40 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сабля самурая название. Самурайские мечи. Японское оружие и его виды. Масамунэ и Мурамаса — великие Мастера

Японское оружие и его виды

Все прошлое древней и феодальной Японии – это нескончаемые сражения. Основное отличие от битв на континенте состоит в том, войны разгорались среди японцев, другими словами, в пределах одной национальности и культуры. Враждующие применяли одно оружие и

похожие стратегии и хитрости ведения войны. В такой ситуации большую важность имело искусство владения оружием самураев и индивидуальные тактические качества военачальников.

Виды японского холодного оружия

В японском боевом прошлом выделяют три определяющих эпохи: эра лука, эра копья и эра меча.

Период Лука

Лук (юми) – старейшее оружие Японии. Луки применялись в качестве оружия с древнейших времен. Стрельба из лука делилась на две формы – как необходимая часть синтоистских церемоний кюдо (Путь лука) и как боевое мастерство кюдзицу (Навых стрельбы из лука). В кюдо обычно упражнялась знать, кюдзицу практиковали самураи.

Японский лук асимметричной формы, верхняя часть которого приблизительно вдвое длиннее нижней. Длиной лук от двух метров. Как правило, части лука изготавливают композитно, другими словами, снаружи лук сделан из дерева, а внутри – из бамбука. Из-за этого стрела почти никогда не движется по прямой траектории, в результате чего меткая стрельба становится возможной только после накопления большого опыта. Среднее расстояние меткого полета стрелы – примерно 60 метров, для профессионала – вдвое дальше.

Японский лук юми фото

Зачастую наконечники стрел изготовлялись пустыми для того, чтобы в полете они испускали свист, который по верованиям отгонял злых демонов.

В старину иногда применялись японские луки, которые необходимо было натягивать не в одиночку, а несколькими воинами (например луки, для натяжения которых требовалась сила семи лучников!). Такие луки применялись не только для отстрела пехоты, но и в битвах на море для потопления вражеских лодок.

Кроме обычной стрельбы из лука, особым мастерством являлась бакюдзицу – верховая стрельба с лошади.

Эра Копья

В 16 столетии в Японское государство из Португалии были привезены мушкеты. Они практически полностью вытеснили луки. Вместе с тем повысилась важность копья (яри). Из-за этого эпоху междоусобиц именуют Эрой Копья.

Преимущественно копья применялись для сбивания всадников с лошади. После падения такой боец оказывался незащищенным. Как правило копья применяла пехота. Копье яри было 5 метров в дляну, и чтобы его использовать, нужно было обладать большой силой и выносливостью. Различные самурайские кланы использовали копья разной длины и конфигурации наконечника.

Эра Меча

С приходом к власти сёгуната Токугава в 1603 году значение военного мастерства как умения “победы любой ценой” ушло в историю. Оно превратилось в самостоятельную технику самосовершенствования и состязания. Благодаря этому физическую мощь профессионалов копья сменило кэндзюцу – искусство владения мечом.

Именно в эту эпоху самурайский меч стал называться “душой самурая”. Меч самурая оттачивался с выпуклого наружу края, а другая грань является своеобразным “щитом” во время сражения. Меч, изготовленный специальными методами многослойной ковки удивительно прочный и острый. Его изготовление занимает длительное время и требует огромных трудовых затрат, поэтому новый самурайский меч всегда имел огромную стоимость. Старинный же меч, произведенный знаменитым мастером, стоил целое состояние. В завещании самурая в специальном разделе всегда указывалось распределение мечей между отпрысками.

Типы самурайских мечей:

Цуруги – старинный прямой заточенный с обеих сторон меч, применяемый до 10 столетия.

Катана – самурайский меч, который носился на поясе острием вверх в паре с вакидзаси. Длина – 60-75 см. Носить катану было разрешено только самураям

Вакидзаси, (Сёто, Кодати) – короткий меч (30 – 60 см), носился на поясе острием вверх и вместе с катаной составлял комплект самурая дайсе (длинный, короткий).

Тати – большой длинный изогнутый меч (от 61 см в клинке), который носился острием вниз, применялся, как правило, всадниками.

Нодати (Одати) – разновидность тати, очень длинный меч (от одного до полутора метров), который носился за спиной.

В тренировках применялись мечи-синай, изготовленный из бамбука и боккэн – мечи из дерева.

Простолюдины могли могли владеть только малыми мечами или ножами – для защиты от разбойников и грабителей. Самураи носили два меча – длинный и короткий. Сражались при этом, все-таки длинным мечом катаной, хотя были и школы владения двумя мечами сразу. Профессионала определяли по способности победить врага при минимальном числе взмахов меча. Особым мастерством считалось искусство убивать противника, быстро вытянув меч из ножен – одним взмахом (техника иайдзюцу).

Читать еще:  Палка для самообороны. Японские боевые искусства. Виды боевых искусств Японии

Вспомогательные виды японского оружия:

Бо – военный шест. Известно большое количество видов разной длины (30 см – 3 м) и толщины.

Дзиттэ – оружие в форме “вилки” с двумя зубами, изготовленное из железа. Применялась полицией периода Токугава для перехвата меча взбешенного (как правило, пьяного) самурая, кроме того, в качестве боевой дубины.

Ёрой-доси – “кинжал милосердия”, который применялся для добивания раненых.

Кайкэн – боевой кинжал женщин. Применялся женщинами аристократического рода в качестве ножа для самоубийства при посягательстве на их честь.

Кодзука – военный нож. Зачастую применялся в хозяйстве.

Нагината – алебарда японцев. Жердь с присоединенным лезвием. Первоначально применялась пехотой для нанесения травм вражеским коням. В 17 столетии начала применяться девушками из самурайского рода для обороны. Стандартная длина нагинаты составляла примерно 2 м.

Тэссэн – военный веер со стальными спицами. Использовался полководцами. Иногда применялся в качестве маленького щита.

фото боевой веер Тэссэн

Старинное японское стрелковое оружие (однозарядные аркебузы) – популярным стало в период междуусобиц. После воцарения сёгуната Токугава перестало использоваться, так как считалось “недостойным истинного воина”.

Японское оружие видео

Интересное видео о катане и вакидзаси.

Жанр статьи – Оружие Японии

Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!

Ёто — демонический меч. Японский оружейник Мурамаса (7 фото)

妖刀 (ようとう) — Ё(у)то(у) (первый иероглиф – аякаши, как в ё(у)кай – «демон», второй – катана) – легендарные японские мечи, содержащие энергию демонов, частый мотив в боевых аниме. Называются еще «Макэн» 魔剣 — «магический меч».

Например, самый известный:
Мурамаса 村正 («правильная деревня» – если подумать странное имя для такого мастера).

Мурамаса по преданию, изготовлял «темные» мечи, заковывал в них заклятия и воинствующих духов демонов. Считалось, что меч Мурамасы требует крови и несет смерть, его владельцы начинали испытывать жажду крови, совершали жуткие преступления или погибали от своего же меча.

Полагают, что он был учеником Белого мастера меча — Масамунэ, жившего ок. 1300-х гг., мечи их часто сравнивали, вернее, противопоставляли друг другу, как меч жизни и меч смерти. Говорят, что первый ковал мечи, бормоча «да будет мир», а второй — «да будет ужас в мире».

Мурамаса создал свою школу ковки меча — Сэнго 千子 («тысяча детей») в провинции Исэ 伊勢, просуществовавшую с 1350 по 1500 г., следовательно, жил также в 1300-х гг. в ранний период Муромати.

«По легенде, Мурамаса, был не согласен с политикой Токугавы, который стремился завладеть властью над всей Японией, поэтому вкладывал в свои мечи проклятия для всей семьи Токугавы».

Токугава чуть ли не случайно получил власть в конце эпохи Сэнгоку (1500-е) и он не вел завоевательных войн в таком масштабе, как Тоётоми Хидэёши и Ода Нобунага, ибо был в то время еще совсем пацаном. Он получил власть в ходе борьбы между выжившими вассалами Хидэёши, так что особой какой-то ненависти у давно почившего мастера Мурамасы к нему трудно предположить.

Но можно предположить другой вариант, что это был его наследник или ученик. Магическими силами, как известно в Японии обладали либо ниндзя, либо ямабуши, и этот Мурамаса мог в принципе принадлежать по своей сути к кому-то из них.

У Токугавы после битвы при Сэкигахара (1600) находилась в руках почти вся власть над ниндзя, другие два мистика – Такеда Синген и Кэншин к этому времени уже почили, но мстящие за них могли остаться. Хотя опять же непонятно, за что мстить Токугаве именно.

Но, как бы там ни было, действительно несколько членов его семьи пали от этого клинка. Сам Иэясу дважды ранил им себя по неосторожности, от него скончался дед Иэясу — Киёясу, был серьёзно ранен его отец, а сын Нобуясу, заподозренный в связях с врагами клана Токугава и приговорённый к сэппуку, лишился головы (?, ну если уж родного сына не отмазать от предательства к себе же, то тут уже не меч виноват..).

Другая смутная история рассказывает о некоем Ширае Гонпати, — самурае, который грабил прохожих с помощью мурамасы и тратил все деньги на ойран Комурасаки.

Скорее всего, обычная случайность, но народ Японии очень суеверный народ. Это скорее говорит о его распространенности, как самом частом мече в то время.

В ответ Токугава приказал уничтожить все мечи Мурамасы, которые хранились в его семье, и приказал сделать тоже всем носителям мечей в стране. Однако мечи были так хороши, что многие самураи решили сохранить их тайно.

Читать еще:  Макивара – секретное оружие японцев, или как правильно набивать кулаки. Ручная работа: Как и зачем набивать кулаки

По одной из легенд, клинок Мурамасы вместе с клинком Масамунэ опустили в реку, поросшую лотосом. Листья лотоса без единой царапины огибали меч Масамунэ; меч Мурамасы рассекал их на куски.

Также говорили, что, раз обнаженный, клинок Мурамасы не вернется в ножны, пока не изведает вкуса крови, будь то даже кровь его собственного владельца. По японским поверьям, такое оружие способно пробудить «жажду крови» в тех, кто рискнул бы им воспользоваться.

Уцелело до наших дней около 40 подлинных клинков Мурамаса.

Трудно их в принципе отличить от обычных катан, дайто и вакидзаши, еще труднее сказать, что они подлинны.

Отличительная черта по идее — двусторонняя заточка?, более узкое лезвие.

Хондзё Масамунэ: Величайший меч Японии

Клинок «Хондзё Масамунэ», выкованный когда-то непревзойдённым японским мастером Горо Нюдо Масамунэ Считается лучшим мечом мира и реликвией эпохи Эдо. Четыре сотни лет им владели потомки сёгуна Токугавы, но в декабре 1945 года он был утерян.

Бесценный самурайский клинок стал добычей американского мародёра

Первые мечи появились в Японии во второй половине III века. Их завозили с материка китайские и корейские торговцы. История собственно японского меча началась в период Хэйан (VIII-XII века). Тогда как раз сформировался класс самураев, была освоена металлургия, и ремесленники, опираясь на китайский и корейский опыт, начали выпуск собственной продукции.

Дорога к совершенству

В силу политики самоизоляции Японии от остального мира оружейная технология развивалась по своему, совершенно оригинальному пути. Это касалось и формы мечей, и процесса ковки, и закалки.
Классический японский меч имеет слегка изогнутый клинок с односторонней заточкой, характерным остриём, овальной гардой (цубой) и длиной рукоятью, обёрнутой шёлковыми шнурами или акульей кожей. Мечи делились на несколько видов, из которых можно выделить: тати или катана (длинные мечи), вакидзаси (короткий меч) и танто (кинжал). Катана и вакидзаси носились в паре, ковались одним мастером и в совокупности назывались «дайсё».
Технология ковки японского меча подразумевала весьма сложный и долгий процесс. Полотно меча компоновалось из нескольких сортов стали: с пониженным и повышенным содержанием углерода. Причём все заготовки проковывались множество раз. Их нагревали, сплющивали, затем сворачивали вдвое и опять сплющивали, повторяя процесс снова и снова. При закалке такой многослойной стали на лезвии клинка появлялся своеобразный и неповторимый рисунок (хада), напоминающий рисунок древесины.
В древней Японии профессия кузнеца-оружейника имела очень высокий статус, практически равный статусу самурая. Часто кузнечным делом занимались монахи, горные отшельники, но даже кузнецы, работавшие в замках и ремесленных посадах, превращали ковку меча в религиозное действо. Они придерживались в это время строгого воздержания в еде, питьё и общении с женщинами и приступали к работе только после обряда очищения, облачившись в церемониальные одеяния.

Мастер мастеров

Период Камакура считается золотым веком японского меча, а самым известным кузнецом этого периода считается монах Горо Нюдо Масамунэ. Несмотря на то что имя этого человека стало легендарным, его биографии, подтвержденной достоверными фактами, практически не существует. Считается, что он родился в провинции Сагами, жил в промежутке между 1260 и 1340 годами и учился у знаменитого оружейника Шинтогу Кунимитсу.
Расцвет творчества Масамунэ приходится на конец XIII — начало XIV века, в это время он разработал особую технику — «сосю» и изготовил в этой технике целую серию мечей. Технология позволяла создавать необычайно прочные изделия. Секрет оружейника заключался в использовании четырёх сваренных между собой металлических полос, которые складывались вместе пять раз, образуя в стальном клинке 128 слоёв.
Мечи Масамунэ отличались не только высоким качеством, но и особой красотой. Полагают, что Масамунэ усовершенствовал метод получения стали типа «ниэ», когда перлитовая матрица насыщается кристаллами мартенсита, и после окончательной закалки и полировки поверхность приобретает вид «вечернего неба, усыпанного звёздами»: чёткие тёмные линии, как молния, прорезают лезвие, а серая тень лежит на его передней части.
В 1714 году по приказу То-кугава Ёсимунэ был составлен «Мэйбуцу Те Кехо» — трёхтомный каталог изделий лучших японских оружейников. В первом томе перечислены работы трёх известнейших кузнецов Японии: 41 меч Масамунэ и 32 меча двух его коллег. Оставшиеся тома включают описание ещё 20 клинков великого мастера, а в остальном на треть состоят из упоминаний работ, выполненных его учениками. Согласитесь, это многое говорит о статусе кузнеца и уважении, которое вызывали его шедевры.

Вода в ручье

Самым знаменитым клинком Горо Нюдо Масамунэ японцы считают меч, именуемый «Хондзё Масамунэ». Следует отметить, что мечи для уроженцев островной империи всегда имели не только сугубо утилитарную, но и сакральную ценность. Катана в японских сказаниях — символ доблести, душа самурая. Наряду с бронзовым зеркалом (олицетворением знаний) и яшмовыми подвесками (искусством) она была передана богами семье первого императора.
«Хондзё Масамунэ» тоже имеет свою легендарную историю. Сказания утверждают, что когда-то Масамунэ получил вызов от другого кузнеца — Мурамаса. Тот заявлял, что сделает клинок, который превзойдёт все работы великого мастера. Масамунэ принял вызов, и оружейники взялись за работу. Мурамаса изготовил «Дзюути Иосаму» («Десять тысяч холодных ночей»), а Масамунэ сделал легендарный «Хондзё Масамунэ».
Чтоб испытать мечи, их по обычаю укрепили в русле небольшого ручья против его течения. Меч Мурамасы рассекал все, что едва касалось его лезвия: плывущих рыб, кувшинки, листья. Меч же Масамунэ казалось, был неспособен разрубить ни одного проплывающего листа. Мурамаса уже начал насмехаться над противником, но следившие за испытанием монахи заметили, что все листья и рыбы оплывают лезвие «Хондзё Масамунэ», словно бы сам меч отводит их в сторону. Если первый клинок с маниакальным упоением убивал все, чего касался, то второй не пытался никого губить понапрасну и щадил то, что невинно.
По одной из версий этой легенды меч Масамунэ даже воссоединил и исцелил лист, разрубленный мечом Мурамасы.
Масамунэ редко подписывал лезвия своих клинков, мотивируя это тем, что его работу невозможно подделать или перепутать с изделием другого мастера. Однако сегодня мы знаем целый ряд его мечей: «Фудо Масамунэ», «Кегоку Масамунэ», «Дайкоку Масамунэ», «Хотё Масамунэ», «Котэгири Масамунэ» и, конечно, «Хондзё Масамунэ».
Эта знаменитая катана считалась символом сёгуната Токугава, правившего Японией в период Эдо более двух с половиной веков. Имя меча связано с именем генерала Хондзё Сигенаги, захватившего оружие в качестве боевого трофея в одном из сражений. Позже меч был продан, сменил нескольких хозяев и наконец попал к Иэясу Токугаве, основателю прославленной династии сёгунов. Постепенно став очень важной фамильной реликвией, катана на протяжении веков передавалась из поколения в поколение.
В 1939 году меч был объявлен культурным достоянием Японии.

Читать еще:  Лучшие упражнения на пресс для девушек. Упражнение скручивания на пресс для женщин. Правильность и нюансы выполнения. Махи в положении лёжа

Последняя война «Хондзё Масамунэ»

Во время Второй мировой войны Япония, воевавшая на стороне стран «оси», потерпела поражение. В сентябре 1945 года генерал Дуглас Макартур на борту американского линкора «Миссури» принял капитуляцию представителей островной империи. После подписания акта командование оккупационными силами предприняло меры к демилитаризации страны. Все воинские формирования, а также гражданские лица должны были сложить оружие, а поскольку в японской армии мечи официально стояли на вооружении офицерского и сержантского состава, то их надлежало сдать так же, как пистолеты, пулемёты и винтовки.
Конечно же, подавляющее большинство мечей для армии выпускалось в массовом порядке, и качество их оставляло желать лучшего, но при этом у части офицеров и гражданских лиц имелись настоящие самурайские клинки, выкованные столетия назад. Они тоже подлежали сдаче.
В декабре 1945 года Иэмаса Токугава сдал «Хондзё Масамунэ» и 14 других мечей из семейной коллекции в полицейский участок в Мэйдзиро. Согласно официальной версии, спустя месяц полиция Мэйдзиро передала конфискованные мечи сержанту 7-го , кавалерийского полка Колди Баймору…
Однако на то эта версия и «официальная», чтобы ею можно было прикрыть реальное положение дел. Истина в том, что дальнейшая судьба «Хондзё Масамунэ» неизвестна. В худшем случае он с тысячами других мечей был отправлен на переплавку в качестве металлического лома, в лучшем — осел в одной из частных коллекций или пылится на каминной полке где-нибудь в доме одного из потомков американского ветерана из Аризоны или Техаса, прихватившего занятную железку в качестве военного сувенира.
Установить подлинную личность человека, забравшего меч из полицейского участка, оказалось невозможно. Перевод его имени сначала с английского языка на японский, а затем вновь на английский привёл к тому, что его звучание и написание были полностью искажены. А сержант Колди Баймор никогда не числился в списках личного состава 7-го кавалерийского полка США.
Увы, легендарный шедевр великого мастера пропал без вести. Его местонахождение до сих пор остаётся тайной. По слухам, сломанный клинок этого меча был найден в 2009 году на Окинаве, однако специалисты воспринимают эту новость скептически.

Журнал: Загадки истории №25, июнь 2019 года
Рубрика: Невероятные артефакты
Автор: Эдуард Шауров

Источники:

http://jamato.ru/yaponskoe-oruzhie/17-vidy-yaponskogo-oruzhiya-obshchaya-kharakteristika
http://fishki.net/2176041-yoto–demonicheskij-mech-japonskij-oruzhejnik-muramasa.html
http://www.bagira.guru/weapon/khondzjo-masamune-velichajshij-mech-yaponii.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: