Филиппинская техника боя на палках. Техника использования палки на улице
Технические вопросы филиппинских боевых искусств
Что такое действующая, защищающая рука (live hand)?
Очень важное понятие в филиппинских боевых искусствах.
Действующая рука противоположна руке, которая держит основное оружие. Если вы правша, то для вас это левая рука. Она помогает выжить в схватке, т.к. активно используется для остановки противника, блоков, ударов, как поддержка при обезоруживании и захватах. Во многих приемах именно второстепенная рука обеспечивает успешное проведение приема.
“Второстепенная рука – это настоящее оружие” – как говорит Дэн Иносанто.
На тагальском языке вторая рука называется бантай-камай (Bantay-Kamay) (дословно – защищающая рука). Это второе оружие в филиппинских боевых искусствах. В технике соло бастон (solo baston) – одиночная палка – это вторая свободная рука; в технике эспада и дага (espada y daga) – меч и нож – это рука, держащая нож; и вторая палка в технике дабл бастон (double baston).
Навык использования свободной руки Bantay-Kamay развивается выполнением свободных потоковых упражнений. Рука Bantay-Kamay может выполнять следующие действия/функции:
- Pigil (Сжимание) – остановка удара или атаки
- Paayon (Следование потоку – Следовать вектору силы) – перенаправление удара
- Suntok-Tusok (удар или укол) – вторичная атака при работе с одной палкой или с парным оружием. Также известно под названием Sogo (атака рукой-копьем).
- Dukot-Batok (Замок головы или захват) – техника захватов или бросков при работе одной палкой. Техника также возможна и с парным оружием, при этом используется ударная часть основания оружия – пунио.
- Sampal-Kalawit (Удар ладонью или хук) – удары ладонью или техники hooking ведущие к фиксации противника на земле при работе одной палкой. Также могут выполняться с парным оружием, используя часть ножа (возле рукояти), палки или оружия.
- Saplit (Centrifuge обезоруживание) – мягкая техника, ведущая к победе и обезоруживанию противника.
- Concierto (координированное/согласованное оружие/руки) – Скрытая или внутренняя техника, которую использует Bantay-Kamay вместе с основным оружием для того, чтобы выполнить одновременную контратаку и контроль.
- Hawak-Sunggab (Удержание или Захват) – Захват вооружённой руки противника для последующего парирования или обезоруживания.
Существует много способов применения техники Bantay-Kamay , но все их можно разбить по двум направлениям движения:
- Salisi – противоположное направление
- Salising Papasok aka Salisok (внутрь)
- Salising Palabas aka Salibas (наружу)
- Concierto – одинаковое направление
- Papasok (внутрь)
- Palabas (наружу)
Также движения классифицируются как :
- Planchada (Горизонталь)
- Aldabis or San Miguel ( Диагональ)
- Bagsak or Bartikal (Вертикаль)
О каких палках идет речь?
В филиппинских боевых искусствах для тренировки используют ротанговые палки. Стандартная их длина колеблется от 17 до 30 дюймов. Также следует помнить, что для тренировок используют палки любой длинны, начиная от 4-6 дюймов.
В пекити тирсия кали используются вот такие палки.
Что такое синавали (sinawali)?
Синавали – это техника работы двумя оружиями. Чаще всего используется в тренировочных упражнениях для отработки скоординированной работы рук. Сначала учат синавали в одиночку, когда упражнения выучены, начинают работать в парах. Выполняя парные упражнения, практикующие становятся лицом к лицо и двигаются симметрично. Когда и это освоено, упражнения дополняются новыми вариациями движений. В конце концов это превращается в спарринг. Техники синавали присутствуют практически во всех филиппинских боевых искусствах.
Посмотреть на техники синовали можно тут .
Что такое эспада и дага (espada y daga)?
Это способ использовать палку или меч и нож в комбинации. В принципе, эпада и дага можно рассматривать как частный случай синавале. Однако на деле в этой технике используются более прямые мечи и ножи, что делает эспада и дага близким европейским стилям ножевого боя.
Что такое соло бастон (solo baston)?
Это техника работы одной палкой. Вторая свободная рука в соло бастон активно участвует в бою (см. вопрос про вторую руку).
Что такое кроссада (crossada)?
Кроссада – это филиппинские блоки. Это техника, при которой оружие или рука используется для блокировки удара и одновременного нападения. Это похоже на крестообразные блоки других боевых искусств, однако, кроссада не является статическим блоком в классическом его понимании. Одновременно с пресечением атаки делают быстрый захват или удар. Это не дает времени противнику среагировать на атаку, т.к. нет промежутка между защитным движением и контратакой.
На каких дистанциях идет бой?
Существует множество дистанций боя, и каждый из стилей филиппинских боевых искусств придумал свою собственную классификацию для них и методы отработки. Некоторые стили имеют более 16 видов дистанций, описывающих все виды боя. Ниже приведены два примера. В первом примере четыре вида, которые обычно используют, чтобы показать простейшие дистанции в сравнении с другими боевыми искусствами. Во втором примере – дистанции при работе палкой против палки. Разные стили используют разные классификации дистанций, чтобы лучше объяснить свои методы ведения боя и обучения и наиболее выгодно показать эффективность своего боевого искусства.
Пример типичных видов дистанций боя:
- Оружие – дальняя дистанция, при которой рукопашных бой невозможен, возможен бой только оружием.
- Удары ногой – типичная дистанция для карате, тейквандо и кунгфу.
- Удары коленями и локтями – более близкая дистанция, кроме локтей и коленей применяются удары головой
- Борьба, захваты – типичная дистанция для реслинга, джиу-джицу, китайского дзюдо (Chin Na), айкидо.
Пример дистанций при работе палками:
- Дальняя – вы можете ударить руку противника концом вашей палки.
- Средняя – теперь вы можете удерживать руку противника своей противоположной рукой.
- Близкая – вы можете ударить руку оппонента торцом рукояти вашей палки.
Что такое 12 углов (или 12 атак)
12 углов или атак присутствует в большинстве стилей филиппинских боевых искусств. Это базовые удары или направления, перекрывающие все возможные углы атаки. Большинство филиппинских стилей пользуются схожей системой обозначения, нумерации этих углов с небольшими вариациями. Идея 12-ти углов состоит в том, чтобы изучить и классифицировать все возможные направления ударов и разработать методы защиты от них. На более продвинутом уровне учащиеся должны увидеть похожесть, идентичность одних углов другим и упростить классификацию и ответные движения. Проще говоря, на продвинутом уровне углов и контратак становится меньше. Однако первые 5 углов вы найдете практически во всех филиппинских боевых искусствах.
Обычно используется одни и те же обозначения (номера) для защитных углов и атакующих ударов. И эта система обозначений основана на атаках только правой рукой.
В качестве примера… Удар слева правой рукой будет называться номер 2, пришедший из угла номер 2 (т.е. 2 из 2). Если этот же удар наносится левой рукой, он все равно будет иметь номер 2, однако защитный угол изменится на угол номер 1 (т.е. 2 из 1).
Слышал про плавную смену дистанции. Что это?
Получить возможность перемещаться в бою, выбирать дистанцию – первейшая задача практикующего филиппинские боевые искусства. Ученик старается плавно переходить от одной дистанции боя к другой без разрыва в движениях при переходе. Этот навык обязателен для всех четырех дистанций (с оружием и без). Очень важно уметь двигаться и проводить приемы вместе с партнером непрерывно, чувствовать его движения и “подгонять”, приспосабливать свои движения под противника. Это свойство филиппинских боевых искусств придает ощущение непрерывности бою, когда одно движение плавно перетекает в другое. На английском языке это называется термином “to flow”.
Как защитить себя с помощью палки или подобного ей предмета
Вопрос актуальный во все времена, что называется. Палка существовала всегда, и всегда существовали какие-то проблемы между людьми. С ходом истории обычную деревянную палку переделывали и модифицировали – когда за счет металлических элементов, когда за счет особых пропиток, материалов и технологий изготовления. А сегодня резиновыми палками оснащены охранные подразделения большинства стран мира. И их тренируют на это. А большинство автолюбителей зачем-то возят с собой биту. И вряд ли их кто-то тренирует ей пользоваться в драках, в коих они применены чаще, чем в бейсболе. Хорошо бы и нам уметь справляться с этими проблемами, или на худой конец обезоруживать агрессивного противника.
Из истории также известно, что во все времена фехтованием на палках тренировали воинов, имитируя работу с клинковым оружием, чтобы не поранились. Поэтому до сих пор есть боевые искусства с палками, типа канарских палок или филиппинских и т.п. И сами палки имеют разные размеры и формы, чтобы по свойствам больше подходить к конкретному клинку – мечу, кинжалу, пике и пр. И до сей поры в Испании, например, на этих палках не только проводят спортивные мероприятия, но и тренируют полицейских, чтобы они потом своими дубинками орудовали.
Какие технические элементы можно использовать в такого рода бое с применением палки?
Я выделил для себя несколько основных, и со временем эти элементы будут пополняться в моем арсенале. Но на мой взгляд даже этого достаточно, чтобы хотя бы не быть избитым в уличной потасовке. В лучшем случае, поднатарев, можно этим делом обезоружить противника даже если он с ножом против вас. А такой исход в наших реалиях самое оно – и самооборона не превышена и по сути судьбу не поковеркал нападавшему, может мозги на место встанут на грани какой судьбы он находился в тот момент.
Итак, все дело в комбинировании основных элементов:
1. Движения ногами, чтобы уйти с линии атаки и добавить силу в удар.
2. Двойные удары, когда второй удар является продолжением первого. Это быстрее, чем замахиваться заново.
3. Знать за счет какой части руки бьешь. С плеча – самые сильные удары и долгие, с локтя -быстрее и слабее, а с кисти – самые неожиданные и слабые. Также это знание помогает, когда ты видишь что предпринимает противник и можешь сработать на опережение. Например, тем ударом, который быстрее, или шагом в сторону (назад не шагать).
4. Использовать разные хваты палки, если размеры позволяют. Например, можно быстро с хвата в 2/3 длинны до 1/2 длинны переместить, за счет веса палки она сама соскользнет в руке. и это позволит наносить уже другие удары обеими концами вашего оружия.
5. Использовать логические модели, и тогда одна палка в руке может сослужить щитом, либо ножом, либо мечом. Вот примеры подобных логических моделей из книги “Энигма. ЛИКВИДАЦИЯ БЕЗГРАМОТНОСТИ. Часть 2”:
В интернете есть достаточно много видео, где все это в движении. Мне понравились видео той системы, по которой канарцы обучают в своих школах боевых искусств полицейских – это один из стилей Испанской техники фехтования – ей несколько сотен лет и она до сих пор жива.
Филиппинские Боевые Искусства (обзор)
Наверняка многие слышали про Филиппинские боевые искусства, но слышали только вскользь, представление получили неполное, и, скорее всего, ограниченное смутным воспоминанием о каких-то там ножах, да палках.
А на самом деле, Филиппины со своей системой подготовки бойцов, считаются родиной поистине опаснейшего вида боевых искусств!
Отличительная черта в тренировках боевым искусствам у народов филиппинских островов в том, что основы боя состоят из техники владения палками и ножом, а уж потом переходят к обучению бою без оружия, при помощи рук и ног. Из чего можно сделать вывод, что жители Филиппин прежде всего должны были нанести смертельные удары противнику при помощи ножа или палки. Руки и ноги шли в ход в том случае, если оружие терялось.
Направлений, стилей в Филиппинских боевых искусствах множество. Например, техники Кали – опасные, без каких-либо излишеств. Это бой холодным оружием – ножами, мачете, мечами; всего более сотни наименований. Или термин Эскрима, происходящий от испанского слова esgrima и обозначающий, в первую очередь, испанское фехтование в стиле zoro. Эскрима появилась, не в пример кали, в городах. Это было уже скорее спортивное боевое искусство.
Еще один вид – Арнис де мано. Название происходит от специальной защиты, которую бойцы одевают на руки, чтобы не получить слишком сильных ран. В Арнисе активно используются палки, ножи и их производные, камень и веревка.
Техники Арнис, Эскрима и Кали это многообразие контратак, разоружений, бросков и захватов с максимальным использованием ресурсов бойца, как бы ни были вооружены его противники. Филиппинская манера боя ножом была принята на вооружение спецподразделениями большинства армий мира.
Филиппинские боевые искусства носят разные названия в зависимости от района архипелага. В столичном мегаполисе Маниле эта борьба известна под именами арнис или пананандата, в провинции Пангасинан – как калиронган, в Илокосе – кабароан, на Бисайских островах – эскрима.
Историки, изучающие арнис, насчитывают до 200 систем или стилей борьбы арнис-эскрима-кали. Некоторые названия указывают на дистанцию боя – ларго (дальнее расстояние), медио (среднее), корто или серрада (близкое расстояние, «закрытый» бой). Другие – на тип движений: абaнико (обмахивание веером), палuс-палuс (с силой прокладывать путь; смахивать), сунгкитu(н) (делать резкие выпады), питuк (легкие удары, щелчки), oчо-oчо (восьмерка), лaстико (щелканье). Также стили могут называться по виду оружия – например, исaнг арнис (борьба с одной палкой), далауaнг арнис или синауалuс (с двумя палками), эспaда и дaга (меч и кинжал), мaно-мaно или де кадена (голыми руками).
Таким образом, простым перечислением, перед нами открывается целый неизведанный, тайный мир боевых искусств! Про карате или у-шу слышали все, имеют хотя бы общее представление. О боевых искусствах Филиппин, которых так много на поверку, знают совсем чуть. Разве что из голливудских фильмов с участием Стивена Сигала можно в той или иной степени получить общее представление о технике работы палками или ножами.
Сильно отличаются от общепринятых и общеизвестных методы тренировок. На первых порах они преследуют две цели – постановку удара и развитие координационных навыков. После чего идет длительная спарринговая отработка различных техник и методов ведения боя. Бой палками во многом отличается от боя острым оружием. К примеру, захватить палку рукой – можно, а нож – невозможно. И всё-таки, перед тем как приступать к изучению борьбы с холодным оружием, технику необходимо отрабатывать именно в палочном бое.
Ножевой бой – это не способ ведения боя в прямом смысле слова. Между прочим, владение ножом даже на Филиппинах редко рассматривалось с этих позиций. Внезапное нападение с максимально быстрым и эффективным поражением – вот основной рисунок филиппинской работы ножом. Готовясь к бою на ножах, филиппинцы считают важным психологически настроиться на то, что рано или поздно им нанесут кровавые раны. Именно поэтому во время тренировок разрешаются полные контакты с оружием противника. Ведь боец должен быть подкован не только технически, но и психологически.
Однако в европейском мире подобные психологические приёмы не приветствуются и не применяются. На западе первый год тренировки проводятся с деревянными макетами, которые позже, можно заменить на настоящее оружие.
Если вы думаете, что в школе филиппинских единоборств из вас сделают аса ножевого боя, то немного ошибаетесь. В первую очередь Вас научат владеть оружием и обороняться от ударов колюще-режущими предметами. К тому же вы сможете без труда одолеть противника, используя палки, камни и другие подручные средства, и при этом не причините ему слишком сильного вреда.
Кстати, на заметку: в США и Европе интерес к филиппинским единоборствам, в частности, к арнису, появился и стал быстро расти с подачи Брюса Ли. Актёр часто применял в своих фильмах элементы этого боевого искусства. Кали его обучал Дэн Иносанто – ведущий специалист по филиппинским боевым искусствам в США. Кроме него, в мире хорошо знают таких мастеров, как Реми Пресас, Френдерико Лазо, Рене Латоса, Снуки Санчес, Лео Гайе, Том Бисио. Легендами окутано имя Флоро Виллабриле, победителя многих «боев до смерти» начала ХХ века, считающегося вторым великим воином арниса после Лапу-лапу.
Не так давно, в 2005 году, был основан Альянс Филиппинских боевых искусств (PMAA).
Альянс занимается продвижением техники Philippine CombativesTM («Филиппин Комбативс») – это сплав различных классических и современных систем борьбы, используемых на Филиппинах.
Одна палка
Этот стиль обычно называют исанг арнис, кали или эскрима, иногда – соло бастон. Основное внимание уделяется Вашей ведущей руке. Обучение включает тренировки, которые позволят Вам чувствовать дальнее, среднее и близкое расстояние боя на палках. Этот стиль также лучше всего раскрывает «скрытую» ценность Вашей свободной руки (иногда называемой «живой рукой»). Постижение принципов борьбы на одной палке не только значительно повысит Ваше мастерство, но и продемонстрирует, какая сила заключена в Вашей недоминантной руке! От малайо или ларго (дальнее расстояние) и малапит или корто (ближнее расстояние) до захватов, зацепов, бросков и обезоруживания противника, – все в этом стиле указывает, что это одна из главнейших частей филиппинских боевых искусств, которую нельзя пропустить.
Две палки
Стиль известен под названиями синауалuс, далауaнг арнис или эскрима, или добле бастoн. Уверенное использование обеих рук в борьбе на палках, несомненно, повышает не только гибкость и быстроту реакции, но и силу рук. Ваша способность успешно сражаться на одной палке и разоружить противника иногда приводит к тому, что у Вас в руках оказывается сразу две палки. Тренировка использования двух палок в самом разгаре боя и практические занятия делают наших учеников хорошо подготовленными борцами на палках.
Владение ножом
Обычно называется дага са дага («нож к ножу»). В этом стиле, соответственно, в центре внимания – использование Вами ножа для отражения ножевых атак. Хотя обычно мы тренируем работу на поражение противника, мы также обращаем Ваше внимание, что бой на ножах в системе Филиппин Комбативс подразумевает и умение использовать свое холодное оружие для защиты от нескольких нападающих. В Филиппин Комбативс такой бой фокусируется не только на защите, но тренирует и нападение, а также реалистичные жизненные сценарии. В жизни мы можем и не столкнуться с человеком, угрожающим ножом, и многие из нас не носят ножей с собой, однако постижение принципов, лежащих в основе тренировок боя с ножом в Филиппин Комбативс в любом случае повысит Вашу уверенность в своих силах и самоконтроль. Помните, что нож – это необязательно кинжал, это может быть и перочинный ножик, складной предмет или просто карандаш. Ваша способность работать ножом против ножа также повышает технику Ваших рук, что очень важно при встрече с одним из самых скрытых форм смертельного оружия в сегодняшнем мире – ножом!
Меч и нож
Обычно этот стиль называют эспада и дага, или арнис или эскрима и дага. Это одна из старейших боевых систем, которую многие ученики недооценивают и не считают важной в наши дни. Хотя мы не предполагаем, конечно, бороться с реальным противником посредством и меча и ножа, Ваша способность определять силу каждого из этих видов оружия поможет вам лучше постичь особенности филиппинских боевых искусств. Имейте в виду, что это оружие – всего лишь продолжение Ваших рук, и без хороших рук оно не будет реальным оружием. Понимание этого принципа приведет Вас к осознанию того, что бросок ножа можно легко заменить резким прямым ударом рукой в глаза, а рубящее движение меча – ударом предплечьем в шею.
Рукопашная
Обычно эта борьба именуется камаo са камаo («кулак к кулаку»), или мано а мано («рука к руке»). Филиппин Комбативс поможет Вам лучше понять системы оружия и их связь с нашим стилем рукопашной борьбы. Этот вид филиппинских боевых искусств иногда получает неверное истолкование, или даже скрыт в других стилях. Система Филиппин Комбативс не только поддержит те навыки рукопашной борьбы, которые Вы уже получили, но дополнит и разовьет их. Этот стиль поможет найти ответы на вопросы и устранить те скрытые неясности, которые лежат в ряде боевых систем, и несомненно, он поможет Вам лучше овладеть выбранным боевым искусством. Рукопашный стиль системы Филиппин Комбативс включает удары, парирование и блокирование ударов, контрудары, удары ногами, захваты и комбинации этих действий, броски, контроль или уклонение и различные заключительные боевые техники.
Борьба на земле
Носит название думoг («поверженный»). Филиппин Комбативс учитывает ценность тренировок реалистичной борьбы на земле. Система Филиппин Комбативс идет дельше техники рук. Мы реально подходим к ситуации борьбы на земле, поэтому, помимо тренировок нижнего рукопашного боя, включаем упражнения с использованием палок или ножа, чтобы совершенствовать навыки выживания в такой борьбе.
Вот, в принципе, краткий обзор интереснейшей темы – Филиппинские Боевые Искусства. Думаю, я еще не раз и не два обращусь к этой теме и буду более детально рассказывать о разных стилях и методах тренировок.
Источники:
http://www.pekiti-tirsia.ru/system/faq/324-fag-tech
http://pikabu.ru/story/kak_zashchitit_sebya_s_pomoshchyu_palki_ili_podobnogo_ey_predmeta_6089800
http://101tema.ru/content/filippinskie-boevye-iskusstva-obzor