История развития коньков. История возникновения коньков
История коньков
Прошло уже больше 500 лет, как современный человек первый раз встал на коньки! Прежде чем надеть роликовые коньки, люди научились сначала кататься по льду.
Первые приспособления, при помощи которых люди смогли передвигаться по ледовому покрытию, были изготовлены из костей различных животных. Подобные «костяные» коньки были найдены на территории Баварии, Швеции, Советского Союза, Нидерландов, Богемии, Дании, Англии и Норвегии. Коньки являются одним из древнейших изобретений человека, именно они позволили быстро передвигаться по ледяной земле. Для этого коньки из костей необходимо было покрепче прикрепить к ноге.
Не так давно в 1967 году были найдены самые древние коньки из всех известных. Произошло это на берегу Южного Буга недалеко от Одессы. По данным археологов эти коньки могли принадлежать киммерийцам (кочевому народу, который жил около 3200 лет назад). Получается, что уже в период бронзового века киммерийцы освоили ледовые коньки, которые были изготовлены из костей домашних животных. С одной стороны коньки стачивались, а с другой в них делали небольшие отверстия для крепления на обуви.
Начиная с XIV века люди стали делать деревянные коньки со специальной металлической полосой на скользящей поверхности. Обычно для этих целей использовали бронзу или железо, и уже позднее – сталь. За последние четыре века деревянная основа и полоз конька менялись лишь по своей форме и длине.
Начиная со второй половины XIX века бурно развивается конькобежный спорт, что непосредственно влияет на ход истории развития коньков. Придумывают новые конструкции коньков, особенно в этом преуспели Канада, Россия, Швеция и Америка.
В 50-х годах XIX столетия изготовили цельнометаллические стальные коньки, которые прикреплялись к ноге при помощи ремней. В 1880 году были сконструированы новые трубчатые беговые коньки. Они стали революцией в конькобежном спорте. Задняя и передняя металлические платформы крепились к ботинку при помощи 4-х и 6-ти шурупов соответственно.
В 1887 году А. Паншин изготовил прообраз современных беговых коньков. Это была цельнометаллическая удлиненная модель, с немного загнутым носком и узким лезвием. Новый этап в развитии скоростного бега и в истории коньков произошел благодаря изобретению норвежца Х. Гагена. Он сконструировал беговой конек, который состоял из специальной стальной трубки, в которую вставлялся стальной полоз. Этим изобретением пользуются все мировые скороходы и в наше время. Еще одной сенсацией в конькобежном спорте стали модели, которые изготовили голландские фирмы «Рапс» и «Викинг». В 1996 — 1997 годах некоторые конькобежцы начали сезон именно на этих коньках.
История развития коньков. История возникновения коньков
Фигурное катание называют одним из самых красивых, а хоккей – самых мужественных видов спорта. Но мало кто знает, когда, кто и для чего изобрел коньки, и почему их так назвали. Ответы на эти вопросы дает история.
Первые коньки
Изобретение, от которого появились позже коньки, появилось примерно 3200 лет назад. На эту дату указывают коньки, найденные на берегу р. Южный Буг около Одессы. Они принадлежали кочевому народу под названием киммерийцы. В Британском музее можно увидеть также костяные коньки, выполненные 2000 лет назад, которые крепились на обувь кожаными шнурками, продетыми через отверстия в лезвиях. Таким образом, есть все доказательства тому, что коньки – изобретение довольно-таки древнее.
Внешне они, конечно, мало напоминают современную экипировку конькобежца. И изготавливал их каждый народ из разных материалов – к примеру, в Сибири лезвия вытачивали из клыков моржей, в Казахстане – из лошадиных костей, в Китае – из бамбука. Полозья делали и из дерева, и крепили к обуви. Впрочем, из какого бы материала не вытачивали лезвия, их общим свойством было прочность и гладкость поверхности.
Коньки нужны были для передвижения по местности, покрытой льдом. Поэтому больше всего находили древние коньки в таких странах как Дания, Нидерланды, Англия, Швеция, Швейцария и др.
Первобытные коньки были больше похожи на лыжи. У них отсутствовали заостренные ребра, и для лучшего скольжения по льду нужно было пользоваться палками. Уже в более поздних вариантах стали делать острые лезвия, которые крепили к обуви ремнями. А, например, в Нидерландах металлические полозья крепили на деревянные башмаки.
Виды коньков
Коньки в более современном варианте появились не где-нибудь, а именно в России. И положил этому начало император Петр I. Будучи в Голландии, он там работал плотником, а в свободное время катался на коньках. В какой-то момент он решил прикрепить металлическое лезвие на деревянной основе к ботинкам, и в таком виде коньки вошли в обиход.
Потом уже изменения касались лишь формы и длины коньков, сама же конструкция оставалась неизменной, и в том же виде дошла до наших дней. Современные коньки для фигурного катания предусматривают крепление лезвий к ботинкам винтами, а для хоккея и бега – заклепками.
Сегодня выпускают несколько разновидностей коньков. «Снегурочки» отличаются своей устойчивостью и хорошо подходят новичкам, только ставшим на лед. Беговые коньки представляют собой облегченный вариант с длинным лезвием.
Коньки для фигурного катания имеют впереди зубчики, а также лезвия с заточенным желобком.
Происхождение слова «коньки»
Слово «коньки» имеет исконно русские корни и представляет собой уменьшительный вариант слова «конь». В первобытном варианте коньки воспринимались человеком как маленькие кони, которые несут на себе человека. Мало того, в древних коньках их спереди украшали изображением лошадиной головы, которая подтверждала данную гипотезу.
По другой версии, название произошло от того, что первые полозья обычно вытачивали из костей животных, чаще всего лошадей.
Немного о катках
Для красивого скольжения по льду хорошая поверхность не менее важна, чем наличие подходящих коньков. Ведь по плохому льду и кататься хорошо не получается. Поэтому созданию подходящих катков уделяется сегодня немало внимания. Мастера, которые занимаются этим, называются ледоварами. При создании катка нужно хорошо знать свойства воды и ее поведение при разных природных и климатических условиях. Кроме того, для создания катка необходима специальная техника.
Так, для заливки ледяной беговой дорожки, работать нужно морозной ночью, при очень низкой температуре воздуха. Заливочная машина должна сделать не менее 800 кругов с перерывами для хорошего схватывания тонких слоев. На самом деле это очень кропотливая работа, требующая особого мастерства.
Создание хоккейного поля происходит по-другому. Сначала идет его засыпка снегом, потом трамбовка, после этого заливка водой. Когда вода застынет, поверхность льда шлифуют специальной машиной, снова заливают его горячей, а затем холодной водой.
Сегодня процесс создания катков упростился благодаря изобретению холодильной техники. Первый искусственный каток был сделан в США в 1876 году, при помощи холодильников «Челси».
Вот такой оказалась интересной история создания коньков.
История развития коньков: когда-то их делали из костей
Сотни людей по всему миру любят кататься на коньках и с нетерпением ждут зимы, однако мало кто знает, что идея скользить по льду пришла людям еще тысячи лет назад. И первые приспособления для этого были сделаны из кости животных и крепились к ногам с помощью кожаных жгутов. А катались на них как на лыжах — отталкивались при помощи деревянных палок.
В XIII веке стали делать лезвия коньков не из плохо скользящих и слабо управляемых костей животных, а из деревянных брусков, к которым крепили ножи — заточенные железные или бронзовые полоски. По-старинке они крепились к обуви кожаными ремнями, а вот палки можно было выбросить, ведь для того, чтобы придать себе ускорение, отныне достаточно было лишь оттолкнуться ногой. Поэтому коньки стали использовать не только для передвижения, но и для развлечений.
А само название “коньки” появилось оттого, что на длинных загнутых носках коньков мастера часто вырезали фигуры коней.
Считается, что прикреплять лезвия к обуви придумал Петр I. Познакомившись с коньками в Европе, он сразу понял, что они должны составлять с обувью единое целое.
Впоследствии, когда человечество научилось производить сталь в неограниченных количествах, лезвия начали делать из стали, что позволило увеличить коррозионную стойкость и повысить их твердость.
В конце XIX века российский конькобежец Александр Паншин изобрел беговые коньки, в которых убран мешающий развивать скорость передний завиток и удлинено лезвие.
Современные коньки делятся на шесть видов:
1. Фигурные коньки. Используются в фигурном катании. Отличительная особенность этих коньков — выпуклая форма лезвия и специальные зубцы на переднем конце, которые помогают фигуристам при выполнении сложных элементов.
2. Хоккейные коньки — коньки для игры в хоккей с шайбой или в хоккей с мячом. Их особенностью является высокая жесткость ботинка, которая позволяет хоккеисту обладать повышенной маневренностью и обеспечивает надежную защиту от попадания шайбы или мяча.
3. Конькобежные коньки — коньки для конькобежного спорта, «клапы». Отличаются от остальных видов коньков большей длиной лезвия, а самое главное тем, что это единственные коньки с подвижным лезвием. Своё официальное название «клап» (англ. clap skate) коньки получили за характерный звук, который издаёт лезвие, когда после толчка спортсмена пружина возвращает его обратно к ботинку.
4. Коньки для шорт-трека — коньки для участия в соревнованиях по шорт-треку, спортивной дисциплине, родственной конькобежному спорту. В отличие от конькобежных коньков «клапов» эти коньки имеют неподвижное, жёстко зафиксированное более короткое лезвие, установленное на ботинок с некоторым смещением в сторону, для более быстрого прохождения поворотов.
5. Прогулочные коньки — коньки, которые напоминают фигурные или хоккейные модели. Отличие таких коньков заключается в том, что они более комфортные. Мужские прогулочные коньки похожи на хоккейные, а женские — на фигурные модели. Используются для любительской игры или простого катания.
6. Прогулочные коньки для туризма — своеобразный гибридный спортивный инвентарь, получивший широкое распространение в северных странах Европы. Представляют из себя широкое сменное лезвие без ботинка с креплением под обычный лыжный ботинок. Таким образом, турист может спокойно путешествовать на лыжах, а при желании снять лыжи и установить на эти же ботинки лезвия коньков и двигаться дальше по замёрзшим рекам или озерам.
Источники:
http://xn—-dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai/sportinventar/istoriya-konkov.html
http://hockey1.kz/articles/konki-istoriya-ikh-poyavleniya-i-proiskhozhdenie-slova-konek/
http://zen.yandex.ru/media/id/5cfd1a79051e5a00aef8d9bf/5d484c10998ed600acd904ee