Что такое каяки. Что такое морской каяк? Отличия от байдарки и каноэ
Каякинг: трудности перевода:) В чем отличие каяка от байдарки?
Как-то нес по улице каяк, еще такой с иголочки рокстар, но уже без упаковки — яркий, желтый, как люблю. Идет мимо семейство, мама говорит сыну: «Смотри, байдарку понесли». Как так можно — одним именем называть, например, Салют с деревянным дном, обтянутый резиновой шкурой, и лодку для фристайла? Ну, маме простительно, в бассейне один продвинутый мальчик вообще спросил «Что это за бэтмобиль?»:) ), а вот google всемогущий мог бы и просто перевести «kayaker» как «каякер», но нет же:
И — без вариантов:)
Хотя на «kayak» первым вариантом он все же выдает «каяк»:
Что такое байдарка и что такое каяк? В чем отличие каяка от байдарки?
Согласно википедии, «Каяк или байдарка — тип гребной лодки, одноместные, двух- и даже трёхместные традиционные лодки народов Арктики. Каяк — у эскимосов, байдарка — у алеутов.» Т.е. изначально разница только в терминологии народов Крайнего Севера:)
Сам был туристом-водником, затем стал серьезно заниматься каякингом. Что мы имеем на сегодня…
Что такое каяк? Это прежде всего одноместная лодка, для управления которой нужны соответствующие навыки и предварительное обучение, углубленное понимание воды. Как правило, каяки — неразборные, хотя и тут бывают исключения. Существуют каяки для слалома (олимпийский вид спорта), фристайл-каякинга или родео (неолимпийский вид спорта),
сплава (горные реки, соревнования по сплаву тоже проводятся),
сияки — для передвижения по морю.
Что такое байдарка? Двух-трехместная лодка, обычно разборная — каркасная (типичные представители — «Таймень») или надувная (например, «Щука»). Байдарки используются туристами для походов. Да, материалы для изготовления изменились — никакого брезента и резины, никаких деревянных частей — теза, аллюминий и полиэтилен. На фото — байдарка Нева-2, ближайший современный аналог «Тайменя»:
Есть специальные спортивные байдарки для гладкой гребли. Что интересно, категории для них называются К1, К-2, К-4 — имеется в виду каяк:) Но в массовом народном представлении байдарка выглядит так, как на фото.
Невзирая на частности и исключения: каяк — это спорт, байдарка — туризм. Или если не спорт, то все равно нечто более серьезное, требующее отдельного обучения. Байдарка, несомненно, доступнее — часто в поход берут новичков, которые весла не держали. Каякингом можно заниматься все время, туристы-водники могут ходить в поход раз в год — просто проводить так отпуск, в остальное время байдарки пылятся на антресолях.
Говоря про байдарки и каяки, нельзя не упомянуть каноэ. В нем сидят на коленях и гребут однолопастным веслом:
И это тоже ближе к спорту. Существуют каноэ для гребли вдвоем, но называется оно все равно каноэ.
И все равно любому каякеру или каноисту будет резать ухо фраза «Смотри, понесли байдарку»:)
Копия комментариев из вконтакта:
Максим Ластин
Григорий, да. Все это байдарки. Точно также как Запорожец и Феррари — это все автомобили. А вот водитель автомобиля становится пилотом только в формуле 1 :))) Некоторые спортивные байдарки стоят намного дороже твоего родейника и технологии там применяются самые передовые.
Григорий Ергин
Когда начал заниматься слаломом, тренер делил всех на туристов и спортсменов. Спортсмены — те, кто будут выезжать на сборы, участвовать в соревнованиях, а туристы — те, кто к сезону пропадут в походах и проч. И звучало это достаточно пренебрежительно — «туристы». Я со своим родео вообще был там отщепенцем:)
Спортивная байдарка — воспринимается как устаревшее, даже категории называются — К-2, К-4. А гребцы в ней — тоже байдарочники?:) «Байдарочник-фристайлер» — вообще абсурдно звучит:)
Алла Евдокимова
Летом как-то машину с двумя родейниками на крыше оставила на парковке у работы. Ни один из коллег не сказал, что это каяки. Все говорили «Какие у тебя БАЙДАРКИ красивые!» 🙂 Каякинг в массы!
Андрей Евдокимов
КаякЕР — английское слово! Лодочник, байдарочник — русские! Лодки и байдарки в массы!)
Максим Ластин
Все верно. Редко кто назовет каяк каяком. Все думают, что это байдарки. И пусть себе думают. Мы же тоже не знаем, к примеру, медицинской теминологии. А также для всех женщин шуруп, саморез, винт -это все будет болтик. :)))
Григорий Ергин
Лодочник-фристайлер… Дожили. «Я убью тебя,лодочник!»:)
Андрей Евдокимов
Нет. Фристайл тоже не наше слово. Лодочник свободного стиля, лодочник в свободном стиле, свободный лодочник. Выбирай, что тебе больше нравится)
Максим Ластин
Андрей, мне больше нравится акробатическая байдарка :))
Андрей Евдокимов
Максим, точно!) И байдарочник-акробат или лодочник-акробат тоже хорошо звучит))
Александр Митенёв
Слово байдарка применительно к каякингу — лингвистический паллиатив, имеющий в своей основе энтропию неотрефлексированного обществом явления. Отсюда — когнитивный диссонанс.
Максим Ластин
Андрей, теперь осталось попросить добавить в переводчик гугля соотвествующий вариант, чтобы Гриша был доволен :)))
Максим Ластин
И Федерацию назвали неверно. Надо было: «Всероссийское общество акробатической байдарки»! :)))
Александр Митенёв
В России, например, аккордеон называют баяном (именем легендарного сказителя, игравшем вообще на струнном инструменте, гуслях), и хрена с 2 будут называть как положено в мире. Особый путь. Суверенная демократия.
Александр Митенёв
Предлагаю повесить где-нибудь в Карелии на одном из популярных байдарочных плейспотов на дерево Гришину «Карму» (она ему все равно не нужна) и написать табличку следующего содержания: «Это каяк, сынок!»
Андрей Евдокимов
Александр, так байдарочники знают. Вот на Невском повесить.
Александр Митенёв
Андрей, на Невском нет деревьев. Если только между конями Клодта.
Андрей Евдокимов
Александр, кони такого наверно еще не видели.
Роман Орлов
Каяки придумали эскимосы, а байдарки алеуты. Принципиальной разници между ними нет. А как называть современные спортивные лодки ,так это кому как нравиться. Например слаломную байдарку двойку тоже каяком не называют.
Григорий Ергин
Рома, Википедия рулит:) Мы, конечно, алеуты:))) Но байдарочником не называют никого из спортсменов. Гребцы-гладковики есть, например.
Каяки и байдарки
Каяки и байдарки пользуются огромной популярностью, благодаря маневренности, малой осадке и высокой проходимости. Поражает, какие трудности могут преодолевать эти средства передвижения: от болот, заросших камышами озер до бурной горной реки. Давайте немного разберемся, кто это такие эти ваши каяки 🙂
Каяки и байдарки по конструкции аналогичны. Байдарки, помимо двухместных вариантов, бывают так же трехместные и четырехместные. Каяки же, вмещают не более двух человек. Исторически, каркас каяка делался из дерева или кости. Обтягивался шкурами морских животных — тюленей или моржей.
Весло используется двустороннее, что является главным отличием каяка/байдарки от каноэ.
Тип посадки в байдарки и каяки делится на 2 категории: sit-in и sit-on-top. Названия говорят сами за себя.
sit-in — турист сидит внутри так называемого кокпита каяка.
sit-on-top — турист (спортсмен) сидит сверху лодки, на специально вынесенном посадочном месте.
Среди туристов распространен вариант sit-in, потому как sit-on-top является более спортивным вариантом и требует дополнительных навыков для комфортного пребывания на воде.
Естественно, выбор подобных плавсредств на рынке очень широкий. Мы не будем в этой статье подробно останавливаться на каждом из них, а рассмотрим, вкратце, самые популярные виды, а именно каркасные, надувные и не разборные.
Положительные моменты в том, что такая байдарка разбирается и ее очень удобно транспортировать даже на легковом автомобиле. На этом, по моему мнению, положительные моменты заканчиваются 🙂
– Трудности с обеспечением симметричности носа и кормы относительно обшивки.
– Отсутствуют герметичные отсеки как в пластиковом, не разборном варианте.
– Любое столкновение с камнями, корягами приводит к повреждению ткани, что влечет за собой ремонт, останавливая всю группу. Соответственно, такие байдарки непригодны для не спокойной воды.
По сути, надувной каяк — надувная лодка, по форме напоминающая байдарку.
Что касается плюсов, то это, опять же, компактность и удобство транспортировки и низкая цена, самая низкая среди собратьев.
– Надувной каяк трудно контролировать, особенно в ветреную погоду, направление приходится все время корректировать рулевыми веслами.
– Отсутствие жесткости. Каяк прогибается под весом гребца, задирая нос и корму. Необходимо дополнительно нагружать эти участки, чтобы избежать такой проблемы.
– Каяк легко пробить или же прорвать, что повлечет за собой последующий ремонт, который, в свою очередь возможен только при наличии ремонтного комплекта. А в походах, частенько идет борьба на уменьшение лишнего веса.
– Очень малая грузоподъемность.
Стоит заметить, что существуют так же и комбинированные варианты — жесткое дно и надувные борта. У такого каяка грузоподъемность выше, его сложнее потопить, даже при пробитой поверхности. При всех этих преимуществах так же сохраняется компактность и удобство транспортировки
Цельные, не разборные каяки
Такие каяки изготавливаются из различных материалов: композитов, всевозможных полимеров и других синтетических материалов. Такие каяки составляют серьезную конкуренцию как в любительском туризме так и в спорте благодаря своим великолепным эксплуатационным характеристикам.
Конструкция представляет из себя цельный корпус с вылитым кокпитом для гребца. Корпус максимально закрыт. Так же, в большинстве случаев, присутствуют герметичные отсеки для транспортировки вещей или продуктов.
У таких каяков есть только один минус, по моему мнению. Это громоздкость и неудобство транспортировки. Если у вас нет автомобиля или есть легковой вариант, то необходим специальный прицеп или же крепление на крышу автомобиля, что влечет за собой дополнительные денежные затраты и неудобство.
Но вот плюсов “вагон и маленькая тележка”:
– Стойкойсть к ударам, столкновениям даже с твердыми и острыми поверхностями. Надежность и длительный срок службы. Вмятина на корпусе легко фиксится если просто оставить каяк на солнце
– Жесткая конструкция дает максимальный контроль над плавсредством. Серьезные профики умеют даже специальным движением весла выворачиваться из воды (“эскимосский переворот”)
– Герметичные отсеки и теплоизоляция
Само собой, выбор каяка/байдарки дело сугубо индивидуальное и зависит от большого количества факторов, но из собственного опыта хочу сказать, что не разборный вариант, особенно для диванных туристов, является наилучшим вариантом провести беззаботную вылазку, наслаждаясь красивой природой и компанией друзей, а не проводя время повышая свою квалификацию в латании корабельных пробоин 🙂
Что-то вы, уважаемый, тут перегнули
– Трудности с обеспечением симметричности носа и кормы относительно обшивки.
– Отсутствуют герметичные отсеки как в пластиковом, не разборном варианте.
– Любое столкновение с камнями, корягами приводит к повреждению ткани, что влечет за собой ремонт, останавливая всю группу. Соответственно, такие байдарки непригодны для не спокойной воды.
1. Проблема симметричности носового и кормового обвода относительно обшивки может возникнуть разве что при первой сборке незнакомой байдарки. Да и то, в состоянии подшофе скорее.
2. Большинство современных сборных байдарок имеют поддувные борта, зачастую еще и многосекционные. Также непотопляемость можно обеспечить посредством гермомешков (даже с вещами) упакованных в носовой и кормовой отсек.
3. В отличие от надувных байдарок, каркасники не имеют достаточно жесткого натяжения шкуры, засчет чего удары, как правило, демпфируются, в том числе и каркасом и возможность повреждений гораздо ниже. Помимо этого, если надувной вариант пробить, на обеспечение полной герметичности баллона затрачиваются достаточно большие усилия. Когда обычную шкуру можно залепить по принципу “шоб уж совсем внутрь не хлестало”. За 15 минут
Утверждения не голословные – ваш покорный слуга далеко не один год использует каркасники на реках до 3 к.с. И пробой был за 10 лет один. Хотя каркас приходилось несколько раз выправлять.
Касательно контроля над плавсредством – это решает опыт. Неофит на любом судне будет рулить по синусоиде по открытой воде, а опытный гребец – даже на трёхместном Салюте лавировать с зазорами в пару сантиметров.
Из плюсов каркасных байдарок перед другими остальными. Объем вещей, который вы можете запихать в каркасник, даже закрытый фартуком. В обычную двухместную Таймень спокойно входит около 200 литров груза. И это только если считать грузовой отсек. Грузоподъемность от 250 кг.
К слову сказать – грузоподъемность надувных каяков/байдарок вполне себе зашкаливает за полтонны.
Чем отличается байдарка от каноэ?
Несколько тысячелетий назад древние люди придумали плавсредства, позволяющие им перемещаться по рекам, озерам и, даже, морям. Одними из самых первых видов суден можно считать байдарку и каноэ. Они имеют малые габариты, очень легки и, с первого взгляда, практически не имеют отличий. Однако это не так.
Что такое байдарка?
Так называется лодка, изначально созданная на севере. Идея создания байдарки исторически связывается с потребностями полярных народов. Именно рыбаки придумали маленькое и очень удобное судно, чтобы плавать на нем по северным рекам и Ледовитому океану. Древние байдарки изготавливались из дерева и перетягивались кожей морских животных. А современные байдарки выполнены из высокопрочных износостойких материалов, которые делают их максимально устойчивыми и долговечными.
Что такое каноэ?
Идея создания каноэ принадлежала индейцам. Первые судна были деревянными, для повышения прочности и улучшения плавучести их дополнительно покрывали корой деревьев. Сегодня известны два основных вида каноэ — для туризма и спорта. То же самое можно сказать и о байдарках.
Отличия байдарки от каноэ
Гребля на байдарке и каноэ имеет ряд отличий как раз из-за разности в конструкции лодок.
Весла. Техника гребли как на каноэ, так и на байдарке подразумевает наличие только одного весла у спортсмена. Однако у байдарочника весло имеет совершенно иное строение, чем у каноиста. На байдарке каждое из весел имеет по две лопасти, это дает возможность спортсмену загребать воду с обеих сторон судна. А у весла каноэ лопасть имеется только с одной стороны, поэтому спортсмен может либо проводить греблю только справа, либо только слева.
Место для гребцов. Спортсмен на байдарке сидит на предусмотренной для человека скамейке, то есть во время соревнований он занимает положение «сидя». А гребец каноэ издревле при гребле опирается на одно из колен. Поэтому техника гребли на каноэ требует большей подготовки и сосредоточенности.
Сколько гребцов на судне? Максимальное количество мест на байдарке — три. В некоторых соревнованиях участвуют четыре и более спортсмена, но это считается редкостью. Особенности каяка и каноэ предусматривают размещение гораздо большего количества гребцов. На суднах этого типа умещаются 7 и 10 человек.
Рулевое управление. Каноэ не имеют руля. А вот на некоторых современных байдарках предусмотрено рулевое управление. Надо сказать, что руль очень сильно облегчает как управление судном, так и его перемещением по полосе препятствий в бурной воде. Однако на мелководье лучше им не пользоваться, так как велика вероятность застрять на дне.
Рулевое управление на каноэ осуществляется за счет движений весел. Поэтому техника гребли на таком судне – гораздо сложнее, чем на байдарке. Спортсмену требуется не только хорошая практика и опыт, но и большая физическая сила и выносливость.
Как переносятся по суше каноэ и байдарка? Конструктивные особенности каяка и каноэ выражаются еще и в том, что их довольно просто переносить. Ведь изначально каноэ предназначалось для переноски одним человеком. А вот перенос байдарки требует более серьезных усилий.
Источники:
http://ergin.ru/kayaking/theory/kayaking-trudnosti-perevoda.htm
http://pikabu.ru/story/kayaki_i_baydarki_6207897
http://aaacup.ru/chem-otlichaetsya-baydarka-ot-kanoye/