64 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История возникновения фитнес индустрии. История возникновения современной аэробики. Танцевальные виды аэробики

История возникновения современной аэробики

Еще в античном мире физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений, наконец, силы и выносливости. Одной из разновидностей греческой гимнастики была орхестрика — гимнастика танцевального направления. Ее справедливо можно считать предшественницей всех существующих ритмических и ритмопластических систем упражнений, включая современную художественную гимнастику.

На рубеже ШХ—ХХ в. формируется направление гимнастики, связанное с именем французского физиолога Ж. Демени. Его система физических упражнений была основана на ведущем значении ритма и гармонии движений, ритмичном чередовании расслабления и напряжения мышц. “Гимнастика” Ж. Демени базируется на естественных движениях, она чужда преклонения перед формой во имя принципа. Большое значение Ж. Демени придавал развитию ловкости и гибкости. Под этим подразумевалось умение выполнять движения, правильно напрягая необходимые группы мышц и расслабляя второстепенные. Таким образом, автор основывался на экономичности функционирования организма, основой которой считал правильную технику движения. Ж. Демени настаивал на том, чтобы все движения были амплитудными, непрерывными, “закругленными” и выполнялись по всем направлениям. Он особо подчеркивал непрерывность движения, закладывая этим основу метода поточного выполнения упражнений. Использование этого метода является одной из характерных особенностей ритмической гимнастики и аэробики. Говоря о “непрерывности”, Ж. Демени имел в виду то, что “все движения должны делаться без остановок между фазами, это обеспечит правильное кровообращение и не вызовет усталости в мышцах”.
Ж. Демени имел много последователей, в том числе Б. Менсендик, разработавшую функциональную женскую гимнастику. Основными ее задачами были: укрепление здоровья при помощи гигиенической гимнастики, развитие силы, воспитание искусства движений в форме танца. Ритм движения она связывает с ритмом дыхания, которое считала важнейшей функцией организма. В гимнастике Б. Менсендик широко использовались корригирующие упражнения, многие ее рекомендации применяются в области лечебной физической культуры.
В середине ХТХ в. началось увлечение выразительностью и ритмом движений. Родоначальником этого направления был Ф. Дельсарт. Система Ф. Дельсарта охватывала наряду с умением выразительно петь владение жестом, мимикой, движениями и позами, поэтому она получила название выразительной гимнастики.
Среди последователей Ф. Дельсарта особо известна А. Дункан, являющаяся создателем танцевальной гимнастики для женщин. А. Дункан выступала с резким отрицанием классической школы в балете, отстаивала идею всеобщего художественного воспитания. Особое значение она придавала гимнастике, считая ее основой всего физического воспитания.
Значительный рост популярности ритмики начался в начале ХХ в. Он связан с именем ЭЖ. Далькроза. Ему принадлежит открытие значения чувства ритма в физической деятельности человека. Им впервые был применен термин “ритмическая гимнастика”.
Основа метода ЭЖ. Далькроза — органическое совпадение музыки и движения. Ему удалось создать своего рода нотную грамоту движений, с помощью которой он развивал у играющих чувство ритма. В дальнейшем от простой помощи музыканту ритмическая гимнастика перешла к широким задачам воспитания через движения, то есть к физическому воспитанию. “Ритмическая гимнастика имеет своей целью усиление силы и гибкости, подвижности мышц во времени и пространстве. Мой метод ритмической гимнастики стремится к тому, чтобы движение стало искусством”, — писал ЭЖ. Далькроз. Теория ЭЖ. Далькроза распадается на три части: ритмическая гимнастика в узком смысле слова, развитие слуха (сольфеджио), музыкальная пластика и импровизация. Автор классифицировал движения не по органическому признаку, а по художественной образности.
В первые же годы Советской власти Государственной комиссией по просвещению от 16 апреля 1918 г. было принято, что массовая ритмическая гимнастика является одним из важных средств физического воспитания детей. В 1919 г. была создана “Студия пластического движения” З.Д. Вербовой. Студия готовила преподавателей для школ и техникумов. В 20—х гг. Появилось множество студий танца, основной из которых стала студия Л.Н. Алексеевой, носившая название “Школа—лаборатория художественной гимнастики”. Одним из методов преподавания Л.Н. Алексеевой был метод художественно—эмоционального воспитания женщин с помощью танцевально—ритмического движения. В студию привлекались женщины вне зависимости от возраста и сложения. Система Л.Н. Алексеевой и в настоящее время развивается многими ее последователями. Основной отличительной особенностью гимнастической аэробики является выполнение упражнений под аккомпанемент современных эстрадных мелодий с ясно выраженным ритмом. В основе подобных мелодий лежит джазовое направление в музыке. Распространение и популярность джазовой музыки наблюдается в последние 60—70 лет, в ее основе лежат негритянские мелодии. Характерной особенностью этой музыки является то, что она неотделима от движений человеческого тела, неразрывно связана с хлопками, притопываниями и носит в своей основе ритмическую полифонию. В процессе эволюции джазовая музыка претерпела три этапа: классического джаза, период свинга и период современного джаза, одной из разновидностей которого является современное направление в эстрадной музыке.
В конце 60—х гг. появляется новая форма гимнастики с использованием ритмичной музыки — джаз—гимнастика. Основателем этого гимнастического направления является М. Бекман —автор книги “Джаз—гимнастика”. Особенности джаз—гимнастики заключаются в следующем:

  1. проведение занятий с минимальным количеством времени на объяснение, высокая моторная плотность;
  2. использование средств из области искусства в преломлении задач физического воспитания;
  3. выполнение упражнений под музыку;
  4. несоревновательная направленность занятий.

В 70—х гг. появляется такая форма оздоровительной физической активности, как аэробные танцы, основоположником которой является Дж. Соренсен. Программа аэробных танцев включает в себя ритмичный бег, прыжки, наклоны, махи, а также множество танцевальных шагов и движений. По структуре и содержанию занятий аэробные танцы стоят ближе всего к современной ритмической гимнастике и аэробике.
Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что современная аэробика не является новым видом физической культуры, появившимся в наши дни. Она является одной из разновидностей гимнастики, образовавшейся на фундаменте основной гимнастики и впитавшей в себя элементы европейских гимнастических школ, элементы восточной культуры, а также элементы танцевальной и хореографической подготовки.
Термин “аэробика” был впервые введен К. Купером в 1960 г. Происхождение его идет от слова “аэробный”, то есть с участием кислорода, что имеет под собой физиологическую основу. К. Купером была предложена строго дозированная система физических упражнений имеющих аэробный характер энергообеспечения (бег, плавание, лыжи). Автор предложил четкую и логично построенную систему самооценки с помощью таблиц, которые позволяют достаточно точно оценить свое физическое состояние и тот прогресс, который приносят ему регулярные физические упражнения. “Возрастные” таблицы К. Купера делают аэробику доступной практически для всех контингентов населения. Именно аэробный характер физических упражнений придает им особую оздоровительную ценность. Вначале К. Купер в своей системе оздоровительных занятий предлагал только циклические виды спорта, но вскоре он расширил диапазон применяемых средств и наряду с другими включил в нее гимнастическую аэробику.
В то время как Джаз—гимнастика захватывает Европу, в Америке бурно развивается аналогичное направление под названием “аэробические танцы”. Известные актрисы Джейн Фонда, Синди Ром, Марлен Шарель и другие ведут телевизионные программы. Их высокое актерское мастерство и двигательная культура способствуют популяризации танцевальной аэробики. Американская актриса Джейн Фонда творчески подошла к аэробике. Она значительно обогатила и наполнила ее, объединив танцевальные упражнения, выполняемые под музыкальное сопровождение, в формат тренировки. Многие именно ее считают основательницей современной аэробики, внесший огромный вклад в ее популяризацию.
В конце 80—х и начале 90—х гг. появляются новые виды аэробики: степ, слайд, фит—бол, аквааэробика и др., которые востребованы и по сей день. В 1984 году на экраны страны вышел первый выпуск “Ритмической гимнастики”. Всего было снято 12 различных комплексов аэробики, с разными ведущими. Выпуски транслировались до 1991 года.

Читать еще:  Как убрать бульдожьи щечки на лице и почему они возникают. Как уменьшить щеки визуально и с помощью упражнений

Источник: “Методика преподавание современной аэробики” В.Ю. Давыдов, Т.Г. Коваленко, Г.О. Краснова

История развития аэробики

Занятия физическими упражнениями под музыку имеют давнюю историю. Специалисты отмечают, что современные разновидности двигательной активности таких как: ритмическая, художественная гимнастика и родственные им виды спорта берут начало от четырех “Д”. Под этим подразумеваются начальные буквы фамилий четырех основоположников музыкального ритмического направления в гимнастике: Жорж Демени, Франсуа Дельсарт, Айседора Дункан и Жак Далькроз.

Жорж Демени – французский физиолог. Его система физических упражнений была основана на ведущем значении ритма и гармонии движений, ритмичном чередовании расслабления и напряжения мышц. Гимнастика Ж. Демени базировалась на движениях свободной пластики, большое значение придавалось развитию ловкости и гибкости. Под этим подразумевалось умение выполнять движения, правильность, напрягая необходимые группы мышц и расслабляя второстепенные. Автор особо подчеркивал необходимость непрерывного движения, закладывая этим основу метода поточного выполнения упражнений. Ведь именно непрерывность, переход от одного упражнения к другому без остановок совершил в XX веке маленькое чудо – из обычной оздоровительной гимнастики сделал гимнастику аэробную. Этот метод является одной из характеристик современной аэробики. Франсуа Дельсарт (1871-1911) – является родоначальником направления выразительного движения. Он пытался установить взаимосвязь между эмоциональными переживаниями и мимикой. Система Ф.Дельсарта охватывала наряду с умением выразительно петь владение жестом, мимикой, движениями и позами, поэтому она получила название выразительной гимнастики. Известное влияние на развитие танца оказала Айседора Дункан (1878-1927) – известная американская танцовщица, ирландка по происхождению, создательница так называемого свободного танца, который она противопоставляла классическому балету, гармоническая гимнастика Л. Алексеевой и другие.

Жак Далькроз (1865-1950) – профессор Женевской консерватории. Ему принадлежит открытие значения чувства ритма в физической деятельности человека. Первоначально система Ж.Далькроза была предназначена для развития слуха и чувства ритма у музыкантов, а затем она переросла в средства физического воспитания. Основа метода – органическое совпадение музыки и движения. Ему удалось создать своего рода нотную грамоту движений, с помощью которой он развивал у играющих чувство ритма. В дальнейшем от простой помощи музыканту ритмическая гимнастика перешла к широким задачам воспитания через движения, то есть к физическому воспитанию.

Впервые термин аэробика (от слова аэробный – «кислородный», физические упражнения, усиливающие аэробные процессы в организме, то есть увеличивают количество потребляемого кислорода) был введен в 70-х годах прошлого столетия доктором Кеннетом Купером, известным американским специалистом в области физической культуры. Так он назвал свою оздоровительную систему физических упражнений для людей всех возрастов. В конце 60х годов вышла его книга, в это время он занимался научно-исследовательской работой для военно-воздушных сил США. Исследования касались аэробной тренировки, как формы общей физической подготовки, то есть занятия спортом на любительском уровне. В начале в свою аэробику К.Купер включил только традиционные, типично аэробные, так называемые циклические упражнения, т.е. когда вся деятельность состоит из повторяющихся “циклов” движения. Это ходьба, бег, плавание, лыжи, коньки, гребля, велосипед. Затем список был расширен и в нем нашли свое место спортивные игры, прыжки со скакалкой, верховая езда, теннис и, наконец танцевальная аэробика.

Читать еще:  Низкорослые игроки нба. Самые маленькие баскетболисты

Начало 80-х годов отмечено крупномасштабной операцией по внедрению аэробики, коммерциализации этой системы. На арену массовой физической культуры выходят не только специалисты в этой области, но и известные актрисы. Первой из них была американская кинозвезда Джейн Фонда, с именем которой связывают появление и распространение танцевальной аэробики в России в начале 80х. Именно с появлением видеокассет с ее уроками аэробики – этот вид двигательной активности появился в нашей стране.

Джейн Фонда применила принципы Купера к гимнастическим упражнениям. В результате термин «аэробика» получил новое смысловое содержание – аэробная гимнастика. Именно Джейн Фонда экспортировала аэробику «по-американски» во многие страны мира.

Аэробика – это система гимнастических, танцевальных и других упражнений, выполняемых под музыку поточным или серийно-поточным методом, а коротко можно сказать аэробика – это синтез элементов физических упражнений, танца, музыки.

Аэробика в различных странах называлась по-разному. В нашей стране часто можно было слышать – ритмическая гимнастика. Во Франции её называли тонизирующей гимнастикой, в Чехословакии – джаз-гимнастикой, в Германии – поп-гимнастикой.

Однако время безжалостно, и мода на аэробику Джейн Фонды прошла, но осталась аэробика «по-американски». Теперь над изобретением и популяризацией аэробики различного направления трудятся целые организации, а не только отдельные личности. Это и Американская ассоциация аэробики, и Американская аэробическая ассоциация здорового образа жизни, и Международная ассоциация спортивного танца, и Международная федерация спортивной аэробики, а также федерация аэробики России.

В аэробной гимнастике сложилось несколько направлений:

– танцевальное – преобладанием пластики и танцевальных движений;

– атлетическое – использование стандартных общеразвивающих

упражнений для различных групп мышц;

– смешанное – представлены в равной степени атлетизм и танцы.

Женщины среднего и пожилого возраста в качестве основного мотива выдвигают оздоровительные задачи (улучшение физического самочувствия, регулирование веса тела, профилактика различных заболеваний, получение положительных эмоций). В этом случае они отдают предпочтение атлетическому и смешанному направлениям. У девушек на первом месте стоят эстетические мотивы и, прежде всего, желание научиться красиво двигаться. Для них танцевальное направление является наиболее привлекательным. Но как показывает практика, спустя один – два месяца регулярных занятий происходит существенное изменение в мотивах. В качестве ведущих мотивов начинают выступать психорегулирующие – это стремление улучшить своё психическое самочувствие, получить положительный эмоциональный заряд, стать более уверенной и раскрепощенной.

В танцевальной аэробике используются элементы художественной и спортивной гимнастики, хореографии, современных танцев, которые объединены в оригинальные спортивно-танцевальные композиции. Танцевальная аэробика – это не только возможность улучшить свою физическую форму, но и научиться танцевать, красиво двигаться, сформировать правильную походку и осанку.

В зависимости от превалирования тех или иных танцевальных элементов и соединений можно выделить различные виды танцевальной аэробики: джаз-аэробику, фанк/хип-хоп-аэробику, рок-аэробику, латина, брейк-аэробику и др.Это направление оздоровительных занятий получило огромную популярность во всем мире.

В настоящее время существует свыше 150 разновидностей аэробики, как говорят – аэробика на все вкусы. Над разработкой и популяризацией различных программ, сочетающих в себе элементы физических упражнений танца и музыки, для широкого круга занимающихся активно работают различные группы специалистов. Большая заслуга в разработке и обосновании программ для занимающихся разного уровня подготовленности и подготовке программ для обучения специалистов принадлежит Национальной школе аэробики (США), а также основанному в 1993 году Университету Рибок (США). В России подобную работу успешно ведут различные научные и учебные заведения города Москвы (ЦНИИ и РГАФК) и Санкт-Петербурга (СПбГАФК и СПбГУ), а также многие учебные заведения и спортивные клубы в разных регионах страны.

Во многих странах мира проводятся фестивали, конкурсы, шоу-про­граммы, конвенции, семинары по подготовке специалистов. Расширя­ется сеть клубов, создаются клубы-гиганты, как, например, «Мериди­ан» в Европе, клубы компании Ribbok, Nike и другие.

В 1991г. под руководством Л.В.Сидневой создается Федерация аэробики России (ФАР). В настоя­щее время она имеет представи­тельства в 50 регионах России. Дея­тельность ФАР направлена на раз­витие и популяризацию оздорови­тельных видов аэробики в России, а именно:

♦ проведение праздников, фестива­лей, конкурсов, конвенций;

♦ подготовку специалистов по ви­дам оздоровительной аэробики и фитнеса;

♦ содействие развитию междуна­родного сотрудничества, интегри­рованию в систему мирового фитнес-бизнеса;

♦ издание научно-методической и публицистической литературы по аэробике.

Оздоровительная аэробика – одно из средств оздоровительной физической культуры и, следовательно, основной эффект, на который должны быть нацелены занятия это оздоровление организма занимающихся.

Строго научно обоснованного и общепринятого определения понятия «здоровье» нет. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия».

В отечественной теории физического воспитания здоровье (физическое) определяется как полноценное физическое развитие индивида. А задачи по гарантированию здоровья решаются совместно с воспитанием физических качеств и производных от них физических способностей, особенно тех, развитие которых ведет к подъему уровня функциональных и адаптационных возможностей организма.

Читать еще:  Как укрепить связки и сухожилия рук. Как укрепить связки и сухожилия? Секрет силы. Препараты для укрепления связок и суставов

У аэробики в последние годы становится все больше поклонников среди людей самого разного возраста. Особенно популярна она среди молодежи. Привлекая эмоциональностью и подобием современным танцам, она позволяет исключить монотонность в выполнении упражнений и в то же время способствует развитию физических качеств, укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей организма. Благодаря занятиям аэробикой люди избавляются от неуклюжести, угловатости, излишней застенчивости, исправляют осанку, укрепляют мышцы.

Цель занятий аэробикой заключается в улучшении состояния здоровья и повышения функциональных возможностей организма.

Занятия аэробикой сопровождаются активными обменными процессами, которые происходят в организме. Самые активные физиологические изменения происходят при выполнении так называемых аэробных физических нагрузок. Аэробные нагрузки представляют собой физические упражнения на выносливость, которые выполняются в невысоком темпе и требуют потребления значительного количества кислорода в течение достаточно продолжительного времени. Упражнения такого типа значительно улучшают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Физические упражнения улучшают кровоснабжение мышц, уменьшают количество жировой ткани. Они способны омолаживать суставы, межпозвоночные хрящи. Упражнения на гибкость в сочетании с силовыми упражнениями являются прекрасным средством профилактики такого распространенного ныне заболевания, как остеохондроз.

Регулярные занятия физическими упражнениями, в частности аэробикой, интенсивно влияют и на органы пищеварения. Они ускоряют обменные процессы, улучшают работу кишечника. При малоподвижном образе жизни понижается тонус не только скелетных, но и гладких мышц, что приводит к нарушению функций желудочно-кишечного тракта.

Особенно важны занятия физическими упражнениями в период роста и формирования организма. Недостаточные или избыточные нагрузки могут задержать рост костей, поэтому уровень нагрузок должен быть оптимальным.

Задачи, стоящие перед аэробикой определяют содержание и направленность занятий. Таким образом к основным задачам следует отнести:

– профилактика сердечно-сосудистых заболеваний;

– укрепление костной системы (кости и мышцы становятся толще и сильнее);

– улучшение психического состояния (занятия аэробикой помогают справиться со стрессами);

– развитие двигательных качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости);

– нормализация массы тела, за счет активизации обменных процессов;

– воспитание правильной осанки;

– улучшение физической и интеллектуальной работоспособности;

– развитие чувства ритма, музыкальности, пластичности;

– повышение интереса к занятиям физическими упражнениями и формирование потребности систематически заниматься физической культурой и спортом, обогащение знаниями об активном отдыхе.

История аэробики

Как известно, аэробика – это ритмичные движения под музыку, которые стимулируют работу различных систем организма. А также отличный способ похудеть и поднять себе настроение. Откуда же берет свое начало аэробика?

Предшественницей всех существующих ныне видов ритмических упражнений является греческая орхестрика. Это один из видов греческой гимнастики танцевального направления. В конце XIX – начале XX века возникает новое направление в гимнастике, начало которому дает французский физиолог Ж.Демени. Гимнастика по Ж.Демени – это, прежде всего, естественные движения. Огромное значение придается ритму и гармонии движений, гибкости и ловкости. За основу берется правильная техника выполнения движений – это напряжение необходимых групп мышц и расслабление второстепенных. Согласно Ж.Демени все движения должны быть непрерывными, амплитудными и делаться по всем направлениям.

Последователем Демени была Б.Менсендик, разработавшая женскую функциональную гимнастику. В основу гимнастики Б.Менсендик положены ритмичные движения, которые непосредственно связаны с ритмом дыхания, что является важной функцией организма. Развитие силы, укрепление здоровья и воспитание искусства движения являются основными задачами Б.Менсендик. Родоначальником так называемой “выразительной гимнастики”, появившейся в XIX веке является Ф.Дельсарт. Система его занятий подразумевала под собой умение красиво и выразительно петь, владение мимикой, жестами, движениями и позами. Сама Айсидора Дункан была последовательницей этого направления.

В начале XX века популярность приобретает “ритмическая гимнастика”, первооткрывателем которого считается Э.Жак-Далькроза. Этому человеку принадлежит открытие чувства ритма в физической деятельности человека. На основе сформированного опыта, в Москве начинают открываться различные студии танца, которые в дальнейшем занимаются подготовкой преподавателей гимнастики для школ и техникумов. В 60-х годах формируется новое направление – джаз-гимнастика. Основоположником этого джазового направления считается М.Бекман. В качестве музыкального сопровождения используется джаз. В 70-х годах появляются аэробные танцы, которые ближе всего стоят к современной аэробике по структуре и содержанию занятий. Основоположником данного вида аэробики является Дж.Соренсон.

Сам термин “аэробика” появился в 1960 году благодаря К.Куперу, который проводил исследования по аэробной тренировке военно-воздушных сил США. Свое начало он берет от слова “аэробный”, что означает идущий с участием кислорода. Джазовая аэробика все больше охватывает Европу, а в Америке в этот период формируется новый вид аэробики – “аэробические танцы”.

Голливудские актрисы – ведущие телевизионных аэробических передач, все больше популяризируют аэробику. На рубеже 80-90 гг. возникают новые направления – слайд, степ, аква-аэробика и др.

Аэробика сегодня является одним из видов гимнастики, сформированной на основе греческой гимнастики и вобравшей в себя различные элементы европейской школы, востока, а также хореографической и танцевальной подготовки.

Благодаря разнообразию и постоянному обновлению ассортимента программ по развитию выносливости, гибкости, координации движений, своему современному музыкальному сопровождению, аэробика в течение двух десятилетий удерживает лидирующие позиции в рейтингах среди других видов оздоровительной гимнастики.

Источники:

http://fitness-port.com.ua/stati/2065-istoriya-vozniknoveniya-sovremennoj-aerobiki.html
http://studopedia.ru/7_56009_istoriya-razvitiya-aerobiki.html
http://www.clubmango.ru/articles/vidi_zanyatiy/istoriya-aerobiki/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: