайте выпишем нужные нам детали из текста. То, что выделяет его из окружающего мира, чем он не похож на других: элементы портрета, речь, поведение.
Портрет (внешний вид, лицо): соломенная шляпа, высокий, голенастый, совсем молодой, усики, лицо простое.
Речь: приговаривает баском, сказал ,как индейцы, про Аксакова: «рыбье Эльдорадо». Свидетельствует об образованности, начитанности, чувстве юмора.
Поведение: приятно смеётся, в ладоши захлопал, удивляется, не обиделся, вежливо спрашивает, потрепал по спине, протянул руку, ласково поглядел – вежливость, доброжелательность, умение расположить к себе, необидчивость, обаятельность.
Вывод – обобщение. КАКИМ ЖЕ МЫ УВИДЕЛИ ЧЕХОВА?
За очень короткое время встречи с незнакомцем ребята из врагов незаметно для себя стали « братьями».
Удивительный дар Чехова- обаяние!
Вот такой Чехов у Шмелёва: весёлый, обаятельный, скромный.
Как мы можем сказать о человеке, который обладает такими качествами?
Когда вы станете старше, умнее и прочитаете произведения самого Чехова, то вы узнаете много нового об этой писателе.
Вас, ребята, ждут интересные встречи с этим человеком и личностью.
1) составить рассказ на тему: «Каким я увидел Чехова в рассказе Шмелёва», с обязательным выводом «кого я считаю личностью»
2) выписать в тетрадь понравившиеся слова и выражения, примеры, свидетельствующие о необычности и богатстве языка Шмелёва.
Источники:
https://www.proza.ru/2016/05/26/324
https://testschool.ru/2019/02/11/test-po-literature-s-shmelev-kak-ya-vstrechalsya-s-chehovym-za-karasyami-dlya-5-klassa/
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-uroka-v-klasse-po-rasskazu-isshmeleva-kak-ya-vstrechalsya-s-chehovim-za-karasyami-2364900.html