3 параграф как человек двигается. Окружающий мир. Как человек двигается. ΙΙ. Совместное открытие знаний
3 параграф как человек двигается. Окружающий мир. Как человек двигается. ΙΙ. Совместное открытие знаний
Урок 3. Как человек двигается
Цели:
– формировать новые анатомо-физиологические понятия о значении опорно-двигательной системы, о строении и особенностях скелета человека, о суставах, свойствах костей, основных группах мышц, о работе мышц.
Ход урока:
ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
Вопрос 1. Какой скелет бывает у животных?
Скелет бывает наружный, например у насекомых, и внутренний – у рыб, земноводных и других животных.
Вопрос 2. Как животные двигаются?
У многоклеточных животных главными органами, приводящими тело в движение, являются мышцы. Их способность к активному сокращению и пассивному растяжению приобретается благодаря сокращению мышц или даже под тяжестью органа. Если животное имеет жесткий скелет, в нём для движения должны быть подвижные суставы. Активное движение в пространстве обеспечивается специальными органами передвижения, с помощью которых животное отталкивается от внешней среды: от воды при плавании, от поверхности земли на суше или от дна водоёма, от воздуха при полёте.
РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
Рассмотрим опорно-двигательную систему . Она состоит из скелета и мышц…
Скелет — это основа, опора нашему телу. Именно от размеров скелета зависят размеры тела человек более 200 различных костей (!)
Кости очень прочные, они состоят из органических и минеральных веществ. Однако при неудачных падениях и нагрузках случаются переломы костей.
1 – мозговой череп, 2 – лицевой череп, 3 – кости пояса верхней конечности, 4 – плечевая кость, 5 – кости предплечья, 6 – кости кисти, 7 – грудная клетка 8 – позвоночный столб, 9 – кости пояса нижних конечностей, 10 – бедренная кость, 11 – кости голени, 12 – кости стопы.
Все кости скелета делят на подгруппы:
Осевой скелет
Череп — костная основа головы, является вместилищем головного мозга, а также органов зрения, слуха и обоняния. Череп имеет два отдела: мозговой и лицевой.
- Грудная клетка является костной основой груди и вместилищем для внутренних органов. Состоит из 12 грудных позвонков, 12 пар рёбер и грудины.
- Позвоночник — опора скелета и всего тела. Он достаточно прочный и в меру гибкий. Однако даже небольшие нагрузки, действующие в течение длительного времени, могут привести к его исправлению.
Добавочный скелет
- Пояс верхних конечностей — обеспечивает присоединение верхних конечностей к осевому скелету. Состоит из парных лопаток и ключиц.
- Верхние конечности — максимально приспособлены для выполнения трудовой деятельности. Конечность состоит из трёх отделов: плеча, предплечья и кисти.
- Пояс нижних конечностей — обеспечивает присоединение нижних конечностей к осевому скелету.
- Нижние конечности — приспособлены для перемещения тела в пространстве.
Кости соединены друг с другом. Там, где они не двигаются, например в черепе, между ними образуется неподвижное соединение . В подвижных органах, таких как рука, кости скреплены подвижно. Такое подвижное соединение костей называется суставом .
Интересные факты:
Самая длинная кость — бедренная, ее длина составляет обычно 27,5% от роста человека. Самая короткая — стремечко, которая расположена во внутреннем ухе. Ее длина всего 3-4 миллиметра.
Ноги – это 25% всех костей. Вы можете не особо заботиться о своих ногах. Но это основа нашего здоровья. Они несут на себе всю тяжесть, как в прямом, так и переносном смыслах. Из 200 костей 52 находятся в ногах.
«Почему я стою прямо» серия мультсериала «Приключения Адибу» ( с 0:40)
Мышцы способны сокращаться и приводить наше тело в движение. Точно указать количество мышц невозможно. Специалисты насчитывают у человека от 400 до 680 мышц. Для сравнения: у кузнечиков около 900 мышц, у некоторых гусениц до четырех тысяч.
Мышцы могут сокращаться и расслабляться. Расслабленная мышца — длинная и мягкая, сокращенная — короткая и твердая. Мышцы прикрепляются к костям с помощью сухожилий . Сокращение мышц приводит в движение кости.
Изгиб руки в локтевом суставе зависит от двух противоположно работающих мышц.
Интересные факты:
- Самая маленькая мышца — мышца стремечка.
- Улыбаясь, мы задействуем 17 лицевых мышц. А для того чтобы выразить неодобрение – 43! Итак, улыбка – не самый лучший способ заставить работать максимальное количество мышц. Улыбайтесь просто так, когда вам грустно или смешно.
- Самая сильная мышца в человеческом организме – язык. Но дело не только в силе, но и в выносливости. Задумайтесь, вы не обращаете внимания на то, что весь день пользуетесь своим языком во время переговоров, за завтраком, обедом и ужином, когда глотаете и т.д. Мы настолько уверены в работоспособности этой мышцы, что даже и не допускаем мысли о том, что она может выйти из строя.
- Чтобы сделать «один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества» необходимо задействовать 200 мышц.
«Почему я двигаюсь» серия мультсериала «Приключения Адибу» ( с 0:43)
Почему растут мышцы
Сокращение мышц изменяет положение костей, подвижно соединенных в суставах, позволяя человеку двигаться.
ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
Задание 1. Рабочая тетрадь стр.6
Задание 2. Рабочая тетрадь стр.6
Задание 4. Рабочая тетрадь стр.6
Задание 5. Рабочая тетрадь стр.7
Задание 7. Рабочая тетрадь стр.7
ТЕПЕРЬ ТЫ ГОТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ. ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
Как человек двигается?
Тема сегодняшнего урока: «Как человек двигается?». Мы поговорим об опорно-двигательном аппарате человека, узнаем, из каких частей он состоит.
Части скелета
Прощупаем правой рукой ладонь левой руки. Мы почувствуем мышцы и кости. В теле человека более двухсот костей. Они образуют скелет человека, который одет мышцами, которые составляют почти половину веса тела человека. Если бы у человека не было костей и мышц, он был бы мягким, как медуза, и не смог бы стоять, двигаться. Костная и мышечная системы дают опору тела человека и помогают ему двигаться. Это опорно-двигательный аппарат человека. Рассмотрим рисунок скелета, выясним названия его частей и их назначение (рис. 1).
Рис. 1. Скелет человека (Источник)
Мышцы
Части скелета: череп, позвоночник, грудная клетка, ребра, кости таза, кисть, бедро, голень, стопа. У костей два назначение: первое, кости защищают уязвимые и мягкие органы нашего тела. Например, наш череп, состоящий из прочно соединенных между собой костей, служит надежным защитным шлемом для нашего мозга (рис. 2).
Рис. 2. Череп и мозг человека (Источник)
Позвоночник
Позвоночник состоит из маленьких костей – позвонков (рис. 3).
Посередине каждого позвонка имеется небольшое отверстие, а так как позвонки располагаются один над другим, то отверстия находятся друг под другом и внутри позвоночника образуется длинный канал, в котором спрятан спинной мозг (рис. 4).
Рис. 4. Спинной мозг (Источник)
Позвоночник защищает находящийся внутри него спинной мозг, который представляет собой толстый пучок нервов, а крепкая грудная клетка из ребер охраняет наше сердце и легкие (рис. 5).
Рис. 5. Грудная клетка (Источник)
Второе назначение костей: позвоночник и кости ног вместе со скелетными мышцами и суставами дают человеку возможность стоять и ходить. Сустав – это подвижное соединение костей.
Для того чтобы почувствовать, каковы мышцы на ощупь, можно, например, пальцами левой руки взять верхнюю часть правой руки и несколько раз согнуть и разогнуть руку в локте. Интересно, что название «мышцы» произошло от слова musculus, что значит «мышь» (рис. 6).
Рис. 6. Мышцы человека (Источник)
Ученым, изучавшим строение тела человека, сокращение мышц напоминало беганье мышки под кожей. Они насчитали в теле человека более шестисот мышц. Мышечная ткань состоит из клеток. Мышечная клетка длинная, узкая и напоминает волокно. Так, при сгибании и разгибании руки скелетная мышца прикреплена к одному концу кости и тянется вдоль ее поверхности. Затем она проходит через сустав и прикрепляется к другой кости, при этом она тянет за собой кости, к которым прикреплена. Мышцы могут растягиваться (удлиняться) и сокращаться (становиться короче).
Рассмотрим рисунки согнутой и разогнутой в локтевом суставе руки (рис. 7).
Рис. 7. Рисунки согнутой и разогнутой в локтевом суставе руки (Источник)
Найдем мышцу-сгибатель, мышцу-разгибатель и места их прикрепления. Мышца-сгибатель и мышца-разгибатель – это два противоположно действующих механизма, которые работают согласовано. Если мышца-сгибатель сжимается, то мышца-разгибатель расслабляется, и наоборот. Это позволяет нам выполнять с помощью рук различные движения: писать, рисовать, вязать, строить, подтягиваться на турнике и т. д. А мышцы спины и ног более массивны, чем мышцы рук, ведь им приходится удерживать все тело в вертикальном положении. Но, безусловно, немалую роль в этом играет позвоночник.
Позвоночник может выдерживать большие нагрузки в вертикальном положении, однако даже самые небольшие нагрузки, которые испытывает позвоночник при неправильной осанке, могут привести к его искривлению. При неправильной осанке у ребенка, который изо дня в день сидит или работает в неправильной позе, позвоночник, который растет вместе с организмом, начинает искривляться, не выдерживая веса тела (рис. 8).
Рис. 8. Неправильная осанка ребенка (Источник)
Для того чтобы избежать искривления позвоночника, нужно, прежде всего, следить за своей осанкой, не горбиться. Можно проверить правильность своей осанки таким образом: нужно встать к закрытой двери так, чтобы затылок, лопатки, пятки и кончики мизинцев, опущенных и прижатых к телу, рук касались поверхности двери (рис. 9).
Рис. 9. Проверка правильности осанки (Источник)
Стоять так долго сложно, но это одно из несложных физических упражнений, которое может выполнять каждое утро в течение примерно пяти минут не только ребенок, но и взрослый. Правильная осанка не дается нам с рождения, она вырабатывается в течение жизни (рис. 10).
Рис. 10. Правильная осанка (Источник)
Интересные факты
Интересен тот факт, что кости человека состоят из живых клеток. Как и все живые клетки, клетки костной ткани могут делиться. Всем известно, что у человека после перелома руки или ноги кости срастаются. Если бы костная ткань не состояла из живых клеток, этого бы не происходило. А еще с ростом у ребенка увеличивается толщина и длина костей, а взрослые не растут потому, что у них нет хрящей. Особенность скелета детей – это хрящи, которые намного мягче, чем кости. Хрящи обладают волшебной способностью превращать маленьких в больших. В первые недели жизни ребенка его скелет почти целиком хрящевой. Хрящи мягкие, гнущиеся, непрочные, их легко можно повредить. Скелет ребенка стремительно растет, и постепенно в хрящевой ткани появляются отдельные островки настоящей твердой кости. Костные участки с годами увеличиваются, а хрящевые уменьшаются, и это, в конце концов, приводит к задержке их роста (рис. 11).
Рис. 11. Изменение костей с возрастом (Источник)
Как и любым клеткам человеческого организма, клеткам костей необходима кровь, которая приносит им кислород и питательные вещества. Кровь поступает к клеткам костей по кровеносным сосудам, которые проходят через специальные отверстия (рис. 12).
Рис. 12. Строение кости (Источник)
Интересно, что многие кости имеют внутри полость, благодаря которой кости такие легкие. Внутри полости кости находится костный мозг (рис. 13),
Рис. 13. Строение кости (Источник)
который производит клетки крови: красные кровяные клетки, которые переносят кислород (рис. 14),
Рис. 14. Красные кровяные клетки (Источник)
и белые кровяные клетки, которые помогают нашему организму бороться с микробами и болезнями (рис. 15).
Рис. 15. Белые кровяные клетки (Источник)
Вывод
Сегодня на уроке мы говорили об опорно-двигательном аппарате человека и выясняли предназначение костно-мышечной системы.
Список литературы
- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. – М.: Баллас.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. – М.: ИД «Федоров».
- Плешаков А.А. Окружающий мир 3. – М.: Просвещение.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Подготовьте небольшое сообщение об опорно-двигательном аппарате человека и обсудите его со школьным учителем.
- Нарисуйте скелет человека и подпишите его составные части.
- * Составьте кроссворд об опорно-двигательном аппарате человека.
Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.
Презентация по окружающему миру на тему “Как человек двигается” (4 класс)
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
Описание презентации по отдельным слайдам:
3 урок 4 класс Учитель: Игнатьева О.Д. Как человек двигается
Интеллектуальная разминка Проект «Правила ухода за кожей» «Солнечный удар – первая помощь» «Ожёг, ушиб, порез, обморожение – первая медицинская помощь»
Определяем проблему урока По-моему, мышцы слишком мягкие для опоры, а кости слишком жёсткие для движения. Как же мы ходим? Какой возникает вопрос?
Какую роль в движении играют мышцы и кости? Определяем проблему урока
Вспоминаем то, что знаем – Что мы знаем для ответа на этот вопрос? Как животные двигаются? Какие органы участвуют в их движении? – Какой скелет бывает у животных? – Из чего состоит опорно-двигательная система человека? – Какую роль играет эта система в организме человека?
Вспоминаем то, что знаем – Какие группы веществ можно встретить в живых организмах? Как они туда попадают? – О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какова его тема? Тема урока: «Как человек двигается»
Совместное открытие знаний – Давайте познакомимся со строением скелета человека более подробно. (с.17) – Какие части можно выделить в скелете человека? – Из чего состоят эти части?
Скелет человека состоит из костей череп позвоночник грудная клетка кости руки кости таза кости ноги ? ? ? ? ? ?
лобная кость теменная кость затылочная кость височная кость Что вы знаете о черепе? верхнечелюстная кость нижнечелюстная кость
Что вы знаете о скелете туловища? позвоночник рёбра грудная кость грудная клетка
Что вы знаете о костях рук? ключица лопатка плечевая кость локтевая кость лучевая кость кости пясти фаланги пальцев плечо пред- плечье кисть
Что вы знаете о костях ног? тазовая кость бедренная кость большеберцовая кость малоберцовая кость кости стопы бедро голень
придаёт форму телу, обеспечивает движения, защищает от повреждения внутренние органы. Итак, кости составляют скелет, который 1 2 3
Совместное открытие знаний – Если скелет исполняет роль опоры, то какими свойствами должны обладать кости, образующие его? Кости должны быть прочными, крепкими, жёсткими. Большая бедренная кость в вертикальном положении может выдержать груз в 1500 кг, хотя её масса всего 0,2 кг.
Совместное открытие знаний – Если кости такие прочные, почему случаются переломы? – Почему возникает искривление позвоночника?
Совместное открытие знаний – Как кости соединяются друг с другом? Чтобы ответить на этот вопрос, проведите наблюдение: – поверните голову вправо, влево; – поверните туловище вправо, влево; – согните и разогните руку, ногу; –как соединены кости черепа? Кости скелета соединяются подвижно или полуподвижно. Такое соединение даёт человеку возможность свободно двигаться. Кости черепа соединяются неподвижно, так как они защищают головной мозг.
Совместное открытие знаний Если бы опорно-двигательная система состояла только из одного скелета, смогли бы мы двигаться? – Чтобы выяснить роль мышц в организме, проведем наблюдение: согните руку в локте и найдите мышцы. Определите на ощупь, какие они, как ведут себя при сгибании и разгибании руки. Расслабленная мышца – мягкая, работающая – твёрдая.
Совместное открытие знаний – Какую функцию выполняют мышцы? – Как мы ответим на вопрос урока? Сокращение мышц изменяет положение костей. Таким образом мы совершаем движение. и
Применяем новые знания Проверочная работа № 2
Итог урока – Как человек двигается? Сокращение мышц изменяет положение костей, подвижно соединённых в суставах, позволяя человеку двигаться. Д/з: 1) §3, тетрадь к §3. 2) составить проект «Гигиена скелета и мышц».
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Обсуждение творческих вопросов прошлого урока (интеллектуальная разминка).
– Прочитайте слова Лены на с. 16. Какие суждения она высказала? Какое противоречие вы заметили в её словах? Какой у вас возникает вопрос?
– Тело человека не может опираться на мышцы, а жёсткие кости сковывают движение.
Какую роль в движении играют мышцы и кости?
– Что мы знаем для ответа на этот вопрос? Как животные двигаются? Какие органы участвуют в их движении? (Для передвижения у животных есть специальные органы: плавники у рыб, конечности у зверей, крылья у птиц. При движении животные опираются на среду, в которой обитают.)
– Какой скелет бывает у животных?
Приведите примеры. (Скелет бывает наружный, например у насекомых, и внутренний – у рыб, земноводных и других животных.)
– Из чего состоит опорно-двигательная система человека? (Из скелета и мышц.)
– Какую роль играет эта система в организме человека?
– Помогает двигаться, защищает внутренние органы, создаёт опору для тела.
– Какие группы веществ можно встретить в живых организмах? Как они туда попадают? (Органические и минеральные вещества. Организмы получают их во
время питания и дыхания.)
– О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какова его тема?
– «Как человек двигается?»
Давайте составим план работы на основе этих вопросов.
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
ΙΙ. Совместное открытие знаний
1. Работа в учебнике.
– Давайте познакомимся со строением скелета человека более подробно. (Задание к рисунку на с. 17.) Какие части можно выделить в скелете человека?
– Из чего состоят эти части?
– Какое значение имеют эти части скелета?
Отвечают на вопросы учителя.
– Какую основную роль выполняет весь скелет? (Опорную.)
– Если скелет исполняет роль опоры, то какими свойствами должны обладать кости, образующие его?
Версии и гипотезы, проверка с помощью текста учебника.
(Кости должны быть прочными, крепкими, жёсткими.)
– Рисунки на с. 16. Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз в 1500 кг, хотя её масса всего 0,2 кг.
– Если кости такие прочные, почему случаются переломы? (Переломы случаются, если неправильно распределена нагрузка на кости скелета.)
2. Работа в рабочей тетради.
Задание 3 на с. 6 рабочей тетради. Выполняют задание.
– Почему возникает искривление позвоночника? (По причине неправильного
положения тела, например, за партой.)
– Как кости соединяются друг с другом? Чтобы ответить на этот вопрос, проведите наблюдение:
– поверните голову вправо, влево;
– поверните туловище вправо, влево;
– согните и разогните руку, ногу;
– рассмотрите рисунок на с. 18: как соединены кости черепа?
– Сравните результаты своих наблюдений. Попробуйте их объяснить (версии, проверка с помощью текста учебника).
– Кости скелета соединяются подвижно или полуподвижно. Такое соединение даёт человеку возможность свободно двигаться. Кости черепа соединяются неподвижно, так как они защищают головной мозг.
– Если бы опорно-двигательная система состояла только из одного скелета, смогли бы мы двигаться? (Нет, так как кости твёрдые.)
– Чтобы выяснить роль мышц в организме, провёдем наблюдение: согните руку в локте и найдите мышцы. Определите на ощупь, какие они, как ведут себя при сгибании и разгибании руки.
– Мышцы могут быть мягкими и твёрдыми в зависимости от того, какую работу они выполняют.
Расслабленная мышца – мягкая, работающая – твёрдая.
Задание к рисункам на с. 18–19.
Конструирование модели сустава.
Выполняют задания, конструируют сустав.
– Как мы ответим на вопрос урока?
– Сокращение мышц изменяет положение костей. Таким образом мы совершаем движение.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.
1. Работа в учебнике.
Вопросы на с. 19. Обратить внимание на вопрос 3, можно предложить ребятам составить памятку.
Отвечают на вопросы.
2. Работа в рабочей тетради.
Задания из рабочей тетради на выбор.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
3. Проверочная работа № 2.
Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта.
V. Итог урока.
– Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.
– Как человек двигается?
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
Источники:
http://polisadova.ucoz.ru/index/urok_3_kak_chelovek_dvigaetsja/0-76
http://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/4-klass/chelovecheskiy-organizm/kak-chelovek-dvigaetsya
http://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-kak-chelovek-dvigaetsya-klass-499120.html