200 узлов в час. Скорость морского судна измеряется в узлах. А что такое узел? И почему так измеряют скорость? Подробнее о скорости
Определение скорости судов в узлах и перевод в километры в час
В нашей жизни скорость передвижения транспортных средств измеряется в километрах в час (км/час). Так характеризуется движение автомобиля, поезда, самолета. Но из этого правила есть одно исключение. В морской навигации скорость движения судна обозначается в узлах. Эта единица измерения не входит в Международную систему СИ, но традиционно допускается для использования в мореходстве.
Измерение быстроходности судов
Такой порядок сложился исторически. Когда-то быстрота движения судна определялась при помощи специального прибора, который назывался секторный лаг. Он представлял собой доску, на конце которой был закреплен линь — тонкий корабельный трос. На всем его протяжении через равные промежутки были завязаны узлы. Моряк, касаясь троса рукой, подсчитывал количество узлов, прошедших через его руку за определенное время, определяя таким способом скорость сразу в узлах. Важно, что при этом способе не требовалось производить никаких дополнительных расчетов.
Лагами подобной конструкции уже давно никто не пользуется. Сейчас для измерения скорости морских судов применяют приборы на основе последних научных и технических достижений в области гидроакустики и гидродинамики. Популярностью пользуются измерители на основе эффекта Доплера. Существуют и более простые способы — при помощи специальных металлических вертушек, помещенных в воду. В этом случае скорость определяется исходя из количества их оборотов в единицу времени.
Морская миля
В переводе на обычный язык один узел означает скорость, с которой корабль проходит за час одну морскую милю. Поначалу ее величина равнялась 1853,184 метра. Именно такова длина поверхности Земли по меридиану в одну угловую минуту. И только в 1929 году Международная конференция в Монако установила длину морской мили в 1852 метра.
Необходимо помнить, что, кроме морской мили, существуют и другие. В прошлом в разных государствах в качестве единиц измерения длины существовало несколько десятков различных миль. После введения метрической системы мер мили в качестве единицы измерения расстояний стали стремительно терять популярность. Сегодня из всего многообразия сухопутных миль осталось лишь около десяти. Самой распространенной из них является американская миля. Ее длина составляет 1609,34 метра.
К длине земного меридиана привязана не только морская миля. Старинная французская мера длины морское лье равняется 5555,6 метрам, что соответствует трем морским милям. Интересно, что, кроме морского лье, во Франции существовало еще сухопутное, также привязанное к длине меридиана, и почтовое лье.
Правила перерасчета скорости
Сегодня быстроходность морских судов все так же измеряется в узлах. Для того чтобы представлять эту характеристику в привычной для нас форме, необходимо переводить их в километры в час. Это можно сделать несколькими способами:
- Просто умножить количество узлов на 1,852 любым доступным способом, например, используя калькулятор.
- Сделать примерный расчет в уме, умножив количество узлов на 1,85.
- Применить специальные таблицы перевода из интернета.
Сделав подобный перерасчет, легко сравнить между собой скорости движения морских судов и других транспортных средств.
Рекордсмены среди судов
Быстроходность морских пассажирских судов обычно выше, чем торговых. Последний официальный рекорд («Голубая лента Атлантики») принадлежит американскому скоростному трансатлантическому лайнеру «Юнайтед Стейтс». Он был установлен в 1952 году. Тогда лайнер пересек Атлантику со средней скоростью 35 узлов (64,7 км/час).
Печально знаменитый «Титаник» в своем единственном рейсе в момент столкновения с айсбергом в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года шел практически на пределе своих технических возможностей со скоростью 22 узла. Наивысшая тогда скорость пассажирских лайнеров («Мавритании» и «Лузитании») равнялась 25 узлам (46,3 км/час).
Вот некоторые из морских судов, бывшие когда-то обладателями «Голубой ленты Атлантики»:
- «Грейт Вестерн» (Великобритания) в 1838 году.
- «Британия» (Великобритания) в 1840 году.
- «Балтик» (Великобритания) в 1873 году.
- «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» (Германия) в 1897 году.
- «Лузитания» (Великобритания) в 1909 году.
- «Рекс» (Италия) в 1933 году.
- «Куин Мери» (Великобритания) в 1936 году.
Существует отдельная категория судов — на подводных крыльях, которые используются для пассажирских перевозок и береговой охраны. Они могут развивать скорость свыше 100 км/час (60 узлов), но их область применения в море сильно ограничена исключительно прибрежной зоной и низкими экономическими характеристиками.
Смена приоритетов
С развитием авиации подобное активное соперничество среди океанских пассажирских судов потеряло свою актуальность. Пассажиры для пересечения Атлантики стали отдавать предпочтение самолетам, а судовладельческим компаниям пришлось переориентироваться на обслуживание туристов. Для круизных лайнеров важнейшими показателями стали надежность, комфортабельность и экономическая эффективность.
Оптимальная скорость современных океанских круизных теплоходов составляет обычно от 20 до 30 узлов, а для грузовых судов — примерно 15 узлов. Рекордное для того времени достижение «Юнайтед Стейтс» так и осталось наивысшим в истории. Для торговых судов приоритетными показателями сегодня являются прежде всего экономические. Погоня за рекордами окончательно ушла в прошлое.
Видео
В этой видеоподборке вы найдете много интересной информации по поводу измерения скорости морского транспорта.
Почему скорость кораблей измеряют в узлах? (3 фото)
Для начала немного истории. Когда мореплавание только зарождалось, у людей не было приборов, которые помогали бы максимально точно ориентироваться в бескрайнем водном пространстве. Многие предпочитали ходить вдоль берега, чтобы не заблудиться.
Позже людям пришли на помощь географические координаты. С широтой (положение относительно экватора) моряки разобрались относительно быстро, им в этом оказала услугу Полярная звезда. А вот с долготой (положение относительно Гринвичского меридиана) им надо было повозиться.
Морякам приходилось определять расстояние, которое они преодолели от точки с известной им долготой за конкретный промежуток времени. Для этого был придуман секторный лаг. Название изобретения произошло от голландского log – расстояние.
Его первыми образцами были обычное бревно или доска с прикрепленным тросом – линем. Во время движения корабля это приспособление бросали за борт, и оно за счет своей конструкции занимало перпендикулярное положение относительно направления хода плавсредства.
Задачей моряка было определить длину линя, который уходил за борт в течение фиксированного времени, например, за минуту. Для этого на тросе вязали узлы с одинаковым расстоянием, а после подсчитывали их количество. Расстояние между узлами устанавливали заранее так, чтобы их число отражало скорость судна. Так единица измерения скорости получила свое название.
Лаг присутствует и на современных суднах – это прибор с плоскими лопастями, которые вращаются во время движения. Они запускают механизм, определяющий скорость движения судна.
Теперь к цифрам. Морским узлом называется единица определения скорости, при которой объект за один час преодолевает морскую милю. Этот стандарт используется во многих странах мира и равняется 1852 м/ч.
Морская миля является длиной одной минуты градуса дуги меридиана, то есть 1/21600 длины дуги меридиана. Из-за формы нашей планеты эта величина колеблется – на полюсах она составляет 1861,6 метра, на экваторе – 1842,9 м.
Миля унифицированная приблизительно равна значению длины минуты градуса меридиана на широте 45º – 1852,2 метра.
Скорость кораблей измеряют в узлах, так как данная величина является общепринятой, соответствует международным стандартам и помогает морякам лучше понимать друг друга.
Правильное употребление этого термина следующее: судно идет полным ходом 15 узлов. Неверное: 15 узлов в час.
200 узлов в час. Скорость морского судна измеряется в узлах. А что такое узел? И почему так измеряют скорость? Подробнее о скорости
давление
температура 23..25 С, давление 759..761 мм рт.ст., ветер Северный, 4 м/с
- Мариуполь
- Украина
- Мариуполь
- Луганск
- Крым
- Херсон
- Одесса
- Николаев
- Запорожье
- Днепропетровск
- Харьков
- Сумы
- Чернигов
- Житомир
- Киев
- Луцк
- Львов
- Полтава
- Черкассы
- Кировоград
- Черновцы
- Тернополь
- Хмельницкий
- Винница
- Ужгород
- Ивано-франковск
- Ровно
- Севастополь
В Кремле отреагировали на атаку донбасских сепаратистов
18 Февраля 2020, 13:48
По мнению пресс-секретаря главы российского государства Дмитрия Пескова, Кремль не причастен к эскалации конфликта на Донбассе, которая внезапно началась 18 февраля. Такой ответ пресс-секретарь предоставил на вопрос, собирается ли российская власть взять ответственность за эту вооружённую провокацию.
Зеленский желает паспортизировать жителей ОРДЛО
Президент Украины Владимир Зеленский встревожен тем фактом, что Россия массово раздаёт российские паспорта жителям оккупированного Донбасса. Потому официальные власти Украины должны активно бороться с этим явлением. Особое внимание следует уделить молодым украинцам.
0 12 Февраля 2020, 13:52
Украина ищет альтернативу Минску-2
Украина согласна искать альтернативные пути разрешения конфликта на Донбассе, если временно оккупированные территории в 2020 году останутся без проведения местных выборов либо развод войск будет задерживаться. Такое мнение высказал глава Министерства иностранных дел Украины Вадим Пристайко.
0 8 Января 2020, 11:08
Сепаратисты отказались от формата видеоконференции
Донбасские сепаратисты отказались проводить видеоконференцию 20 декабря, во время которой можно было бы договориться об обмене пленными. Как заявила представительница «ДНР» Наталья Никонорова, украинская сторона стремится к пиару и не успеет что-либо предпринять в столь короткие сроки.
3 20 Декабря 2019, 10:40
Сепаратисты выдвинули ультиматум Украине
Донбасские сепаратисты 17 декабря провели совместный брифинг, на котором сделали заявление: украинское руководство обязано согласовывать все вопросы по реализации Вторых минских соглашений с руководителями квазиреспублик. По мнению Пушилина и Пасечника, в противном случае Украина должна признать неспособность вести переговоры.
1 17 Декабря 2019, 18:51
Сепаратисты заявили о новых территориальных аппетитах
Донбасские сепаратисты внезапно приняли закон о «государственной границе», пытаясь расширить границы самопровозглашённой ДНР на всю территорию Донецкой области. Об этом сообщают сепаратистские и российские СМИ. По мнению представителя «донецкого парламента» Владимира Бидевки, подобное решение не противоречит Минску-2.
Источники:
http://liveposts.ru/articles/nauka-i-tehnologii/opredelenie-skorosti-sudov-v-uzlah-i-perevod-v-kilometry-v-chas
http://fishki.net/3033119-pochemu-skorosty-korablej-izmerjajut-v-uzlah.html
http://lifecity.com.ua/?id=8055&l=knowledge&mod=view